Трансформация мышечной ткани

Изначальный хилус, сначала трансформировавшийся в кровь, а затем в мышцы, пребывает в этом виде в течение пяти дней и еще тридцати шести минут. В течение этого промежутка времени под действием Агни мышц она разделяется на три составляющих. Из них конечные мышцы пополняют мышечную массу тела, а чистая эссенция мышц соединяется сначала с Огнем и Воздухом, а затем и с Капха доша (ее Водной состав­ляющей), порождая тем самым те­лесный жир. Чистая эссенция мышц представляет собой более жид­кое, чем первичная мышечная ткань, жир­ное на ощупь вещество светло-белого цвета. Земля и Вода, являющиеся компонентами хи­луса, помогают этому процессу.

Трансформация жира

Хилус, трансформировавшийся в жир находится в этом состоя­нии в течение пяти дней и тридцати шести минут. По истечении этого времени под действием Агни жира, она разделяется на три части, точно также, как и предыдущие ткани. Чистая эссенция жира соединяется с Земляной, Ог­ненной и Воздушной частями пер­вичного хилуса и Капха доша. В резуль­тате образуется твердая слегка желтоватая пористая субстанция - кости, причем поры в них формируются за счет большого количества Воздуха (Ч.С.6.15.26.).

Трансформация костной ткани

Изначальный хилус, дошедший в своих изменениях до костной ткани, находится в этом виде в течение пяти дней и тридцати шести минут, и в конце этого срока за счет воздействия Агни кос­тей происходит ее разде­ление на чистую эссенцию костей, конеч­ные кости, которые поддержи­вают необходимое количество кост­ной ткани в организме, и побочные продукты этого процесса. Чис­тая эссенция костей просачивается с помо­щью Вьяна Ваю через поры кости и накапливается в костной полости[84], формируя тем самым костный мозг.

Трансформация костного мозга

Сформировавшийся костный мозг находится в неприкосновен­ном сос­тояние в течение пяти дней и тридцати шести минут, и по­сле этого, под действием Агни костного мозга, разделяется на три составляющие. Ко­нечный костный мозг поддерживает необходимое количество костного мозга, а его чистая эссенция превращается в семя.

Особенности семени и Оджаса

Первичный хилус, трансформировавшийся в конце концов в семя, на этом своих изменений не заканчивает. Подвергаясь воз­действию Агни семени, эта ткань превращается в Оджас. В Аюрве­де приводится очень хороший пример, наглядно показывающий процесс трансформации семи тканей. Считается, что если золото сто раз подряд плавить, то на сто пер­вый раз оно не даст окалины. Аналогично этому, воздействие Агни тка­ней на хилус шесть раз порождает побочные продукты, а на седьмой, при прокаливании семени, побочных продуктов нет, и вместо трех компонен­тов раз­ложения тканей получается только два.

Чистая эссенция семени называется Оджас. Так как местом ло­кализа-ции семени является все тело человека, то Оджас вырабаты­вается во всех частях человеческого организма. Основным же ме­с­том его локализации является сердце.

Сушрута пишет (С.С.1.14.14.), что в организме женщины фор­мируется не семя, а Артава, субстанция, название которой очень часто неправиль­но переводят словом "яйцеклетка", которое только в незначительной сте­пени отражает суть данного термина. Вагбхата пишет (А.Х.2.1.7.): «У женщины менструальная кровь, являющаяся, производной хилуса, вытекает из тела в течение трех дней каждый месяц, начиная с двенадцати лет и заканчивая с пятьюдесятью годами».

Возникает вполне уместный вопрос: почему семя и месячные, являю­щиеся результатом переваривания хилуса, не образуются в детском воз­расте, а проявляются только к моменту полового созре­вания? Сушрута, отвечая на него, приводит сравнение человече­ского организма с цветком. Он пишет, что всем известно, что большинство цветов имеют прекрас­ный и нежный запах, но не возможно почувствовать аромат еще не рас­пустившегося бутона. То, что до поры до времени не существует на гру­бом физическом уровне, зачастую существует на более тонком, не дос­тупном гру­бым органам чувств, но по мере накопления качеств и созре­вания проявляясь и на физическом плане. Цветок накапливает свой аро­мат находясь еще в состоянии не раскрывшегося бутона. Если рас­крыть бутон раньше срока, то запаха не будет, им обладает только полностью сформировавшийся цветок. Точно так же, как аромат проявляется у со­зревшего и раскрывшегося цветка, так и семя или менструальная кровь находятся в тонкой, непроявленной и не со­з­ревшей форме у ребенка мужского или женского пола и проявляет­ся только тогда, когда созрели органы, отвечающие за половые функции (С.С.1.14.18-19.).

Первичный хилус, локализующийся в сердце, по своим каналам выхо­дит из него и перемещается в печень-селезенку для начала процесса трансформации семи тканей, каждые пять дней порождая новую ткань, поэтому для конечного превращения ее в семя необ­ходим целый месяц. Чакрапани так описывает процесс трансфор­мации хилуса в семя: «Точно так же, как медленно река несет свои воды через долину, точно так же, как молниеносно распрос­траняет­ся огонь в сухом бамбуковом лесу, также и процесс транс­форма­ции тканей может протекать или быстро, или мед­ленно, в за­виси­мости от индивидуальных особенностей организма и силы Агни. Если Агни очень силен, то семя образуется очень быстро, а если слаб, для этого требуется больше времени. Если сила Агни средняя[85], то этот процесс занимает промежуточный отрезок време­ни».

