Тема 2. «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА»

Воронежской области

 
  Тема 2. «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА» - student2.ru

государственное бюджетное

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ учреждение Воронежской области

«воронежский государственный ПРОМЫШЛЕННО-гуманитарный колледж»

 
  Тема 2. «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА» - student2.ru

В. И. шевлякова

психология и андрагогика лиц пожилого возраста
и инвалидов

Практикум

для студентов специальности 39.02.01 «Социальная работа»

Очной формы обучения

 
 
ВОРОНЕЖ Тема 2. «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА» - student2.ru

ББК

Ш

  Ш Шевлякова В. И. Психология и андрагогика лиц пожилого возраста и инвалидов : практикум : для студентов специальности 39.02.01 «Социальная работа» очной формы обучения / департамент образования, науки и молодеж. политики Воронеж. обл., Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж ; [cост. В. И. Шевлякова]. – Воронеж : ВГПГК, 2016. – c. Практикум предназначен для проведения аудиторных практических занятий. Учебный материал составлен в соответствии с содержанием программы МДК 01.02. «Психология и андрагогика лиц пожилого возраста и инвалидов» (профессиональный модуль ПМ 01. «Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами»).   ББК
© Шевлякова В.И., 2016 © Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж, 2016

Тема 2. «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА» - student2.ru
Тема 2. «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА» - student2.ru оглавление

Предисловие .................................................................................  
   
Тема 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА  
   
Практическое занятие «Социально-психологические проблемы пожилых людей. Пути решения»…………………………….…..  
   
Практическое занятие «Диагностика особенностей психического развития пожилых людей».........................................................  
   
Тема 3. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ  
   
Практическое занятие «Применение биографического метода в психосоциальной работе с пожилыми людьми».........................  
   
Практическое занятие «Применение кинотерапии в психосоциальной работе с пожилыми людьми»..........................................  
   
Практическое занятие «Применение арт-терапии в психосоциальной работе с пожилыми людьми» ............................................  
   
Практическое занятие «Применение игровой терапии в психосоциальной работе с пожилыми людьми»……………………  
   
Тема 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНВАЛИДОВ  
   
Практическое занятие «Социально-психологические проблемы инвалидов. Пути решения»………..………………………...……  
   
Практическое занятие «Диагностика особенностей психологического статуса инвалидов»………………………………………  
   
Тема 5. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ИНВАЛИДАМИ  
   
Практическое занятие «Применение сенсорной комнаты в психосоциальной работе с инвалидами» ……………………………  
   
Практическое занятие «Применение сказкотерапии в психосоциальной работе с инвалидами» …………………………………  
   
Тема 6. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ И ИНВАЛИДОВ  
   
Семинарское занятие «Технологии, методы обучения пожилых людей и взрослых инвалидов»………………………………........  
   
Приложения ………………………...……………………………  

предисловие

Практикум предназначен для проведения аудиторных практических занятий, а также для самостоятельной работы студентов. Учебный материал составлен в соответствии с содержанием МДК 01.02. «Психология и андрагогика лиц пожилого возраста и инвалидов» (профессиональный модуль ПМ 01. «Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами»).

Специалист по социальной работе в результате освоения ПМ 01. Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами должен обладать следующими общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Специалист по социальной работе в результате освоения ПМ 02. Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.

ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.

Текст теста

1. По-моему, у меня хорошее чувство юмора.

2. У меня неплохая интуиция, и я всегда понимаю, что имеют в виду другие люди.

3. Надеюсь, в будущем меня ожидает много приятного.

4. По-моему, людям нравится общаться со мной.

5. Человек может быть мне симпатичен, даже если он не похож на меня и не во всем разделяет мои взгляды.

6. Я люблю детей.

7. Мне нравится решать разнообразные задачи.

8. Принимаясь за какое-то дело, я стараюсь найти способ сделать его лучше.

9. Меня интересуют причины разных событий.

10. Помимо работы у меня много других увлечений.

11. Любые перемены стараюсь воспринять как перемены к лучшему.

12. Моя работа приносит пользу людям.

13. Я люблю иногда помечтать.

14. Любимая музыка поднимает мне настроение.

15. Я с интересом встречаю новые идеи.

16. Как правило, я не сдаюсь, когда сталкиваюсь с трудностями и препятствиями.

17. Я готов искренне посмеяться удачной шутке.

18. У меня есть хотя бы один близкий человек, с которым я могу поделиться своими сокровенными мыслями.

19. Я получаю удовольствие от физической активности.

20. Мне нравится встречаться с новыми людьми.

