Место, где происходит процесс пищеварения
Давайте рассмотрим ту часть тела, где непосредственно происходит процесс пищеварения. Чарака пишет, что это место расположено между пупком и сосками и называется эпигастрием. В одной из предыдущих глав приводился взгляд Чараки и Сушруты на точное место локализации этой области. Между их утверждениями, как мы выяснили, существует только терминологическая разница, процессы же, происходящие в этой части организма они описывают абсолютно идентично.
Итак, Чарака разделяет эпигастрий на две части - желудок и двенадцатиперстную кишку. Сушрута же называет этим термином исключительно желудок, а двенадцатиперстной кишке дает отдельное название. Это то место, где происходит самая интенсивная часть пищеварения. Двенадцатиперстная кишка является местом основной локализации огня пищеварения, на котором лежит переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке.
Вполне понятно, что процесс пищеварения происходит не только в желудке и двенадцатиперстной кишке, но и во всем кишечнике. С точки зрения Аюрведы, Великий Канал (кишечник) также участвует в переваривании пищи.
Первый этап пищеварения начинается во рту и продолжается в желудке, второй идет в двенадцатиперстной кишке, а третий - в кишечнике.
Общие черты процесса пищеварения
В процессе пищеварения участвуют все три доша. Прана Ваю способствует поднесению пищи ко рту и жеванию, помогая при этом не вываливаться ей изо рта. После того, как пища достаточно пережевана и пропитана слюной (Бодхака Капха), Прана Ваю регулирует акт глотания, отправляя пищевой комок по пищеводу в желудок. В желудке под действием Кледака Капха проглоченная пища еще больше размачивается и разрушается. Этому способствуют перистальтические движения желудка (совершаемые им за счет активности Вьяна Ваю), большая влажность и кислая среда.
Раздробленная и полупереваренная пища по каплям попадает в двенадцатиперстную кишку, где она подвергается разрушающему воздействию огня желудка. Самана Ваю, локализующийся в пупочной области, регулирует интенсивность этого Агни, создавая экстремумы его горения (см. схему 4).
За счет слаженного взаимодействия всех этих субдоша, Агни, после полного разрушения пищи, разделяет ее на усвояемую полезную часть – хилус и на побочные продукты - мочу и кал.
Питательная часть пищи, поступившей в желудок, идет не только на формирование семи тканей организма, но служит своего рода топливом (шакти), поддерживающим интенсивность и яркость горения Агни.
ФОРМИРОВАНИЕ ТРИДОША
Образование Капха доша
После того, как вкратце описаны общие черты процесса пищеварения, необходимо подробнее остановиться на процессе образования Тридоша из переваренной пищи. Так как первой из съеденной пищи формируется Капха доша, эта глава начнется с нее.
Все в этом мире состоит из пяти первоэлементов. Пища не исключение. В зависимости от доминирующих в ее составе первоэлементов она может иметь шесть базовых вкусов – сладкий, соленый, острый, кислый, горький и вяжущий. Как только пища попадает в рот и язык определяет ее вкус, с этого момента и начинается процесс ее переваривания. Происходит интенсивное выделение слюны из подъязычных и околоушных слюнных желез, которая не только увлажняет язык и ротовую полость, но и начинает разрушать находящуюся во рту пищу. У "зрелой" Капха доша доминирует сладкий вкус, поэтому, когда пища, имеющая несколько вкусов, попадает в рот, в первую очередь ощущается и проявляется сладкий вкус, принадлежащий Капха доша. Когда же пища попадает в желудок, там происходит ее вспенивание, и эта пена, являющаяся практически полностью созревшей Капха доша, сильнее проявляет свой сладкий вкус.
Чарака описывает первый этап пищеварения следующим образом (Ч.С.6.15.9.): "Как только пища попадает в рот, шесть вкусов, из которых она состоит, начинают разрушаться. Во время этого процесса проявляется ее первичная сладость (слизистая субстанция, обладающая сладковатым вкусом), из которой идет формирование Капха доша". Сушрута продолжает (С.С.1.21.23.): "Во время вспенивания и трансформации пищи в желудке в сладкую, слизистую и нежную субстанцию, из этой субстанции идет формирование Капха доша".
Существует огромная необходимость в регулярном и правильном приеме пищи. Исходя из указаний Чараки и других аюрведических врачей и мудрецов, необходимо оставлять часть желудка свободной и пустой для нормального движения по нему Вата, Питта и Капха доша. Беспрепятственное их взаимодействие способствует правильному пищеварению и усвоению съеденной пищи (Ч.С.3.2.3.). Воздушный пузырь в желудке необходим и для движения пранических потоков, адекватного обмена между внутренней (телесной) и наружной (атмосферной) Праной, поддержания естественного тонуса желудка. С точки зрения Чараки, во время приема пищи необходимо рассчитывать, чтобы одна треть желудка была заполнена твердой пищей, вторая - жидкостью или жидкой пищей, а третья оставалась пустой для свободного движения Тридоша. Чакрапани в своих комментариях на эту шлоку говорит, что это утверждение необходимо принимать менее строго, выделяя несколько больше места для твердой пищи. Вагбхата же советует мысленно поделить желудок на четыре равные части и две из них заполнять твердой пищей, тщательнейшим образом пережеванной, одну - жидкой пищей и последнюю часть оставлять свободной для беспрепятственного взаимодействия Тридоша[79] (А.С.1.10.). В настоящее время большей популярностью пользуется позиция Вагбхаты.
