Стадия 2 — прояснение и определение проблемы
Перечень проблем уже должен быть составлен. Следующий этап — выбрать одну конкретную проблему, важную для клиента. Выбранную проблему следует определить как можно более четко. При уточнении проблемы клиенту полезно продумать четыре вопроса:
а) в чем состоит проблема?
б) когда возникает проблема?
в) где возникает проблема?
г) кто вовлечен в проблему?
Крупные проблемы неоходимо разделить на менее крупные и более управляемые части. Обычно клиент обращается с несколькими взаимосвязанными проблемами. Социальный работник и клиент должны тщательно рассмотреть их и выбрать одну или две, за решение которых необходимо взяться в первую очередь. При выборе конкретной проблемы следует руководствоваться тем, что именно имеет отношение к клиенту, и проблема ми, в отношении которых можно поставить достижимые цели.
Стадия 3 — постановка достижимых целей
Следует поставить одну (или несколько) достижимую цель. Делая такой выбор, важно соблюдать баланс между ресурсами клиента и препятствиями. К ресурсам клиента относятся:
а) личные сильные стороны и положительные качества;
б) образование, занятия на досуге, а также социальные и финансовые ресурсы;
в) поддержка со стороны других людей, например супруга(и) или другого родственника, друга либо специалиста, например социального ра ботника или священника;
г) группы взаимопомощи: может быть полезным непосредственный совет относительно доступности групп взаимопомощи.
Достижимые цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, имеющими отношение к делу и нормированными по времени.
Важно, чтобы у клиента рано развилось ощущение, что он чего-то достиг;
для этого цели должны быть определены так, чтобы их можно было быстро достичь (например, до проведения следующего занятия). Сред несрочных целей можно достигать в течение всех стадий процесса работы.
Нередко цели более достижимы, если их может достигнуть один клиент, не полагаясь на помощь кого-нибудь другого.
Стадия 4 — формулирование решений
Как только поставлена достижимая цель, клиенту рекомендуют про вести мозговую атаку и предложить как можно больше решений. Возможные решения не следует отбрасывать или заранее осуждать, даже если они на первый взгляд кажутся глупыми или неприменимыми.
Стадия 5 — выбор предпочитаемого решения
Социальный работник побуждает клиента составить перечень "за" и "против" для каждого возможного решения. Клиенту полезно подготовить Э О перечень как домашнее задание и выбрать решение, которому он отдает предпочтение, т. е. которое позволит лучше всего достичь сформули рованной цели с минимальными личными и социальными неблагоприят ными последствиями. Некоторые клиенты считают, что пройти эту стадию решения проблем самому труднее всего; они могут бесконечно рассуждать о возможных решениях, не умея выбрать одно из них.
Стадия 6 — реализация предпочитаемого решения
Важно не форсировать эту стадию, поскольку у клиента может не доставать уверенности при осуществлении предпочитаемого им решения.
Этапы, необходимые для достижения целей, можно разделить на простые действия, так называемые подэтапы, которые следует подробно описать и указать время, когда они должны быть пройдены.
Клиенту следует давать четкие задания, которые он должен выполнить до следующего занятия.
Стадия 7 — оценка
Важно, чтобы во время второй и последующих встреч подробно оценивались успехи, достигнутые в процессе решения проблем после первого занятия. Неспособность успешно выполнить задания можно объяснить недостаточно полным пониманием сути лечебного процесса, в особенности домашнего задания. Могут возникать непредвиденные препятствия, либо у клиентов просто недостаточно мотивации для выполнения заданий вне лечебных сеансов. Необходимо, чтобы достижимые цели пересматривались с учетом приобретенного опыта.
Клиент и социальный работник должны рассматривать первоначальные проблемы, оценивать прогресс и всегда быть готовыми включать в перечень новые дополнительные проблемы. Клиент может прорабатывать серию кратко- и среднесрочных целей, чтобы достичь долгосрочной цели. Например, если конечная цель — сохранить новую работу, тогда кратко- и среднесрочная цели следующие:
а) получить информацию о необходимых дипломах;
б) отправить анкеты поступающего на работу;
в) подать заявление о приеме на работу;
г) явиться для проведения интервью, если предложат.
