Интерактивные формы обучения – case-study – анализ конкретных ситуаций.

Структура клинико-лабораторного занятия:

-устный опрос

- использование задач с конкретными клиническими ситуациями:

-каждый студент получает ситуационную задачу с вопросами, на которые он должен ответить письменно: определение почечного синдрома(ов), наличие внепочечных признаков заболевания, перечень групп заболеваний, протекающих с НС, их диагностические критерии. Студент должен поставить предварительный диагноз на основании представленных в задаче анамнестических данных, результатов физикального, лабораторных и инструментальных методов обследования; составить план обследования (верификация диагноза), выбрать тактику ведения больного.

Структура клинического разбора

1. Цель самоподготовки:научиться диагностике и тактике ведения больных с НС

- Необходимо знать: обязательные признаки НС, группы заболеваний, протекающих с НС, методы их верификации, общие методы лечения больных с НС, дифференцированное лечение НС в зависимости от патогенетического варианта повреждения мембраны, тактика ведения больных с НС.

- Необходимо уметь: провести дифференциальную диагностику нефропатий, протекающих с НС, знать методы верификации при различных патогенетических вариантах гломерулопатий; при лечении использовать общие методы лечения НС и дифференцированное лечение, в зависимости от выявленной у больного патологии.

3. План изучения темы:

Разбор больного

1. Сбор анамнестических сведений и физикальное обследование. При опросе целенаправленно собирать сведения о возможности связи почечного заболевания с острыми и хроническими почечными заболеваниями и т.д.) провоцирующие обострение болезни факторы, алкоголизацию, наркоманию, бытовые и профессиональные вредности, прием лекарственных средств, наследственность. При осмотре обратить внимание на особенности отечного синдрома, наличие других признаков почечного поражения (АГ, изменение цвета мочи, потемнение мочи и др), и внепочечных проявлений болезни (кожного, суставного, кардиального, пульмонального, энтерального гепато-лиенального, лихорадочного синдромов и др.). Отразить динамику развития заболевания, эффективность проводившейся ранее терапии (при повторных обращениях),

2. Построение предварительного, составление плана дополнительного обследования, дифференциальный диагноз

- обсуждение окончательного клинического диагноза, его верификация .

Выбор тактики ведения больного и лечения

Госпитализация в специализированное отделение при первичном НС и обострении нефропатии.

Общие принципы лечения НС

Медикаментозное лечение больных с НС в зависимомти от патогенетического варианта

Классификация препаратов применяемых при лечении НС

Схемы лечения

Эффективность

Список литературы,

Материалы и задания для самостоятельной работы

Задания для самостоятельной работы

Повторить из предшествующих курсов обучения: топографическое расположение и строение почек, нефрона, базальной мембраны клубочка, анатомо-функциональных соотношений в нефроне, механизмы мочеобразования, функции почек, повторитьклассификацию протеинурии по локализации патологического процесса, определить уровень повреждения нефрона при НС, диагностические критерии нефротического синдрома, их генез, классификации нефротического синдрома, диагностические критерии синдрома белковой дискразии, а также патогенезы острого постстрептококкового гломерулонефрита, диабетической нефропатии (гломерулосклероз), быстропрогрессирующего гломерулонефрита, первичного и вторичного гломерулосклероза, амилоидоз; осложнения НС, тактику ведения больных с НС.

Вопросы для самоподготовки

1. Назовите обязательные признаки НС?

2. В чем различие НС и синдрома белковой дискразии?

3. Почему НС при амилоидозе почек протекает без гиперлипидемии?

4. Назовите нефропатии, при которых гломерулосклероз не сопровождается уменьшением размеров почек.

5. Показания и противопоказания к проведению нефробиопсии?

6. Противопоказания к назначению кортикостероидной терапии?

7. Учет эффективности иммуносупрессивной терапии у больных с нефротическими формами ГН?

Наши рекомендации