Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство
Работа начинается с уточнения оптико-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой, для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв. Дети упражняются в анализе состава и структуры графического знака; в синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок — к более тонким). Поначалу реконструкция букв происходит в наглядно-действенном плане, а затем — отвлеченно, т.е. по представлению.
Переходя к рукописному шрифту, дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу, по исходной инструкции, под команду — с постепенным убыстрением темпа. При дифференциации таких букв основная задача логопеда — научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки).
Последовательность операций такова:
Поэлементная запись смешиваемых букв проводится с негромким проговариванием в двух вариантах: а) расчлененно, б) целостно, например:
Во всех упражнениях этой темы главной целью является закрепление связи" между фонемой — артикулемой — графемой — кинемой. Для контроля правильности включаются все четыре анализатора.
Полезен устный диктант слогов, слов — когда дети в ответ выписывают букву в воздухе либо пальцем — на поверхности стола.
§ Показ предметной картинки.
§ Выделение начального звука (Б). Уточнение артикуляции — звонкий согласный, взрывной; преграда — сомкнутые губы (губы).
§ Показ второй предметной картинки; выделение начального звука — Д.
§ Уточнение его артикуляции (согласный звонкий, взрывной, преграда — кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д — десны).
§ Сопоставление звуков по артикуляции.
Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные. Разное: место преграды: Б - гуБы, Д — десны. Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков: Б — Д, Б — Д ...
§ Соотнесение звука с буквой. Сравнение буквы с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква вписывается в силуэт белки.
Соотнесение буквы с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз — упирается в ствол).
Буква вписывается в силуэт дятла.
Вывод: запоминаем наши «опоры»:
звук Б — «взрываются» губы; буква - хвост белки (вверх);
звук Д - язык упирается в десны; буква - хвост дятла (вниз).
1. Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте).
2. Поэлементная запись букв с проговариванием.
3. Выборочный диктант слогов:
а) диктовка серии (не более 1-го — 2-х раз);
б) отраженное проговаривание хором;
в) запись серии.
4. По окончании диктанта проводится проверка хоровым чтением. (Логопед без труда определит на слух ошибки детей; в этом случае надо уточнить: это ошибка чтения или письма? То и другое подлежит исправлению. При многочисленных ошибках логопеду не следует переходить к дифференциации на материале слов. Надо продолжить работу на слоговом материале.)
5. На доске записаны слова с пропущенными буквами:
— елил -ал про—ел
Вопросы к детям: сколько слов записано на доске? Прочтите их, вставив нужные буквы. Кто увидел здесь шжжжжжжжжжжжжлщзьатруднениях вызываются ученики, которые подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Устно составляются с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадь самостоятельно три пары слов, выделив буквы б и д цветным карандашами. (На доске не должно быть осстановленной записи, иначе работа будет сведена к механическому списыванию.)
6. Рассмотреть ряд предметных картинок. Назвать их последовательно, запомнить названия. При повторном назывании выделить в словах искомые звуки. Такой ряд может включать до 12-16 картинок, например:
обезьяна | сундук | булка | , барабан | радуга | дедушка | бублики |
Затем выполняется самостоятельно графическая запись в тетрадях:
б, д, б, бб, д, дд, бб ... (т.е. все картинки «шифруются»).
(Логопед обращает внимание на особенности работы каждого ученика: выдержана ли последовательность и количество «слов»; есть ли смешения букв, каков темп работы?).
Проверка ошибок проводится коллективно — чтением и расшифровкой записи.
7. ставить все эти картинки в два ряда - по наличию звука Б или Д.
8. Запись под диктовку слов в 2 столбца - по наличию звука Б - Д:
дорога, работа, прибежал, загадал, ребро, добрый (СНОСКА: Слова, содержащие оба звука, дети догадываются записать посередине строки:), рубль, денёк, дважды, однажды, везде, брызги, убрал, здесь, одежда, бубен.
9. От данных слов образовать новые с помощью приставки до-, например:
бежал – добежал | брёл — ... | брал — ... |
белил — | ... бил — ... | брил — ... |
Устно составить словосочетания:
10. Прочитать, вставляя пропущенные буквы б или д:
а)
У Ли-ы голу-ой -ант.
