Физиологические характеристики тридоша
Знания о Тридоша являются основополагающей системой в Аюрведе. В двух словах ее можно представить следующим образом: существуют три доша - Вата, Питта и Капха, равновесие и баланс которых дает человеку долгую, гармоничную, здоровую и радостную жизнь, но если их равновесие нарушается, то этот процесс приведет в конце концов к возникновению болезней и разрушению тела. Аюрведическое лечение сводится к возвращению в исходное положение в соответствии с индивидуальной, с рождения заложенной Природой, расшатавшихся и вышедших из равновесия доша, что приводит к полному выздоровлению и достижению внутренней гармонии с собой.
Глядя на аюрведические тексты, можно сказать, что изо всех четырех Вед они в некотором смысле перекликаются с Атхарваведой, но все равно ни в одной из них нет даже намека на существование Тридоша, этих трех основных составляющих нашего тела. Разве что в Ригведе можно найти некоторые шлоки, где говорится, что тело состоит из трех субстанций:
трир-но ашвина дивьяни бхешаджа
трих партхивани трир-удаттамадвьяха
оманам самйур-мама кайасунаве
тридхату шарма вахатам шубхаспати
(Ригведа)
Один из комментаторов Ригведы, Саяна, интерпретируя выделенную шлоку, утверждает[45], что когда тридхату - Вата, Питта и Капха находятся в равновесном балансе, тело послушно и не болеет, а его хозяин пребывает в счастье и радости. Тридоша иногда называют тридхату, потому что, если они находятся в состоянии баланса, они формируют тело. Сушрута описывает их как причину возникновения и постоянного обновления организма. Он говорит:
нарте деха капхадасти на питанна ча марутат
шонитадапи ва митам деха этаисту дхарьйате
Не смотря на то, что существует целая плеяда аюрведических текстов, в Ведах находится немалая часть медицинского знания. И хотя в четырех Ведах теория о Тридоша практически не освещена, о ней говорится в "Пятой Веде" - Махабхарате и в Упанишадах. Поэтому, не смотря на то, что наиболее авторитетные ведические источники утверждают, что тело состоит из первоэлементов, авторы аюрведических писаний расширяют это понятие (С.С.1.15.3): "доша дхату мала мулам хи шарирам" - "корнями" тела являются доша, дхату и мала, или болезненные начала, ткани и нечистоты.
Доша - три - Вата, Питта и Капха. "Душана ити доша" - то, что порой увеличивается, а порой уменьшается, есть доша. Слово "доша" можно перевести и как "болезненные начала". Помимо Вата, Питта и Капха доша, Сушрута относит к категории доша еще и кровь. Но, так как он в основном специализировался на хирургии и мало работал с физиологической стороной крови, поэтому его утверждение не приобрело широкой популярности. Кровь сама по себе не может проявлять своих качеств без влияния Тридоша, и в отличие от доша не может самостоятельно разрушать остальные ткани. Когда возникает дисбаланс Тридоша, в первую очередь это отражается на чистоте и составе крови, и эта нечистая кровь ассоциируется с доша, находящейся в состоянии дисбаланса, потому что она приобретает свойство разрушать организм. Таким образом, становится понятно, почему кровь относят не к доша, а к тканям.
"Ва гати гандханайохо вата" - то, что движется и разносит запахи есть Вата. Корень "ва" обозначает движение. Вата доша иногда называют Ваю доша.
"Тапати ити питта" – жар – это Питта. Корень "тап" обозначает жар. Питта доша называют также Теджо доша или Агни доша.
"Шлеш алимгате ити капха" - то, что способствует соединению есть Капха. Корень "шлеш" обозначает объятие, соединение (С.С.1.21.3). Капха доша иногда называют Кафа доша или Слешма (Шлешма) доша.
Отсюда становятся понятными основные функции Тридоша. Вата доша способствует движению тела и в теле, Питта - огонь пищеварения и температура тела, а Капха отвечает за соединение и интеграцию органов и тканей.
Тканей – семь. К ним относятся хилус, кровь, мышцы, жир, кости, костный мозг и семя.
Нечистот - три - моча, пот и кал. Помимо трех основных нечистот, существуют второстепенные типа выделения из носа, глаз, ушей и т.д.
Вата, Питта и Капха находятся во всем теле, но преобладают в нижней, средней и верхней его частях (если находятся в состоянии равновесия). Как три колонны поддерживают шатер, так и Тридоша поддерживают организм, и так как они делают тело стабильным, их часто называют колоннами (С.С.1.21.3).
Тридоша иногда называют нечистотами, или побочными продуктами, потому что в процессе пищеварения они способствуют формированию побочных продуктов, загрязняя тем самым организм, а при дисбалансе разрушают тело с выделением большого количества нечистот.
В основном же Вата, Питта и Капха называют "доша", т.е. "болезненные начала", ведь они имеют тенденцию разрушать все субстанции в организме, выходя из равновесия.
Вата доша имеет природу газа, Питта - огненную природу, а Капха - природу Воды. Об этом говорят все авторы, в частности, Сушрута[46]. Вагбхата утверждает, что Вата возникает из сочетания Эфира и Воздуха, Питта - из Огня и Воды, а Капха из Воды и Земли (А.С.5.20). Эти утверждения ни в коем случае не противоречат тому, что каждая доша состоит из всех пяти первоэлементов, только доминирующие во много раз преобладают в их составе, оказывая основное влияние на их природу и качества.