Б1. Б.44 Госпитальная терапия, эндокринология
Б1. Б.44 Госпитальная терапия, эндокринология
1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля): формирование у студентов необходимого объема практических умений для самостоятельной работы в учреждениях амбулаторно-поликлинической помощи, ознакомление студентов с принципами и методами диагностики, дифференциальной диагностики, профилактики и лечения основных синдромов и заболеваний внутренних органов, развитие у студентов междисциплинарного мышления.
Задачи дисциплины:состоят в ознакомлении студентов со спецификой осуществления диагностической и лечебной помощи в амбулаторно-поликлиническом и стационарном звене здравоохранения; формировании у студентов представлений о принципах профилактики, лечения и реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов, а также способности назначать и непосредственно осуществлять лечение пациентов с основными заболеваниями внутренних органов в амбулаторных и госпитальных условиях; обучении студентов выбору оптимальных схем этиотропного и патогенетического лечения пациентов с заболеваниями внутренних органов, определять критерии эффективности медикаментозных препаратов в различных клинических ситуациях и выявлять побочные эффекты их действия; обучению проведения в полном объеме лечебных и профилактических мероприятий в соответствии со стандартами лечения больных с различными нозологическими формами внутренних болезней; в формировании у студентов представления о значимости медицинской реабилитации в восстановлении физического, психологического и социального статусов пациентов, вторичной профилактике заболеваний, предупреждении инвалидности; в формировании у студентов умений по оформлению истории болезни с написанием в ней обоснования диагноза, дифференциального диагноза, эпикризов и т. д.; в формировании навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров; в формировании навыков общения с больным с учетом этико-деонтологических особенностей патологии; в формировании у студента навыков общения с коллективом.
2. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП ВО:относится к Блоку 1 «Дисциплины (модули)» базовой части, осваивается в 10, 11 и 12 семестрах.
3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля):в результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции выпускника ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-11, ПК-1,ПК-2,ПК-3,ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-15, ПК-16, ПК-20 согласно ФГОС ВО.
Содержание дисциплины (модуля)включает дифференциальный диагноз различных синдромов в клинике внутренних болезней (кардиологии, гастроэнтерологии и гепатологии, гематологии, ревматологии, нефрологии, пульмонологии, эндокринологии).
4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля): 7,3 зачетные единицы, 264 часа.
5. Форма аттестации: зачет в 11 семестре, экзамен в 12 семестре.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. БЕРБЕКОВА
УТВЕРЖДАЮ
Проректор КБГУ А.Г. Кажаров_________
« ___ » ________________ 20 ____ г.
Медицнский факультет
Кафедра
госпитальной терапии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Б1.Б.44 «ГОСПИТАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ, ЭНДОКРИНОЛОГИЯ»
31.05.01 Лечебное дело
Специалитет
Квалификация (степень) выпускника
специалист
Форма обучения
Очная
НАЛЬЧИК 2016
Рабочая программа дисциплины (модуля): Госпитальная терапия, эндокринология
Составитель: Арамисова Р.М.
Нальчик: КБГУ, Кафедра госпитальной терапии, 2016 г., 185 стр.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины (модуля) базовой части студентам очной формы обучения по направлению подготовки(специальности) 31.05.01 Лечебное дело
10,11, 12 семестров, 5,6 курсов.
Рабочая программа составлена с учѐтом Положения о рабочей программе учебной дисциплины (модуля КБГУ от 19 января 2016 г., разработанного в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г, приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. №1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования» по направлению подготовки (специальности) 31.05.01 Лечебное дело.
Составитель:
Арамисова Р.М.
____________________ /______________/
© Ф.И.О. 2016
© ФГБОУ ВО КБГУ, 2016
1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)
Постоянное увеличение и усложнение медицинских знаний, необходимость неуклонного повышения качества подготовки врача послужили основанием для реформы высшего медицинского образования в нашей стране, которая успешно продолжается. Знание основ клинической медицины, которая, в основном, преподается на кафедрах внутренних болезней, имеет важное значение для подготовки врачей всех специальностей. При изучении внутренних болезней формируются основы клинического мышления, медицинской деонтологии, происходит овладение умениями в обследовании больных и принятии решений о назначении необходимого лечения. Все это крайне важно для будущего врача вне зависимости от сферы его предстоящей деятельности.