Таким образом, содержание процесса социальной работы в рамках подхода, центрированного на решении проблемы, включает:
1) установление эмоционального контакта и отношений партнерства и сотрудничества;
2) прояснение и осознание проблемы (или ее части) и роли клиента в проблемной ситуации как активного субъекта действий;
3) развитие способностей клиента находить самостоятельные решения в проблемных ситуациях;
4) создание возможностей для использования различных социальных и индивидуальных ресурсов.
Подход, ориентированный на решение проблемы, завоевал достаточно широкую популярность среди социальных работников в США. Процесс разрешения проблем в широком смысле является одной из основных функций социальной работы и в том или ином смысле включается в любую концептуальную модель. В недавнее время появились подходы, прямо развивающие идеи X. Перлман. Это так называемая социальная работа, центрированная на задачу (У. Райд, А. Эпстайн), и концепция «кризисного вмешательства» (Л. Раппопорт).
Концепция «кризисного вмешательства» (Crisis Intervention) — это социальная работа с людьми, оказавшимися в чрезвычайных обстоятельствах, и чьи способности, таким образом, принимать собственные решения стали не адекватными ситуации. Здесь главное внимание уделяется рацио нальной работе с чувствами и эмоциями, принятию обдуманных решений относительно собственных действий и реорганизации хода мыслей по по воду травмируюшего события [384].
Что же касается подхода, центрированного на решение задач (Task centered Approach), то это краткосрочный подход в социальной работе.
ориентированный на решение проблем с помощью определения локальных ситуативных задач и их выполнения. Подход, центрированный на решение задачи, представляет собой один из краткосрочных методов индивидуальной помощи в социальной работе. В зарубежной профессиональной литературе, что это подход рассматривается в качестве одной из базовых моде лей краткосрочной психотерапевтической помощи и клинической социальной работы. Тем не менее, в отечественных исследованиях он представлен крайне скудно и непоследовательно. Тем не менее в отечественной литературе он представлен крайне скудно. Например, М.В. Фирсов относит его к поведенческим моделям социальной работы [180, с. 62], что, с нашей точки зрения, не совсем верно. Во-первых, ядро этого подхода составляют не механизмы модификации поведения, а исключительно когнитивные процедуры обсуждения, целеполагания, переструктурирования ситуации, что противоречит ключевым постулатам поведенческой психологии и терапии. А во-вторых, отдавая должное и признавая влияние поведенческих объяснительных схем, его авторы У. Райд и Л. Эпштейн при знавали, что данный подход создавался и развивался в русле общепризнанных психосоциального и проблемно-ориентированного подходов в социальной работе (X. Перлман, Ф. Холлис). Также оказало влияние представление об оказании спланированной краткосрочной помощи, а также методологические представления Э. Штудта [427] о задаче как компоненте процесса социальной работы [392]. Анализ показывает, что по своей терапевтической идеологии и логике построения процесса подход, центрированный на решение задач, является развитием когнитивной традиции в практике социальной работы, и в частности проблемно-ориентированной модели социальной работы X. Перлман. Он был изначально ориентирован на применение в области социальной помощи и отличие от психологических концепций охватывал более широкий круг проблем взаимодействия человека с социальной средой (например, проблемы бездомности, неадекватных финансовых возможностей, конфликтов между клиентами и различными социальными организациями и т.д.)
Подход, центрированный на решении задач.
Данный подход адресован разрешению частных психосоциальных проблем, возникающих в процессе взаимодействия людей со своим социальным окружением и социальной средой. Они обычно сопровождаются внутренним дискомфортом, который возникает у людей в ответ на события в их внешнем мире. Проблемы возникают из повседневных потребностей и запросов людей — потребности во внутреннем покое, в значимых отноше ниях с другими, в адекватных жизненных ресурсах.
