Механизмы страдания, формирование негативных привязанностей. архетипы тибетской книги мёртвых

Итак, как говорилось ранее, в доминировании тех или иных поведенческих стереотипов центральную роль играют сила мотивации и тесно связанная с ней концентрация жизненной энергии (праны). Каким же образом формируется мотивация и концентрируется в той или иной поведенческой программе?

Обычно источник желания, мотивации связывают с необходимостью достижения определенного результата. Например, чтобы удовлетворить жажду, надо найти и выпить воду. Понятно, что подобного рода желаний как первичных, так и вторичных, направленных на обеспечение условий для реализации первичных, может быть великое множество. Например, чтобы удовлетворить чувство голода, надо купить пищу, но для этого нужны деньги. Возникает вторичное желание - достать деньги. Для этого надо пойти и выполнить работу. Возникает третичное желание и т.д.

Более того, каждое из опосредованных (вторичных, третичных и т.д.) желаний может приобрести независимость и стать самодостаточным. Скажем, то же самое опосредованное желание достать деньги может превратиться в самоцель, т.е. просто накопление денег, а не приобретение товаров на них, начинает доставлять удовольствие - возникает алчность.

Однако, несмотря на огромное множество таких первичных, вторичных и т.д. источников желания, сам процесс возникновения неудовлетворенности и ее разрешения имеет достаточно универсальный характер, независимо от конкретной природы желания.

С этой точки зрения можно рассматривать внешние мотивы поведения, связанные с достижением определенных результатов, и внутренние, связанные со снятием неудовлетворенности вообще, независимо от ее источника. Скажем, чувство голода можно удовлетворить с помощью пищи, а можно снять, проделав определенные дыхательные упражнения или цигун, т.е. работа с внутренними мотивами направлена на первичный источник желания, а не на его конкретные проявления в поведении. Именно в этом направлении работает большинство эзотерических практик Востока.

Однако и взаимная обусловленность желаний, проявляемая во внешних мотивах поведения, также очень важна. Особое внимание уделяется ей в буддистской традиции, где рассматриваются корневые пагубные желания и их многочисленные следствия, приводящие к бесконечным кармическим перевоплощениям.

Поэтому мы рассмотрим и тот, и другой вопрос, но сначала остановимся на концепции внешних мотивов. В ее основе лежит предположение о жесткой взаимообусловленности элементов поведения. Позже мы увидим, что такая взаимообусловленность существует далеко не всегда, однако на время забудем об этом и рассмотрим, какие следствия возникают из этого предположения. В буддизме на этой основе построена очень цельная картина кармических перевоплощений, наиболее наглядно выраженных в колесе сансары (Бхавачакре) (рис. 5).

механизмы страдания, формирование негативных привязанностей. архетипы тибетской книги мёртвых - student2.ru

Рис.5. Колесо сансары (Бхавачакра)

По представлениям буддистов, причины страданий и повторных кармических перевоплощений связаны с пагубными страстями - стереотипами поведения и восприятия мира, затемняющими, искажающими истинное видение мира и вовлекающими живые существа в бесконечную погоню за удовольствиями. Такое омраченное неведением существование подобно наркотическому кайфу, дающему краткий миг наслаждения и держащему наркомана в постоянном напряжении из-за страха и необходимости доставания все новых и новых доз наркотика. А результатом такой наркотической гонки является прогрессирующая духовная деградация, усиление животного начала, разрушение организма и смерть.

Буддистская традиция выделяет три основные мотива или коренные причины (хету), приводящие к непросветленному существованию. Это - алчность, страстное желание, привязанность, символизируемая красным петухом. Ненависть, злость, отвращение, символ которых - зеленая змея. И невежество, темнота, иллюзорность, порождающие слепую погоню за выживанием, стремление к все новым и новым воплощениям. Этот мотив символизируется черной свиньей.

Важно понять, что три коренные причины являются архетипическими мотивами, т.е. образами многомерной реальности, невыразимыми однозначно, в виде четких определений в нашем трехмерном мире. Поэтому для их передачи используется множество синонимов и аналогий, различных символов и историй. Но при этом надо помнить, что каждое из таких описаний - всего лишь одна из проекций многомерного объекта в нашу реальность, никогда не исчерпывающая полностью его содержания. Это все равно, что попытка передать вид сложного здания с помощью плоских фотоснимков. Надо сфотографировать его с разных сторон, каждую комнату изнутри, и все равно толстая пачка фотографий никогда не заменит непосредственного впечатления от путешествия по дому, изучения его через свой чувственный опыт. Аналогично и архетипический образ, объект можно более или менее полно ощутить лишь в измененных состояниях сознания через собственный внутренний опыт.