В настоящее время в обучении успешно используется новая концепция непрерывного медицинского образования. В Кабардино-Балкарском государственном университете преподавание внутренних болезней осуществляется последовательно на кафедрах: пропедевтики внутренних болезней (III курс), факультетской терапии (IV-V курсы) и госпитальной терапии (V, VI год обучения). Преподавание дисциплины интегрируется со знаниями, полученными на теоретических и медико-биологических кафедрах. Основной фундамент закладывается на кафедрах нормальной и патологической анатомии и физиологии, биохимии, где изучаются вопросы, связанные со строением и деятельностью органов и систем в норме и патологии, а также биохимические константы, характеризующие гомеостаз в норме и патологии.
Целью изучения госпитальной терапии с эндокринологией является:
· научить профессиональным врачебным навыкам обследования больных, тактике диагноза и дифференциального диагноза (в рамках синдрома), профилактике, индивидуализированной терапии; ведению медицинской документации;
· обучить методам оказания неотложной терапии; основам реабилитации и диспансеризации больных с заболеваниями внутренних органов.
Задачи дисциплины:
· углубить знания студентов, полученные на предыдущих курсах и научить их применять эти знания в практической деятельности;
· привить навыки диагностического, лечебного и профилактического мышления применительно к конкретному больному;
· особое внимание уделить диагностике и лечению неотложных состояний;
· формировать основы медицинской деонтологии;
· обучать студентов правильной, развернутой формулировке клинического диагноза;
· научить студентов основным практическим навыкам в обследовании и лечении больных: умению получать анамнестические сведения, проведению физических методов обследования больных по определенной схеме, проведению ряда диагностических и лечебных тестов, правильной оценке полученных результатов, а также выработке навыков ведения медицинской документации (истории болезни, выписки, справки и т.д.).
2. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП ВО:относится к Блоку 1 «Дисциплины (модули)» базовой части, осваивается в 10, 11 и 12 семестрах.
3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля):в результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции выпускника ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОПК-1, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-8, ОПК-10, ОПК-11, ПК-1,ПК-2,ПК-3,ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-15, ПК-16, ПК-20 согласно ФГОС ВО.
4.Содержание и структура дисциплины (модуля)
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
вид учебной работы | X семестр | XI семестр | XI семестр | Трудоёмкость, Зачетные единицы |
Лекции | 1,8 | |||
Клинико-лабораторные занятия | 5,5 | |||
СРС | ||||
Итоговая аттестация | зачет | экзамен | ||
Всего часов |
4.2. Учебно-тематический план
Преподавание дисциплины «Госпитальная терапия, эндокринология» состоит из лекционного курса, клинико-лабораторных занятий и самостоятельной работы студентов.
а) Лекции. Лекционных часов всего – 66. Лекции - читаются в каждой подгруппе профессором и доцентами кафедры с использованием мультимедийной технологии с 13ч. 00мин. согласно расписанию медицинского факультета.
б) Клинико-лабораторные занятия. Всего на клинико-лабораторные занятия (тематические клинические разборы по ситуационным клиническим картам-задачам, тематические клинические разборы по больным, курация в стационаре под контролем преподавателя) выделено по госпитальной терапии с эндокринологией – 198 часов (5,5 ЗЕ), которые распределяются на X, XI и XII семестры.
в) Самостоятельная работа студентов заключается в работе (реферировании) с основной и дополнительной литературой в библиотеке и дома, подготовке к текущим клинико-лабораторным занятиям, а также к контрольным мероприятиям, проводимым в рамках рейтинговой системы оценки успешности обучения студентов. Для самостоятельной работы студентов по госпитальной терапии с эндокринологией выделено 166 часов (4,6 ЗЕ).