Важно отметить, что существуют так называемые вришья продукты[86], такие, как молоко, топленое масло, мед и др., превращающиеся в семя за пре­дельно ко­роткий, много меньший, чем обычно промежуток време­ни. Это происхо­дит благодаря тому, что они обладают большей по­тенциальной энергией чем другие продукты. При оптимальных ус­ловиях (баланс Тридоша, ра­циональное питание, хорошее пищева­рение, не загрязненное состояние всех каналов и т.д.), вришья продукты превращаются в семя за шесть дней, к началу седьмого дня после приема пищи. С точки зрения Пара­шара Муни, хилус, обра­зованный из этой пищи переходит в конечный хилус на второй день, в кровь - на третий день, на четвертый - в мышцы, на пя­тый, в жир, на шестой - в кости, на седьмой - в костный мозг, и на вось­мой - в семя, считая день приема пищи за первый.

В самом начале процесса своей трансформации, хилус концент­рируется в сердце, чтобы разнестись по всему организму, а затем, в виде Од­жаса, снова вернуться в него. Процесс трансформации семи тканей представляет собой замкнутый цикл, представленный на рисунке 4.

ЦИРКУЛЯЦИЯ ХИЛУСА

Все доша и ткани не только претерпевают те или иные изменения, но и находятся в постоянном движении по организму человека. В силу природной статичности или неподвижности, они перемещаются за счет активности Вата доша или Праны по специально отведенным, специфическим каналам, пронизывающим все тело человека.

Виды каналов

Древние мудрецы, хорошо знавшие анатомическое строение человеческого тела, описывают различные протоки, каналы и сосуды тела – шира, дхамани, шрота, нади, снайу и канидару. Шира – сосуды, по которым циркулирует кровь, шрота переносят главным образом доша и ткани, а нади[87] – Прану и Теджас; снайу – это нервы и сухожилия, а канидару – жилы. Помимо этого, все вышеперечисленные каналы, протоки и сосуды участвуют в транспортировке доша, семи тканей и продуктов жизнедеятельности организма, а также чувств, ума, эмоций и восприятий.

Между описаниями Чаракой процесса разделения пищи на хи­лус и нечистоты и описанием того же самого процесса Сушрутой есть некото­рая разница. Сушрута, в отличие от Чара­ки, более подроб­но останавливается не на самом процессе форми­рования первичного хи­луса, а на принципах его циркуляции по ор­ганизму и на описании кана­лов, по которым происходит эта цирку­ляция, Чарака же описывает только небольшую часть каналов, уделяя наибольшее внимание непосредственно процессу трансформации пищи. Вся девятая глава третьей части Сушру­та Самхиты посвящена харак­теристике физических и пранических каналов. Сушрута пишет (С.С.3.9.2-3.): "Существует двадцать четыре основных канала, включая кишечник, начинающих­ся в пупочной облас­ти. Эти каналы подразделяются на вены, артерии и полые каналы, хотя некоторые авторы такого разграничения не проводят, считая вены и артерии разновидностью полых каналов. Десять каналов из двадцати четырех поднимающие, десять – опускающие, а четыре – латеральнораспределяющие".

Десять поднимающих каналов

Началом поднимающих каналов, называющихся Артха или Ма­хат Дхамани, является верхушка сердца. Чарака говорит, что они расходятся от сердца как от корня, разнося по всему организму Оджас (Ч.С.1.30.8.). Сушрута пишет, что десять поднимающих каналов способ­ствуют поддержанию це­лостности организма и помогают выпол­нять такие функции, как дыхание, слух, обоняние, осязание, зре­ние, зевание, речь, чихание, сплевывание, глотание, плач и др. Ис­ходя из сердца, каждый из каналов разделяется на три ветви по десять каналов, формируя в итоге тридцать поднимающих каналов.

Функции поднимающих каналов

Поднимающие каналы выполняют следующие функции:

- два предоставляют пространство для движения Вата доша.

- два предоставляют пространство для движения Питта доша.

- два для движения Капха доша.

- два для крови.

- два для хилуса.

- два для проникновения и восприятия звука.

- два для проникновения и восприятия запаха.

- два для вкуса.

- два для формы, цвета и т.д.

- два для издания звуков.

- два для разговора (членораздельной речи).

- два для возникновения сна и сновидений.

- два для возможности пробуждения ото сна.

- два для слезотечения.

- два у женщин способствуют выделению грудного молока, а у мужчин – распределяют семенную жидкость.

Все эти каналы находятся выше линии пупка, располагаясь в го­лове, шее, руках, груди, спине и боках[88].

Десять опускающих каналов

Опускающие вниз каналы перемещают в нижнюю часть тела Вата доша, мочу, кал, семя, менструальную жидкость и т.д. Они вы­ходят из эпигастрия, способствуют разделению пищи на питатель­ную часть и не­чистоты и разнесению хилуса по всему организму, соединяясь с подни­мающими и латеральнораспределяющими кана­лами, давая путь дальнейшей трансформации хилуса. Каждый из них, проходя около пупка, разделяется на три ка­нала, поэтому насчитывается тридцать опус­кающих каналов.

Функции опускающих каналов

Опускающие каналы выполняют следующие функции:

- два перемещают Вата доша.

- два перемещают Питта доша.

- два перемещают Капха доша.

- два перемещают хилус.

- два перемещают кровь.

- два, проходящих в кишечнике, перемещают пищу.

- два выводят жидкую часть пищи, трансформирующуюся в мочу.

- два выводят мочу из организма.

- два, находящихся в кишечники служат местом перемещения кала.

- восемь соединяются с латеральнораспределяющими каналами и отвечают за потовыделение.

- два отвечают за образование семени (яйцеклетки).

- два отвечают за перемещение семени (яйцеклетки).

Все эти каналы способствуют поддержанию и очищению всех частей организма, расположенных ниже таза и бёдер[89].

Наши рекомендации