Дети дышат необыкновенным способом.
Когда мои дети были младенцами, я заметил, что они дышат только через нос. Их рот предназначался для еды и сосания всего, что они видели, а их носы - только для дыхания. Когда ребенок подхватил простуду и у него забился нос, я полностью убедился, что ему было очень трудно дышать таким способом. Я наблюдал за тем, как он, лежа в кроватке, пытался вдыхать через нос, чтобы наполнить легкие. Он все ещё дышал, хотя и не полностью вдыхая, поэтому мы не предпринимали никаких экстренных мер. Однако я помню, что мне очень хотелось научить его дышать ртом. Я просто хотел, чтобы он смог открыть свой ротик и вдохнуть полные легкие.
После этого случая я позвонил своему другу педиатру и спросил о механизме дыхания младенцев. Он сказал, что носовое дыхание считается обязательным для младенцев, тогда как дышать
У лава 11. Секрет Т>есятый
283
ртом они не умеют. Это случилось в начале 90-ых годов и с тех пор, медицина пересмотрела используемые термины и теперь считается, что младенцы умеют дышать ртом, но предпочитают использовать для этого нос.
Если нос младенца блокируется полностью, он начнет задыхаться. В этом случае, организм пошлет тревожные сигналы. Ребенок начнет кричать, хватая воздух ртом. Этот крик имеет определенное значение, так как с его помощью по тревоге в легкие попадает большое количество воздуха. К тому же, крик способствует обильному выделению слизи, которая должна промыть полости и восстановить нормальное носовое дыхание. Как только полости прочищаются и можно снова начать дышать носом, кнопка тревоги отключается, и ребенок перестает кричать.
Дыхание в момент крика или дыхание через рот перемещает воздух в верхние доли легких, где расположена большая часть стрессовых рецепторов и их связь с симпатической нервной системой. Представьте на секунду, что произойдет, если в лесу вы лицом к лицу встретитесь с медведем. Первой вашей реакцией будет от страха захватить воздух ртом. Этот вдох наполнит верхние доли легких, что поможет активизировать стрессовые рецепторы и включить "боевую тревогу". В лучшем случае, вы довольно быстро почувствуете прилив энергии и убежите, спасая свою жизнь.
Однако вовсе не обязательно встречать медведя и хватать воздух ртом или кричать для того, чтобы активизировать стрессовые рецепторы верхней части легких. Неглубокие вдохи включат ту же самую систему, даже если не существует никакой опасности. Наши 26 000 дыхательных движений в день имеют сильное воздействие на организм. Если все они или хотя бы большинство сделаны ртом, стрессовые рецепторы симпатической нервной системы активизируются в первую очередь. Постоянное состояние стресса в организме будет способствовать избыточному и ненужному выделению вредных гормонов для борьбы с ним.
С другой стороны, более глубокое носовое дыхание благодаря строению носовых проходов и полостей способствует наполнению воздухом нижних долей легких. Наш нос - это не простая трубка или открытая пещера. Он состоит из носовых раковин, действующих как турбины. Я помню, как впервые увидел эти раковины у лошади. Лошади - крупные животные, дышащие исключительно через нос и не умеющие пользоваться ртом для этих целей. Когда
284
Аюрведа для детей
я посмотрел на лошадиный череп, меня поразили расположенные внутри него раковины. Они были похожи на раковины морских моллюсков со спиралевидными проходами, предназначенными для увеличения скорости воздуха на пути к легким. У лошадей этот путь занимает довольно много времени. Человеческие раковины имеют меньший размер, хотя вид их тоже впечатляет. Они позволяют воздуху вращаться и передвигаться в виде тонких спиралевидных потоков. В результате, более сильный и прямой поток воздуха эффективно проникает глубоко в нижние доли легких.
Убаюкивание малыша:
Если ребенок кричит и дышит ртом, его всегда можно успокоить, укачивая. Этот процесс хорошо иллюстрируется немецким словом stillen, то есть успокоить. Когда малышей качают, им приходится дышать через нос. Раковины позволяют воздуху попасть глубже в легкие, успокаивая ребенка и активизируя парасимпатическую нервную систему.
Использование нижних долей легких считается более полезным, так как от 60 до 80% кровоснабжения легких нуждается в доставке кислорода и газообмене. Рецепторы парасимпатической нервной системы расположены в нижней части легких. Носовое дыхание из-за своей связи с ней активизирует реакцию диаметрально противоположную той, что вызывает дыхание через рот.
