Нарушения восприятия «себя», как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей.

Нарушения восприятия «себя», как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей.

Архипов Борис Алексеевич - МГПУ, кандидат медицинских наук, профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики, Москва.
Максимова Елена Владимировна - КДУ (культурно-досуговое учреждение) «Центр Триада», методист профильных программ, Москва.

Семенова Наталья Евгеньевна – детская поликлиника №46, медицинский психолог.

Практически у всех детей, которые обращаются к нам по поводу нарушений развития мы, в первую очередь, отмечаем нарушения восприятия.

В научной литературе такие нарушения могут иметь и другие названия. Н.А.Бернштейн относил их к нарушениям афферентного синтеза. В переводной англоязычной литературе используется термин – нарушения сенсорной интеграции. Во всех описываемых случаях речь идет о нарушениях обработки поступающей информации.

Наиболее часто встречаются у детей следующие нарушения восприятия:

- нарушения восприятия телесной, в первую очередь, глубокой (протопатической) чувствительности;

- нарушения вестибулярного (чаще, гравитационного) восприятия;

- нарушения зрительного восприятия у детей, которые видят;

- нарушения слухового восприятия у детей, которые слышат. (Никольская, 1997; Семенович, 2002; Морозов, 2002; Гилберт, Питерс, 2003; Феррари, 2006; Айрес, 2009 и многие другие).

Ниже, мы несколько подробнее разберем, как влияют нарушения глубокой телесной чувствительности и пространственного восприятия на формирование психики ребенка.

«Любое отклонение, нарушение в этапах развития или их пропуск приводит к включению компенсаторных гипо- или гипермеханизмов. Такого рода компенсаторные процессы нередко формируют поведенческие "маски" или патологические феномены и синдромы соматического, неврологического и психологического ряда». (Архипов, Семенович)

Восприятие в пространстве

Насыщение тонусом необходимое условие формирования восприятия всех других, более высоких уровней обработки информации в центральной нервной системе. Чтобы нервные центры принимали и обрабатывали информацию, они должны быть тонически активны (предуготовлены к работе).

Чтобы мы могли смотреть и слышать, и глаз, и ухо должны быть тонически настроены.

В пространстве мы выделяем себя и свое тело – как часть пространства.

Возникают понятия ЯиЗДЕСЬ.

«Для того, чтобы бытьсамим собой, необходимо обладать единственно своим уникальным и ограниченным местом в пространстве,т.е. телом. Самоощущение собственного тела, самоощущения единства себя и своего отличия от окружающего пространства является основой Я-сознания». (Рибо, 2001; Бюлер, 2000).

Снова закройте глаза и попробуйте сосредоточиться на своем теле. Обратите внимание, - когда вы прислушиваетесь к своему телу, вы перестаете воспринимать окружающее пространство. Восприятие окружающего пространства мешает вам слушать свое тело.

Возможно, этот механизм и лежит в основе нарушения пространственного восприятия многих наших детей. Восприятие собственного тела настолько для них жизненно важно, что ради него они отказываются от восприятия пространства.

Нарушения восприятия пространства и себя в пространстве ведет к тому, что у наших детей так поздно появляется осознание себя - Я-сознание,ос котором мы уже говорили выше.

Слуховое восприятие в пространстве

Слуховое восприятие в пространстве – дихотонично, на два уха; по слуху мы определяем расстояние до интересующей нас цели.

Слуховое восприятие в простанстве включает в себя определение громкости звука, тональности, высоты звучания, интонации, эмоциональной окраски звучания и т. п. (Найссер, 1998).

Слуховое восприятие пространственного поля – образно, мы не просто слышим звуки, мы «видим» шумящие машины, чирикающих птиц, говорящих людей, слышим крадущуюся кошку, слышим порывы ветра и т.п.

Литература.

Айрес Д.Р., при участии Д. Роббинса. Ребенок и сенсорная интеграция, понимание скрытых проблем развития, с практическими рекомендациями для родителей и специалистов. Теревинф, 2009.

Б. А. Архипов, А. В. Семенович ОНТОГЕНЕЗ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ РЕБЕНКА КАК ОТРАЖЕНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО ПРОСТРАНСТВА http://liber.rsuh.ru/Conf/Cult-hist/arkhipov.htm

БюлерК. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М., 2000

Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. М., 2003

В. П. Зинченко, Т. С. Леви Психология телесности между душой и телом.


АСТ, АСТ Москва, 2007 г.

Грэндин Т., Скариано М. М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. М.: Центр лечебной педагогики, 1999.

Журавлев И.В., Тхвостов А.Ш. Субъективность как граница: топологическая и генетическая модели. Психол. ж., 2004, т.24,№3, 5-12.

Лебединский В.В. Искаженное психическое развитие http://www.autism.ru/read.asp?id=38&vol=0

Т. Леви, В. Зинченко. Психология телесности между душой и телом. Издательства: АСТ, АСТ Москва, 2007 г.

Меграбян А. А. Деперсонализация. Ереван: Армянское государственное издательство, 1962.

Меркато Ш. Люди разбитых надежд. Моя исповедь про шизофрению. http://olegtern.livejournal.com/29758.html

Морозов С. А. Детский аутизм и основы его коррекции. М., 2002.

Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. БГК им И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998.

Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997.

Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования. - Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001.

Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.

Тхостов А. Психология телесности. М.: Смысл, 2002.

Феррари П. Детский аутизм. М., 2006.

Нарушения восприятия «себя», как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей.

Архипов Борис Алексеевич - МГПУ, кандидат медицинских наук, профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики, Москва.
Максимова Елена Владимировна - КДУ (культурно-досуговое учреждение) «Центр Триада», методист профильных программ, Москва.

Семенова Наталья Евгеньевна – детская поликлиника №46, медицинский психолог.

Практически у всех детей, которые обращаются к нам по поводу нарушений развития мы, в первую очередь, отмечаем нарушения восприятия.

В научной литературе такие нарушения могут иметь и другие названия. Н.А.Бернштейн относил их к нарушениям афферентного синтеза. В переводной англоязычной литературе используется термин – нарушения сенсорной интеграции. Во всех описываемых случаях речь идет о нарушениях обработки поступающей информации.

Наиболее часто встречаются у детей следующие нарушения восприятия:

- нарушения восприятия телесной, в первую очередь, глубокой (протопатической) чувствительности;

- нарушения вестибулярного (чаще, гравитационного) восприятия;

- нарушения зрительного восприятия у детей, которые видят;

- нарушения слухового восприятия у детей, которые слышат. (Никольская, 1997; Семенович, 2002; Морозов, 2002; Гилберт, Питерс, 2003; Феррари, 2006; Айрес, 2009 и многие другие).

Ниже, мы несколько подробнее разберем, как влияют нарушения глубокой телесной чувствительности и пространственного восприятия на формирование психики ребенка.

«Любое отклонение, нарушение в этапах развития или их пропуск приводит к включению компенсаторных гипо- или гипермеханизмов. Такого рода компенсаторные процессы нередко формируют поведенческие "маски" или патологические феномены и синдромы соматического, неврологического и психологического ряда». (Архипов, Семенович)

Наши рекомендации