Еще одним важным свойством архетипов является отсутствие между ними четкой границы. Они скорее похоже на волны, плавно перетекающие одна в другую. Именно поэтому в буддизме трех животных, символизирующих коренные причины, изображают бегущими по кругу и кусающими друг друга за хвосты.

Понятно, что все это делает весьма сложным передачу архетипических образов средствами обычного языка и рождает множество логических противоречий. Именно поэтому европейские ученые долго не могли понять, а большинство не понимает и сейчас, фундаментальных образов эзотерических религий, которые всегда имеют архетипическую природу. Это не только буддизм; вспомним также идею троичности из христианской традиции.

В тибетском буддизме более полное раскрытие смысла архетипических образов трех коренных причин происходит через описание пяти ядов, т.е. пяти порождаемых ими стереотипов поведения, мотиваций, их развертывание в шести мирах сансары и в описании 12 фаз процесса кармических перевоплощений.

Пять ядов включают в себя заблуждение, ненависть, алчность, зависть и гордость. Все они - проявления трех причин, но в силу архетипической природы каждая из них может проявляться в разной степени в каждом из пяти ядов. Связи между тремя причинами и пятью ядами показаны в Главе 4 на рис. 12. Название «пять ядов» связано с тем, что в буддизме омраченность сознания воспринимается как болезнь, отравление. Соответственно проявление Будды, излечивающего от нее, носит название медицинского Будды. Для каждого из пяти ядов, максимально проявляющегося в одном из шести сансарических миров, им используется свой набор средств, включающих определенные образы, мантры, символы и т.д. Об этом мы более подробно поговорим позже.

Таблица 2. Проявления пяти ядов в пяти сансарических мирах

Шесть миров Сансары

Боги (рай)

Асуры (воинственные титаны)

Люди

Животные

Преты (голодные духи)

Ад

яд

неведение в форме забвения

зависть

гордыня

неведение в форме тупости

алчность

ненависть

цвет

тускло-белый

тускло-зеленый

тусклый голубовато-желтый

тускло-голубой

тускло-красный

тускло-серый

Дхьяни Будда

Вайрочана

Амогасидхи

Ратнасамбава

Амитаба

Акшобья

сторона света

центр

север

юг

пять направлений

запад

восток

слог
мантры Ченрази

OM

MA

НИ

ПАД

ME

ХУМ

Несмотря на то, что каждый из пяти ядов связан с одним из миров сансары, он проявляется и в каждом из остальных, хотя и в несколько меньшей степени. Заблуждение максимально проявляется в двух мирах. В мире богов - это неведение иллюзорности мирского существования и скоротечности индивидуальной жизни. Это приводит к погоне за удовольствиями и забвению о том, что гармония райского существования кончится, когда израсходуется благая карма. Отсутствие проблем в мире богов (раю) мешает осознанию действительности, состраданию другим существам, стремлению к возвышенному знанию. Результатом является последующее возвращение в пучину низших существований. В своей крайней форме заблуждение проявляется в мире животных - это тупость, невежество, являющееся следствием недостатка интеллекта и неразвитости сознания. Отсюда подчинение неконтролируемым инстинктам, постоянный страх преследования.

Сфера максимального проявления ненависти - адский мир, невообразимые страдания которого являются не наказанием, а отражением собственных поступков в прошлых жизнях, очищающим огнем, который, пробуждая совесть, освобождает существа от кармических последствий их же собственных деяний и дает дорогу к лучшим формам существования.

Алчность связана с миром голодных духов (прета), одержимых ненасытными желаниями, страстями. Всякая попытка удовлетворить желания только увеличивает их силу и рождает все большую неудовлетворенность. Это похоже на тушение пожара бензином: огонь становится все сильнее и сильнее. Эти духоподобные существа часто посещают места своего прежнего существования, к которым прикованы неудовлетворенными желаниями. Они и проявляются в виде полтергейста, духов, преследующих людей по ночам, появляющихся на спиритических сеансах, вампиров, забирающих жизненную энергию.

Мир асуров, воинственных демонов, титанов - сфера максимального проявления зависти. Она приводит к постоянной вражде и сражениям. В этой сфере основным является язык силы.

И, наконец, гордость, гордыня, самомнение - основное свойство мира людей. В этой сфере максимально проявляется свобода выбора, возможность осознания собственной природы, высшее вдохновение. Но реализовать эти возможности способны лишь те, кто может преодолеть пять ядов и в первую очередь гордыню. Остальные тратят жизнь на бесконечную погоню за чувственными удовольствиями, богатством, властью. Интересно, что преодоление гордыни является центральным местом и христианской традиции, особенно православия.

