Тромбоз глубоких вен конечностей после оперативных вмешательств

Факторы, предрасполагающие к развитию флеботромбозов:

· длительные и травматичные оперативные вмешательства, особенно по поводу злокачественных новообразований;

· пожилой и старческий возраст;

· атеросклероз;

· варикозное расширение вен;

· ожирение;

· беременность;

· применение противозачаточных препаратов.

По патогенезу послеоперационные тромбозы периферических вен могут быть спонтанными и посттравматическими.

Спонтанные послеоперационные флеботромбозы

Это тромбозы, которые непосредственно не связаны с прямым механическим повреждением стенок сосуда и возникают, как правило, в глубоких венах нижних конечностей.

Факторы, обусловливающие развитие флеботромбоза при оперативных вмешательствах:

· локальное замедление тока крови;

· затруднение венозного возврата;

· ухудшение реологических свойств крови;

· гиперкоагуляция;

· угнетение фибринолитической активности крови и венозной стенки.

Ключевым вопросом патогенеза послеоперационного флеботромбоза и тромбоэмболических осложнений является локализация первичного очага тромбоза.

Источниками послеоперационной ТЭЛА практически в 100% случаев являются тромбозы в системе бассейна нижней полой вены. Так, по данным радиологических, ангиографических и ультразвуковых исследований, у 95=-98% больных ТЭЛА диагностируется флеботромбоз нижних конечностей. Эта закономерность в равной степени распространяется и на флеботромбозы, которые не сопровождаются тромбоэмболическими осложнениями.

Следовательно, спонтанные послеоперационные флеботромбозы в подавляющем большинстве случаев локализуются в нижних конечностях. Это объясняется морфофункциональными особенностями вен голени, в частности интрамуральных (внутримышечных) вен, расположенных в толще камбаловидной мышцы и в меньшей степени — в икроножной. В современной флебологической литературе эти вены получили название суральных.

Диагностика Основной метод диагностики –­ ультразвуковое дуплексное сканирование, которое определяет, насколько сужен просвет вены, размер и подвижность тромба. Лабораторно тромбоз подтверждается анализом крови на D-димер. Рентгеноконтрастная флебография проводится для уточнения диагноза, а также при тромбах выше паховой складки. В сложных случаях делают магнитно-резонансную флебографию. Лечение Больные лечатся стационарно. Назначают постельный режим с приподнятой больной ногой, антикоагулянты. В самом начале показана тромболитическая терапия. Препараты для растворения тромбов имеют серьёзные побочные эффекты (кровотечение) и назначаются по строгим показаниям. При диагностике флотирующего тромба в вену ставят кава-фильтр, не допускающий его продвижения вверх. При тяжёлом состоянии с риском гангрены делают тромбэктомию – механическое удаление тромба. Применяют компрессионный трикотаж, уменьшающий вероятность осложнений. После выписки пациентам рекомендуют пожизненную терапию.
115. принципы организации мед помощи при сочетанной травме при дтп

Дорожно-транспортное происшествие — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения и грузы либо причинен иной материальный ущерб. По тяжести последствий ДТП подразделяют на три группы: со смертельным исходом, с телесными повреждениями людей и с материальным ущербом. Телесные повреждения могут быть тяжкими, менее тяжкими и легкими.

первый этап — на месте ДТП (первая доврачебная медицинская помощь, оказываемая в порядке самопомощи и взаимопомощи водителем или пассажирами транспортного средства, которые не пострадали или получили более легкую травму, а также помощь со стороны медицинских работников, прибывших в составе бригады «скорой помощи»);

второй — на всем пути следования при транспортировании пострадавших в ближайшее лечебное учреждение на санитарном, попутном или личном транспорте;

третий — врачебный этап оказания медицинской помощи в стационарном лечебном учреждении.

При оказании первой доврачебной медицинской помощи прежде всего необходимо устранить воздействие на пострадавшего травмирующих и угрожающих его жизни факторов: извлечь его из-под колес или обломков транспортного средства, из воды или салона автомобиля; освободить от тлеющей или горящей одежды; вынести из помещения, где скопились вредные газы, и т. п. Все это должно быть выполнено предельно осторожно, чтобы не усугубить состояние пострадавшего, не усилить боли и не вызвать новых повреждений. Его следует уложить в безопасном месте, в холодное время года внести в теплое помещение или, в крайнем случае, уложить на настил из веток, досок, сена и других подручных средств.

Помощь следует оказывать в определенной последовательности, принимая в первую очередь наиболее важные для сохранения жизни меры: если пострадавший не дышит, то немедленно приступают к проведению искусственного дыхания; если не прощупывается пульс, то одновременно с искусственным дыханием осуществляют наружный (закрытый, непрямой) массаж сердца; останавливают кровотечение, угрожающее жизни; обрабатывают раны и накладывают повязки; при переломах костей накладывают шину или применяют любые другие подручные средства для иммобилизации (исключения подвижности) в месте перелома.

Даже при отсутствии признаков жизни — сердцебиения, пульса, дыхания, реакции зрачков на свет — первая доврачебная медицинская помощь должна оказываться вплоть до прибытия медицинских работников или доставки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение, так как резкое угнетение жизненных функций у пострадавшего участники ДТП и лица, оказывающие первую медицинскую помощь, ошибочно могут принять за отсутствие у него признаков жизни.

Первая доврачебная медицинская помощь, оказанная своевременно и в полном объеме, позволяет спасти жизнь, служит профилактикой возможных осложнений и обеспечивает благоприятный прогноз в отношении восстановления нарушенных функций организма и работоспособности пострадавшего.

III. Заключение

В большинстве случаев дорожно — транспортные происшествия происходят вдалеке от медицинских учреждений и пунктов связи, с помощью которых можно вызвать «скорую помощь». Именно это обстоятельство, а также и то, что водители раньше других могут быть полезны пострадавшим, обязывает их уметь оказывать первую медицинскую помощь, т.е. проводить простейшие неотложные мероприятия для спасения жизни пострадавших. Водители автомобилей и других транспортных средств, как причастные, так и непричастные к дорожно — транспортному происшествию, но находящиеся поблизости, обязаны немедленно остановиться и оказать помощь нуждающимся в ней. Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, наказывается по закону.

Последовательность действий при оказании помощи пострадавшим должна быть следующей.

Организация вызова «скорой помощи»

Одного из присутствующих нужно послать к ближайшему телефону с заданием сообщить в лечебное учреждение и отделение милиции о характере и месте дорожно — транспортного происшествия, числе пострадавших.

Дорожно — транспортные происшествия на дорогах часто сопровождаются сложными переломами, черепно-мозговыми травмами, повреждениями позвоночника. У потерпевшего может быть сразу несколько травм. Поэтому выносить его из автомобиля следует очень осторожно. Нельзя дёргать и сгибать ему туловище, руки или ноги, вытягивать их силой. Надо постараться прежде устранить всё, что удерживает пострадавшего.

Если человек потерял сознание и находиться в неестественном положении, выносить его из автомобиля нужно вдвоём или втроём, стараясь не изменять этого положения. С особым вниманием следует отнестись к пострадавшим при подозрении на перелом позвоночника, не перемещать их без крайней необходимости, ибо это может вызвать паралич. Такого человека нужно положить на спину или живот с таким расчётом, чтобы место повреждения не ущемлялось.


Наши рекомендации