Эпидемиология инфекционных болезней

Тема № 11. Заболевания детей раннего и дошкольного возраста, их профилактика (4 ч.)

План занятия:

1.Эпидемиология инфекционных болезней

2.Понятие об иммунитете. Профилактика заболеваний в детском коллективе

3.Ангины. Этиология, симптомы, профилактика, уход за больными детьми

4.Грипп. Этиология, симптомы, профилактика, уход за больными детьми

5.Корь. Этиология, симптомы, профилактика, уход за больными детьми

6.Скарлатина. Этиология, симптомы, профилактика, уход за больными детьми

7.Ветряная оспа. Этиология, симптомы, профилактика, уход за больными детьми

8.Дифтерия. Этиология, симптомы, профилактика, уход за больными детьми

9.Коклюш. Этиология, симптомы, профилактика, уход за больными детьми

10.Паразитарные заболеванияу детей (энтеробиоз, аскаридоз)

11.Рахит и спазмофилия. Этиология, симптомы, профилактика, уход за больными детьми

Понятие об иммунитете. Профилактика заболеваний в детском коллективе

Иммунитет– невосприимчивость или устойчивость организма к действию патогенных микроорганизмов, т.е. антигенам. Этот биологический защитный механизм позволяет организму поддерживать нормальное внутреннее состояние (гомеостаз). В иммунной реакциипринимают участие фагоциты, иммуноглобулины (IgA, IgM, IgG, IgE), т.е. антитела, вырабатываемые в ответ на появление чужеродных белков (антигенов). Все антитела специфичны, то есть, активны к определённым микробам или токсинам.

Различают виды иммунитета:

1) врождённый (наследственный) – иммунные тела поступают через плаценту к плоду и с материнским молоком;

2) приобретённый:

а) естественный (активный) – после перенесённого инфекционного заболевания, когда в ответ на антигены активно вырабатываются специфические антитела,

б) искусственный активный, когда в организм человека вводят ослабленные или убитые микроорганизмы, и против них вырабатываются антитела. Такой иммунитет (например: против дифтерии и натуральной оспы) держится годами,

в) искусственный пассивный, когда в организм человека водят иммунные сыворотки из крови животного или человека с готовыми антигенами или вводят иммуноглобулины.

К снижению иммунитета приводят:

· психоэмоциональные перегрузки;

· интенсивное физическое перенапряжение;

· длительное переохлаждение, перегревание;

· недостаточное употребление животных белков, микроэлементов ведёт к нарушению продукции иммуноглобулинов;

· гиповитаминозы и авитаминозы.

Ангины. Этиология, симптомы, профилактика, уход за больными детьми

Ангина – острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением небных миндалин.

Этиология. Возбудителями инфекции являются стафилококки, стрептококки, устойчивые во внешней среде. Предрасполагающие факторы: местное и общее переохлаждение; снижение иммунитета. Возможные пути передачи инфекции: воздушно-капельный; контактный.

Различают формы ангины: катаральная, фолликулярная, лакунарная.

Общие симптомы:общая слабость, недомогание, повышение температуры тела;

боль в горле, головная боль, чувство ломоты в суставах; снижение аппетита.

Тема № 11. Заболевания детей раннего и дошкольного возраста, их профилактика (4 ч.)

План занятия:

1.Эпидемиология инфекционных болезней

2.Понятие об иммунитете. Профилактика заболеваний в детском коллективе

3.Ангины. Этиология, симптомы, профилактика, уход за больными детьми

4.Грипп. Этиология, симптомы, профилактика, уход за больными детьми

5.Корь. Этиология, симптомы, профилактика, уход за больными детьми

6.Скарлатина. Этиология, симптомы, профилактика, уход за больными детьми

7.Ветряная оспа. Этиология, симптомы, профилактика, уход за больными детьми

8.Дифтерия. Этиология, симптомы, профилактика, уход за больными детьми

9.Коклюш. Этиология, симптомы, профилактика, уход за больными детьми

10.Паразитарные заболеванияу детей (энтеробиоз, аскаридоз)

11.Рахит и спазмофилия. Этиология, симптомы, профилактика, уход за больными детьми

Эпидемиология инфекционных болезней

Инфекция– это внедрение и размножение в организме человека и животных болезнетворных микроорганизмов, сопровождающееся комплексом реактивных процессов. Инфекционный процесс – это взаимодействие или борьба между макроорганизмом (человек, животное) и болезнетворным микроорганизмом.