Основные принципы и характеристики данного подхода сформулированы в работах У. Райда и Л. Эпстейна [392; 395; 394].
1. Эмпирическая ориентация. Предпочтение отдается методам и теориям, поддающимся верификации в опыте и опирающимся на эмпирические исследования. Гипотезы и суждения, касающиеся клиента, должны быть обоснованы и опираться на собранные эмпирические данные. Этот подход избегает спекулятивно-описательного теоретизирования по поводу проблем клиента и его поведения. Данные, полученные в ходе диагностики, процессе работы и систематически, собираются в каждом случае.
2. Интегративная установка. Модель выборочно опирается на эмпирически подтвержденные теории и методы из родственных подходов, например проблемно-ориентированного подхода, когнитивно поведенческого, структурного и т. д.
3. Внимание к сознаваемым проблемам клиента. Центр внимания в процессе оказания помощи сосредоточен на конкретных проблемах клиента, которые доступны его сознанию и которые имеют для него субъективную значимость.
4. Система и контекст. Проблемы возникают в контексте взаимодействия множества систем. Для решения проблемы или предотвращения ее повторного появления могут потребоваться изменения во внешнем контексте проблемы. И, наоборот, разрешение проблемы на индивидуальном уровне может оказывать благотворное воздействие на ее внешний контекст.
5. Краткосрочность. Помошь обычно планируется целенаправленно на краткосрочной основе (от 6 до 12 еженедельных сессий на протяжении приблизительно 4 месяцев).
6. Отношения сотрудничества. Отношения с клиентом строятся на основе доверительных, ответственных и обоюдных действий и усилий.
Социальный работник предоставляет диагностически значимую информацию и избегает преследования собственных скрытых манипулятивных це лей. Вклад клиента в работу связан не только с его 5Д1астием в определении стратегии совместных действий, но и с развитием своих способностей в отношении проблем.
7. Структура. Программа вмешательства, включая рабочие сессии, структурирована как четко определенная последовательность действий.
8. Действия по решению проблем (задач). Изменения происходят в первую очередь посредством действий и постановки задач, направленных на решение проблем, предпринимаемых клиентом в рамках рабочей сессии и вне ее. Особое внимание обрашается на активизацию действий клиента в своей социальной среде. Основная цель совместной работы — создать основу для такого рода действий.
Суть данного подхода представляет система процедур прояснения ключевых элементов социальной ситуации, препятствующих полноценному социальному функционированию индивида и выработка стратегии их преодоления путем постановки конкретных, поддающихся пошаговой верификации, задач и их выполнения. Подход, предложенный С.Райдом и Р.Эпштейном [394], адресован разрешению, в первую очередь, психосоциальных проблем. Как правило, это проблемы, которые возникают в процессе взаимодействия людей со своим социальным окружением и социальной средой. Они определяются внутренним дискомфортом, который возникает у людей в ответ на события в их внешнем мире. Психосоциальные проблемы «встроены» в социальный контекст, который влияет на них и на который они сами оказывают влияние. Хотя основная цель данной модели состоит в том, чтобы решить частные, индивидуальные психологические проблемы клиентов, но часто существенных и устойчивых изменений, как правило, невозможно добиться, если они не сопровождаются некоторым изменением социального контекста. Соответственно, вторая главная цель данного подхода - добиться изменений социального контекста для предотвращения рецидива проблемы и более устойчивого функционирования клиента.
В подходе, ориентированном на решение задач, контекст проблемы рассматривается как иерархия открытых систем. В рамках этих систем каждый элемент или объект на конкретном уровне иерархии предстает как целостная система и, в то же время, как часть более щирокой системы следующей ступени иерархии. Индивид представляет собой систему достаточно высокого уровня, которая, в свою очередь, включена в различные микро и макросистемы (семья, социальные группы, община, общество в целом) [392].
