Игровая терапия в работе с пожилыми людьми
Игровая терапия – метод, основанный на использовании ролевой игры как одной из форм воздействия на развитие личности. В начале 20-х гг. ХХ века Я. Морено предложил исполнять драматические инсценировки для лечения болезненных психических проявлений. Терапевтический эффект достигался за счет перестройки отношений и системы переживаний человека. Я. Морено назвал новый метод психодрамой.
Процедура игровой терапии состоит в выполнении группой специально подобранных упражнений, предполагающих взаимное вербальное и невербальное общение и разыгрывание различных жизненных ситуаций. В ходе таких «спектаклей» происходит формирование личностных отношений между членами группы, за счет этого снижается психическая напряженность, пожилые люди находят конструктивные пути решения типичных трудных ситуаций социального взаимодействия, повышается их самооценка.
Как уже было отмечено ранее, одним из основных элементов игровой терапии является ролевая игра, в процессе которой ее участники исполняют различные роли, значимые для них в реальной жизни. Программа групповых занятий с пожилыми людьми состоит из набора сцен или этюдов, содержащих элементы социального взаимодействия в различных сферах общения: на улице, в транспорте, общественных учреждениях, в семье и т.п. Таким образом, трудные ситуации социального взаимодействия берутся из реальной жизни, практики взаимоотношений пожилого человека.
В рамках игровой терапии осуществляются игровые действия и манипуляции игровыми предметами (игрушками), выполняются определенные игровые роли, участники игры общаются друг с другом, распределяя игровые роли, договариваясь о правилах и т.п.
Сцены конструируются однотипно: один из участников взаимодействия, следуя заданной роли, должен воспроизвести предусмотренный элемент общения, другой импровизирует. Как правило, ситуация, предлагаемая для проигрывания, дается в самых общих чертах. Это делается по нескольким причинам. Во-первых, невозможно полностью формализовать реальную жизненную ситуацию. Во-вторых, чем детальнее она описана, тем скованнее будут чувствовать себя играющие, так как предложенная ситуация может оказаться далекой от тех, с которыми они встречались в реальной жизни. По этой причине играющим пожилым людям предоставляется возможность дополнить ситуацию деталями, необходимыми, по их мнению, для создания ощущения реальности. Разрешается также вводить в сценку новые лица, задавать им какие-либо действия.
В результате игровой терапии пожилые люди начинают понимать, что свои отношения с окружающими людьми, в том числе с родственниками, можно выстраивать более гибко и тонко, что изменения в укладе, образе жизни в пожилом возрасте можно расценивать не как негативные, а как новые, содержащие возможности для получения новых положительных впечатлений.
Тема 4. «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ИНВАЛИДОВ»
Понятия «инвалидность», «инвалид». Виды и причины инвалидности. Изменение психических процессов и состояний у инвалидов. Особенности психического развития инвалидов с нарушениями слуха, речи. Особенности психического развития инвалидов с нарушениями зрения. Особенности психического развития инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особенности психического развития инвалидов с нарушениями интеллекта. Расстройства аутистического спектра. Сложные нарушения развития. Социально-психологические проблемы инвалидов, пути решения.
Рекомендуемая литература
1. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2005. – 480 с.
2. Нестерова Г.Ф. Социальная работа с пожилыми и инвалидами : учебник / Г.Ф. Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Васильев. – М. : Академия, 2009. – 288 с.
3. Никишина В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы : учеб. пособие / В.Б. Никишина, Т.Д. Василенко. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 208 с.
4. Никифоров Г.С. Диагностика здоровья : психологический практикум / Г.С. Никифоров. – СПб. : Речь, 2007. – 950 с.
Практическое занятие «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ инвалидов. ПУТИ РЕШЕНИЯ»
Цель: формирование ПК 1.1, ПК 1.4, ПК 1.5.
Практические задания
Задание 1. Выделите актуальные социально-психологические проблемы инвалидов.
Задание 2. Определите пути их решения.
Задание 3. Представьте результаты работы малых групп.
Работа проводится в малых группах по 4–5 человек. Способ формирования групп – по желанию. При организации работы малых групп используется метод «мозгового штурма». Мозговой штурм – метод поиска решения проблемы, основанный на стимулировании творческого мышления. Этапы мозгового штурма: постановка проблемы, генерация идей, группировка, отбор и оценка идей. Правила «мозгового штурма»: все идеи должны быть записаны и рассмотрены; необходимо выработать как можно большее количество идей; презентация результатов работы малой группы должна устраивать всех ее членов.
