Углубиться в собственную традицию
Проблемы возникают, когда люди не придерживаются своих религиозных традиций, потому что никогда не пытаются вникнуть в суть их наставлений. Но если они будут придерживаться истинного пути, изложенного в писаниях, тогда дверь в царство Бога откроется перед ними. Если вам нравится католицизм, в этом нет ничего дурного. Это означает, что католицизм — ваш путь. Если вы мусульманин, то можете считать ислам своим духовным путем. Сделав однажды свой выбор, важно сохранять верность своему писанию и практике, чтобы любовь к Богу могла раскрыться в вас. Как это ни парадоксально, мы не сможем уважать другие традиции, не обладая верой в собственную. Межрелигиозный диалог невозможен, если сами мы не обладаем верой. Если люди в различных традициях не обладают верой в собственные писания, учителей и практику, которой, как предполагается, они должны следовать, им суждено воспринимать свою духовность поверхностно. Поэтому, даже имея возможность общаться с представителями других конфессий, они будут сосредоточивать свое внимание на отличиях и будут ослеплены, не имея возможности видеть универсальные принципы, заложенные в каждой религиозной традиции.
Что обрели люди, оставляя один путь, чтобы встать на другой? Ничего, кроме разочарования. Подвалы забиты книгами, а деньги растрачены на посещения всевозможных конференций и семинаров. Они так и не научились отбрасывать свой эгоизм и телесный подход к жизни, так же как и не развили в своем сердце любви и сострадания. Вместо этого они продолжают искать причину своей неудовлетворенности вовне, не будучи способными заглянуть внутрь себя.
Духовное продвижение предполагает любовь, верность обязательствам и преданность. Если мы хотим обрести стабильность и понимание, то должны выйти за рамки сектантского подхода. Если мы разовьем в себе достаточную глубину, то сможем оценить всякую истинную религиозную традицию. Глубокое знание наших собственных учений и практики позволяет нам научиться уважать других и, в то же самое время, сохранять приверженность и верность собственному пути.
Никогда не забывайте об этом. Мы не сможем служить единому Богу в близоруком состоянии сознания. Мы не должны быть пристрастны. Мы не имеем права говорить, что являемся посланниками любви, если сохраняем в себе ограниченность и сектантский взгляд на жизнь. Если мы — искренние посланники любви, то должны любить все время, делясь этим чувством с каждым. Если мы не в состоянии намеренно делать это, тогда нам придется работать над собой. Установить связь с Богом может лишь тот, кто сам от Бога.
Замечательно слышать, как люди молятся каждый по-своему — какой великолепный ансамбль! Как замечательно видеть, когда люди разных вероисповеданий, рас, национальностей, объединившись, работают вместе! Если мы думаем иначе, то наше искаженное сознание будет причиной проблем в таких местах, как Босния, Либерия, Бурунди, Руанда, Северная Ирландия и Средний Восток. Мы должны научиться устанавливать с людьми близкий контакт, основанный на сходстве в сознании, не сосредоточиваясь на отличиях в одежде, языке, расе и религиозной практике.
ИСКАТЬ СВОЙ ПУТЬ ВНУТРИ СЕБЯ
Каждая традиция говорит о необходимости внутренней жизни. Каждый из нас должен пытаться узнать об этом, исходя из того, что предлагает наша собственная традиция, потому что это поможет нам выйти за рамки внешних аспектов религиозной жизни и развить сострадание и любовь к Богу.
Если вы мусульманин, то можете считать своим духовным путем ислам. Однажды сделав выбор, важно сохранять верность своему писанию и практике, чтобы любовь к Богу могла раскрыться в вас. Как это ни парадоксально, мы не сможем уважать другие традиции, не обладая верой в свою собственную. Межрелигиозный диалог невозможен, если сами мы не обладаем верой. Если люди в различных традициях не обладают верой в свои собственные писания, учителей и практику, которой, как предполагается, они должны следовать, им суждено воспринимать свою духовность поверхностно, вследствие чего, даже имея возможность общаться с представителями других конфессий, они будут сосредотачивать свое внимание на отличиях и будут ослеплены, не имея возможности усмотреть универсальных принципов, заложенных в каждой религиозной традиции.
Что обрели люди, оставляя один путь, чтобы встать на другой? Ничего, кроме разочарования. Подвалы забиты книгами, а деньги растрачены на посещения всевозможных конференций и семинаров. Они так и не научились отбрасывать свой эгоизм и телесный подход к жизни, так же как и не развили в своем сердце любви и сострадания. Вместо этого, они продолжают искать причину своей неудовлетворенности вовне, не будучи способными заглянуть внутрь себя.
Духовное продвижение предполагает любовь, приверженность и преданность. Если мы хотим обрести стабильность и понимание, то должны выйти за рамки сектантского подхода. Если мы разовьем в себе достаточную глубину, то сможем оценить всякую истинную религиозную традицию. Глубокое знание наших собственных учений и практики позволяет нам научится уважать других и, в то же самое время, сохранять приверженность и верность своему собственному пути.