Проблема, которая становится предметом социальной помощи, обычно предполагает какие-либо нарушения в структуре одной или не скольких систем разного уровня иерархии. Контекст создают те системы, которые непосредственно связаны с проблемой: человек в своей жизнедеятельности включен в больше количество систем, и не все из них реле вантны для работы над данным затруднением. По мнению, Райда [392] контекст проблемы нужно отличать от связанного с ним понятия социальной среды. Контекст - это то, что непосредственно связано с проблемой.
Среда, в свою очередь, - все, что окружает систему. Папример, человек как система существует в социальной среде. Контекст его проблемы можно относиться только к некоторой части его социальной среды, а также к тем аспектам его личности, которые не являются частью проблемы. И контекст, и среда могут изменяться в зависимости от того, куда помещается фокус профессионального внимания социального работника. Если мы меняем фокус рассмотрения проблемы, зачастую меняется и ее контекст.
Для ориентации работника в контексте проблемы Райд предлагает использовать такие понятия как причина, препятствие и ресурс. В качестве причины могут рассматриваться любые события или явления, которые привели к возникновению проблемы. Очевидно, что представление о причинах проблемы требует развернутого теоретизирования относительно механизмов психологической динамики и природы человеческой активности.
Концепция У. Рейда тесно связана с когнитивисткими традициями в психологии и рациональной парадигмой психологической помощи. И в этом смысле, причина проблемы рассматривается им не как некая «эзотерическая» реальность, которую должен вскрыть консультант, а как набор эле ментов ситуации и их когнитивная представленность клиенту. Препятствия блокируют рентение проблемы и мешают решению задач, которые она ставит. Причины и препятствия выполняют схожие функции — сохранять проблемную ситуацию неразрешенной. Поэтому на практике когда речь идет о причинах возникновения проблемы или о препятствиях, мешающих ее решению, то имеется виду в одно и то^се содержание, касающееся комплекса условий, создающего какое-либо затруднение или противоречие.
Ресурсы, в свою очередь, способствуют решению проблем, «снятию» противоречий. Именно от типа проблемы зависит будет ли тот или иной фактор причиной или препятствием ее решения в одной ситуации или ресурсом в другой. Райд приводит такой пример [392]: сильная вовлеченность отца в жизнь cF^ma может быть причиной проблемы, если проблемную ситуацию создает стремление сына к автономии, но может быть и ресурсом, если проблема определена как необходимость финансовой поддержки сына, который длительное время не может найти работу. В оценки контекста проблемы двумя приоритетными вопросами становиться: какие препятствия мешают разрешению проблемы и какие ресурсы могут помочь решить проблему?
Поэтому диагностика проблемной ситуации должна охватывать следующее содержание: фактическое описание типичных проявлений проблемы (особенно недавних), частоту проявлений, серьезность, с которой клиент рассматривает проблему, что делает клиент для того, чтобы справиться с ней и насколько эти попытки успешны. Это когнитивное измерение работы организуется социальным работником с активном сотрудничестве с клиентом.
Модель работы в этом подходе состоит из трех фаз. Начальная стадия обычно включает одно-два интервью. Она заканчивается постановкой первичных задач. Желаемые изменения в проблеме и предполагаемый результат решения задач обсуждаются в самом начале интервью. Если задача была выполнена, определяются новые ориентиры. Если же задача не была реализована, делается попытка определить препятствия, помешавшие ее выполнению. Некоторые препятствия могут быть сняты в ходе очередной терапевтической сессии, другие могут потребовать переформулирования исходных задач терапии. Отдельные обстоятельства могут оказаться не преодолимыми, и в этом случае выбирается иная стратегия действий. Основная работа сессии на средней стадии посвящена использованию процедур планирования. Хотя завершению работы отводится обычно одна сессия (заключительная), процесс завершения (терминации) фактически на чинается на начальных стадиях работы, когда определяется продолжи тельность взаимодействия. Оставшееся количество сессий и возможности модификации первоначальных ограничений постоянно остается в сфере внимания работника и клиента на протяжении всего периода сотрудничества. Завершающая сессия проводится таким образом, чтобы подчеркнуть то, чему клиент научился и чего достиг в ходе работы.
