Демонология, психиатрия и психотерапия
Эта ветвь Аюрведы имеет дело с магическими, мистическими, духовными и психологическими аспектами болезней, а также способами их лечения, защитой от сглаза, порчи, демонов и духов, как божественной, так и демонической природы. Тексты, относящиеся к этой ветви, закрыты от непосвященных. Желающие подробнее узнать об этой ветви могут пользоваться Атхарваведой, Белой и Черной Яджурведой и Ригведой, скудные крупицы этих знаний разбросаны по явленным и доступным, а основные – по утерянным или хранимым вдали от посторонних и непосвященных умов текстам Кая Чикитситы.
Одно из глобальнейших отличий аюрведической психопатологии от современной психиатрии заключается в параноидальном отрицании последней не только возможности влияния на психическое здоровье человека божественных или демонических сущностей, но и самой мысли о их существовании. Из за этого заблуждения определенная часть психиатрических больных, нуждающаяся не столько в медикаментозной или процедурной терапии, сколько в высококвалифицированных священнослужителях-экзорцистах, остаются без надлежащего лечения и вынуждены пожизненно страдать под домашним арестом или в психиатрических больницах без надежды не только на излечение, но даже на постановку правильного диагноза.
Несомненно, история западной психиатрии помнит времена мракобесия, когда людей с психическими расстройствами обвиняли в сделке с нечистым духом и сжигали на костре, с другой стороны, перекоса в сторону ненаучного "научного материализма" тоже быть не должно – и одна, и другая сторона медали – крайности, зачастую ведущие к пагубным для пациента последствиям.
Аюрведа является упаведой (частью, разделом) Атхарваведы, поэтому очень широко использует для лечения болезней гимны, заговоры и заклинания, ее составляющие. Вагбхата в своей Аштанга Хридаям Самхите (А.Х.1.4.32-34.) пишет, что человек должен знать обряды и мантры, описанные в Атхарваведе для предотвращения и лечения болезней, вызываемых колдовством, сглазом, порчей и вселением духов. В Аштанга Хридаям есть несколько глав, посвященных описанию человека, в которого вселился тот или иной дух – добрый или злой. Вселение доброго духа ненамного лучше вселения злого – так или иначе происходит частичное или полное подавление и подчинение личности. По большому счету, все тонкоматериальные, не имеющие физической оболочки живые существа, будь то ангелы или демоны, могут вселяться в человека, вызывая те или иные изменения личности, мешающие адекватному существованию души в теле.
Причинами вселения демонов является греховная или неправильная деятельность либо в этой, либо в прошлой жизни, которая возникает из-за преследования кармы или желаний, и именно это приводит к совершению ошибок в выполнении правил поведения, обетов, праведного образа жизни и уважения вещей и людей, достойных поклонения. Грешник и разрушитель своей души будет погублен злыми духами или демонами, принадлежащими к категории тонких существ, которые вселяются в тот момент, когда происходит нарушение правил и предписаний или совершается греховная деятельность. Этот момент называется чхидра. Чхидра – это время начала совершения греховных действий - действий, вступающих в противоречие со всеми правилами хорошего поведения и религиозными заповедями, описанными в Диначарья Адхьяя[13], Ману Самхите и других Дхарма-шастрах. К ним относятся, например, не соблюдение чистоты, особенно не совершение омовения после посещения туалета; проживание в местах, покинутых другими людьми или выдача себя за другого человека; пребывание ночью в местах кремации и захоронений, в нечистых или запрещенных для посещения местах; членовредительство или попытки к самоубийству, ранения, ожоги; полное обнажение тела; оскорбление Учителя, святого человека, священнослужителя, ребенка, старика или гостя; поведение, оскорбляющее чьи-либо религиозные или моральные чувства; нарушение семейных традиций; страх, вызванный угрозами, побоями, внезапный испуг; убийство животных, особенно коровы, козла и змеи; вступление в незаконные половые отношения; недостойное поведение при совершении жертвоприношения, распевании священных гимнов или молитв, предложения жертвы; обжорство, похотливость, лень, злоба, зависть, алчность, непостоянство, предательство, эгоизм; осуществление вредоносных действий по отношению к другому человеку, особенно близкому, родственнику или другу; прием пищи из грязного, нечистого или колотого сосуда. Стоит отметить, что чаще всего подвержены влиянию демонов беременные женщины и маленькие дети, именно поэтому Кашьяпа Самхита уделяет этому вопросу очень пристальное внимание. Вагбхата пишет (А.Х.6.3.1-3.): «В незапамятные времена Шулапани (Шива), ради защиты Гухи (Санмукхи, или Картикеи) сотворил духов, пять в мужском обличии и семь в женском - Сканду, Вишакху, Мешакхью, Сваграху, Шакуни, Путану, Шитапутану, Адрищтипутану, Мукхамандитику, Ревати и Шущкаревати. Продолжительная высокая температура тела ребенка, лихорадка и непрекращающийся плач – признаки готовящегося вселения одного из этих духов».