Эпидемический процесс – явление возникновения и распространения инфекцион­ных заболеваний среди людей. Он представляет собой цепь последовательно возникающих однородных инфекционных заболеваний людей. Этот процесс составляют три взаимодействующих звена:

1) источник инфекции, который выделяет возбудителя болезни;

2) механизм передачи возбудителей болезни (факторы и пути передачи);

3) восприимчивое население.

При выпадении одного из этих звеньев, или факторов, новые случаи инфекционных заболеваний не возникают.

Источником инфекции при большинстве заболеваний является больной человек или больное животное, из организма которых возбудитель болезни выделяется в момент выдоха, кашля, рвоты, чихания, при мочеиспускании, дефекации. Человек может заразиться от больного животного при прямом контакте (укус бешеным животным, обработка туши и др.), а также при употреблении молока и мяса больных животных. Инфекционные болезни, при которых источником инфекции является человек, называются антропонозами; животные – зоонозами, человек и животное – антропозоонозами.

Бактерионосители– это люди, которые после выздоровления еще долго остаются источником инфекции или переносят болезнь в очень легкой, стертой форме, или после заражения не болеют, а являются переносчиками заболевания.

В передаче возбудителей болезней участвуют факторы внешней среды – воздух, вода, почва, пищевые продукты, называемые факторами передачи инфекции.

Выделяют пути передачи инфекции:

1) контактный путь передачи – через наружные покровы:

- прямой путь (передача возбудителя при непосредственном соприкосновении носителя инфекции со здоровым организмом);

- непрямой контакт (инфекция передается через внешние предметы);

2) алиментарный путь передачи: водный; пи­щевой;

3) аэрогенный путь передачи: воздушно-капельный – через воздух, с капельками слюны, слизи; воздушно-пылевой – с частицами пыли;

4) трансмиссивный путь передачи – передача возбудителей болезней насекомыми: вшами, блохами, клещами, комарами и др. (в основном при укусах).

Восприимчивость людей к разным инфекционным болезням неодинакова. Это зависит от искусственной вакцинации, ранее перенесенных заболеваний, полноценности питания, возраста и иных социальных факторов.

Классификация инфекционных заболеваний:

1) кишечные инфекции – передаются через загрязнен­ные воду, пищу, руки (дизентерия, сальмонеллез, болезнь Боткина, ботулизм и др.);

2) инфекции дыхательных путей – инфицирование челове­ка происходит в результате вдыхания воздуха, содержа­щего взвешенные в нем зараженные частицы (дифтерия, грипп, менингококковая инфекция, корь, коклюш, большинство детских инфекций и др.);

3) трансмиссивные или кровяные инфекции – передаются с кровью кровососущими насекомыми (сыпной тиф, клещевой энцефалит, болезнь Лайма и др.);

4) инфекции наружных покровов – передаются через поврежденную кожу и слизистые оболочки (бешенство, столбняк, чесотка и др.).

Эпидемический очаг – это место нахождения источника инфекции вместе с окружающей территорией, в пределах которой при конкретных обстоятельствах может распространяться возбудитель болезни.

Интенсивность заболеваемости характеризуется следующими понятиями:

· спорадическая заболеваемость – это заболеваемость в какой-либо местности, которая удерживается на одном уровне в виде единичных случаев на протяжении нескольких лет;

· эпидемическая вспышка – ограниченный во времени и по территории резкий подъем заболеваемости, связанный с одномоментным заражением людей;

· эпидемия – это широкое распространение инфекционной болезни, значительно превышающее обычно регистрируе­мый на данной территории уровень заболеваемости;

· пандемия – необычно большое распространение заболеваемости, как по уровню, так и по масштабам, с охватом ряда стран и целых континентов.

Наши рекомендации