Тематический план лекций
№№ | ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ | Кол-во часов |
Новое в диагностике и лечении воспалительных заболеваний дыхательных путей | ||
Современные методы диагностики и лечения гастроэнтерологических заболеваний | ||
Современные методы диагностики и лечения коллагенозов | ||
Хроническая болезнь почек: диагностика и лечение | ||
5. | Дифференциальная диагностика болей в грудной клетке | |
6. | Дифференциальная диагностика кардиомегалий | |
7. | Дифференциальная диагностика аритмий и блокад сердца | |
8. | Дифференциальная диагностика симптоматических артериальных гипертоний | |
9. | Хроническая сердечная недостаточность | |
10. | Неотложные состояния в кардиологии, алгоритмы оказания медицинской помощи | |
11. | Дифференциальная диагностика бронхообструктивного синдрома | |
12. | Дифференциальная диагностика очаговых поражений легких | |
13. | Дифференциальная диагностика диссеминированных поражений легких | |
14. | Особенности течения сахарного диабета на фоне заболеваний внутренних органов | |
15. | Дифференциальная диагностика заболеваний щитовидной железы | |
16. | Дифференциальная диагностика нефротического синдрома | |
17. | Дифференциальная диагностика патологического осадка мочи | |
18. | Дифференциальная диагностика гломерулонефритов и гломерулопатий | |
19. | Дифференциальная диагностика анемического синдрома | |
20. | Дифференциальная диагностика воспалительных заболеваний мочевыделительной системы | |
21. | Дифференциальная диагностика гипотонического синдрома | |
22. | Дифференциальная диагностика желтух | |
23. | Дифференциальная диагностика «острого живота» | |
24. | Дифференциальная диагностика синдрома пищеводной и желудочной диспепсии | |
25. | Дифференциальная диагностика суставного синдрома | |
26. | Дифференциальная диагностика отечного синдрома | |
27. | Дифференциальная диагностика тромбозов и эмболий | |
28. | Дифференциальная диагностика кишечной диспепсии | |
29. | Антибактериальная терапия в клинике внутренних болезней | |
30. | Дифференциальная диагностика и лечение системных заболеваний соединительной ткани. | |
31. | Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний, проявляющихся гепатомегалией и гепатолиенальным синдромом | |
32. | Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний, проявляющихся геморрагическим синдромом. Лечение легочных, пищеводных и желудочно-кишечных кровотечений | |
33. | Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний желчных путей и поджелудочной железы. | |
ВСЕГО |
I этап
На основании определения понятий АГ и ГБ, оценки факторов риска, клинической симптоматики заболевания, характеристики его течения путем анализа жалоб больного, анамнеза, данных физикального обследования, сформулировать первичное представление о больном и предварительный диагноз АГ, ее формы (ГБ, вторичная АГ).
Вопросы I-го этапа, решаемые при разборе больного:
1. Выявление АГ при обследовании больного;
2. Определение возможных причинных факторов риска возникновения АГ в данном конкретном случае;
3. Оценка характера течения заболевания, клинических особенностей при вторичном генезе гипертензии.
II этап
На основании данных лабораторных и инструментальных методов обследования пациента и знания классификации АГ провести стратификацию риска, определить стадию ГБ, сформулировать развернутый клинический диагноз.
Вопросы II-го этапа, решаемые при разборе больного:
1. Составление плана обследования конкретного больного с АГ с включением обязательных, рекомендованных и расширенных методов исследования.
2. Проведение стратификации риска развития других сердечно-сосудистых событий у конкретного больного с АГ на основании полученных результатов объективного, лабораторного, и инструментального обследования;
3. Уточнение стадии ГБ, характера осложнений заболевания, методов вторичной профилактики.
III этап
Необходимо на основании знания патогенетических механизмов развития АГ и возможностей немедикаментозной и фармакологической коррекции этих изменений определить план лечения больного.
Вопросы III этапа, обсуждаемые при разборе больного:
1. Каковы вероятные основные патогенетические механизмы возникновения АГ у конкретного больного, является ли АГ первичной (эссенциальной) или вторичной (симптоматической)
2. Лечение больного с определением конкретных рекомендаций как о мерах немедикаментозного воздействия, так и о характере лекарственной терапии, о показаниях и противопоказаниях к применению хирургических методов лечения при вторичной генезе гипертензии.
