Задачи социально-бытового обслуживания.
«Социальная защита населения»в широком смысле — это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп).
«Социальное обеспечение» - государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан РФ в старости, при полной или частичной потере трудоспособности, потере кормильца, в случае болезни, а также семей, в которых есть дети.
Социальное обслуживание является относительно самостоятельным звеном в общей системе социального обеспечения и социальной защиты. Социальное обслуживание неразрывно связано с общей системой материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных, малообеспеченных граждан.
«Социальное обслуживание» - деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
«Социальная услуга» -действия социальной службы, заключающиеся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.
Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяются на следующие основные виды:
— социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
— социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
— социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
— социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
— социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
— социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
Все эти социальные услуги предоставляются населению социальными службами в учреждениях различного типа:
— в стационарных учреждениях (стационарных отделениях учреждений);
— в полустационарных учреждениях (отделениях дневного и ночного пребывания учреждений);
— в нестационарных учреждениях (нестационарных отделениях учреждений);
— в учреждениях (отделениях) социального обслуживания на дому;
— в комплексных учреждениях (отделениях комплекс характера учреждений);
— в учреждениях (отделениях) срочного социального обслуживания;
— в учреждениях (отделениях) срочной социально-консультационной помощи;
— в иных учреждениях, в том числе гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.
«Клиент социальной службы» - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги.
«Трудная жизненная ситуация» - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно (гл1, ст. 3).
Совокупность выше перечисленных услуг может предоставляться гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания.
Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.
В 1982 году в Вене Всемирной Ассамблеей ООН был принят Международный план действий по проблемам старения, что побудило многие страны разработать свою национальную политику в отношении престарелых. В резолюции ассамблеи было провозглашено, что «стареющим следует, насколько это возможно, позволить жить в их собственных семьях и общинах плодотворной, здоровой, безопасной и приносящей удовлетворение жизнью и считаться органической частью общества».
В системе социального обеспечения населения СССР также стали появляться новые акценты о необходимости поиска форм усиления заботы прежде всего об одиноких пожилых гражданах и инвалидах, организация помощи им по месту жительства.
Получить помощь в домах-интернатах, учреждениях стационарного типа могли не все нуждающиеся одинокие престарелые и инвалиды, так как не хватало мест и многие ожидали его в очередях. Потребности населения в социальных услугах возрастали, и государственные и муниципальные учреждения не имели возможности предоставлять их своевременно и качественно даже тем лицам, кто в силу разных причин оставался без родных и близких. Всё более укреплялось понимание, что реализацией таких задач могут справиться только специально выделенные для их обслуживания работники и социальные службы.
Первым документом, выразившим новое направление политики государства в этой сфере и заложившим нормативную базу для организации работы, было постановление ЦК КПСС Совета Министров СССР и ВЦСПС от 14 мая 1985 года «О первоочередных мерах по улучшению материального благосостояния малообеспеченных пенсионеров и семей, усилению заботы об одиноких престарелых гражданах».
Первоочередными задачами были определены следующие:
- установление одиноким остронуждающимся пенсионерам из числа рабочих, служащих и членов их семей доплаты к пенсиям за счёт средств местных бюджетов;
- установлении 50-процентной скидки стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, пенсионерам, получающим пенсии в минимальных размерах;
- повышение заботы о ветеранах труда объединениями, предприятиями, организациями, расширение практики строительств домов-интернатов, включая межколхозные и колхозные, за счёт средств фондов социально-культурных мероприятий и жилищного строительства;
- развитие строительства жилых домов для одиноких престарелых граждан с комплексом служб социально-бытового назначения и помещениями для трудовой деятельности пенсионеров;
- обеспечение учёта одиноких нетрудоспособных и престарелых граждан, особо нуждающихся в помощи, и организация их социально-бытового обслуживания с широким привлечением для этого служб быта, предприятий торговли, общественного питания, патронатных служб, организаций обществ Красного Креста, учреждений здравоохранения, отдельных граждан, занятых в домашнем хозяйстве, студентов с соответствующей оплатой труда.
Результатом реализации этого постановления стало открытие первых экспериментальных отделений социальной помощи на дому и при отделах социального обеспечения населения райгорисполкомов.
Постепенно развивалась деятельность таких отделений по выявлению, организации учета и социально-бытового обслуживания одиноких престарелых граждан и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи и уходе. Местные органы социального обеспечения взяли на себя ответственность и стали осуществлять меры по обеспечению таких лиц необходимыми услугами на дому, в том числе доставку продуктов питания, обедов, лекарственных препаратов и предметов гигиены, топлива, стирку белья и уборку жилых помещений. Списки выявленных лиц направлялись также предприятиям и службам торговли, общественного питания, жилищно-коммунального, бытовогообслуживания, учреждениям здравоохранения для организации необходимой помощи в домашних условиях. В отдельных населенных пунктах заботу об одиноких пожилых людях и инвалидах взяли на себя организации общества Красного Креста, комсомольско-молодежные отряды. Лечебно - оздоровительные мероприятия осуществлялись по индивидуальным планам. Повсеместно развивались дневные стационарные отделения и стационары на дому для престарелых, в городах появились общественные комнаты здоровья в жилых микрорайонах, что позволяло осуществлять постоянный медицинский контроль за состоянием здоровья пожилых и инвалидов.
Дальнейшим шагом в развитии социальных служб стал постановление ЦК КПСС, Совета Министров и ВЦСПС от 22 января 1987 г. № 95 “О мерах по дальнейшему улучшению обслуживания престарелых и инвалидов”. Постановление закрепляло правовой статус отделений социальной помощи на дому, также предусматривало создание территориальных центров социального обслуживания, которые позволяли бы объединить в единый комплекс надомные и стационарные формы государственной поддержки и помощи одиноким и нетрудоспособным гражданам.
В конце 1994 г. в стране уже функционировали около 10 тыс. отделений социальной помощи на дому, было выявлено свыше 1,5 млн престарелых и инвалидов, нуждающихся в надомном обслуживании, из каждых 10 тыс. пенсионеров 250 человек получали такую помощь. В 1995 г. 10710 отделений надомного обслуживания оказали социальную помощь 981,5 тыс. одиноким престарелым и инвалидам, 42,6% из которых проживали в сельской местности.
Таким образом, в 90-е годы прошлого столетия в стране Интенсивно формировалось и развивалось надомное социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов этого возраста.
Развитие системы социальной поддержки и социального обслуживания населения направлено на последовательное повышение уровня жизни малообеспеченных категорий населения, обеспечение доступности и качества социальных услуг.В задачи социального обслуживания населения входит укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье; создание благоприятных условий развития детей, попавших в трудную жизненную ситуации; совершенствование деятельности детских социозащитных учреждений, качества социальных услуг предоставляемых семьям с детьми и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации; совершенствование системы социального обеспечения, государственной поддержки граждан на основе развития адресности, своевременности и достаточности мер социальной помощи; содействие развитию деятельности общественных объединений граждан, негосударственных форм добровольчества и благотворительности в сфере социальной поддержки населения; оказание адресной помощи пожилым гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; повышение эффективности деятельности учреждений социального обслуживания пожилых граждан на основе соблюдения стандартов и нормативов социальных услуг, укрепления материальной базы учреждений; содействие организации безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда; содействие трудовой занятости инвалидов, а также содействие развитию социального партнерства.