21. Мне хотелось бы научиться еще чему-нибудь, чего я пока не умею.

22. Я стремлюсь выглядеть привлекательно и, похоже, это у меня получается.

23. Я не позволяю мелким неприятностям нагонять на меня тоску.

24. Мне нравится время, в которое я живу.

25. Думаю, мне еще представится случай полнее проявить мои способности.

Обработка результатов.

Если вы набрали свыше 75 баллов, значит, независимо от года рождения, вы преисполнены жизненных сил и веры в себя. Вы общительны, оптимистичны, доброжелательны. Стариком вы станете нескоро.

50–75 баллов. На пути к зрелости вам пришлось принести в жертву некоторые достоинства юности. Заботы и стрессы ослабили вашу способность радоваться, зато научили серьезности и ответственности. Вы «средний» взрослый, не слишком отягощенный проблемами. Но чуть больше бодрости и оптимизма вам не помешают.

Менее 50 баллов. О людях вроде вас говорят, что они много повидали и испытали, всему знают цену. Но не рановато ли наступила эта пора? Ведь так много можно еще увидеть, узнать и пережить!

Задание 3. Ознакомьтесь с методикой «Эгоцентрические ассоциации», проведите самодиагностику степени эгоцентризма, обработайте и интерпретируйте полученные данные.

Тест «Эгоцентрические ассоциации»
[приводится по: Никишина В.Б., Василенко Т.Д., 2004]

Цель: определение эгоцентрической направленности личности.

Инструкция: «Тест содержит 40 незаконченных предложений. Необходимо дописать их. Следует сделать это быстро, не раздумывая, записывая первую пришедшую в голову мысль».

Стимульный материал

1. В такой ситуации...

2. Легче всего...

3. Несмотря на то, что...

4. Чем дальше...

5. По сравнению с...

6. Каждый...

7. Жаль, что...

8. В результате...

9. Если...  
10. Несколько лет тому назад...  
11. Самое важное то, что...  
12. На самом деле...  
13. Только...  
14. Настоящая проблема в том, что...  
15. Неправда, что...  
16. Придет день, когда...  
17. Самое большое...  
18. Никогда...  
19. В то, что...  
20. Вряд ли возможно, что...  
21. Главное в том, что...  
22. Иногда...  
23. Лет эдак через двенадцать...  
24. В прошлом...  
25. Дело в том, что...  
26. В настоящее время...  
27. Самое лучшее...  
28. Принимая во внимание...  
29. Если бы не...  
30. Всегда...  
31. Возможность...  
32. В случае...  
33. Обычно...  
34. Если бы даже...  
35. До сих пор...  
36. Условие для...  
37. Более всего...  
38. Насчет...  
39. С недавнего...  
40. Только с тех пор...  

Обработка результатов. Цель обработки – получение индекса эгоцентризма, по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрической направленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты имеет смысл, если испытуемый полностью справился с заданием. Поэтому в процессе тестирования важно добиваться, чтобы закончены были все предложения. В случае, когда более десяти предложений не закончены, обрабатывать тест нецелесообразно. Индекс эгоцентризма определяют по количеству предложений, в которых имеются личные местоимения первого лица единственного числа: я, мне, мною и т.д., при­тяжательные местоимения: мой, моих и т.д. Учитываются также начатые, но не законченные испытуемым предложения, содержащие данные местоимения и предложения, в которых имеется глагол первого лица единственного числа. За каждое такое предложение проставляется 1 балл, затем подсчитывается сумма баллов.

Интерпретация. При сумме 0–13 баллов у испытуемого диагностируется низкая степень эгоцентризма, при сумме 27–40 баллов – высокая.

Задание 4. Ознакомьтесь с методикой «Склонность к одиночеству», проведите самодиагностику стремления к одиночеству, обработайте и интерпретируйте полученные данные.

Методика «Склонность к одиночеству»
[приводится по: Никишина В.Б., Василенко Т.Д., 2004]

Цель: определение степени выраженности склонности к одиночеству.

Инструкция: «При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением на бланке для ответа поставьте знак «плюс» («да»), при несогласии – знак «минус» («нет»)».

Текст методики

1. Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива.

2. В одиночестве я чувствую себя спокойнее.

3. Я не переношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей.

4. Временами мне лучше среди людей, временами предпочитаю одиночество.

5. В одиночестве я скучаю по людям.

6. В большинстве случаев я хочу быть на людях, но иногда хочется побыть одному.

7. Я не боюсь одиночества.

8. Я боюсь одиночества, и, тем не менее, получается так, что нередко я оказываюсь в одиночестве.