Помимо всего прочего, Веды (М.С.4.74-76.) рекомендуют не есть лежа на кровати, не есть до восхода и после заката пищу, содержащую кунжут, а перед принятием пищи ради достижения долголетия мыть рот и стопы.
Образование Питта доша
Вторая ступень процесса пищеварения описывается Чаракой следующим образом (Ч.С.6.15.10.): "Когда частично переваренная пища покидает желудок и попадает в двенадцатиперстную кишку, из кислой части перевариваемой пищи проявляется чистая жидкая эссенция Питта доша". Хилус, частично переваренная пища, по каплям просачивается в двенадцатиперстную кишку, непосредственно к огню пищеварения. Та часть тела, которая является пристанищем Питта доша и находится в центре эпигастрия, называется двенадцатиперстной кишкой (С.С.6.40.169.). Чарака пишет: "Двенадцатиперстная кишка – место локализации огня пищеварения, называется так потому, что она задерживает пищу около Агни[80]. Она находится около пупка и поддерживает свой тонус за счет энергии Питта доша. В нормальном состоянии пища поступает сюда для дальнейшего переваривания, причем, полупереваренная пища спускается в двенадцатиперстную кишку из желудка небольшими порциями, и по мере переваривания проходит все ниже и ниже. Когда же происходят нарушения в работе огня пищеварения, в кишечник выпускается пища в недопереваренном, недозрелом состоянии" (Ч.С.6.15.56-57.).
Тощая кишка, являющаяся воротами пупочной зоны, действует как затвор, контролирующий и регулирующий поток пищи, поступающий из двенадцатиперстной кишки в кишечник (А.Х.2.3.51.). Сушрута называет ее словосочетанием «питтадхара кала». Тощая кишка способствует поступлению небольших порций всех видов почти полностью переваренной пищи в кишечник. Для исправного выполнения этой функции ей необходимо, чтобы пища попадала в кишечник с той скоростью, с которой Пачака Агни в двенадцатиперстной кишке сможет ее полностью переварить. Этот процесс очень хорошо описывается Вагбхатой. Он говорит: "В месте локализации огня пищеварения, в двенадцатиперстной кишке, происходит задержка пищи, поступающей из желудка в кишечник. Это осуществляется для того, чтобы огонь пищеварения успел ее переварить. После этого в кишечник выпускается уже переваренная пища. Если происходит нарушение состояния баланса одной из доша, в кишечник выходит не до конца переваренная пища" (А.С.2.5.).
Двенадцатиперстная кишка является местом основной локализации Питта доша. Здесь, в атмосфере сильной пищеварительной активности под действием жара огня пищеварения и продуцируется свежая жидкая кислая горячая субстанция, из которой образуется Питта доша. В результате переваривания любого типа пищи выделяется большое количество тепла и энергии. Это очень подробно описывается Вагбхатой, когда он раскрывает нормальные функции Питты. Он пишет (А.С.1.19.), что максимальное количество тепла выделяется в двенадцатиперстной кишке, т.е. в месте локализации Пачака Агни, который описывается им как источник всех остальных Агни тела, самый горячий из них, поддерживающий термобалланс всего организма.
Образование Вата доша
После обработки в двенадцатиперстной кишке посредством огня пищеварения, перевариваемая пища разделяется на две части - на питательную эссенцию и побочные продукты ее переваривания. Побочные продукты медленно движутся по кишечнику за счет Самана и Вьяна Ваю, пока не начинается третий, заключительный этап пищеварения. Чарака описывает его следующим образом (Ч.С.6.15.11.): "Когда остатки перевариваемой пищи попадают в кишечник, они адсорбируются и высушиваются под действием Агни, приобретая компактную суховатую форму. Во время этого процесса проявляются их горькие и вяжущие вкусы. Из этих сухих компактных горьких масс и возникает Вата доша". Важно, что Чарака использует в этой шлоке для описания возникновения свежего Вата доша в теле слово "Сьят", характеризующее менее интенсивно протекающий процесс, тогда как при описании выработки Питта и Капха доша он использует более выразительное и функционально насыщенное слово "Удирьйате". Это означает, что новообразующиеся Питта и Капха доша очень интенсивно формируются из соответствующих первоэлементов пищи, разделяющихся за счет воздействия на пищевой комок пищеварительных соков, секретируемых железами желудка или поступающих в двенадцатиперстную кишку из печени и поджелудочной железы. Сушрута, дополняя Чараку, говорит, что Вата доша возникает также из Воздуха и из наружной Праны. Тогда каким же образом эта доша может возникать в кишечнике из переваренной пищи? Дело в том, что вся пища состоит из пяти первоэлементов, и Воздух, входящий в состав съеденной пищи, высвобождается под действием пищеварительных соков, хотя и не так интенсивно, как Питта (Огонь) или Капха доша (Вода). Интенсивность образования Вата доша в кишечнике возрастает при тех или иных нарушениях Джатхарагни.
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМИ ТКАНЕЙ