Подход, центрированный на решении проблемы (problem-solving)
Эта модель индивидуальной социальной работы возникла в 1950-е годы. Основательница этой концепции X. Перлман (Н. Perlman) попыталась соединить аналитические интенции диагностической школы и динамичность, демократичность и рациональность функциональной модели в практике социальной работы.
В основе этого подхода лежит идея о том, что вся жизнедеятельность человека есть постоянный процесс решения проблем. В любых отношениях (с другими людьми, вещами и предметами, с самим собой), в любых обстоятельствах человек от самого рождения и до смерти вынужден искать решение проблем, связанных с обретением удовлетворения, комфорта, стабильности, с индивидуальным развитием и адаптацией и т. д. Именно в этих бесчисленных, осознанных и неосознанных решениях, человек проявляет свою индивидуальность и утверждает свое Я (Эго). Человек обучается разрешать типичные задачи и кризисы, возникающие на любой стадии жизненного цикла, и тем самым развивает свою инструментальную (когнитивную) компетентность. Эффективный процесс решения проблем требует разнообразных ресурсов и поддержки и, в частности, поддержки подготовленных и социально-компетентных профессионалов. Когда человек оказывается в состоянии дезадаптивного стресса и кризиса, а также, когда имеющиеся у него ресурсы недостаточны или неадекватны задачам жизнедеятельности, он испытывает затруднения в социальном функционировании.
Обычно социальный работник имеет дело с людьми, чьи возможности для решения проблем стали ограниченными или дезадаптивными.
Такие люди оказываются не в состоянии самостоятельно справиться с трудностями. Их обычные средства решения проблем по разным причинам становятся не соответствующими их нуждам или оказываются недоступными. Проблемы могут принимать форму межличностных конфликтов, неадекватного социально-ролевого функционирования, недостатка материальных ресурсов. Проблемой может стать неготовность перейти на новую стадию жизненного цикла или невозможность справиться с последствиями чрезвычайных ситуаций, индивидуальных и социальных кризисов.
Неявное допущение, на котором строится эта модель работы, заключается в том, что неспособность индивида справиться со своей проблемой, есть результат отсутствия мотивации и/или способностей или возможностей, необходимых для ее решения. И здесь модель, центрированная на решении проблемы, прямо оппонирует психодинамическим и диагностическим подходам, которые исходят из того, что проблемы индивида являются следствием «слабого Эго», внутриличностных конфликтов или различных психопатологий.
Процесс «проблемно-ориентированной» социальной работы, исходя из этого предположения (о нехватке у индивида ресурсов для решения проблемы — мотивации, способностей и/или возможностей), должен включать действия, направленные на то, чтобы:
1) высвободить, усилить и придать направление мотивации клиента, необходимой для решения проблемы, уменьшить тревогу и создать атмосферу безопасности;
2) раскрыть и постепенно стимулировать развитие интеллектуальных, эмоциональных и практических способностей клиента в контексте его проблемной ситуации;
3) сделать доступным для клиента предоставляемые обществом возможности и ресурсы, необходимые для нормального ролевого функционирования [375].
Таким образом, основная цель социальной работы с точки зрения этого подхода заключается в том, чтобы помочь индивиду или семье справиться с любыми обстоятельствами, которые он/они находят в настоящее время нетерпимыми, и сделать это, максимально используя его/их интеллектуальный потенциал, опыт и способности, готовность к сознательному выбору и поступку. Соответственно главная задача социального работника — помочь клиенту как можно более эффективно разрещить проблему, которую он расценивает как наиболее стрессогенную и непреодолимую без посторонней помощи.
Как отмечает Перлман, человек приходит к социальному работнику в связи с какой-либо возникщей проблемой. Обычно его запрос касается не личностных изменений, но конкретной проблемы, с которой он столкнулся, например, конфликт с супругом, трудности с ребенком, конфликтная ситуация в школе, неспособность выполнять роль работника, главы дома, домохозяйки и т. д. Заявленная проблема может быть переформулирована в ходе оказания помощи, она может потребовать изучения личностных особенностей клиента и их психологической коррекции, наконец, она может быть следствием целого комплекса проблем. Но процесс начинается всегда от наличного состояния клиента и воспринимаемой им проблемы.