Задачи - это целенаправленные и спланированные действия, направленные на решение проблемы. Это, своего рода ступени, которым на Д пройти клиенту в сотрудничестве с консультантом в ходе работы над проблемной ситуацией. Наиболее распространенный и, несомненно, наиболее важный класс задач - те задачи, которые решаются клиентами вне консультативной сессии, то есть, внешние задачи клиента. Чтобы добиться прогресса в решении своих проблем, большинство клиентов, рано или поздно, должно начать конструктивно действовать вне рамок консультативной сессии. Например, люди, злоупотребляющие алкоголем должны научиться управлять аутодеструктивными привычками, а клиенты, страдающие фобическими расстройствами, должны научиться взаимодействовать с объектами своего страха. Отреагирование, выражение эмоций, развитие самопонимания, расширение самоосознания, рассмотрение различных перспектив и точек зрения на ситуацию может, в некоторых случаях, быть достаточным для решения определенных проблем. Но, на каждого клиента, покидаюшего консультанта с решенной проблемой, многократно больше тех, кто уходят с пониманием необходимости (и рекомендацией) дальнейшей работы. Такие рекомендации в "помогающих" профессиях, предполагающих психотерапевтическую и психокоррекционную помощь, называются различными именами - задачами, домашней работой, поведенческими предписаниями, директивами.
Второй тип - задачи сессии, то есть, задачи, обычно решаемые клиентом и консультантом в ходе сессии, с тем, чтобы облегчить выполнение внешних задач. Что касается задач сессии, то они обычно связаны с непосредственным взаимодействием клиента (или клиентов) и консультанта.
Предлагаемая У. Райдом классификация задач сессии организована в соответствии целями консультативного процесса.
Представление о содержании работы социального работника в рамках этой модели дает краткое описание типов задач, которые циркулируют в процессе оказания помощи клиенту, [цит по. 392, с. 134-139]
1. Облегчение оценки. Данный тип задач направлен на то, чтобы обеспечить социального работника диагностической информацией. Они не предполагают немедленного получения терапевтически значимых результатов. Обычно включают в себя:
(а) предписания: клиенты инструктируются, чтобы взаимодействовать друг с другом привычными способами в рамках рассматриваемой ситуации;
(б) стандартные задачи: обычные по вседневные действия, например, планирование семейного пикника, ис пользуются для, того чтобы получить информацию относительно привыч ных моделей поведения участников.
2. Структурированное решение проблемы. Эти задачи включают в себя поиск рационального компромисса между двумя или более участниками взаимодействия ради решения определенной проблемы, улаживание конфликта, принятие решения, и т.д. Хотя любая задача - это форма решения проблемы, но данный тип задач организовывает процесс в логическую последовательность шагов, которые могут быть кратко описаны следующим образом:
(а) определение проблемы: клиенты идентифицируют и проясняют спорные вопросы, которые требуют решения в ходе совместной работы;
(б) разъяснение позиций: клиенты объясняют друг другу и социальному работнику их точку зрения, свои мотивы и побуждения, ожидания и предпочтения относительно проблемы. Например, пожилую женщину просят объяснить своей взрослой дочери, почему она хочет та осталась жить с нею.
(с) генерирование альтернативных решений: клиентов просят предложить потенциальные решения их проблемы («мозговой штурм»),
(d) тактика уступок: чтобы решить проблему, клиентов просят сделать уступку (обычно связанную с изменением чего-либо в своем поведении),
(е) отбор потенциального решения: клиенты выбирают решение, которое будет реализовано.
3. Планирование действий. В ходе работы социальный работник может ставить задачи, направленные на планирование действий, которые должны быть реализованы дома или в ином социальном контексте (например, в школе). Эти внешние действия могут быть связаны с выполнением решений, достигнутых в ходе обсуждения проблемы или рекомендациями социального работника. Это предполагет:
(a) Общее планирование: деятельность планируется "с чистого листа" вокруг слабо конкретизированной потребности или предложения (например, супружескую пару просят спланировать взаимоприемлемую, приносящую обоюдное удовлетворение деятельность). Эта категория задач включает также перспективное долгосрочное планирование.
