Вычленение гласного звука (на слух)
Из ряда гласных (в начальной позиции). Поднять букву, соответствующую первому гласному звуку: уиа, аио, эоы, оиу, иоа, ауэ и т.д.
Из серии слогов с повторяющимся гласным звуком:
ул – ус – ук | ом – он – ор |
ар – аш – ан | ах – ал – ас |
ил – ит – ис | эх – эк – эт |
Па – ка –на | ха – ра – ва |
то – со – ло | ты – мы – лы |
ру – ну – ту | ти – ки – ни |
Из слова (в начальной позиции, под ударением). Поднять соответствующую букву:
искра, армия, обувь, астры, узкий, улица, остров, игры, очередь, аист, этакий, ужинать, огненный, изгородь, утренник, иволга, очень, изредка, область, адрес, умный, издали, удочка, атомный, эхо, окунь, этот.
Из слова (гласный в середине слова, под ударением):
пух, нож, вот, там, кит, сам, сом, мышь, гусь, рос, жук, дочь, сад, лил, пол, мыл, пил, рыл, рис, шум.
II. Согласные звуки
Рассмотреть артикуляцию отдельных согласных звуков, произношение которых доступно всем учащимся (выделить существенные артикуляторные признаки для формирования слухопроизносительных дифференцировок):
п — сомкнутые губы «взрываются» под давлением выдыхаемого воздуха. Звук не тянется;
м - сомкнутые губы не размыкаются, выдох направляется через нос (контроль зеркальцем - запотеет). Звук можно тянуть;
ф — нижняя губа смыкается с верхними резцами, выдыхаемая струя проходит через эту щель. Звук можно тянуть;
г - кончик языка упирается в верхние резцы. Выдыхаемая струя «взрывом» разрушает эту преграду. Звук не тянется;
н — кончик языка упирается в верхние резцы. Выдыхаемая струя проходит через нос. Звук можно тянуть.
Узнавание согласного звука (на слух)
Начального звука в слове: поднять знак «+» или «-»:
м — парус, молоко, морковь, капуста, молоток, балкон, мука, заноза, соловей, монета, букет, журавли, мороз, книга, майка, муравей, мужество;
п — крошки, пакет, колесо, палатка, нарядный, зерно, панама, папоротник, знамя, пламя, ножницы, паркет, камни, пастух, паук, номер, плавал;
ф — груша, фуражка, плоды, колосья, фасоль, флакон, природа, фонтан, картон, форточки, фабрика, корабли, футбол, кабина, фонари, фартук;
н — ноты, заботы, награда, назад, газеты, приборы, начало, полоска, ветер, новость, березы, напёрсток, народный, ноябрь, ромашки, напиток;
т — кувшины, таблица, ладони, качели, танец, топор, табурет, колесо, тайна, тренер, таблетка, тарелка, справка, тайга;
Последнего согласного в слове:
ф — трудный, крепость, шкаф, торф, шахта шарф, жираф, плащ, костёр, старик, телеграф, прибор, параграф, ракета;
т — кот, совет, сахар, пример, привет, самокат, акробат, пламя, салют, винегрет, компот, рассвет, крокодил, бегемот, сверчок, компас, торт;
к — дом, стук, звон, звук, петушок, солдат, спутник, страна, восток, овёс, паук, воротник, портфель, фартук, помидор, парад, порошок.
Согласного в середине слова:
п — слива, липа, крупа, топор, четверг, лопата, компот, хомяк, часы, черепаха, рапорт, кисель, салат, капля, трава, репа, цветы, крупный, спал;
м — рябина, комната, синица, смотри, омлет, среда, костер, костюмы, громко, труба, лапа, лампа, трава, трамвай, клубы, клумбы, вымпел;
ф — корка, кофта, зонтик, муфта, портфель, звонок, телефон, профессия, просьба, строчки, лифт, таблетка, салфетка, кофейник, самовар, сарафан и т.д.
Отобрать картинки, в названиях которых содержится определенный согласный звук:
а) в начале слова;
б) в любой позиции.
Выборочный диктант слов.
а) Устный — поднять букву, если в слове содержится определенный звук (буквы раздаются детям заранее).
б) Письменный — запись слов, содержащих определенный звук (можно использовать доступные для учеников по написанию слова из данных выше).
Вычленение согласного звука на слух в начальной позиции
а) Из серии слогов: то-та-ту оп-ап-уп на-ну-но ас-ос-ис са-со-су ум-ам-ем и т.д.
б) Из слова (в начальной позиции). Беседа по тексту стихотворения:
- Вот сколько на «к» я сумею сказать:
кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
корова, квартира, картина, ковёр,
кладовка, калитка, комод, коридор...
- Ой, хватит! И звук тоже может устать!
А вот что на «т» ты сумеешь назвать?
- Топор, табуретка, тарелка и ложка...
- Ты, кажется, что-то напутал немножко.
- Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.
Послушай, на «с» назову я посуду:
стакан, сковородка, солонка и... кошка.
- А кошка откуда?
- Залезла в окошко!
- Спроси лучше кошку —
откуда пришла и вся ли посуда на кухне цела...
(Л.Куклин.)
Учащиеся продолжают подбор слов на заданный звук.
в) Игра «Любопытный». Ведущий задает вопросы, учащиеся в ответ, придумывают предложение, все слова в котором начинаются на один звук, например:
Кто? Что сделал? Кому? Что?
Папа принес Пете пастилу
Соня связала сестре свитер