В своей совокупности три корневые причины и пять ядов порождают и поддерживают иллюзию собственного я, т.е. представление о себе как существующем только для себя и в себе самом, отделенном от всех живых существ и вселенной. Развертываясь во времени, это приводит к бесконечным кармическим перевоплощениям и непрерывным страданиям. При этом в буддизме выделяют 12 фаз таких циклических перевоплощений, часто называемых 12-членной формулой Зависимого Происхождения. Каждая фаза или звено 12-членной формулы является итогом всех остальных звеньев и одновременно их же причиной. Поэтому звенья обычно изображают по кругу, подчеркивая, что у 12-членной формулы нет ни начала, ни конца. Более подробно с 12-ю звеньями можно познакомиться в книге А.Говинды "Основы тибетского мистицизма". Остановимся лишь на логике ее построения, связываемой с именем самого Будды.

Сначала старость и смерть рассматриваются как результат рождения. Затем повторное рождение связывается со стремлением к телесному воплощению, которое в свою очередь обуславливается жаждой жизни. Жажда жизни же мотивируется стремлением к объектам чувственного наслаждения, которое в свою очередь зависит от возможности различения приятного и неприятного ощущения. В свою очередь чувства возникают благодаря наличию сознания, воспринимающего воздействие окружающего мира на нас и формирующего наше поведение. В то же время сознание является концентратором наших кармических стереотипов, формируемым в предыдущих жизнях во время целенаправленной эгоистической активности - следствие нашего иллюзорного разделения себя и мира.

Все это становится намного понятнее, если мы рассмотрим современные представления о глубинных мотивах поведения человека и механизмах формирования поведенческих стереотипов. При этом будем учитывать не только внешние, но и внутренние мотивы поведения.

Как уже говорилось, внешние мотивы поведения делают акцент на внешнем окружении человека: задачах выживания, размножения, поддержании социального и физиологического равновесия. Центральным же во внутренних мотивах является внутреннее состояние психики человека, снятие эмоционального напряжения, дисгармонии, достижение духовного равновесия и счастья. Естественно, такое внутреннее состояние может быть связано и с достижением внешних целей, но не всегда. Скажем, кратковременное счастье можно испытать, купив видеомагнитофон, а можно пережить глубочайшее наслаждение, любуясь природой, во время молитвы, медитации. И наоборот, достигая самых престижных внешних целей, можно оставаться внутренне неудовлетворенным, несчастным. Поэтому можно сказать, что внешние мотивы, внешняя целесообразность являются частным случаем внутренних, тем вариантом стратегии поведения, когда внутренней гармонии пытаются достичь путем приобретения материальных благ, социальных привилегий и т.д.

Если, исходя из такого подхода, посмотреть на процесс формирования механизмов поведения, поведенческих стереотипов, то мы получим следующее: исходным моментом является возникновение внутренней неудовлетворенности и тесно связанной с ней жажды обретения внутренней гармонии, отчего возникает первая точка бифуркации, точка разветвления. Одним путем к обретению гармонии может являться удовлетворение желаний, другим - работа с внутренними энергиями, пранами. В основе чувства неудовлетворенности или гармонии лежит психоэнергетическое состояние, тонкоматериальное взаимодействие с реальностью, поэтому только второй путь по-настоящему эффективен. Однако он требует аскетизма, глубочайшей ценностной трансформации, и большинство людей выбирают первый путь, который погружает человека в непрерывную погоню за преходящими желаниями, страстями, бесконечные кармические воплощения.

Итак, если выбран путь удовлетворения желаний, он также может быть реализован по-разному, т.е. возникает вторая точка бифуркации. Наиболее естественным является непосредственное удовлетворение, т.е. достижение ситуации, когда соответствующее желание удовлетворено. Однако не все возникающие желания могут быть удовлетворены из-за отсутствия реальных возможностей для этого, или в силу социальных, этических запретов и т.д. В этом случае возможно косвенное, опосредованное снятие неудовлетворенности. Один путь - это выплескивание энергии неудовлетворенности через другое, не связанное с данной мотивацией внешнее поведение. Это может быть так называемая смещенная активность, т.е. как бы совершенно бессмысленное поведение. Например, волнуясь, человек начинает грызть ногти, комкать платок и т.д. Сюда же относится и замещающее поведение, когда, например, внутренняя тревожность выплескивается в совершенно не мотивированную агрессию по отношению к невиновным людям. Скажем, получив взбучку от начальства, свою агрессию вымещают на жене или детях.