Кашьяпа также пишет, что начальными симптомами, характеризующими вселение духа или его влияние на ребенка, являются лихорадочное состояние и постоянный плач; постепенно патологические симптомы воздействия духа распространяются на все тело. Кашьяпа выделяет шесть основных типов симптомов, которые могут проявляться как все вместе, так и по отдельности:
1. Общие симптомы: лихорадка, раздражительность, непрерывный плачь, зевота, вой, лай или подражание крику других животных, всхлипывание, беспокойство, скрежет зубами, сжимание пальцев в кулак, царапание матери или своего тела ногтями, отказ от еды, страдающий взгляд, анемичное состояние, кахексия, потливость, гиперсаливация, слезотечение, припухлость глаз, ребенок трет глаза, нос и рот; нарушения протекания беременности или формирования грудного молока.
2. Нервная система: страхи, смех без причины, волосы дыбом, напряженный или дрожащий язык, блуждающий взгляд, бессознательное состояние, гипотония, сонливость, головокружение, галлюцинации, раздражительность, вращение глазами, бессонница, изменения голоса или манеры речи, нарушения мимики, тики, паралич, обморок, птоз, конвульсии, эпилептические приступы, головная боль, недержание мочи.
3. Органы чувств: слепота, гноетечение из глаз, носа, ушей, изменение или нарушение функций органов чувств.
4. Желудочно-кишечный тракт: вздутие живота, зловонный метеоризм, запор, патологическая жажда, диарея, рвота, стоматит, глоссит, спазмы кишечника, бурчание в животе.
5. Органы дыхания: пена изо рта, икота, звуки при дыхании, астматические приступы.
6. Кожа: нарушения пигментации, мурашки, крапивница, пузырчатка, пиодермия, нейродермит, появление сеточки вен, особенно на голове и животе, изменение цвета волос, резкая беспричинная седина; запах от тела напоминает запах жира, гноя, кала, мочи, птицы, животного, козла или трупа.
Вагбхата приводит не только общее[14], но и подробное описание симптомов воздействия каждого из духов на ребенка (А.Х.6.3.5-29.).
Описывая симптомы вселения демонов во взрослого человека, Вагбхата пишет (А.Х.6.4.1-44.): «Когда в деятельности человека, в его общих и специальных знаниях (науке, искусстве, философии и т.д.), в его речи, поступках, силе и отваге прослеживаются черты, не характерные для человеческого существа, то в него вселился демон.
Человек, имеющий необычное рождение, облик, подражающий темпераменту, манере речи, движениям (походке, жестам и т.д.) и другим чертам конкретного демона, считается подверженным влиянию этого демона.
Существует 18 видов демонов, такие как дэва, данава и другие.
Причинами вселения демонов является Праджнапарадха[15] либо в настоящей, либо в прошлой жизни, которая возникают из-за преследования кармы (или желаний) и именно это приводит к совершению ошибок в выполнении правил поведения, обетов, праведного образа жизни и уважения вещей и людей, достойных поклонения. Грешник и разрушитель самого себя будет погублен злыми духами и демонами, принадлежащими к категории тонких существ, которые вселяются в момент времени, называемый чхидра…
…Сура (Дэва граха) вселяется в первый и тринадцатый лунный день светлой половины месяца; Данава граха – на тринадцатый день светлой и на двенадцатый день темной половины месяца; Гандхарва граха – на четырнадцатый и двенадцатый день; Урага (Нага) – на пятый день; Дханешрара (Кубера) граха – на седьмой и одиннадцатый день светлой половины месяца; Брахмаракшаса граха – на восьмой и пятый день светлой половины месяца, а также в дни полнолуния; Ракшаса и Пишача граха – на девятый, двенадцатый день темной половины месяца, а также на Парва (особые дни, такие как затмения и т.д.); Пити граха – на десятый день и в новолуние; другие, такие как Гуру, Виддха и т.д. – на восьмой и девятый дни, обычно по вечерам.
Черты человека, захваченного Дэва граха, следующие: лицо, напоминает распустившийся цветок лотоса; добрый взгляд; он не бывает злым, молчаливым; пот, фекалии и моча выходят в очень небольшом количестве; равнодушен к еде; покланяется богам и брахманам; чист телом; глаза держит закрытыми в течение длительного времени; тело его источает приятный аромат; он совершает много хороших и добрых поступков, любит белые цветы и одежды, реки, горы и высокие здания; не оскорбляет и не пугает других людей.
Черты человека, захваченного Дайтья граха следующие: он неадекватно воспринимает реальность, у него неправедные мысли и поступки, ненавидит богов и брахманов, бесстрашен, горд, смел и зол, находится в постоянном действии, выдает себя за Рудру, Вишакху и Индру, любит пиво, вино и мясо.
Черты человека, захваченного Гандхарва граха следующие: он совершает добрые поступки, от него исходит приятный аромат; он любит веселиться, петь и танцевать, купаться, любит сады, красные цветы и одежды, пользуется духами, всегда пребывает в хорошем настроении.
