Преобразуя негативное в позитивное
«Затмение души» представляет собой серьезный вызов материальному сознанию, предлагая нам взойти на новую, трансцендентную ступень. Когда мы находимся на трансцендентном уровне, мы принимаем любую ситуацию как благоприятную, научившись преобразовывать негативное в позитивное, а позитивную ситуацию делая еще более благоприятной. Мы можем осознать положительные стороны всякой ситуации, которая кажется нам негативной, задав себе вопрос: «Почему это со мной происходит? Бог любит всех, и в этой Вселенной не происходит ничего случайного. Должна быть серьезная причина проблемы, возникшей в моей жизни». Такое поведение позволяет воспринять события, которые изначально показались нам плохими в другом свете. Это событие может стать отправной точкой в нашей повседневной жизни, где мы словно взбираемся на лестницу. Этот процесс предполагает и конфронтацию, и продвижение. Сначала нам необходимо решиться на то, чтобы сделать следующий шаг, и только после этого мы поднимаемся за ним. Подобным же образом и в духовной жизни мы не можем ожидать продвижения, не решившись на очередной шаг. Мы не можем подняться на следующий уровень, не пройдя испытаний, так же как студент университета должен сдавать сессию в конце каждого семестра, чтобы продемонстрировать уровень своих знаний учителю.
Негативные ситуации предоставляют нам возможность доказать нашу готовность перехода на следующий уровень духовной жизни. Можно привести простой пример. Представьте, что кто-то сказал вам: «Вы такой уродливый, я не могу даже смотреть на вас». В этот момент у вас есть выбор: вы можете отреагировать — разозлившись, обозвав человека или пообещав наслать на него сглаз. Или же вы ответите очень смиренно: «Мне жаль, что я побеспокоил вас, но, похоже, что это ваша проблема». Помните: если вы будете воспринимать все в негативном свете, то это означает, что вы опускаетесь на уровень атакующего. В действительности, если вы будете воспринимать его слова как атаку и будете захвачены желанием отреагировать — вы уже побеждены, потому что потеряли контроль над собой. Атакующий будет унижать вас больше и больше, до тех пор, пока вы не погрязнете в отрицательных эмоциях.
Если другие беспокоят вас, вы можете использовать эту ситуацию и сделать шаг в своем духовном развитии, рассматривая конфронтацию как испытание. Если вы расстраиваетесь, то это замедляет ваш духовный прогресс. В противовес этому, если вы остаетесь незатронутыми, то наш предполагаемый оппонент просто уйдет и почувствует себя очень плохо через некоторое время. Это означает, что мы не только победили другого человека, но и продемонстрировали ему, что он не обладает властью над нами. Это и помогает возвыситься его собственному индивидуальному сознанию.
Духовно развиваться — это не просто быть каким-то лектором-теоретиком или ученым. Прежде всего, надо практиковать. В соответствии с уровнем своего осознания, практикующий отдает себе отчет в том, что он делает, а также в том, что он говорит. За его сознанием следят ангелы и полубоги, и духовный искатель платит цену намного более высокую, чем обычные люди, если ведет себя неверным образом. Итак, просто слушать или читать о духовных принципах недостаточно. Мы должны научиться прилагать их к собственным жизненным обстоятельствам. Жизнь дорога, и то, как мы проведем ее, очень важно. Духовным наставлениям всегда следует находить практическое применение. Мы должны обрести ясное понимание того, как действует этот принцип, чтобы пользоваться им в повседневной жизни и учиться на собственном примере улучшать свое служение другим и Богу.
Я могу привести пример из своей собственной жизни. Иногда мне приходится проводить по пять-шесть лекций или интервью в день. Как следствие, я становлюсь свидетелем всевозможных нападок или замечаний со стороны своих слушателей, но я научился реагировать на них должным образом. Недавно я должен был появиться на телевидении Нигерии после посещения одного из правительственных чиновников этой страны. Но, так как этот чиновник не смог встретиться со мной вовремя, он отложил нашу встречу, и я немного опоздал на телевизионную программу. Итак, мне пришлось ждать, прежде чем появилась возможность войти в студию. Я мог бы с негодованием сказать себе: «О, как это ужасно, этот чиновник отложил встречу, и я опоздал на программу! Сейчас мне придется ждать так долго. И вообще, мне нужно уйти отсюда, потому что, когда я прихожу на этот канал, меня вынуждают ждать от двух до шести часов каждый раз! Я уже устал от всего этого!» И на самом деле это было правдой. Никогда не было так, чтобы на этом канале меня сразу выпускали в эфир.