9. Я люблю одиночество.

10. Одиночество я переношу легко, если только оно не связано с неприятностями.

Обработка результатов. За положительные ответы по позициям 2, 7, 9 и за отрицательные по позициям 1, 3, 8 проставляется по (+3) балла; за положительные ответы по позициям 4, 5, 6, 10 – по (+1) баллу; за положительные ответы по позициям 1, 3, 8 и за отрицательные по позициям 2, 7, 9 – по (–3) балла. Подсчитывается сумма баллов с учетом знака.

Интерпретация. Чем больше сумма положительных баллов, тем больше выражено у обследуемого человека стремление к одиночеству. При отрицательной сумме баллов такое стремление отсутствует.

Задание 5. Ознакомьтесь с методикой «Индекс жизненной удовлетворенности», проведите самодиагностику степени психологического комфорта и социально-психологической адаптированности личности, обработайте и интерпретируйте полученные данные.

Тест «Индекс жизненной удовлетворенности»
[приводится по: Никишина В.Б., Василенко Т.Д., 2004]

Показатель индекса жизненной удовлетворенности (ЖУ) отражает общее психологическое состояние человека, степень его психологического комфорта и социально-психологической адаптированности. Индекс ЖУ – интегративный показатель системы отношений человека к жизни, его общего умонастроения. Он может быть использован для дифференцированной оценки особенностей стиля жизни, потребностей, мотивов, установок, ценностных ориентации человека с целью определения, какие из них положительно сказываются на его общем психологическом состоянии, а какие – отрицательно. На показателе ЖУ практически не сказываются демографические факторы (пол, возраст). Эти факторы оказывают влияние в той мере, в какой они определяют вовлеченность человека в различные социально-экономические и социально-психологические особенности его жизнедеятельности.

Цель: определение общего психологического состояния человека (степени психологического комфорта и социально-психологической адаптированности).

Инструкция. Испытуемому предъявляется для заполнения бланк теста, включающий 20 пунктов-суждений. Бланк дается без ключа. Участнику опроса разъясняют, что люди по-разному оценивают различные периоды своей жизни, что на бланке зафиксированы некоторые наиболее частые высказывания людей о своем настроении в разные периоды жизни, и предлагают отметить каждое суждение.

Текст теста

№ п/п Суждение Согласен Не согласен Не знаю
С возрастом многое мне кажется лучше, чем я ожидал раньше
Жизнь принесла мне больше разочарований, чем большинству людей, которых я знаю
Сейчас самый мрачный период в моей жизни
Моя жизнь могла бы быть счастливее, чем есть
Сейчас я почти так же счастлив, как и в то время, когда был моложе
Большинство дел, которыми мне приходится заниматься, скучные и неинтересные
Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни
Я считаю, что в будущем меня ожидают интересные и приятные дела
К своим делам и занятиям я испытываю такой же интерес, как и раньше
С возрастом я все больше ощущаю какую-то усталость
Ощущение возраста не беспокоит меня
Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я испытываю чувство удовлетворения
Я не изменил бы свою прошлую жизнь, даже если бы имел такую возможность
По сравнению с другими людьми моего возраста я наделал в своей жизни массу глупостей
Я выгляжу лучше, чем большинство других людей моего возраста
У меня есть некоторые планы, которые я намереваюсь осуществить в ближайшее время
Оглядываясь на прошлое, могу сказать, что многое в своей жизни я упустил
Я слишком часто, по сравнению с другими людьми, нахожусь в подавленном настроении
Я получил довольно много из того, что ожидал от жизни
Что бы ни говорили, а с возрастом большинству людей становится хуже, а не лучше

Обработка результатов. Подсчитывается общий суммарный балл, величина которого варьирует от 0 до 40. Это и есть индекс жизненной удовлетворенности.

Задание 6. Ознакомьтесь с методикой «Краткая шкала оценки психического статуса» (авторы – М. F. Folstein, S. Е., Folstein, P. R. McHugh).

Ориентировка во времени

Попросите испытуемого полностью назвать год, время года, дату, день недели, месяц. Максимальный балл (5) дается, если самостоятельно и правильно названо число, месяц и год.

Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Если испытуемый называет только число, спрашивают: «Какого месяца?», «Какого года?», «Какой день недели?» Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на 1 балл.

Ориентировка в месте

Задается вопрос: «Где мы находимся?» Если испытуемый отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Нужно назвать страну, область, город, учреждение, в котором происходит обследование, этаж. Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на 1 балл. Максимальная оценка – 5 баллов.