IV этап
На этом этапе клинического разбора обсуждаются последствия АГ при отсутствии адекватного лечения как лекарственного, так и хирургического при вторичном генезе гипертензии. Отсутствие лечения, или недостаточное, неадекватное лечение и являются основными факторами развития тяжелого и злокачественного течения гипертензии с быстрым развитием осложнений (гипертонических кризов, инсультов, хронической сердечной недостаточности, почечной недостаточности, нарушения мозгового кровообращения).
Задача по кардиологии
Больной И., 36 лет, поступил с жалобами на одышку в покое, усиливающуюся при небольшой физической нагрузке, перебои в работе сердца, кровохарканье и боли в правом боку при дыхании, головокружение.
Из анамнеза: Около 2-х месяцев назад перенес ОРВИ, после которой сохранялась общая слабость. Позже присоединились одышка, отеки на нижних конечностях. Вчера появились колющие боли в грудной клетке при физической нагрузке, стала нарастать одышка.
При осмотре: Состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, акроцианоз, отеки ног, небольшие отеки на пояснице, вздутые шейные вены, умеренная иктеричность склер. ЧД-24 в 1 минуту. В легких жесткое дыхание, сухие свистящие хрипы по всем полям, в нижне-задних отделах - влажные хрипы. Границы относительной тупости сердца: левая - по передней подмышечной линии, верхняя – по II м/реберью, правая - на 1,0 см кнаружи от правого края грудины. При аускультации тоны глухие, аритмичные; акцент II тона над легочной артерией. ЧСС - 100 в минуту. АД - 90/70 мм рт.ст. Печень выступает из-под края реберной дуги на 4 см.
ЭКГ: зубец Р отсутствует. Беспорядочные волны ff. Расстояния R-R различны. ЭОС отклонена вправо, глубокий S в I; Q в III, подъем S-T в III, AVF, V1-V2; снижение S-T в I, AVL, V5-V6.
ЭхоКС: аорта не изменена, левое предсердие - 3,3 см; правый желудочек - 3,1 см; КДР левого желудочка - 6 см, фракция выброса - 42%. Тромб в правом предсердии. Допплероэхография: признаки митральной и трикуспидальной регургитации.
R-графия легких: справа-инфильтрация легочной ткани конусовидной формы с вершиной, направленной к корню легкого.
ВОПРОСЫ:
1. Предварительный диагноз и его обоснование.
2. Верификация диагноза.
3. План лечения.
Эталоны ответов на задачу:
1. Диагноз: Осн.: Инфекционный миокардит. Осл.: Фибрилляция предсердий, хроническая форма, тахисистолический вариант. Тромбоэмболия мелких ветвей лёгочной артерии. Острое легочное сердце. ХСН 2Б ст., IV ф.к. Инфарктная пневмония. ДН II ст.
Синдромы: интоксикационный, тромбоэмболический, аритмический, кардиомегалии и сердечной недостаточности, поражения легочной ткани, дыхательной недостаточности, острого легочного сердца.
2. ОАК, ОАМ, ревмопробы, коагулограмма, общий белок и фракции, антитела к миокарду, противовирусные антитела, Д-димер, натрийуретический пептид, тропонины, миоглобин, 24-часовое мониторирование ЭКГ, биопсия миокарда.
3. Антибиотики (противовирусные препараты), антикоагулянты, антиагреганты, кардиопротекторы, бета-блокаторы, диуретики, ингибиторы АПФ.
