Анувасан басти — питательная басти
Анувасан басти — второй основной вариант паквашайя гата басти. Ее смысл в глубоком питании, которое происходит под действием питательных масляных настоев лекарственных трав. Масло смазывает и питает дхату, противодействуя иссушающему и опустошающему влиянию избыточной ваты. Поэтому этот вариант басти очень помогает при болезнях вата-типа. Поскольку деятельность ваты нарушается практически при всех заболеваниях, смазывающий и укрепляющий эффект анувасан басти проявляется всегда, когда показана басти.
Чтобы обеспечить правильную работу дош, анувасан басти обычно проводится после курса очистительной нируха басти или в чередовании с последней. Она не только очищает толстый кишечник, но смазывает и питает все дхату. Это повышает их устойчивость к разрушительному влиянию амы и токсинов и позволяет восстановить естественное здоровье, что является основной задачей басти.
«Анувасан басти» означает «то, что некоторое время остается в организме». Для достижения полного эффекта эту басти следует удерживать в организме как можно дольше — в идеале от 3 до 6 часов. Если она ставится вечером, то лучше всего оставить ее на ночь. Тем не менее случается, что из-за повышенной чувствительности кишечника пациент не способен удержать даже маленькую анувасан басти — в этом случае пациенты не должны напрягаться и сдерживать естественные позывы Достаточно повторить басти сразу после туалета.
При выполнении любых басти лекарственные вещества вводятся медленно. Это верно вдвойне для анувасан басти, которую рекомендуется вводить по капле, особенно тем пациентам, которые страдают синдромом раздраженной кишки. Медленное введение снижает вероятность рефлекторного опорожнения толстого кишечника в ответ на введение басти. Кроме этого, питательные компоненты басти получают время для успокоения толстого кишечника и восстановления его нормальной реактивности.
Существуют разнообразные способы приготовления веществ для анувасан басти, в зависимости от того, каких питательных веществ недостает организму. Эта процедура облегчает нервно-мышечные расстройства, при которых идет поражение всех дхату, включая мышцы, кости, костный мозг и нервную ткань.
Подготовка к проведению басти
Правильная подготовка чрезвычайно важна для успеха басти, как и для всех остальных процедур панчакармы. Сначала, посредством снеханы и сведаны, необходимо открепить аму и раскрыть каналы тела для ее выведения. Это значительно повышает эффективность обоих типов басти — как очистительной, так и питательной, Басти всегда проводят сразу после промасливания и прогревания. Благодаря подготовительным процедурам пациент не испытывает беспокойства Его каналы остаются открытыми. Это облегчает работу дош, которые должны изгнать аму из толстого кишечника и доставить питательные вещества в дхату.
Компоненты басти готовят непосредственно перед процедурой. Типичная анувасан басти состоит из 60 мл кунжутного масла с травами. Нируха басти состоит преимущественно из отвара травяной смеси под названием дашамула (400 мл), приготовленного на воде, с небольшой добавкой кунжутного масла (30 мл). Дашамула — это стандартная смесь из корней десяти растений, куда, в соответствии с нуждами пациента, могут добавляться другие травы Кроме того, в смесь для басти традиционно добавляют немного меда и щепоть черной соли(саиндхава). Черная соль увеличивает секрецию в толстом кишечнике Конкретное содержание басти, пропорции воды и масла, а также общий объем лечащий врач подбирает в зависимости от конституции больного, состояния толстого кишечника, силы пищеварительного огня и специфики заболевания, против которого направлено лечение.
Проведение басти
Чтобы облегчить прохождение басти через прямую кишку в нисходящую петлю ободочной кишки, пациент должен лечь на левый бок. Пациент вытягивает левую ногу, а правую сгибает в колене и подтягивает к груди. Это облегчает доступ к анальному отверстию. Под головой больного должна лежать подушка. Пациенту должно быть тепло, он должен быть расслаблен. Чтобы повысить восприимчивость организма к процедуре, смесь для басти должна иметь температуру, близкую к температуре тела. Отвар набирают в ректальный шприц и вводят в прямую кишку через тонкую резиновую трубку-катетер, предварительно смазав трубку и анус. С разрешения пациента врач или сестра вводят ему катетер на глубину 15 см. Это следует делать медленно и мягко, во время глубокого вдоха. После введения басти пациент переворачивается на спину и отдыхает 10 — 20 мин. Это время позволяет организму эффективно использовать лекарственную смесь.