Никогда не забывайте об этом. Мы не сможем служить единому Богу в близоруком состоянии сознания. Мы не должны быть пристрастны. Мы не имеем права говорить, что являемся посланниками любви, если сохраняем в себе ограниченность и сектантский взгляд на жизнь. Если мы — искренние посланники любви, то должны любить все время, делясь этим ощущением с каждым. Если мы окажемся неспособными добровольно принимать решения, тогда нам придется работать над самими собой. Установить связь с Богом может лишь тот, кто сам от Бога.
Как замечательно слышать, как люди молятся каждый по-своему — какой великолепный ансамбль! Как замечательно видеть, когда люди разных вероисповеданий, рас, национальностей, объединившись работают вместе! Если мы думаем иначе, то наше искаженное сознание будет причиной все новых и новых проблем в таких местах, как Босния, Либерия, Бурунди, Руанда, Северная Ирландия и Средний Восток. Мы должны научиться устанавливать с людьми близкий контакт, основанный на сходстве в сознании, не сосредотачиваясь на различиях в одежде, языке, расе и религиозной практике.
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ —
ЭТО НАШЕ ЗАСЛУЖЕННОЕ ПРАВО
Духовная жизнь дарована нам самим Богом и поэтому доступна каждому из нас. Чтобы избавиться от кандалов материализма, мы, прежде всего, должны осознать, что доступно нам, а потом понять, какую ответственность мы берем на себя, заявляя о своем праве на что-то. Если мы думаем что духовный мир не доступен нам, то сами становимся на пути своего духовного прогресса. Духовное сознание — это наше естественное состояние, и оно доступно каждому из нас, если мы искренне этого хотим. Когда Бог станет нашим первым приоритетом, мы осознанно захотим очистится и занять себя в служении Ему. Тогда милость слуг Господа будет доступна нам всегда, помогая преодолеть всевозможные препятствия, возникающие на нашем пути и избавляющие от оков кармы, которые мешают нам добиться успеха в преданном служении. К сожалению, большинство людей склонно идти по этому пути медленно, если вообще желают встать на него.
Когда мы двигаемся слишком медленно, может статься, что мы не вырвемся из-под влияния материальных энергий, которые крепко держат нас, не желая отпускать. У всего есть своя цена. В мирской жизни плата за достижения определенной цели может быть слишком высокой, чтобы имело смысл добиваться этого. Но в духовной жизни высший плод всякой деятельности — это вечная любовь и блаженство, ради которого мы должны отвергнуть наши материальные привязанности и эгоцентричные настроения, приносящие нам лишь страдания. Разве это трудно?
Подумайте над этим. Из жизни в жизнь, из тела в тело, снова и снова, тысячи и миллионы раз мы переживаем одно и тоже. С этой точки зрения, если мы решим посвятить свою жизнь тому, чтобы положить этому процессу конец раз и навсегда, мы не слишком многим пожертвуем. Достижение царства Бога предполагает цену, которую мы можем заплатить в любом случае, потому что эта цель достойна любой платы. Даже если нам придется прожить каждый божий день в беспокойстве и разочаровании, не понимая, что происходит в этом мире, все эти страдания будут незначительны в сравнении с тем, что мы можем однажды обрести.
Если цель не была бы столь прекрасной и не была бы вечной, возможно, цена была бы слишком высокой. Но конечный результат прекрасен и вечен: положить конец смерти, болезням, старости и борьбе, испытывая лишь блаженство, экстаз и постоянный любовный обмен в царстве Бога. Мы можем оставить позади себя все свои страдания, посвятив эту жизнь Богу безраздельно. Почему бы не сделать этого?
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
ВОПРОС:В Библии часто говорится о страхе Божьем. Почему в этом писании подчеркивается страх перед Богом?
ОТВЕТ:Существует разница между раем и духовным миром. Библия, особенно в той форме, к которой мы имеем доступ сейчас, наставляет людей подготовить себя к жизни в раю, которым являются высшие материальные планеты и обитель ангелов, но не духовный мир царства Бога. Ангелы не живут в царстве Бога. Вход в эту райскую реальность предполагает развитие в себе страха перед Богом, чтобы избежать мук ада. Вот почему так много стихов в Библии говорят о кошмарах ада и страхе перед Богом. Если дети ведут себя плохо и капризничают, не подчиняясь родителям, мы должны объяснить им это. Лучше стараться избегать наказания за совершенные плохие поступки. Такой тип давления заставляет их поступать правильно и думать, прежде чем совершать что-то плохое, и склоняться к совершению хороших поступков. Помните, большая часть Ветхого Завета пересказывает историю детей Израилевых, которые отвергли Бога, совершали оскорбления и стали лицемерами, сойдя с пути праведности. Также одна из основных молитв Библии звучит: «Господь, даруй нам хлеб насущный». Этот уровень нельзя назвать уровнем необусловленной немотивированной любви, но на данном этапе .человек надеется получить благословение от Бога в обмен на свое поклонение. Однако тот, кто более внимательно изучает Библию, постепенно сможет понять, что самой важной молитвой будет другая: «На все воля Твоя».