Но к чему такие беспокойства? Вместо этого я ответил себе: «Хорошо, у меня появилось немного времени, чтобы посвятить его каким-то размышлениям и чтению. За это время я могу повторять мантру или молиться, и когда я покажусь перед камерами, то смогу призвать Господа, чтобы Он помог мне сказать что-то действительно важное, способное возвысить сознание каждого зрителя». Таким образом, я не потерял хоть сколько-нибудь времени и не потратил свою энергию в разочаровании и гневе.
ВАЖНОСТЬ ВЕРЫ
«Затмение души» может показаться состоянием непреодолимым. Это не так, но, чтобы справиться с этими проблемами, необходимо обладать верой. Мы должны быть очень внимательными, потому что вера может Проявляться на разных уровнях. Например, преступник может иметь твердую веру в то, что он успешно ограбит Очередной банк и станет миллионером. Инвестор может сделать ошибочное вложение, грозящее ему крахом, поверив изменчивому состоянию рынка акций. Хотя все это — примеры веры, очевидно, что такая вера направлена не в нужное русло. Ее объектом становятся мирские цели, а не духовные.
Смысл заключается в развитии сильной, стойкой, должным образом ориентированной веры, основанной на наставлениях святых и писаний. В благополучные времена такая вера укреплялась примерами людей, которые нас окружали в повседневной жизни, но в современном обществе редко встретишь человека, который строит свою жизнь на принципах писаний. Вокруг нас практически нет примеров для подражания. У нас может сложиться превратное представление о духовной науке, и мы можем испугаться этого. Вот почему мы должны приложить максимум усилий, чтобы общаться с людьми, обладающими духовным знанием. Став свидетелями положительных перемен, которые оказывает на них духовная жизнь, мы разовьем в себе желание следовать их примеру.
Писания изобилуют примерами правильного духовного поведения. К сожалению, хотя эти истории могут воодушевить нас, все же мы можем рассматривать их как чисто теоретические. Мы можем с легкостью аннулировать для себя значение достижений святых героев словами: «Ну, это был Иисус, а то Мухаммед, а это Госвами. Все они — сыновья Бога. Конечно же, мы не можем быть такими, как они». Но мы ошибаемся. Такие пророки и учителя приходили специально, чтобы показать нам, как стать такими, как они.
Те христиане, которые считают Иисуса Богом, могут быть убеждены, что таким образом они превозносят и почитают Иисуса. Но, на самом деле, этим они оказывают ему дурную услугу. Сам Иисус говорит (Иоанн, 5:30): «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца». Он ясно говорит о том, что действует от имени Отца. Считая Иисуса Богом, христиане оправдывают склонность человека ошибаться и отрицают важность стремления стать такими как Иисус. Они оправдывают себя: «В конце концов, Иисус — это Бог, а мы —обыкновенные люди». Но Иисус напоминал нам, что мы можем следовать по его стопам (Иоанн, 14:12): «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит».
Однако также справедливо и то, что в Кали-югу, или век вражды, мы не можем имитировать поведение святых. Из любви к нам Бог помогает нам в наших усилиях, зная, как трудно в наше время быть святым. Он особенно подчеркивает в «Бхагавад-гите», что сохраняет то, что мы уже имеем и обеспечивает нас тем, чего нам не хватает. Но Его помощь надо заслужить. Мы должны достичь определенного духовного уровня и продолжать тяжело трудиться, чтобы получить Его помощь и поддержку. Как только мы достигнем этого уровня, Господь и Его слуги возьмут нас за руки и поведут с собою. Милость Бога — выше Его законов, и Бог всегда учитывает смягчающие обстоятельства и с любовью помогает нам.