Черты человека, захваченного Урага (Нага) граха следующие: у него красные глаза, злой, остановившийся взгляд, неустойчивая походка, дыхание тяжелое, облизывает уголки рта, любит молоко, неочищенный пальмовый сахар, купание, спит лицом вниз, боится зонтика.
Черты человека, захваченного Вакща граха следующие: у него слезящиеся красные глаза, он очень раздражителен; от тела исходит приятный аромат, лицо имеет яркий цвет, любит танцы, песни, рассказы, купание, гирлянды и духи; в еде предпочитает рыбу и мясо. Он веселый, довольный, сильный и спокойный, но его пальцы всегда дрожат. Любит повторять: «Что мне подарить, кому мне подарить» и т.д., говорит таинственно, оскорбляет касту врачей и брахманов; иногда сердится, быстро ходит.
Черты человека, захваченного Брахма ракщаса следующие: он любит юмор и танцы, вселяется во время совершения ошибок; не злится, быстро ходит, ненавидит богов, брахманов и врачей; истязает себя дубинкой, кнутом или другим оружием, наносит себе ранения, произносит звуки типа «бхо» и т.д. (кричит о помощи); очень заинтересован в изучении разных наук и ведических текстов.
Черты человека, захваченного Ракщаса граха следующие: у него злой взгляд, сдвинутые брови, резкие движения, он бегает, натыкаясь на других, издает громкие звуки и делает страшное выражение лица; сильный, хотя ничего не ест, страдает потерей сна, бесстыжий, грязный, жестокий, говорит резко и зло; любит гирлянды красного цвета, женщин, кровь, вино, мясо, при виде мяса или крови облизывает губы, смеется во время еды.
Черты человека, захваченного Пишача граха следующие: он имеет нездоровый ум, мечется с места на место, подбирает остатки пищи и старой одежды; любит танцы, музыку, юмор, вино и мясо; у него застенчивое выражение лица из-за угроз со стороны других людей, плачет без всякой причины, расчесывает свое тело; тело сухое и напряженное, любит дрожащим голосом рассказывать о своих несчастьях; страдает потерей памяти, любит уединение, чувственность, обнаженность, грязные вещи, носит тряпье, найденное на улице, гирлянды из травы, забирается на деревянных лошадей, общается с недостойными людьми и поглощает огромное количество пищи.
Черты человека, захваченного Прета граха следующие: он похож на труп и источает запах трупа; запуганный, ненавидит еду; любит собирать и выдергивать траву.
Черты человека, захваченного Кущманда граха следующие: он очень много говорит, у него черный цвет лица, ходит медленно, имеет опухшую обвислую мошонку.
Черты человека, захваченного Нищада граха следующие: он бродит с дубиной или камнем в руке, носит тряпье, бегает голым, имеет блуждающий взгляд, украшает себя травой, подолгу сидит на кладбище, в пустых домах, на дорогах и под деревьями, постоянно ищет еду, приготовленную из кунжута, вина и мяса, резко разговаривает.
Черты человека, захваченного Аукирана граха следующие: он выпрашивает еду и воду, имеет испуганные красные глаза, его речь груба и оскорбительна.
Черты человека, захваченного Ветала граха следующие: он любит духи и гирлянды, говорит правду, дрожит, много спит.
Черты человека, захваченного Питри граха следующие: у него неприятное лицо, униженный взгляд, сухое небо, он постоянно моргает, страдает от плохого пищеварения, любит мясо и неочищенный банановый сахар; заикается, одевает одежду задом наперед или наизнанку.
Тот, кто проявляет в повседневной жизни те или иные отличительные особенности духов, кто проклинает наставников, старших, мудрецов и людей, наделенных духовной властью, находится под влиянием духа.
Врач должен отказать в экзорцизме тому, кто все время окружен группой дразнящих его детей, кто ходит голым, чьи волосы растрепаны и сбились в колтуны, у кого нездоровый ум и кто страдает от влияния духов в течение долгого времени».
К сожалению, в настоящее время есть некоторые аюрведические врачи, считающие, что главы, посвященные демонологии всего лишь в иносказательной форме передают симптомы обычных психических заболеваний, тяжелого течения малярии и других инфекционных болезней, а также религиозного фанатизма, и не воспринимают их всерьез. Одновременно с этим все меньше и меньше врачей используют в своей практике мантры и заговоры. Это можно объяснить не только снижением их духовной и мистической реализации, но и попыткой втиснуть Аюрведу в каноны современной европейской медицины.
Сексология
Наиболее древний раздел Аюрведы – наука об афродизиаках, сексуальных тониках и половых расстройствах, о любовных играх и предохранении от нежелательной беременности, о средствах для изменения размера половых органов и способах увеличения сексуального удовольствия. Основные тексты – Анангаранга Кальянамалы и Камасутра Ватсаяны. Некоторые авторы приписывают этой ветви Аюрведы знания принципов евгеники, но это не соответствует действительности.
ЧАСТЬ 2