Место, где происходит процесс пищеварения

Давайте рассмотрим ту часть тела, где непосредственно проис­ходит процесс пищеварения. Чарака пишет, что это место располо­жено между пупком и сосками и называется эпигастрием. В одной из предыдущих глав приводился взгляд Чараки и Сушруты на точ­ное место локализации этой области. Между их утверждениями, как мы выяснили, существует только терминологическая разница, процессы же, происходящие в этой части организма они описывают абсолютно идентично.

Итак, Чарака разделяет эпигастрий на две части - желудок и двенадцатиперстную кишку. Сушрута же называет этим термином исключительно желудок, а двенадцатиперстной кишке дает отдель­ное название. Это то место, где происходит самая интенсивная часть пищеварения. Двенадцатиперстная кишка является местом основной локализации огня пищеварения, на котором лежит пере­варивание пищи в двенадцатиперстной кишке.

Вполне понятно, что процесс пищеварения происходит не только в желудке и двенадцатиперстной кишке, но и во всем ки­шечнике. С точки зрения Аюрведы, Великий Канал (кишечник) также участвует в переваривании пищи.

Первый этап пищеварения начинается во рту и продолжается в желудке, второй идет в двенадцатиперстной кишке, а третий - в кишечнике.

Общие черты процесса пищеварения

В процессе пищеварения участвуют все три доша. Прана Ваю спо­собствует поднесению пищи ко рту и жеванию, помогая при этом не вы­валиваться ей изо рта. После того, как пища достаточно пережевана и пропитана слюной (Бодхака Капха), Прана Ваю регу­лирует акт глотания, отправляя пищевой комок по пищеводу в же­лудок. В желудке под дейст­вием Кледака Капха проглоченная пища еще больше размачивается и раз­рушается. Этому способствуют пе­ристальтические движения желудка (совершаемые им за счет ак­тивности Вьяна Ваю), большая влажность и кислая среда.

Раздробленная и полупереваренная пища по каплям попадает в двена­дцатиперстную кишку, где она подвергается разрушающему воздействию огня желудка. Самана Ваю, локализующийся в пупо­чной области, регулирует интенсивность этого Агни, создавая экс­тремумы его горения (см. схему 4).

За счет слаженного взаимодействия всех этих субдоша, Агни, по­сле полного разрушения пищи, разделяет ее на усвояемую полезную часть – хилус и на побочные продукты - мочу и кал.

Питательная часть пищи, поступившей в желудок, идет не только на формирование семи тканей организма, но служит своего рода топливом (шакти), поддерживающим интенсивность и яркость горения Агни.

ФОРМИРОВАНИЕ ТРИДОША

Образование Капха доша

После того, как вкратце описаны общие черты процесса пище­варения, необходимо подробнее остановиться на процессе образо­вания Тридоша из переваренной пищи. Так как первой из съеден­ной пищи формируется Капха доша, эта глава начнется с нее.

Все в этом мире состоит из пяти первоэлементов. Пища не ис­ключе­ние. В зависимости от доминирующих в ее составе первоэле­ментов она может иметь шесть базовых вкусов – сладкий, соленый, острый, кислый, горький и вяжущий. Как только пища попадает в рот и язык определяет ее вкус, с этого момента и начинается процесс ее переваривания. Происходит ин­тенсивное выделение слюны из подъязычных и околоушных слюнных желез, которая не только ув­лажняет язык и ротовую полость, но и начи­нает разрушать нахо­дящуюся во рту пищу. У "зрелой" Капха доша доми­нирует сладкий вкус, поэтому, когда пища, имеющая несколько вкусов, попадает в рот, в первую очередь ощущается и проявляется сладкий вкус, принадлежащий Капха доша. Когда же пища попадает в желудок, там происходит ее вспенивание, и эта пена, являющаяся практичес­ки полно­стью созревшей Капха доша, сильнее проявляет свой слад­кий вкус.

Чарака описывает первый этап пищеварения следующим обра­зом (Ч.С.6.15.9.): "Как только пища попадает в рот, шесть вкусов, из которых она состоит, начинают разрушаться. Во время этого процесса проявляется ее первичная сладость (слизистая субстанция, обладающая сладковатым вкусом), из которой идет формирование Капха доша". Сушрута продол­жает (С.С.1.21.23.): "Во время вспе­нивания и трансформации пищи в же­лудке в сладкую, слизистую и нежную субстанцию, из этой субстанции идет формирование Капха доша".

Существует огромная необходимость в регулярном и правиль­ном приеме пищи. Исходя из указаний Чараки и других аюрведических врачей и мудрецов, необходимо оставлять часть же­лудка сво­бодной и пустой для нормального движения по нему Вата, Питта и Капха доша. Беспрепятственное их взаимодействие спо­собствует правильному пищеварению и усвоению съеденной пищи (Ч.С.3.2.3.). Воздушный пу­зырь в желудке необходим и для движения пранических пото­ков, адекватного обмена между внутренней (телесной) и наружной (атмосфер­ной) Праной, поддержания естественного тонуса желудка. С точки зрения Чараки, во время приема пищи необ­ходимо рассчитывать, чтобы одна треть желудка была заполнена твердой пищей, вторая - жидкостью или жидкой пищей, а третья оставалась пустой для свободного движения Тридоша. Чакрапани в своих комментариях на эту шлоку говорит, что это утверждение необ­ходимо принимать менее строго, выделяя несколько больше места для твердой пищи. Вагбхата же советует мысленно поделить желудок на че­тыре равные части и две из них заполнять твердой пищей, тщательней­шим образом пережеванной, одну - жидкой пи­щей и последнюю часть оставлять свободной для беспрепятствен­ного взаимодействия Тридоша[79] (А.С.1.10.). В настоящее время большей популярностью пользуется пози­ция Вагбхаты.