Тесты по кардиологии
Больным с острым бактериальным перикардитом противопоказано назначение
-:постельного режима
-:НПВС
-:постельного режима и салицилатов
-:антибиотиков
+:кортикостероидов
К ранним электрокардиографическим признакам острого перикардита относится
+:подъем выпуклого сегмента ST
-:подъем вогнутого сегмента ST
-:депрессия сегмента ST
-:отрицательный зубец Т
-:высокий заостренный зубец Т
Прямые признаки заднего инфаркта миокарда на ЭКГ регистрируются в следующих отведениях
-:I, аVL, V1-V4
+:II, III, aVF
-:I, aVL, V5-V6
-:aVL, V1-V2
-:V1-V6
Большое пульсовое давление, двойной тон Траубе и шум Дюрозье на сосудах, быстрый и высокий пульс, покачивание головы характерны
-:для митрального порока сердца
-:для стеноза устья аорты
+:для недостаточности аортального клапана
-:для порока трехстворчатого клапана
-:для врожденных пороков сердца
При дилатационной кардиомиопатии отмечается
+:диффузное снижение сократительной способности миокарда
-:локальное снижение сократительной способности миокарда
-:повышение сократительной способности миокарда
-:утолщение межжелудочковой перегородки
При малом сердечном выбросе вследствие недостаточности кровообращения
-:нарушается микроциркуляция
-:падает парциальное давление кислорода
-:снижается диффузия кислорода из крови в ткань
-:возникает венозный застой и интерстициальный отек
+:верно все перечисленное
Задача по гастроэнтерологии
Больная Р., 43 лет, врач. Жалобы на ноющие боли в правом подреберье, тошноту, отсутствие аппетита, желтуху, слабость. Перечисленные выше жалобы, кроме желтухи, появились неделю назад. Свое состояние расценила как обострение хронического холецистита (накануне была в командировке, часто нарушала диету). В день появление желтухи госпитализирована. В анамнезе калькулезный холецистит. Больная адинамична, кожа и склеры умеренно желтушны. Пальпация живота болезненна в правом подреберье, печень средней плотности, с гладкой поверхностью, выступает из под реберной дуги на 5 см., селезенка не пальпируется. Со стороны других органов и систем патологии не выявлено. Анализ крови: Эр. – 4,3х10; Нв -140 г/л, ЦП - 1,0; Лейк. - 6000, п. - 1%, с. - 70%, л. - 21%, м. - 7%, СОЭ - 6 мм/час. Билирубин крови -140ммоль/л, протромбиновый индекс - 50%.
Вопросы:
1. Выделите синдромы, определите ведущий.
2. Сформулируйте клинический диагноз
3. Составьте план обследования
4. Назначьте лечение.
Ответы:
1. Болевой абдоминальный, диспепсический, астенический, холестатический, цитолитический. Ведущий синдром- цитолитический.
2. О. вирусный гепатит.
3. ОАК, ОАМ, билирубин крови (фракции), АЛТ, АСТ, маркеры гепатитов, развернутая коагулограмма, группа крови, резус-фактор, УЗИ печени, желчного пузыря и поджелудочной железы.
4. Щадящая диета, дезинтоксикационая терапия (5 % р-р глюкозы, реамберин или ремакол в/в капельно), гепатопротекторы (фосфоглив в/в с переходом на пероральный прием), антиоксиданты (метадоксил), противовирусные препараты (интерфероны).
Тесты по гастроэнтерологии
Активность аланиновой трансаминазы в крови повышается при всех перечисленных заболеваниях, кроме:
-:хронического активного гепатита
-:активного цирроза печени
-:инфаркта миокарда
+:жирового гепатоза
-:хронического холестатического гепатита
Показаниями к оперативному лечению при грыже пищеводного отверстия диафрагмы являются:
-:1.повторные кровотечения
-:2.пептическая язва пищевода
-:3.стриктура пищевода
+:верно 1,3
-:верно 2,3
К основным методам исследования, позволяющим верифицировать диагноз хронического гастрита, не относится:
-: анализ желудочного сока;
-: рентгенография желудка;
-: гастроскопия;
-: морфологическое исследование слизистой оболочки желудка;
+: дуоденальное зондирование.