Страх перед ужасами ада необходим, потому что люди, сойдя с духовного пути, не должны чувствовать себя вправе совершать плохие поступки. Ожидание наказания. Может быть величайшим стимулом к перемене привычек человека и его характера.
ВОПРОС:В каждой духовной традиции рекомендуется молиться по-разному. Христиане, иудеи, мусульмане, буддисты, индийцы — имеют собственные молитвы и мантры. Какая из них самая правильная?
ОТВЕТ:Сам по себе звук обладает способностью воздействия на материю и сознание. Он может стимулировать, очищать и привлекать внимание. Когда мы Призываем кого-либо по имени, мы устанавливаем с ним Связь, приглашая эту личность общаться с нами. Подобным же образом, если мы повторяем разные мантры, тo устанавливаем духовную связь.
Мантры — очень мощные звуковые вибрации и могут действовать, как меч, разрубая негативную энергию, окружающую нас. Различные мантры используются в разных целях. Иногда духовный учитель может дать нам простую универсальную мантру, которая поможет нам в любой ситуации. Иногда учитель дает нам особые мантры на случай, если мы окажемся в ситуации критической. Если мы придерживаемся определенной духовной традиции, то должны повторять разные молитвы и мантры во время духовных церемоний: в самом начале и при завершении. Существуют мантры, призванные защитить человека. Есть мантры, способные пробудить в нас связь с Богом. Члены движения сознания Кришны используют четки для того, чтобы повторять свои мантры, так же как и мусульмане, буддисты и католики, повторяющие на четках определенные молитвы. Повторение мантр позволяет уму сосредоточиться на звуке. Если мы повторяем мантру вслух, вибрация входит в уши и оказывает очищающее действие. Если мы повторяем в уме, то можем сосредоточить свой ум на мантре, что также очистит нас. «Ма» означает ум, «тра» означает освобождение. Определенные мантры предназначены для освобождения нас от определенных трудных ситуаций. Универсальные мантры призывают имена Бога, такие как харе кришна харе кришна кригана кришна харе харе харе рама харе рама рама рама харе харе. В этой мантре мы обращаемся к Господу с просьбой об освобождении из оков этого материального мира, с просьбой занять нас в служении Ему. Такие мантры, будучи прямым обращением к божественному, включают в себя все самое важное и способны возвысить нас. Когда мы полагаемся на эти звуковые вибрации, мы испытываем состояние, совершенно отличное от обусловленного мирскими проблемами и беспокойствами. Мы чувствуем физическую, духовную и ментальную свободу, потому что сила мантры очищает нас от материалистической скверны.
ВОПРОС:Вы упомянули, что мы должны всегда знать, что Бог — это наш Отец и что все принадлежит Ему. Мы также слышали подобные утверждения в связи с достижением земных благ. Бог — наш Отец, и так как весь мир принадлежит Ему, он принадлежит и нам, что дает нам право обладать им. Для меня это своего рода дилемма. Не могли ли бы вы прояснить этот вопрос?
ОТВЕТ:Различные уровни сознания Бога предполагают различные уровни любви. Если наша любовь поверхностна, мы воспринимаем объект нашей любви с той точки зрения, что он может сделать для нас. Это подобно бизнесу. Люди, обладающие таким сознанием, могут иметь своеобразную преданность Богу, выраженную следующими словами: «Я молился, я медитировал, я повторял мантры, я сделал множество пожертвований, а сейчас Господь, Твоя очередь: что Ты собираешься сделать для меня?» Такой подход основан не на любви, а скорее на желании обрести что-то. Как мы уже говорили ранее, хотя такое настроение не является приемлемым, все-таки оно лучше, чем отсутствие всякого интереса к Богу. Постепенно мирская скверна будут удалена, и человек сможет обрести более правильное восприятие, духовности.
Когда мы приближаемся к огню, сначала нам становиться тепло, потом жарко и лишь потом мы можем ; обжечься. Огонь поглощает то, что входит в него. Подобным же образом, духовная жизнь постепенно выжигает все наши материальные желания. «Бхагавад-гита» объясняет, что, даже если мы храним в своем сердце такие желания, мы можем предлагать плоды своего труда Господу. Если мы будем продвигаться далее, то будем прогрессировать на пути, ведущем к Господу, следуя принципам преданного служения и постепенно сосредоточивая свой ум на Боге. Таким образом, мы сможем предаться Ему целиком и полностью. Никогда не настанет такого мгновения, когда мы сможем сказать себе, что достигли высшей точки духовного развития, потому что всегда будет что-то выше. Усиливая наше желание любить и служить, Господь в нашем сердце устроит все так, что мы сможем этого добиться. Трансцендентная духовная жизнь — это вечное любовное приключение, в котором каждое мгновение приносит все больше и больше радости и воодушевления. Каждый обмен любовью будет ;" становиться все более сладостным.