(b) Планирование материального обеспечения: разрабатываются детали уже согласованной деятельности. Например, родители определяют специфические особенности системы хозяйственной работы для их детей.
(c) Идентификация препятствий: клиенты пытаются идентифицировать потенциальные причины неудач в выполнении задачи и спланировать корректирующие меры.
4. Выражение эмоций. Задачи этого типа концентрируются на выражении эмоций и чувств. Они включают:
(a) Шеринг (выражение своих чувств и эмоций, эмоциональное самораскрытие): клиенты выражают друг другу свои чувства по поводу эмоционально значимой проблемы или ситуации, которая ранее в явном виде не обсуждалась. (Например, социальный работник может предложить матери и сыну впервые обсуждить их чувства по поводу ухода из семьи от ца.)
(b) Положительный обмен: клиентов просят рассказать о том, что им нравиться или что они находят привлекательным друг в друге.
5. Расширение осознания. Задачи этого типа направлены на развитие и расщирение самоосознания, понимания клиентами собственного по ведения или поведения других людей, чувств, убеждений, и т.д. (без особой концентарции на определенной проблеме и посиках ее рещения).
(а) Информативное обсуждение: клиенты предлагается поработать над выполнением вышеупомянутых задач через структурированное или неструктурированное обсуждение. (Например, муж и жена сообщают друг другу о том, что их радует и огорчает в семейной жизни; ребенок рассказывает приемным родителям о своей жизни в прежней семье.)
(b) Повторное воспроизведение (Reenactment): клиенты пытаются воспроизвести взаимодействие, которое приводит к появлению затруднений. Предполагается, что это может помочь способствовать осознанию и более ясному пониманию клиентом мотивов партнера или последствий собственного поведения. Задача может стать парадоксальной, если клиенты проинструктированы таким образом, чтобы воспроизводить взаимодействия такими способами, которые кажутся абсурдными. Например, клиентов можно попросить повторно организовать ссору с первоначальной интенсивностью чувств. Это, как правило, дает партнерам возможность увидеть неадекватность их первоначальных реакций.
(c) Принятие роли другого (обмен ролями): клиенты меняются ролями друг с другом и воспроизводят сцены (взаимодействия) или обсуждают какую-либо проблему. Это дает возможность почувствовать ситуацию, ее восприятие и связанные с ней чувства других людей. Задачи могут включать как взаимный обмен ролями между присутствующими на сессии партнерами, так и разыгрывание ролей отсутствующих людей.
(d) Построение скульптуры: Клиенты используют невербальные средства для выражения своих чувств, установок, и т.д.. Например, супружеская пара сможет лучше представить содержание потребности в психологической близости и, соответственно, существующие у партнеров различия в ее понимании и реализации, если их попросить выполнить, напри мер, такое упражнение: партнеры медленно двигаются по комнате и, по степенно приближаясь друг к другу, останавливаются на удобном для каждого из них расстоянии.
6. Обучение навыкам. Эти задачи предназначены для того, чтобы помочь клиентам приобрести общесоциальные или ситуативно специфичные навыки (например, как стать увереннее в себе, отвечая на уроке).
Акцент, в большей степени, делается на развитии навыков практической реализации поведенческих моделей, чем на решение специфических проблем. Эти задачи достигаются через такие процедуры и техники как:
(a) Репетиция и управляемая практика: клиенты или отдельный клиент с помощью социального работника, выступающего в роли тренера, репетируют те или иные модели поведения или тренируют навыки действий в типичных ситуациях, вызывающих у них затруднения или дискомфорт.
(b) Моделирование поведения ребенка (Parental modeling): родителям предлагается через воспроизведение роли своего ребенка, продемонстрировать навык управления трудной для ребенка ситуацией. Например, отец играет роль сына и демонстрирует, как можно ответить сверстнику в конфликтной ситуации, роль которого играет сын.