При неспецифическом язвенном колите диагностическое значение имеют следующие рентгенологические признаки:
-:увеличение диаметра кишки
-:множественные гаустрации
-:картина "булыжной мостовой"
-:мешковидные выпячивания по контуру кишки
+:изменения гаустрации, вплоть до ее исчезновения, укорочение и сужение просвета кишки
Укажите «эталонную» комбинацию лекарственных средств для лечения псевдомембранозного колита:
-: линкомицин + цефалоспорин;
-: ванкомицин + тетрациклин;
-: метронидазол + клиндамицин + кишечные адсорбенты;
+: ванкомицин + метронидазол + кишечные адсорбенты;
-: эритромицин + клиндамицин + кишечные адсорбенты.
Причиной жировой дистрофии печени не может быть
+:вирусный гепатит
-:беременность
-:сахарный диабет
-:лечение кортикостероидами
-:голодание
Перечень препаратов по циклу «Гастроэнтерология»:
1. Альфа нормикс (рифаксимин) | 19. Метеоспазмил |
2. Амоксициллин | 20. Метронидазол |
3. Бион 3 | 21. Мотилиум |
4. Бифиформ | 22. Мукофальк |
5. Будесонид | 23. Омепразол |
6. Бускопан | 24. Пилобакт |
7. Ганатон | 25. Реамберин |
8. Гастростат | 26. Ремаксол |
9. Гептрал | 27. Силибор (карсил, легалон) |
10. Де-нол | 28. Сульфасалазин |
11. Дротаверин (но-шпа) | 29. Урсосан |
12. Дюспаталин | 30. Фамотидин |
13. Имодиум | 31. Фестал |
14. Квамател (фамотидин) | 32. Фосфоглив |
15. Кларитромицин | 33. Церукал |
16. Креон (панкреатин) | 34. Эглонил |
17. Лактулоза (нормазе, дюфалак) | 35. Эрмиталь |
18. Мезим-форте |
Задача по пульмонологии
Больная А., 65 лет обратилась с жалобами на кашель с отделением зеленоватой вязкой мокроты, одышку при физической нагрузке, повышение температуры до 37,5°С.
В течение 10 лет выделяет светлую мокроту преимущественно по утрам. 2-3 раза в год отмечает ухудшение состояния в виде усиления кашля, появления желто-зеленой мокроты, дыхания «со свистом». Выставлялся диагноз хронического бронхита с «астматическим» компонентом. Назначались ингаляции беродуала, теопек внутрь, при ухудшении состояния – антибактериальные препараты. Страдает сахарным диабетом II типа. Последняя госпитализация 4 месяца назад в связи с нарастанием одышки, кашля, отделением желто-зеленой мокроты. Через 3 дня после назначения аугментина появилась диарея и по настоянию больного выписан из клиники.
Объективно: умеренный цианоз лица и шеи, больной выдыхает воздух, несколько смыкая губы в «трубочку». Аускультативно над легочными полями определяется жесткое дыхание, сухие хрипы, ЧДД 22/1 мин. Границы сердца определяются с трудом, тоны сердца приглушены, ЧСС 98/1мин., АД 160/95 мм рт ст. Со стороны других органов и систем патологии не определяется.
Исследование функции внешнего дыхания: ОФВ1=30% от должного, ФЖЕЛ=40% от должной, проба с сальбутамолом отрицательная.
ВОПРОСЫ:
Какое (какие) утверждение (-я) правильно?
1. Имеются клинические признаки бронхиальной обструкции
2. Вероятно наличие в мокроте грамм-отрицательной флоры
3. Имеются факторы риска плохого ответа на антибиотики (АБ)
4. Препаратом выбора может быть ципрофлоксацин
5. Назначение защищенных пенициллинов не показано
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:
1. Клинические признаки бронхиальной обструкции имеются: больной смыкает губы на выдохе в связи с легочной гиперинфляцией (воздушной ловушкой), которая характерна для бронхообструкции + сухие хрипы на выдохе
2. Чаще всего обострение ХОБЛ связано с пневмококком, гемофильная палочкой и грамотрицательной флорой, однако, при выборе АБ надо учитывать степень бронхиальной обструкции, которая выражена по-разному в зависимости от возбудителя.