Другим путем косвенного снятия неудовлетворенности является его устранение через внутреннее поведение, т.е. изменение внутреннего состояние психики человека, возможно, без каких-либо внешних проявлений. Это может быть как вытеснение, т.е. блокировка и перемещение неудовлетворенного желания в глубины подсознания, так и сублимация, т.е. использование энергии неудовлетворенного желания для более важной поведенческой активности. Классическим примером является сублимация сексуальной энергии в творчество.

Хотя сам термин сублимация был введен в психоанализе, эта идея довольна стара и эффективно использовалась в древних эзотерических практиках. Примерами подобного рода изобилуют древнеиндийские легенды. Это так называемый тапас, т.е. осознанное ограничение животных желаний (пост, длительная фиксация неудобной позы, сексуальные ограничения и т.д.), которое формирует сильнейший источник мотивации, дающий энергию для сверхспособностей. Этот же прием используется и в Тантре. Например, в одной из ее разновидностей, сексуальной Тантре, сильнейшее сексуальное возбуждение сочетается со сдерживанием и недопущением оргазма, что дает гигантский источник магической силы.

Помимо вытеснения и сублимации могут быть и более непосредственные воздействия на механизмы нашей психики, изменяющие силу тех или иных желаний. Это и известные с глубокой древности наркотические вещества и современные методы электрического раздражения различных зон мозга, различные полевые воздействия. Следует, конечно, упомянуть разнообразные суггестивные и магические техники, позволяющие увеличивать или уменьшать силу определенных желаний и их новейшие модификации, включая и психотронные воздействия.

Несмотря на такое изобилие методов управления силой желаний, подавляющее большинство людей в своей реальной жизни занимается их непосредственным удовлетворением. А при отсутствии такой возможности "спускает пар" через смещенное или замещающее поведение или же бессознательно включает механизмы вытеснения. Понятно, что все это не способствует духовному просветлению, а все глубже и глубже погружает личность в пучину майи.

Более благоприятной является сублимация сильных животных желаний, но это требует определенного изначального уровня духовности и поэтому доступно очень немногим творческим личностям.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных возможностей, формируется та или иная стратегия снятия неудовлетворенности напряжения и получения удовольствия. Обычно она является их смесью. При этом именно она и несет, в основном, тот неповторимый облик личности, который и отличает одного человека от другого. Естественно, на эту стратегию поведения ложится и основная часть кармических стереотипов. Именно эта область человеческой психики наиболее устойчива к любым изменениям и таит в себе зародыши ситуаций, преследующих человека всю жизнь. На этом уровне психики наиболее четко видно различие между темным и светлым началом, некрофилией и биофилией.

В качестве примера приведем несколько таких стратегий снятия неудовлетворенности, образующих тот или иной тип человеческой личности.

· "Уход от проблем" - подобный тип людей пытается заглушить стоящие перед ними проблемы погоней за мелкими удовольствиями (еда, секс, развлечения и т.д.). Такая стратегия поведения может привести к алкоголизму, наркомании.

· "Отождествление с кумиром" - тип поведения, по-видимому, связанный с родоплеменным сознанием, корни его лежат в глубокой древности. Эти люди вместо того, чтобы самостоятельно развиваться и решать свои проблемы, предпочитают передать и право принятия решений, и свободу выбора вождю, лидеру. Лидер, "отец нации", начинает играть роль авторитарного отца в семье: с одной стороны - безжалостного тирана, с другой - защитника, надежной стены. Слабому, безвольному человеку это дает иллюзию равновесия. Такой стереотип поведения часто формируется в детстве. Ребенок, живущий в тяжелых условиях, без любви и тепла, обижаемый более сильными сверстниками, начинает отождествлять себя с одним из тиранических вождей прошлого или настоящего: Наполеоном, Гитлером, Сталиным. В результате формируется тоталитарный тип личности, являющийся фундаментом любого тиранического режима. Если психическое напряжение от не решаемых проблем переходит определенные пределы, такие люди могут стать психически больными и искренне начать верить, что они Наполеон, Берия, Иван Грозный и т.д.

· "Светлое будущее" - тип людей, готовых идти на любые лишения ради очень отдаленного результата. Если мы возьмем религиозную традицию, то этот результат - загробное вознаграждение - наступает только после смерти. Подобное поведение характерно как для великих подвижников, так и для фанатиков, революционеров. В любом случае - это люди, преодолевшие животные инстинкты и обладающие сильным волевым началом.

Естественно, что подобных поведенческих стратегий можно назвать очень много. Самое главное - понять, что именно они несут на себе отпечаток кармических проблем.

Как это происходит, мы рассмотрим в следующей главе.

Глава 5

Наши рекомендации