7. Снятие стресса и тревоги. Процедуры, направленные на уменьшение беспокойства и напряжения, включают обучение расслаблению, систематическую и in-vivo десенсибилизацию и т.д. Обычно, такого рода упражнения предполагают индивидуальную работу с клиентом.
С самого начала данная модель была ориентирована на исследовательскую проверку. Ее развитие за последние два десятилетия было связано со значительными исследовательскими программами. В эти программах различные проверялись и оценивались различные стороны этой модели [392, 394], которые подтвердили ее высокую эффективность в индивиду ально-ориентированных формах социальной работы и семейного и индивидуального консультирования.
Среди других используемых в практике социальной работы моделей необходимо упомянуть поведенческий подход. Он модифицирует и рассматривает поведение в соответствии с бихевиористской парадигмой в психологии (и в противоположность психодинамическим концепциям личности) не как вторичное образование, следствие реально сущест вующих проблем клиента, а как самостоятельную реальность, достоверно отражающую сущность переживаемых трудностей. В отечественной литературе достаточно подробно описаны и проанализированы принципы и методы поведенческой коррекции применительно к задачам психологической и педагогической практики [169; 118; 50]. Поэтому мы лишь кратко остановимся на основных моментах этого подхода в контексте социальной работы.
П. Лондон выделил два вида терапии: информационную и терапию действия [128, с. 433]. Информационная терапия видит свою задачу в том, чтобы помочь клиенту понять происхождение проблемы, ее динамику, пытается добиться изменений в поведении клиента через изменение его аттитюдов и отношений. Терапия действия стремится способствовать изменению поведения непосредственно или же через перепрограммирование ключевых элементов в социальной среде клиента, то есть через реорганизацию поведенческого взаимодействия между клиентом и средой. Поведение в данном контексте рассматривается по классическим канонам бихевиоризма — как любой класс наблюдаемых реакций.
Квинтэссенцией терапии действия является модель «видоизменения поведения» (Behaviour Modification).
Процесс видоизменения поведения начинается с диагностической оценки, состоящая из трех этапов:
1) отбор моделей поведения, нуждающихся в корректировке;
2) определение антецедентов поведения (условий и стимулов, предшествующих ответной реакции);
3) определение последствий поведения (которые могут подкреплять поведение, или наоборот) [436].
Структура вмешательства в этой модели выглядит следующим образом:
1) определить «мишень» вмешательства (конкретный поведенческий паттерн);
2) найти медиаторов в окружении клиента, которые возьмут на себя ответственность за изменение своего поведения в качестве условия изменения поведения клиента;
3) определить процедуры вмешательства (прямое видоизменение поведения клиента или непрямое, то есть через по средников в окружении).
Основные принципы этого подхода:
1) центр внимания следует сосредоточить на текущем поведении;
2) клиент должен быть соучастником планирования изменений;
3) последовательное пошаговое продвижение к изменению на основе стратегии;
4) систематическая оценка эффективности каждого шага;
5) использование преимущественно позитивного подкрепления;
6) антецеденты и последствия желаемого поведения должны быть усилены, нежелаемого — ослаблены [426]. Общий механизм помощи в этой модели основан на универсальном законе формирования навыка через обусловливание (де-обусловливание) реакции.
Из всего многообразия существующих моделей «видоизменения поведения» и поведенческой терапии в социальной работе используются главным образом различные программы оперантного научения (по типу «жетонных» программ коррекции Б. Скиннера) и поведенческого тренинга, поскольку именно в них цели коррекции формулируются в терминах научения новым моделям поведения, отсутствующим в социально-ролевом репертуаре клиента, необходимость приобретения которых диктуется требованиями общества.
Таким образом, вышеописанные подходы к организации взаимодействия в процессе социальной работы составляют теоретическую и ме тодическую основу деятельности социальных работников в США. Помимо них существуют и другие специальные модели индивидуальной работы, основанные на концепциях транзактного анализа Э. Берна, клиентцентри рованной терапии К. Роджерса, психодрамы Я. Морено, гештальттерапии Ф. Перлза, когнитивных и ролевых теориях. Но сфера их применения весьма ограничена в силу того, что нацелены они в основном на психотерапевтическую практику и коррекцию прежде всего интрапсихической ди намики.