Зависимость степени бронхиальной обструкции от вида возбудителя ХОБЛ: | |||||
Микроорганизмы | | ОФВ1 (% от должного) | |||
S. pneumonie H. infiuenzae M. cattarhalis S. aureus Enterobacteriaceae P. aureuginosa |
Значения ОФВ1=30% от должного по условию задачи свидетельствует о высокой вероятности наличия грамотрицательной флоры
3. Имеются 3 фактора риска плохого ответа на антибиотики: возраст больной, длительность течения заболевания и коморбидность (наличие сахарного диабета)
4. Препаратом выбора являются защищенные пенициллины – амоксициллин/клавулонат, что собственно и было назначено при последней госпитализации (аугментин), но в связи с возникшей диареей лучше назначить альтернативные препараты: респираторныефторхинолоны – левофлоксацин либо моксифлоксацин, обладающие активностью не только по отношению к грамположительному пневмококку, но и по отношению к грамотрицательной флоре. Ципрофлоксацин и «старые» фторхинолоны не следует назначать, т.к. они не обладают такой широкой активностью.
Выбор АБ при ХОБЛ (II) | |
Клиническая группа | Рекомендуемые АБ |
Возраст > 65 лет; ОФВ1=35-50%; Обострения >4 раз в год; Госпитализация в течение 12 мес. ; АБ в последние 3 мес. ; Системные стероиды в последние 3 мес. ; Серьезные сопутствующие забол-я | АБ выбора амоксициллин/клавуланат альтернативные АБ респираторные фторхинолоны |
5. Назначение защищенных пенициллинов показано несмотря на диарею.
Возникновение диареи при назначении аугментина чаще связано с действием клавулановой кислоты, поэтому во избежание этого эффекта надо назначать солютабную форму препарата, когда препарат заключен в микросферы и происходит постепенное высвобождение и клавулановой кислоты и антибиотика. Это позволяет избежать вариабельности абсорбции препарата. Создается оптимальная концентрация АБ, уменьшается остаточная концентрация и влияние КК на микробную флору кишечника. В итоге уменьшаются риски побочных эффектов в виде диареи.
Тесты по пульмонологии
Лечение острого бронхита проводится обычно
+:в амбулаторных условиях
-:в стационаре
-:сначала амбулаторно, а затем в стационаре
Эффективность мукоцилиарного транспорта зависит от следующих характеристик трахеобронхиальной слизи
-:количества
-:эластичности
-:вязкости
+:от всего перечисленного
Каков характер одышки у больных с синдромом бронхиальной обструкции?
+: экспираторная;
-: инспираторная;
-: смешанная.
Дизонтогенетические аномалии трахеи и бронхов характеризуются нарушением формирования их стенок и включают все перечисленное, кроме
-:трахеобронхомегалии
-:бронхоэктазов
-:синдрома Вильямса - Кемпбелла (гипо- или аплазии хрящей сегментарных бронхов и их ветвей, сопровождающейся сужением просвета бронхов на выдохе и расширением его на вдохе)
-:трахеобронхомаляции
+:кистозной гипоплазии легкого
Наиболее частым возбудителем нозокомиальной (госпитальной) пневмонии у пожилых больных является:
+: клебсиелла;
-: хламидия;
-: микоплазма;
-: пневмококк;
Бронхоскопически при саркоидозе выявляются следующие изменения
-:гиперемия слизистой оболочки бронхов
-:веерообразное расположение сосудов бронхов
-:отечность, складчатость слизистой оболочки бронхов
-:бугорковые высыпания на слизистой оболочке бронхов
+:все перечисленные
Разбор больного
1. Сбор анамнестических сведений и физикальное обследование. При опросе целенаправленно собирать сведения о возможности связи почечного заболевания с острыми и хроническими почечными заболеваниями и т.д.) провоцирующие обострение болезни факторы, алкоголизацию, наркоманию, бытовые и профессиональные вредности, прием лекарственных средств, наследственность. При осмотре обратить внимание на особенности отечного синдрома, наличие других признаков почечного поражения (АГ, изменение цвета мочи, потемнение мочи и др), и внепочечных проявлений болезни (кожного, суставного, кардиального, пульмонального, энтерального гепато-лиенального, лихорадочного синдромов и др.). Отразить динамику развития заболевания, эффективность проводившейся ранее терапии (при повторных обращениях),
2. Построение предварительного, составление плана дополнительного обследования, дифференциальный диагноз
- обсуждение окончательного клинического диагноза, его верификация .