Ва-им -ал -ругу -улку.
Весь -ень и-ёт -ождь.
У -а-уижи наря-ная -лузка.
На -иване -елая по-ушка.
Завтра -у-ет холо-ная пого-а.
б)
-о-авка -о-рый -орь-а са-ово-ы -о-рался | -оро-а -рига-а -у-ильник по-ерёзовик -лю-це | ле-е-и -у-инка -ро-и -орь-а -е-ро | -о-ро-ушный -о-рость по-оро-ок -ро-яга -ара-анить |
11. Повторить за логопедом:
а) «Все бобры добры для своих бобрят.»
б)
«Ходит Люба возле дуба.
Нам глядеть на Любу любо.
Прислонилась Люба к дубу —
любо нам глядеть на Любу!»
12. Предложения для чтения, анализа и записи:
В дороге мы озябли. Утята добрались до другого берега. В ноябре ледяной покров на реках ненадёжен. Ребята ведут борьбу с вредителями садов. В сентябре издали видны алые ягоды рябины. Дождём забрызган подоконник.
Тексты диктантов
ЛЕТОМ
Летом братья были у бабушки и дедушки в деревне. Недалеко бежала быстрая речка Бобровка. Дети любили удить рыбу до самого обеда. А вечером ребята работали в огороде.
ОСЕНЬ
Наступил октябрь. Люди зябнут в домах. Надо раздобыть дров, тогда будет тепло. Дедушка купил целую подводу дров. Дядя Боря и Вадим будут их рубить. Младший брат Володя будет убирать дрова в сарай.
Буквы О — А [о-а]
1. Вычленить начальные гласные О, А в ударной позиции из слов: осень, астры.
2. Сравнить артикуляцию этих гласных (см. стр. МО )
а) с голосом:
б) беззвучно.
Рассмотреть условные обозначения этих звуков (карточки):
Обратить внимание детей на то, что губы как бы «пишут» сами букву О.
3. «Озвучить» слоги, составленные из данных согласных и указанных схем, например:
4. Соотнесение звуков с буквами рукописного шрифта: а, о.
а) Упражнение в чередующейся записи букв цветными карандашами.
б) Отработка соединения букв висе другими буквами.
5. Чтение слоговых таблиц:
со — са | но — на | ато — асо |
ра — ро | ош — аш | ало — амо |
ва — во | ом — ам | оно — ара |
6. С опорой на схемы гласных А и О прочитать следующие слова:
Образец:
д-м | с - м | ст-л |
в - л | п - чка | т - чка |
м - жет | п - лки | кр - тко |
а) С каждым словом составить предложение или словосочетание.
б) Записать полученные пары слов, подчеркнув гласные а и о.
7. Запись слогов под диктовку. Проверка чтением.
8. Различение гласных О — А в словах — устно (поднимая буквы а и о только в ударной позиции!):
лось, палец, мох, мать, парки, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашки, норы, марка, море, ложки, весна, осень, скорый.
9. Запись слов в две колонки под диктовку (по наличию ударных гласных а или 6).
Сок, сказка, кони, плакса, галки, ослик, просит, краски, помню, палец, лампа, ранка, кошки, камни, ломтик, чайки, сахар, тайна.
10. Прочитать стихотворение В.А.Жуковского, вставляя пропущенные ударные гласные А и О:
КОТИК И КОЗЛИК
Там к-тик ус-тый по с-дику бр-дит,
а к-злик рог-тый за к-тиком х-дит.
И л-почкой к-тик м-ет св-й р-тик,
а к-злик сед-ю трясет бород-ю.
Списать, вставляя и подчеркивая цветными карандашами гласные буквы а, о.
11. Предложения для графической записи (под диктовку -запись лишь ударных гласных).
Образец:
диктуется | запись |
В дальнем овраге мрачно и холодно | а а а - о |
Скоро сказка сказывается. Астры расцветают осенью. Лампа погасла внезапно. Ровный асфальт радует пешехода. Старая лодка ушла на дно. Свисает прозрачная гроздь винограда. Смолк соловушка в чаще лесной.