Благодаря небольшому объему анувасан басти легко удерживается в организме долгое время. Напротив, при нируха басти пациент с большой вероятностью через 45 — 60 мин после введения, или ранее чувствует позыв к дефекации. Эта дефекация служит изгнанию амы, которая накопилась в толстом кишечнике во время подготовительных процедур. Ама удаляется с каловыми массами и большей частью жидкости басти.
Бывают случаи, когда после басти пациент не чувствует позыва к дефекации в течение 6 — 8 часов. Это нежелательно, так как цель неруха басти — очищение. Однако при сильных нарушениях деятельности ваты кишечник может оказаться сильно обезвоженным. Чтобы компенсировать недостаток влаги, значительная часть жидкости всасывается, несмотря на применение очищающих и слабительных трав. В этих случаях перед повторением басти следует выполнить снехана басти (басти с большим объемом масла). Снехана басти обеспечит питание вата-доши, смажет толстую кишку и запустит перистальтику.
Необходимо отмечать время начала басти, а также время каждого последующего стула. Если это не может сделать врач, то пациент должен сам отмечать частоту, цвет, консистенцию, запах и другие признаки, по которым врач может судить о наличии и типа удаляемой амы.
Схемы лечения
Аюрведический врач всегда следит за ответом пациента на басти Это позволяет ему корректировать виды применяемых басти, соотношение воды и масла, компонентный состав отваров и число процедур. Большинство пациентов получают максимальную пользу от чередования нируха и анувасан басти на протяжении курса.
В «Чарака Самхите» упоминается несколько схем чередования водных и масляных басти. Схема выбирается в зависимости от конституции пациента и состояния толстого кишечника В течение первых двух дней выполняется нируха, затем, на третий, — анувасан басти. Если кишечник сильно загрязнен, вместо двух можно выполнить три нируха басти (в течение трех дней) В большинстве случаев, если следовать такой схеме на протяжении 8 — 10 дней, происходит очищение дхату от амы и мал и восстановление структуры дхату. Эта схема восстанавливает равновесие дош и дхату.
Очень важно, чтобы последней процедурой курса была анувасан басти. Это гарантирует в дальнейшем нормальную деятельность ваты, а также то, что кишечник останется в смазанном и «сытом» состоянии. Если басти выполняется правильно, она не повреждает ни кишечную флору, ни слизистую оболочку кишечника.
Есть большой опыт успешного применения басти при заболеваниях, устойчивых к другим видам лечения. Однако ее эффективность и потенциал мало признается современной медициной. Без понимания жизненных функций вата-доши трудно оценить всасывательную способность толстого кишечника по достоинству. По этой причине медицина не использует кишечник в качестве органа для введения питательных веществ в должной степени.
Современная практика басти подтверждает выводы древних трактатов: из всех слизистых, через которые возможно введение лекарственных веществ, слизистая оболочка толстого кишечника впитывает их с наибольшей готовностью. В дополнение к этому, вследствие тесной связи толстого кишечника со всеми органами тела он является лучшим посредником для удаления токсинов и мал.
Вот пример эффективности басти из практики.
Несколько лет назад родители привели ко мне молодую девушку. У нее был рак. Больная получила химиотерапию, но без успеха. Девушка ослабла до такой степени, что ее тело не принимало пищу и лекарства через рот. Ко времени, когда она попала в мою клинику, ее состояние сильно ухудшилось. В качестве последнего средства я решил напитать ее с помощью басти. Курс состоял из чередующихся питательных брухан и промасливающих снехана басти. Результат был отличным. Девушка вскоре окрепла и стала питаться самостоятельно.
Этот опыт еще раз убедил меня, что толстая кишка является органом ассимиляции. Даже если другие органы уже отказали, можно рассчитывать, что она впитает лекарства и питательные вещества. Мой подход не только предоставил телу девушки питание, но и исправил ее метаболизм, успокоив вату и изгнав аму. Это быстро восстановило способность усваивать пищу через рот.
Каждый раз в подобных случаях я прихожу в восторг от мысли, что решения сложных медицинских проблем последовательно и ясно изложены в текстах пятитысячелетней давности.