Интерактивные формы обучения – case-study – анализ конкретных ситуаций.
Структура клинико-лабораторного занятия:
-устный опрос
- использование задач с конкретными клиническими ситуациями:
-каждый студент получает ситуационную задачу с вопросами, на которые он должен ответить письменно: определение почечного синдрома(ов), наличие внепочечных признаков заболевания, перечень групп заболеваний, протекающих с НС, их диагностические критерии. Студент должен поставить предварительный диагноз на основании представленных в задаче анамнестических данных, результатов физикального, лабораторных и инструментальных методов обследования; составить план обследования (верификация диагноза), выбрать тактику ведения больного.
Структура клинического разбора
1. Цель самоподготовки:научиться диагностике и тактике ведения больных с НС
- Необходимо знать: обязательные признаки НС, группы заболеваний, протекающих с НС, методы их верификации, общие методы лечения больных с НС, дифференцированное лечение НС в зависимости от патогенетического варианта повреждения мембраны, тактика ведения больных с НС.
- Необходимо уметь: провести дифференциальную диагностику нефропатий, протекающих с НС, знать методы верификации при различных патогенетических вариантах гломерулопатий; при лечении использовать общие методы лечения НС и дифференцированное лечение, в зависимости от выявленной у больного патологии.
3. План изучения темы:
Разбор больного
1. Сбор анамнестических сведений и физикальное обследование. При опросе целенаправленно собирать сведения о возможности связи почечного заболевания с острыми и хроническими почечными заболеваниями и т.д.) провоцирующие обострение болезни факторы, алкоголизацию, наркоманию, бытовые и профессиональные вредности, прием лекарственных средств, наследственность. При осмотре обратить внимание на особенности отечного синдрома, наличие других признаков почечного поражения (АГ, изменение цвета мочи, потемнение мочи и др), и внепочечных проявлений болезни (кожного, суставного, кардиального, пульмонального, энтерального гепато-лиенального, лихорадочного синдромов и др.). Отразить динамику развития заболевания, эффективность проводившейся ранее терапии (при повторных обращениях),
2. Построение предварительного, составление плана дополнительного обследования, дифференциальный диагноз
- обсуждение окончательного клинического диагноза, его верификация .
Выбор тактики ведения больного и лечения
Госпитализация в специализированное отделение при первичном НС и обострении нефропатии.
Общие принципы лечения НС
Медикаментозное лечение больных с НС в зависимомти от патогенетического варианта
Классификация препаратов применяемых при лечении НС
Схемы лечения
Эффективность
Список литературы,
Материалы и задания для самостоятельной работы
Задания для самостоятельной работы
Повторить из предшествующих курсов обучения: топографическое расположение и строение почек, нефрона, базальной мембраны клубочка, анатомо-функциональных соотношений в нефроне, механизмы мочеобразования, функции почек, повторитьклассификацию протеинурии по локализации патологического процесса, определить уровень повреждения нефрона при НС, диагностические критерии нефротического синдрома, их генез, классификации нефротического синдрома, диагностические критерии синдрома белковой дискразии, а также патогенезы острого постстрептококкового гломерулонефрита, диабетической нефропатии (гломерулосклероз), быстропрогрессирующего гломерулонефрита, первичного и вторичного гломерулосклероза, амилоидоз; осложнения НС, тактику ведения больных с НС.
Вопросы для самоподготовки
1. Назовите обязательные признаки НС?
2. В чем различие НС и синдрома белковой дискразии?
3. Почему НС при амилоидозе почек протекает без гиперлипидемии?
4. Назовите нефропатии, при которых гломерулосклероз не сопровождается уменьшением размеров почек.
5. Показания и противопоказания к проведению нефробиопсии?
6. Противопоказания к назначению кортикостероидной терапии?
7. Учет эффективности иммуносупрессивной терапии у больных с нефротическими формами ГН?