Результаты групповой работы должны быть представлены в наглядной форме (плакаты, когнитивные карты) (приложение 4).
Роли членов группы: председатель (следит за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, соблюдала правила мозгового штурма), спикер (кратко презентует результаты работы группы), секретарь (записывает все идеи и предложения), таймер (следит за временем, отведенным на обсуждение), участник обсуждения.
Ожидаемый результат: все обучающиеся проявляют активность при выдвижении, обсуждении и оценке идей в малых группах. Выдвижение творческих и одновременно адаптивных путей решения проблемы.
Критерии оценки работы обучающихся:
- оценка «отлично» выставляется, если обучающийся демонстрирует высокую степень активности, его идеи являются оригинальными и адаптивными;
- оценка «хорошо» – если обучающийся демонстрирует высокую степень активности, его идеи являются оригинальными, но недостаточно адаптивными;
- оценка «удовлетворительно» – если обучающийся демонстрирует достаточную степень активности, предлагает традиционные пути решения проблемы;
- оценка «неудовлетворительно» – если обучающийся не принимает участия в работе группы.
Практическое занятие
«ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ психологического статуса инвалидов»
Цель: овладение навыками выявления психологических особенностей инвалидов (формирование ПК 1.1).
Практические задания
Задание 1. Ознакомьтесь с методикой «Шкала самооценки» (авторы – Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин), проведите самодиагностику, обработайте и интерпретируйте полученные данные.
Методика «Шкала самооценки»
Авторы – Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин
[приводится по: Никифорова Г.С., 2007]
Цель: самооценка уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером (США), адаптирован Ю.Л. Ханиным.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность человека воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
Методика «Шкала самооценки» состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания 1–20) (табл. 1) и личностную (ЛТ, высказывания 21–40) (табл. 2) тревожность.
Таблица 1 – Бланк ответов № 1 (РТ)
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». | Нет, это не так | По- жа-луй, так | Вер- но | Со- вер- шен- но верно |
1. Я спокоен | ||||
2. Мне ничто не угрожает | ||||
3. Я нахожусь в напряжении | ||||
4. Я испытываю сожаление | ||||
5. Я чувствую себя свободно | ||||
6. Я расстроен | ||||
7. Меня волнуют возможные неудачи | ||||
8. Я чувствую себя отдохнувшим | ||||
9. Я встревожен | ||||
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | ||||
11. Я уверен в себе | ||||
12. Я нервничаю | ||||
13. Я не нахожу себе места | ||||
14. Я взвинчен | ||||
15. Я не чувствую скованности, напряженности | ||||
16. Я доволен | ||||
17. Я озабочен | ||||
18. Я слишком возбужден, и мне не по себе | ||||
19. Мне радостно | ||||
20. Мне приятно |
Таблица 2 – Бланк ответов № 2 (ЛТ)
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». | Поч- ти нико- гда | Ино- гда | Часто | Поч- ти все- гда |
21. Я испытываю удовольствие | ||||
22. Я очень легко устаю | ||||
23. Я легко могу заплакать | ||||
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие | ||||
25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения | ||||
26. Обычно я чувствую себя бодрым | ||||
27. Я спокоен, хладнокровен и собран | ||||
28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня | ||||
29. Я слишком переживаю из-за пустяков | ||||
30. Я вполне счастлив | ||||
31. Я принимаю все близко к сердцу | ||||
32. Мне не хватает уверенности в себе | ||||
33. Обычно я чувствую себя в безопасности | ||||
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций | ||||
35. У меня бывает хандра | ||||
36. Я доволен | ||||
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | ||||
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу забыть о них | ||||
39. Я уравновешенный человек | ||||
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Обработка результатов. Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
РТ = Е1 – Е2 + 35,
где Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке № 1 по пунктам шкалы 3, 4, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; Е2 – сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).
ЛТ = Е1 – Е2 + 35,
где Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке № 2 по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; Е2 – сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
Интерпретация результатов:
До 30 баллов – низкая тревожность;
31–45 баллов – умеренная тревожность;
46 и более баллов – высокая тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете».
Задание 2. Ознакомьтесь с методикой «Мотивация аффилиации» (авторы – А. Меграбян и М. Ш. Магомед-Эминов), проведите самодиагностику, обработайте и интерпретируйте полученные данные.