Если социальный работник сумеет привести клиента к осознанию более глубоких аспектов проблемы, и если клиент будет мотивирован прорабатывать их в более сложных формах, рамки процесса социальной работы могут быть раздвинуты. Но прежде всего надо постараться как можно быстрее помочь клиенту определиться в его актуальной непосредственной проблеме, поставленной в запросе. И здесь на первый план выступает не обходимость сформулировать краткосрочные, конкретизированные в контексте внесенной проблематики, цели. Работа над их достижением мобилизует усилия и энергию как клиента, так и социального работника. А достигнутый успех создает мотивацию для следующих шагов [374].
Предпосылкой продуктивного взаимодействия здесь, как и в других подходах, является установление эмоционального контакта и отношений партнерства между клиентом и социальным работником. Процесс оказания помощи в решении проблемы начинается не с изучения фактов, он начинается с работы с человеком. Эмпатия, сензитивность, принятие клиента создают эмоциональный альянс в отношениях. Этот альянс создает условия для того, чтобы помочь клиенту приоткрыть себя для себя и для социального работника в контексте проблемы. Приоткрыть свои чувства и эмоции, желания, надежды и ожидания, свое видение существующих возможностей и путей решения проблемы. Социальный работник в свою очередь направляет и стимулирует этот процесс.
Социальная помощь в рамках подхода, центрированного на решении проблемы, предполагает широкое использование процедур рационального планирования, обсуждения и принятия решений, вовлекающих клиента в процесс обсуждения и определения задач совместной работы.
Первый шаг процесса — это признание и формулирование проблемы. На этом этапе выясняется природа и внешние проявления проблемы, ее субъективное значение для клиента, факторы, которые заставили клиента обратиться за помощью. Социальный работник пытается составить собственное представление о проблеме, резюмирует и переформулирует сообщения клиента. В сфере совместного изучения оказываются такие вопросы, как: Каковы причинно-следственные зависимости? В какой мере клиент является жертвой обстоятельств или их творцом? Что мешает клиенту самостоятельно решать проблему? Если возникает необходимость, социальный работник может обратиться к внешним источникам информации и другим людям, вовлеченным в проблемную ситуацию [374].
Но клиент выступает не просто информатором, сообщающим о своих обстоятельствах, мыслях и чувствах. X. Перлман подчеркивает, что клиент должен осознать себя не просто жертвой обстоятельств, но человеком, чей сознательный выбор и решения могут изменить обстоятельства. С самого начала он ставится перед необходимостью выявлять, обсуждать, объяснять и видоизменять существующую систему отношений в рамках его проблемы, рассматривать способы и средства ее решения, наличные ресурсы, побудительные причины и действия людей, вовлеченных в ситуацию, и свои собственные действия и их последствия. Таким образом, клиент как бы репетирует и обучается интеллектуальной и эмоциональной работе над проблемой [375].
Диагностическая активность социального работника направлена на выявление уровня мотивации и способностей клиента решить свою проблему и принять помощь со стороны социального агентства. Социальный работник должен ответить для себя, каким образом и по каким причинам мотивация, способности и возможности клиента оказались неадекватными для эффективного социального функционирования.
Согласно точке зрения Б. Комптона и Б. Гэлэуэй, изучение мотивации должно выявить:
1) степень дискомфорта индивида в связи с его ситуацией, распространяется ли этот дискомфорт в целом на сферу жизнедеятельности, каким образом он связан с представленной проблемой;
2) осознанные и неосознанные надежды и ожидания индивида, наличие уверенности и оптимизма, удовлетворения от предыдущих попыток справиться с этой или другими проблемами [250, р. 244—245].
Способности и возможности клиента могут быть изучены с точки зрения целого ряда факторов:
1) физических и интеллектуальных (здоровье, образовательный уровень);
2) социально-экономических (уровень дохода, адекватность существования, этнокультурная принадлежность, цели и ценно индивида и их взаимодействие);
3) социально-психологических (манера самопредставления, эмоциональный тон, самооценка и самовосприятие, коммуникативная компетентность и т. д.);
4) особенностей индивидуального развития (опыт решения задач, проблем и конфликтов в прошлом, соответствие ролевого репертуара конкретной стадии жизненного цикла и т. д.).
