Роль режима питания в жизнедеятельности организма. Правильная организация питания

Тема 8. Гигиенические основы питания детей (2 ч)

План занятия:

1. Роль режима питания в жизнедеятельности организма. Правильная организация питания

2. Физиолого-гигиенические основы организации питания

3. Состав основных групп пищевых продуктов

4. Особенности обмена белков, жиров и углеводов в детском воз­расте

5. Значение витаминов и минеральных веществ для роста и развития ребенка

6. Режим питания детей разных возрастных групп и его органи­зация

7. Понятие о нормотрофии и дистрофии

8. Ожирение у детей и борьба с ним

9. Питьевой режим детей различ­ного возраста

Потребность в белках, жирах и углеводах для детей разного возраста, г/сут.

Возраст Белки Жиры Углеводы Калорийность (ккал/сут.)

6 мес–1 год 25 25 113 820

1–1,5 года 48 48 160 1332

1,5–2 года 53 53 192 1537

3–4 лет 63 63 233 1844

5–6 лет 72 72 272 1970

7–10 лет 79 79 315 2300

11–13 лет 89 89 355 2575

14–17 лет 95 95 380 2750

Взрослый 100 100 500 2950

Значение витаминов и минеральных веществ для роста и развития ребенка

Для нормального развития организма в пищу детей должны входить в достаточном количестве витамины. Они не только предохраняют организм от болезней, связанных с их недостаточностью (цинга, пеллагра, рахит и др.), но и являются составными элементами тканей. Без витаминов не образуются ферменты, а, следовательно, задерживаются все реакции, протекающие в организме, нарушается нормальный обмен веществ, страдает пищеварение, кроветворение, падают работоспособность и выносливость. Витамины играют важную роль в поддержании иммунобиологических свойств организма, высокой устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды, в том числе к инфекциям.

Русский врач Лунин (1881) первый открыл в продуктах питания особо жизненно важные вещества. В 1912 г. польский ученый Функ подтвердил их существование, изучил эти вещества более подробно и дал им название «витамины», что в переводе с латинского означает: «вита» – жизнь, «амины» – соединения азота.

В основу классификации витаминов взят принцип растворимости их в воде и жирах, в связи с чем все витамины подразделяются на жирорастворимые (A, D, E, К), и водорастворимые (витамины группы В, С, Р и др.)

Меню дошкольников

День недели Завтрак Обед Полдник Ужин
Понедельник Каша гречневая с молоком Кофе с молоком Хлеб с маслом и сыром Салат из соленого огурца с луком Щи со сметаной Тефтели с макаронами Компот Кефир Печенье Яблоко Морковно-яблочная запеканка Чай с молоком Хлеб
Вторник Сельдь с омлетом Пюре картофельное Кофе с молоком Хлеб с маслом Салат витаминный Суп овощной Жаркое Кисель из яблок Хлеб Молоко Сухарики Яблоко Творожная запеканка Чай с молоком Хлеб
Среда Каша рисовая молочная Кофе с молоком Хлеб с маслом и сыром Салат свекольно-яблочный Суп крестьян-ский Котлета мясная Пюре картофельное Кисель молочный Кефир Печенье Яблоко Омлет Капуста тушеная Чай Хлеб
Четверг Макароны с тертым сыром Кофе с молоком Хлеб с маслом Салат из зеленого горошка Свекольник Гуляш с гречневой кашей Компот Хлеб Чай Ватрушка с творогом Яблоко Рагу овощное Яйцо вареное Молоко Хлеб
Пятница Каша геркулесовая молочная Яйцо вареное Кофе с молоком Хлеб с маслом Салат морковно-яблочный Борщ со сметаной Биточки рыбные Картофель отварной Кисель Хлеб Кефир Печенье Фрукты Сырники творожные со сметаной Чай с молоком Хлеб
Суббота Вареники ленивые со сметаной Кофе с молоком Хлеб с маслом Салат капустно-яблочный Рассольник Плов Хлеб Кисель из фруктов Кефир Сухарики Фрукты Оладьи (блинчики) с вареньем Молоко
Воскресенье Рыба по-польски Картофель отварной Кофе с молоком Хлеб с маслом Салат из моркови Хлеб Куриный бульон Курица отварная с рисом Отвар шиповника Молоко Булочка домашняя Яблоко Запеканка овощная Чай с молоком Хлеб


Тема 8. Гигиенические основы питания детей (2 ч)

План занятия:

1. Роль режима питания в жизнедеятельности организма. Правильная организация питания