Восприятие

Дается инструкция: «Повторите и постарайтесь запомнить три слова: "яблоко", "стол", "монета"». Слова должны произноситься максимально разборчиво, со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо (но не более 5 раз), чтобы испытуемый правильно их повторил, однако оценивается в баллах лишь первое повторение. Максимальная оценка – 3 балла.

Концентрация внимания

Испытуемого просят последовательно вычитать из 100 по 7. Достаточно пяти вычитаний (до результата «65»). Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл.

Если испытуемый не способен выполнить это задание, его просят произнести слово «земля» наоборот. Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл. Например, если произносится «ямлез» вместо «ялмез», ставится 4 балла; если «ялмзе» – 3 балла и т. д. Максимальная оценка – 5 баллов.

Память

Испытуемого просят вспомнить слова, которые заучивались им раньше, – это слова: «яблоко», «стол», «монета». Каждое правильно названное слово оценивается в 1 балл.

Речевые функции

A. Показывают ручку и спрашивают: «Что это такое?» Аналогично – часы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Б. Просят испытуемого повторить сложную в грамматическом отношении фразу. Правильное повторение оценивается в 1 балл.

B. Устно дается команда, предусматривающая последовательное совершение трех действий. Каждое действие оценивается в 1.балл.

Г. Дается письменная инструкция (например: «Закройте свои глаза»); испытуемого просят прочитать ее и выполнить. Инструкция должна быть написана достаточно крупными печатными буквами на чистом листе бумаги. Оценивается в 1 балл.

Д. Испытуемый должен самостоятельно написать осмысленное и грамматически законченное предложение. Предложение должно содержать подлежащее и сказуемое, а также иметь смысл. При этом правильность грамматики и пунктуации не оценивается. Оценивается в 1 балл.

Е. Испытуемому дается образец (два перекрещенных пятиугольника с равными углами и сторонами примерно 2,5 см), который он должен перерисовать на чистой нелинованной бумаге. Если при перерисовке возникают пространственные искажения или линии не соединены, выполнение команды считается неправильным. При этом не учитываются искажения фигур, обусловленные тремором. Оценивается в 1 балл.

Форма протокола

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА ОЦЕНКА (баллы)

1. Ориентировка во времени:

«Назовите (год, время года, число, день недели, месяц)». 0–5

2. Ориентировка в месте:

«Где мы находимся? (страна, область, город,
клиника, этаж)». 0–5

3. Восприятие:

Повторение трех слов: яблоко, стол, монета. 0–3

4. Концентрация внимания и счет:

серийный счет («от 100 отнять 7») – пять раз либо:

«Произнесите слово «земля» наоборот». 0–5

5. Память: «Припомните те 3 слова, которые

вы повторяли раньше» (см. п. 3). 0–3

6. Речевые функции:

A. Называние предметов (ручка, часы) 0–2

Б. Повторение сложного предложения: 0–1

«Никаких если, и или но»

B. 3-этапная команда: «Возьмите правой рукой лист
бумаги, сложите его вдвое и положите на стол». 0–3

Г. Прочтите и выполните: «Закройте глаза». 0–1

Д. «Напишите предложение. 0–1

Е. «Срисуйте рисунок» 0–1

Общий балл 0–30

Обработка результатов. Результат опросника получается путем суммирования результатов по каждому из пунктов.

Интерпретация. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит. По данным разных исследователей, результаты теста могут иметь следующее значение:

28–30 баллов– нет нарушений когнитивных функций;

24–27 баллов – легкие (преддементные) когнитивные нарушения;

20–23 балла– деменция легкой степени выраженности;

11–19 баллов– деменция умеренной степени выраженности;

0–10 баллов – тяжелая деменция.

Упражнение «Передача листа»

Это упражнение ценно тем, что рисунок не имеет одного автора, а потому не может стать предметом для критики. Инструкция – что-нибудь нарисовать (это может быть композиция или знакомый всем образ). Через десять минут каждый должен передать свой рисунок соседу справа. Он, в свою очередь, что-нибудь добавляет к изображению и передает его дальше по кругу до тех пор, пока оно не вернется к своему первому автору.

Задание 2. Выполните упражнение «Завершение каракулей». Определите, на что оно направлено? Обсудите упражнение.

Методика «Шкала самооценки»

Авторы – Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин
[приводится по: Никифорова Г.С., 2007]

Цель: самооценка уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером (США), адаптирован Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность человека воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Методика «Шкала самооценки» состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания 1–20) (табл. 1) и личностную (ЛТ, высказывания 21–40) (табл. 2) тревожность.