Как можно было заметить, спектр помощи, оказываемый индивидуальными социальными работниками, напоминает виды помощи, относящейся к компетенции психологов. И действительно, деятельность социальных работников предполагает много пересекающихся функций.
альных работников предполагает много пересекающихся функций, общих приемов и методов работы, но при этом акцент социальной работы остается прежде всего на проблемах социального функционирования, то есть на тех моментах жизнедеятельности, когда затруднена социальная жизнь индивида. Психолог в своей деятельности непосредственно сосредоточен на достижении психологического благополучия индивида или семьи. Социальный работник должен помочь, в первую очередь, обрести социальное благополучие и на основе этого содействовать психологическому. Это на ходит отражение в проблемах, с которыми имеют дело клинические социальные работники: хроническая безработица, социальная дезадаптация, депривация, реабилитация и т. п.
По мнению М. Пейна [369], в повседневной практике социальной работы в США надо различать два направления. Первое связано с относительно ругинным предоставлением социальных услуг, отвечающим законодательным, политическим и организационным требованиям в рамках официально утвержденных программ социальной помощи. Здесь люди обращаются за советом или за конкретной услугой. И в этом случае чаще всего требуется лишь некая последовательность официально предписанных или административно регулируемых действий. Другое направление социальной работы обращено к психолого- педагогическим и терапевтическим задачам. В рамках различных специализированных агентств социальные работники могут оказывать разного рода психолого-педагогическую помощь тем людям, чьи трудности не могут быть преодолены в рамках обычных услуг.
Социальная работа развивалась как относительно рутинная практика в рамках государственной политики социального благосостояния и поэтому было бы неверно сводить ее исключительно к психолого-педагогической деятельности. В повседневной практике чаще требуется другое. Здесь приоритет имеют функциональные типы взаимодействия, концеп^^аргаоированещш-впвдшниехваадаршздкс^дапизируются, когда социальный работник обращается к проблемам:
1) внутрисемейным, детско-родительским и супружеских отношений;
2) поведения ребенка в школе и дома;
3) юношеского отклоняющегося поведения;
4) клиентов с различными эмоциональными расстройствами;
5) относящимся к выбору и планированию будущего жизненного пути;
6) появившимся в социальной среде клиента и требующим активных действий социального работника.
Очевидно, что в этом случае большее значение имеют психосоциальный и «проблемно-центрированный» подходы с их ориентацией на углубленную и диагностически выверенную работу, а также различные формы поведен ческой коррекции.
Хотя, безусловно, проведение любых границ между концепциями индивидуальной социальной работы, когда речь идет о практике помощи, может быть в значительной степени условным. Все вышеописанные под ходы при внешнем различии в принципах деятельности, в использовании диагностических и методических процедур имеют довольно много общего.
Вне зависимости от исходных теоретических посылов все модели в разной степени выраженности включают такие элементы, как установление первичной коммуникации (эмоционального и интеллектуального контакта), изучение и прояснение проблемы в ходе взаимодействия с социальным работником, диагностическая оценка ситуации совместно с клиентом, взаим ное определение целей и задач совместной работы, видоизменение взаимо отношений индивида с социальным окружением или с самим собой, оцен ка прогресса и результатов социального вмешательства, налаживание от ношений партнерства, заинтересованности и поддержки.
Таким образом, проблема эффективности социальной работы связана не с использованием того или иного метода, но с тем, кто и как применяет эти методы. Иными словами, главный фактор успешности социального вмешательства — личностные и профессиональные качества социального работника.
2.2. Теоретические подходы к организации социальной работы с группой
Групповая работа традиционно широко используется в социальной работе в США и наиболее часто применяется для оказания социальной по мощи детям, подросткам, людям всех возрастов со схожими социальными и индивидуальными проблемами или находящимися в похожей социальной ситуации (например, молодым родителям)