ЛЕЧЕНИЕ ДУХОВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Люди, которые серьезно настроены идти по пути духовной жизни, не стремятся к богатству, славе и другим видам материального благополучия. В этом материальном мире это как раз те цели, к которым мы все стремимся. Однако, те, кто развил в себе истинно духовный настрой, будут использовать материальные блага только для того, чтобы улучшить свое преданное служение Богу. Правильным будет такое умонастроение: «Как мне заработать деньги так, чтобы не беспокоиться о них? Как мне найти деньги, чтобы сделать нечто для Господа?» Если кто-то, встав на духовный путь, становится популярным, эта слава может быть проводником интереса людей к Господу и Его представителям.
Каждый из нас должен попытаться стать преданным слугой Господа, вне зависимости от того, в каких обстоятельствах мы оказались. Служение — это процесс очищения и исцеления, напоминающий пребывание в лечебнице. Мы обращаемся к духовному учителю по тем же самым причинам, что и к врачу. Мы больны, и признаемся в том, что нуждаемся в помощи. Будучи пациентами, мы осознанно принимаем лекарство, следуем рекомендациям доктора и получаем помощь, которую нам оказывают в больнице. Так как люди отличаются друг от друга, не существует одинаковых заболеваний и стандартных диагнозов. «Духовные болезни» бывают разной формы и интенсивности. Обращаясь к духовному учителю, человек по крайней мере получает возможность распознать свою проблему и посетить больницу, чтобы избавиться от нее. Если мы будем принимать духовные лекарства, предписанные нам, то снова сможем обрести естественное здоровое состояние.
Но лечебница может быть также и опасным местом, потому что иногда люди заражаются там другими заболеваниями и инфекциями. Они могут прийти с одной болезнью, а подхватить что-то еще, став жертвой многочисленных бацилл и бактерий, сосредоточенных в этой среде. Подобным же образом, работая над собой, мы должны быть осторожными, чтобы не стать жертвой дурных привычек других людей, окружающих нас. Например, мы очень легко можем привязаться к чувственному наслаждению, если нас окружают люди, которые делают это регулярно, даже в религиозных группах. Или мы можем стать эгоцентричными, заботясь только о себе и ни о ком больше, опять же следуя дурному примеру людей, окружающих нас.
Этот процесс излечения делает принципиально важным наш подход, потому что два человека, оказавшихся в одних и тех же условиях, могут достичь совершенно разных результатов в соответствии с состоянием их сознания. Человек, подверженный депрессии, находящийся в угнетенном состоянии сознания, столкнется с куда большим количеством сложностей, чем человек, сознание которого ясно и конкретно. Хотя изначально оба могут иметь одинаковый диагноз, энергичный человек, обладающий позитивным настроем, будет стараться поддерживать в себе конструктивное умонастроение и наверняка покинет госпиталь намного раньше своего незадачливого соседа по палате.
СТАНЬТЕ РАБОМ ГОСПОДА
И ДОБЕЙТЕСЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ
Одним из проявлений материальной болезни является глубокая уверенность в нашей абсолютной независимости. Это очень странно, потому что, несмотря на данное Богом право изъявлять свою волю, мы, в действительности, не можем похвастаться свободой. Наш ум подчинен контролю. Каждый раз, когда мы включаем телевизор, слушаем радио, читаем газету, вступаем во взаимоотношения с какими-то социальными группами, мы подвергаемся программированию. Как это ни парадоксально, чтобы стать по-настоящему свободными и избавиться от старости, болезней и смерти, а также многих других проблем и неестественных аспектов существования в этом материальном мире, мы должны буквально стать рабами Господа.
Мы сами становимся причиной возникновения собственной боли и страданий, цепляясь за всевозможную эгоцентричную чепуху. Несмотря на тот факт, что мы сами несем ответственность за свои страдания, если мы просим Бога помочь нам, — эта помощь приходит, но зачастую мы отталкиваем ее. Мы ведем себя, как узники тюрьмы, которые хотят освободиться и просят тюремщика открыть ворота, но тут же забегают обратно на территорию тюрьмы, как только дверь открывается перед ними. При этом они продолжают просить: «Почему бы тебе не отпустить меня отсюда?»
Хотя Господь помогает нам самыми разными способами покинуть этот материальный мир раз и навсегда, наше безумие возвращает нас к попыткам временного удовлетворения чувств. В современном обществе стремление к мирским наслаждениям считается нормальным. Большинство людей, окружающих нас, не заботит ничего, кроме этого. Такое массовое умонастроение, стремление к «хорошей жизни», начинает восприниматься нами как должное поведение «нормального» человека.