Но все эти данные ценны не сами по себе, а только в конкретном контексте оказываемой помоши и изучаться должны не изолированно, а совместно с клиентом. И именно изучение этих данных раскрывает возможные альтернативы и стратегии решения проблемы.
Действия социального работника при этом включают, как правило, следующие элементы [293, р. 95]:
1) коррекция несоответствия восприятия и реальности;
2) работа с расхождением между целями и поведением клиента (необходимо помочь осознать внутреннюю и внешнюю динамику дезадаптивного функционирования);
3) определение собственной позиции (социальный работник излагает свои наблюдения и свое понимание ситуации);
4) активный поиск направления работы (социальный работник может предлагать возможные варианты решения проблемы, но ответственность за выбор и принятие решения остается за клиентом);
5) стимулирование выполнения решения (после выработки решения, социальный работник контролирует, чтобы оно выполнялось — например, в форме домашнего задания к следующей встрече).
Социальный работник обычно может предложить помощь двух видов. Во-первых, предоставить или сделать доступными клиенту существующие социальные ресурсы и помочь ими воспользоваться или видоизменить в соответствии с конкретной потребностью клиента. Во-вторых, стимулировать и направлять использование собственных ресурсов индивида, актуализировать индивидуальные способности и возможности клиента в связи с заявленной проблемой.
Хорошо иллюстрирует пример подобной работы схема, которую предложила Л. Майнорс-Уоллис для работы с нарушениями адаптации у различных групп клиентов [353]. В период работы социальный работник и клиент стремятся достичь четырех целей. Первая — углубить понимание клиентом связи между имеющимися у него симптомами и текущими повседневными проблемами. Клиент должен понимать, что проблемы — это прогнозируемая часть повседневной жизни и что эффективное решение проблем будет способствовать редуцированию симптомов.
Вторая цель — повысить способность клиента четко определять свои текущие проблемы. Особое внимание уделяется значимости постановки конкретных, точных и реалистичных целей при решении проблем.
Третья цель — научить клиента структурированной процедуре решения конкретных проблем. Вводятся и отрабатываются специальные навыки решения проблем, при этом используются проблемы реальной жизни клиента, которые он пытается решать в настоящее время.
Четвертая цель — способствовать тому, чтобы у клиента появился положительный опыт решения проблемы. Нередко ему кажется, что трудности, с которыми он сталкивается, непреодолимы. Лечение с использованием метода решения проблем помогает вызвать чувство владения ситуацией и самоконтроля.
Во время первой встречи наиболее важная задача — сформировать мотивацию у клиента согласиться на совместную работу. Такой мотивации можно достичь в том случае, если клиент признает, что социальный работник выслушал его и понял его трудности, а также четко и просто обьяснил принципы решения проблем..
Стадии работы с использованием метода решения проблем включают:
Стадия 1 — объяснение метода терапии и его обоснование
В первой стадии выделяют три этапа.
а) Распознавание эмоциональных симптомов.
Получить полную оценку имеющихся у ьслиента симптомов дезадап тации: эмоциональных, когнитивных и соматических. Полное знание всех симптомов позволит клиенту почувствовать, что его поняли, но необходимо также показать связь между имеющимися проблемами и симптомами.
б) Распознавание проблем Перечислить проблемы клиента. Этот перечень можно составить, проанализировав такие сферы, как взаимоотношения с другими людьми, работа, финансы, жилье, здоровье и досуг.
в) Установление связи между аффективными симптомами и про блемами Следует установить связь между симптомами и проблемами клиента.
Он должен понять, что имеющиеся у него симптомы — это реакция на его проблемы. Затем социальный работник объясняет, что клиент может попытаться решить проблемы во время работы, и в случае успеха это будет способствовать устранению симптомов. На этой стадии важно подчеркнуть, что клиент будет играть активную роль в процессе работы.