Разница между парасимпатической и симпатической нервной системой:
Парасимпатическая:
Расслабляющая реакция организма,
Связь с нижними долями легких,
Укрепляет иммунитет/пищеварение,
Омолаживает,
Уменьшает скорость сердцебиения,
Уменьшает уровень сахара в крови, '
Носовое дыхание. •
Симпатическая:у
Активизирует защитные реакции организма, Связь с верхними долями легких,
"Jjux6a 11. Секрет. Т>есятый
285
Подавление иммунитета/пищеварения, Истощает организм, Увеличивает скорость сердцебиения, Увеличивает уровень сахара в крови, Ротовое дыхание.
Львы, тигры и медведи. Вот это да!
Когда ваши дети вырастают, идут в школу и начинают испытывать давление сверстников, социальное напряжение и детские стрессы, их дыхание сильно изменяется. Расслабленную жизнь младенцев, естественным образом вдыхающих воздух глубоко в себя, сменяет растущее с каждым днем напряжение и более сжатое дыхание. Ежедневное напряжение напоминает встречу с медведем в лесу. Всякий раз на футбольном поле, в классе, в школьных коридорах и на игровой площадке дети делают хватательный вдох, в основе которого лежит страх. Дети, которых научили дышать глубоко и разумно через нос, обладают большим преимуществом, так как они справляются со стрессом лучше, чем это делают те, кто дышит ртом.
Я помню, как однажды летом наблюдал за своими детьми, когда они стояли у края бассейна. Я заметил, что размер живота напрямую связан с их возрастом. Став старше, они учатся выжимать из себя все силы и стойко переносить детские горести. У моего 2летнего сына было строение, делавшее его королем мира с самым большим животиком в округе. Он, в отличие от других детей, чувствовал себя превосходно, позволяя своему животу просто болтаться из стороны в сторону. Когда он вдыхал, становились видны его нижние ребра, и все движения тела позволяли ему дышать глубоко, естественно и разумно, позволяя воздуху попасть в самые нижние доли легких. Рядом с ним находился мой 5-летний сын, который постоянно оказывался на линии фронта, испытывая социальное и школьное давление. Каждый день он "встречался с медведем в лесу". Естественно, что он начал дышать верхней частью груди, используя этот способ, как средство выживания и, отвечая таким образом на стресс. Любой родитель подтвердит, "то дети не слишком внимательны к чувствам друг друга, поэтому обиды в их среде становятся скорее правилом, нежели исключением. Мои 7 и 9-летние дети имели ещё более плоский животик, что указывало на ещё больший контроль над своим дыханием.
J
286
уЬорведа для детей
Почему водоворот событий и жизнь влияют на дыхание?
При каждом выдохе ребра естественным образом сжимают легкие с помощью мышечного напряжения, называемого эластичным опадением, для того, чтобы из них вышел весь воздух. Этот процесс очень зависит от стресса. Точно так же, как мы хватаем воздух, увидев медведя, под давлением стресса организм начинает делать неглубокие вдохи, пропуская воздух только в верхнюю часть легких, то есть туда, где расположены стрессовые рецепторы. Тем временем, нижние доли сжимаются ещё сильнее, поддаваясь эластичному опадению ребер и становясь более сжатыми и жесткими.
Таким образом создается замкнутый круг. Больший стресс ведет к более неглубокому дыханию, которое, в свою очередь, провоцирует ещё более сильное напряжение, а нижняя часть легких становится более жесткой и недоступной для воздуха. Механизм эластичного падения приводит к дальнейшей жесткости в клетке нижних ребер и нижней части легких. Вскоре реберная клетка становится в буквальном смысле слова клеткой, сжимающей сердце и легкие, заставляя нас дышать только верхней частью легких. Такой способ дыхания продолжает стимулировать симпатическую нервную систему, вызывая реакцию на стресс.
Жизнь ребенка скоро превращается в выживание в чрезвычайных условиях с неправильно функционирующей иммунной системой.
Каждый вдох верхней частью груди стимулирует выделение гормонов для борьбы со стрессом из надпочечников, которые при необходимости могут спасти жизнь вашему ребенку, дать ему больше энергии во время забега или соревнования или помочь сконцентрироваться на решении теста или трудной задачи. Однако, выделяясь регулярно, эти гормоны приносят с собой негативный эффект провоцирующий болезни. Гормоны стресса в качестве отработанного материала выделяют свободные радикалы, которые признаны главной причиной старения, хронических заболеваний, рака и даже смерти. Более того, биохимическая реакция на постоянный стресс влияет на настроение вашего ребенка и его жизнерадостность. Когда ребенок начинает дышать более естественным способом, пропуская воздух глубоко в легкие, он активизирует парасимпатическую нервную систему, что приводит к расслаблению
7"яайа 11. Секрет Т)есятый
287
организма, позволяющему ребенку справится со стрессом. Напряжение не затрагивает его, скользит, как вода по перьям утки. Когда ребенок готов справиться со стрессом таким способом, напряжение не оказывает сильного влияния ни на нервную, ни на иммунную систему.