2. Физиолого-гигиенические основы организации питания

3. Состав основных групп пищевых продуктов

4. Особенности обмена белков, жиров и углеводов в детском воз­расте

5. Значение витаминов и минеральных веществ для роста и развития ребенка

6. Режим питания детей разных возрастных групп и его органи­зация

7. Понятие о нормотрофии и дистрофии

8. Ожирение у детей и борьба с ним

9. Питьевой режим детей различ­ного возраста

Роль режима питания в жизнедеятельности организма. Правильная организация питания

Для правильного развития ребенка необходим рациональный режим питания. Дети должны есть в точно установленное время. К моменту приема пищи возбудимость пищеварительных желез возрастает, они начинают усиленно вырабатывать пищеварительные соки еще до того, как пища поступит в желудок. У ребенка появляется аппетит, он охотно съедает предложенную пищу. Продукты питания, поступившие в желудочно-кишечный тракт, быстро обрабатываются соками и хорошо усваиваются организмом.

Важно, чтобы ребенок перед уходом в детский сад не получал завтрак. Даже небольшое количество съеденной пищи вызывает в коре головного мозга заторможенность пищеварительного центра, вследствие чего аппетит снижается, от завтрака в детском саду ребенок отказывается или съедает его без удовольствия. Не получив нужного количества пищи во время завтрака, через 1–2 ч ребенок ощущает сильный голод; обед съедает с добавкой, переедает, а от полдника вновь отказывается. Из-за нарушения режима питания ребенок регулярно не получает необходимых питательных веществ, отстает в весе, работоспособность его ухудшается.

Пониженный аппетит (анорексия) – частое явление у детей, особенно раннего возраста. Анорексия нередко возникает в результате кормления ребенка против его желания, а также под воздействием какого-либо раздражителя (например, ожог рта слишком горячей пищей, резкие замечания взрослых во время еды и т. д.). В некоторых случаях анорексия сопровождается тошнотой и рвотой (особенно тогда, когда ребенка кормят насильно). Эти явления наблюдаются и у детей с ослабленной нервной системой в первые дни пребывания в дошкольном учреждении.

Во время приема пищи важно создать спокойную, доброжелательную обстановку, поддержать у детей хорошее настроение. Не следует проявлять нетерпение, если ребенок ест медленно, делать частые замечания, объяснять, как себя вести за столом. (Навык поведения за столом при приеме пищи вырабатывается в процессе воспитания культуры поведения.) Это отвлекает, нервирует детей, снижает аппетит и отрицательно сказывается на усвоении организмом питательных веществ.

Правильная организация питания предусматривает поступление в организм необходимого количества продуктов определенного качественного состава. Это положение получило название концепции сбалансированного питания. Она предусматривает для каждого периода развития ребенка свою величину потребности в основных пищевых веществах и энергии с учетом физиологических особенностей организма и метаболических процессов, присущих ребенку данного возраста. Для детей характерна относительно высокая потребность во всех пищевых и биологических компонентах, что связано с интенсивным ростом, развитием и напряженностью обменных процессов, свойственных детскому организму.

В настоящее время определены величины потребности в основных пищевых веществах и энергии для 7 возрастных групп детей. Дети в возрасте до 1 года выделены в особую группу в связи с тем, что интенсивность метаболических процессов на протяжении первого года жизни быстро меняется и это ведет к различной потребности в основных пищевых веществах в каждом квартале.

Все процессы, протекающие в организме, требуют определенных затрат энергии, образование которой обеспечивается введением пищевых продуктов. Расход энергии в количественном отношении и ее поступление в организм выражают в тепловых единицах – калориях. В среднем при сгорании внутри организма 1 г белка дает 4,1 кал, 1 г жира – 9,3 кал и 1 г углерода – 4,1 кал. Минимальное количество калорий, необходимое для обеспечения потребностей организма, находящегося в состоянии полного мышечного и нервного покоя, является энергией основного обмена. Основной обмен на единицу веса тела у детей значительно повышен, так как в процессе роста и формирования новых клеток и тканей энергии затрачивается тем больше, чем моложе ребенок.

Суточная норма в калориях детей и подростков (в ккал.): от 6 месяцев до 1 года – 800, 1–1,5 лет – 1330, 1,5–3 лет – 1480, 3–4 лет – 1800, 5–6 лет – 1990, 7–10 лет – 2380, 11–13 лет – 2860, юноши 14–17 лет – 3160, девушки 14–17 лет – 2760.

Основное количество энергии человек получает из углеводов пищи. Дети первых месяцев жизни покрывают свои энергозатраты за счет углеводов и жиров молока. По мере роста детей основным источником энергии становятся углеводы.

Наши рекомендации