Помимо всего прочего, Веды (М.С.4.74-76.) рекомендуют не есть лежа на кровати, не есть до восхода и после заката пищу, содержащую кун­жут, а перед принятием пищи ради достижения долголетия мыть рот и стопы.

Образование Питта доша

Вторая ступень процесса пищеварения описывается Чаракой следую­щим образом (Ч.С.6.15.10.): "Когда частично переваренная пища покида­ет желудок и попадает в двенадцатиперстную кишку, из кислой части перевариваемой пищи проявляется чистая жидкая эссенция Питта доша". Хилус, частично переваренная пища, по каплям просачивается в двенадцатиперстную кишку, не­посредственно к огню пищеварения. Та часть тела, которая является пристанищем Питта доша и находится в центре эпигастрия, называется двенадцатиперстной кишкой (С.С.6.40.169.). Чарака пишет: "Двенадцати­перстная кишка – место локализации огня пищеварения, называется так потому, что она задерживает пищу около Агни[80]. Она находится около пупка и поддерживает свой тонус за счет энергии Питта доша. В нормальном состоянии пища поступает сюда для дальней­шего переваривания, причем, полупереваренная пища спускается в двенадцатиперстную кишку из желудка небольшими порциями, и по мере пе­реваривания проходит все ниже и ниже. Когда же происхо­дят нарушения в работе огня пищеварения, в кишечник выпускает­ся пища в недоперева­ренном, недозрелом состоянии" (Ч.С.6.15.56-57.).

Тощая кишка, являющаяся воротами пупочной зоны, действует как затвор, контролирующий и регулирующий поток пищи, посту­пающий из двенадцатиперстной кишки в кишечник (А.Х.2.3.51.). Сушрута называет ее словосочетанием «питтадхара кала». Тощая кишка способствует поступлению небольших пор­ций всех видов почти полностью переваренной пищи в кишечник. Для ис­правного выполнения этой функции ей необходимо, чтобы пища попада­ла в кишечник с той скоростью, с которой Пачака Агни в двенадцатипер­стной кишке сможет ее полностью переварить. Этот процесс очень хоро­шо описывается Вагбхатой. Он говорит: "В месте локали­зации огня пищеварения, в двенадцатиперстной кишке, происходит задержка пищи, поступающей из желудка в кишечник. Это осущес­твляется для того, чтобы огонь пищеварения успел ее переварить. После этого в ки­шечник выпускается уже переваренная пища. Если происходит наруше­ние состояния баланса одной из доша, в кишеч­ник выходит не до конца переваренная пища" (А.С.2.5.).

Двенадцатиперстная кишка является местом основной локали­зации Питта доша. Здесь, в атмосфере сильной пищеварительной активности под действием жара огня пищеварения и продуцируется свежая жидкая кислая горячая субстанция, из которой образуется Питта доша. В резуль­тате переваривания любого типа пищи выде­ляется большое количество тепла и энергии. Это очень подробно описывается Вагбхатой, когда он раскрывает нормальные функции Питты. Он пишет (А.С.1.19.), что максимальное количество тепла выделяется в двенадцатиперстной кишке, т.е. в месте локализации Пачака Агни, который описывается им как источник всех осталь­ных Агни тела, самый горячий из них, поддер­живающий термоба­лланс всего организма.

Образование Вата доша

После обработки в двенадцатиперстной кишке посредством огня пи­щеварения, перевариваемая пища разделяется на две части - на питатель­ную эссенцию и побочные продукты ее переваривания. Побочные про­дукты медленно движутся по кишечнику за счет Са­мана и Вьяна Ваю, пока не начинается третий, заключительный этап пищеварения. Чарака описывает его следующим образом (Ч.С.6.15.11.): "Когда остатки перева­риваемой пищи попадают в кишечник, они адсорбируются и высушива­ются под действием Агни, приобретая компактную суховатую форму. Во время этого процесса проявляются их горькие и вяжущие вкусы. Из этих сухих компактных горьких масс и возникает Вата доша". Важно, что Ча­рака использует в этой шлоке для описания возникновения свежего Вата доша в теле слово "Сьят", характеризующее менее интенсивно протека­ющий процесс, тогда как при описании выработки Питта и Капха доша он использует более выразительное и функционально насыщенное слово "Удирьйате". Это означает, что новообразующие­ся Питта и Капха доша очень интенсивно формируются из соответ­ствующих первоэлементов пищи, разделяющихся за счет воздейст­вия на пищевой комок пищевари­тельных соков, секретируемых же­лезами желудка или поступающих в двенадцатиперстную кишку из печени и поджелудочной железы. Сушру­та, дополняя Чараку, гово­рит, что Вата доша возникает также из Воздуха и из наружной Праны. Тогда каким же образом эта доша может возникать в ки­шечнике из переваренной пищи? Дело в том, что вся пища сос­тоит из пяти первоэлементов, и Воздух, входящий в состав съеден­ной пищи, высвобождается под действием пищеварительных соков, хотя и не так интенсивно, как Питта (Огонь) или Капха доша (Вода). Интенсивность образования Вата доша в кишечнике возрастает при тех или иных нарушениях Джатхарагни.

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМИ ТКАНЕЙ

Наши рекомендации