Таблица 1 – Бланк ответов № 1 (РТ)

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». Нет, это не так По- жа-луй, так Вер- но Со- вер- шен- но верно
1. Я спокоен
2. Мне ничто не угрожает
3. Я нахожусь в напряжении
4. Я испытываю сожаление
5. Я чувствую себя свободно
6. Я расстроен
7. Меня волнуют возможные неудачи
8. Я чувствую себя отдохнувшим
9. Я встревожен
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
11. Я уверен в себе
12. Я нервничаю
13. Я не нахожу себе места
14. Я взвинчен
15. Я не чувствую скованности, напряженности
16. Я доволен
17. Я озабочен
18. Я слишком возбужден, и мне не по себе
19. Мне радостно
20. Мне приятно

Таблица 2 – Бланк ответов № 2 (ЛТ)

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет». Поч- ти нико-­ гда Ино- гда Часто Поч- ти все- гда
21. Я испытываю удовольствие
22. Я очень легко устаю
23. Я легко могу заплакать
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие
25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения
26. Обычно я чувствую себя бодрым
27. Я спокоен, хладнокровен и собран
28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня
29. Я слишком переживаю из-за пустяков
30. Я вполне счастлив
31. Я принимаю все близко к сердцу
32. Мне не хватает уверенности в себе
33. Обычно я чувствую себя в безопасности
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций
35. У меня бывает хандра
36. Я доволен
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу забыть о них
39. Я уравновешенный человек
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Обработка результатов. Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

РТ = Е1 – Е2 + 35,

где Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке № 1 по пунктам шкалы 3, 4, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; Е2 – сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).

ЛТ = Е1 – Е2 + 35,

где Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке № 2 по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; Е2 – сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Интерпретация результатов:

До 30 баллов – низкая тревожность;

31–45 баллов – умеренная тревожность;

46 и более баллов – высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете».

Задание 2. Ознакомьтесь с методикой «Мотивация аффилиации» (авторы – А. Меграбян и М. Ш. Магомед-Эминов), проведите самодиагностику, обработайте и интерпретируйте полученные данные.

Текст опросника

Шкала СП

1. Я легко схожусь с людьми.

2. Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, а не оставаться в одиночестве.

3. Лучше бы меня считали способным и сообразительным, чем общительным и дружелюбным.

4. Я меньше, чем большинство людей, нуждаюсь в близких друзьях.

5. О своих переживаниях я говорю людям скорее часто и охотно, чем редко и в особых случаях.

6. От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от компании.

7. Мне нравится заводить как можно больше друзей.

8. Я предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, а не на оживленном курорте.

9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.

10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.

11. Излишняя откровенность с друзьями может мне повредить.

12. Когда я встречаю на улице знакомого, то не только здороваюсь, но и стараюсь перекинуться с ним парой слов.

13. Независимость и свободу от других я предпочитаю прочным дружеским узам.

14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.

15. Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.

16. Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств.

17. У меня очень много близких друзей.

18. Когда я нахожусь в обществе незнакомых людей, мне совсем не важно, нравлюсь я им или нет.

19. Индивидуальные развлечения я предпочитаю групповым.

20. Открытые, эмоциональные люди привлекают меня больше, чем серьезные, сосредоточенные.

21. Я скорее прочту интересную книгу или посмотрю телевизор, чем проведу время на вечеринке.

22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем наслаждаться видами и посещать достопримечательности в одиночестве.

23. Мне легче решить трудный вопрос, когда я обдумываю его один, чем когда обсуждаю с другими.

24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать только на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.

25. Даже в компании мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.

26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых.

27. Вечер, проведенный за любым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.

28. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу.

29. Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать своих чувств, чем пытаюсь с кем-нибудь поделиться.

30. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселой компании.

Шкала СО

1. Я стесняюсь идти в малознакомое общество.

2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.

3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоречить мне при посторонних людях.

4. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада ума.

5. Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми.

6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.

7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них я не согласен.

8. Если я попрошу кого-то пойти со мной, и он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.

9. Я осторожен в высказывании своего мнения, пока хорошо не узнаю человека.

10. Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше я это пропущу, чем прерву говорящего и попрошу повторить.

11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.

12. Мне трудно отказывать людям.

13. Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не так, как надо.

14. Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.

15. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.

16. Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью.

17. Я редко противоречу людям из-за боязни их задеть.

18. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.

19. Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.

20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.

21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.

22. Временами я уверен, что никому не нужен.

23. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно отзывается в мой адрес.

24. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.

25. Меня очень легко задеть, даже если это не заметно со сторон<

Наши рекомендации