Выбор тактики ведения больного и лечения
Госпитализация в специализированное отделение при первичном НС и обострении нефропатии.
Общие принципы лечения НС
Медикаментозное лечение больных с НС в зависимомти от патогенетического варианта
Классификация препаратов применяемых при лечении НС
Схемы лечения
Эффективность
Список литературы,
Материалы и задания для самостоятельной работы
Задания для самостоятельной работы
Повторить из предшествующих курсов обучения: топографическое расположение и строение почек, нефрона, базальной мембраны клубочка, анатомо-функциональных соотношений в нефроне, механизмы мочеобразования, функции почек, повторитьклассификацию протеинурии по локализации патологического процесса, определить уровень повреждения нефрона при НС, диагностические критерии нефротического синдрома, их генез, классификации нефротического синдрома, диагностические критерии синдрома белковой дискразии, а также патогенезы острого постстрептококкового гломерулонефрита, диабетической нефропатии (гломерулосклероз), быстропрогрессирующего гломерулонефрита, первичного и вторичного гломерулосклероза, амилоидоз; осложнения НС, тактику ведения больных с НС.
Вопросы для самоподготовки
1. Назовите обязательные признаки НС?
2. В чем различие НС и синдрома белковой дискразии?
3. Почему НС при амилоидозе почек протекает без гиперлипидемии?
4. Назовите нефропатии, при которых гломерулосклероз не сопровождается уменьшением размеров почек.
5. Показания и противопоказания к проведению нефробиопсии?
6. Противопоказания к назначению кортикостероидной терапии?
7. Учет эффективности иммуносупрессивной терапии у больных с нефротическими формами ГН?
Разбор больного
3. Анамнез и соматический статус. При опросе целенапрвленно собирать сведения о возможности связи почечного заболевания с острыми и хроническими почечными заболеваниями и т.д.) провоцирующие обострение болезни факторы, алкоголизацию, наркоманию, бытовые и профессональные вредности, прием лекарственных средств, наследственность. При осмотре обратить внимание на особенности отечного синдома, наличие других признаков почечного поражения (АГ, изменение цвета мочи, потемнение мочи и др), и внепочечных проявлений болезни (кожного, суставного, кардиального, пульмонального, энтерального гепато-лиенального, лихорадочного синдромов и др.). Отразить динамику развития заболевания, эффективность проводившейся ранее терапии (при повторных обращениях),
4. Построение предварительного, составление плана дополнительного обследования, дифференциальный диагноз
- обсуждение окончательного клинического диагноза, его верификация .
Выбор тактики ведения больного и лечения
Госпитализация в специализированное отделение при первичном НС и обострении нефропатии.
Общие принципы лечения НС
- немедикаментозные,
- медикаментозная симптоматическая терапия (классификация препаратов)
Медикаментозное лечение больных с НС в зависимости от патогенетического варианта гломерулопатии (ГН, амилоидоз, диабетическая гломерулопатия, тромбоз почечных вен)
Классификация иммунносупрессивных препаратов. Схемы лечения
Эффективность
Список литературы,
Материалы и задания для самостоятельной работы
Повторить из предшествующих курсов обучения: топографическое расположение и строение почек, нефрона, базальной мембраны клубочка, анатомо-функциональных соотношений в нефроне, механизмы мочеобразования, функции почек, повторитьклассификацию протеинурии по локализации патологического процесса, определить уровень повреждения нефрона при НС, диагностические критерии нефротического синдрома, их генез, классификации нефротического синдрома, диагностические критерии синдрома белковой дискразии, а также патогенезы острого постстрептококкового гломерулонефрита, диабетической нефропатии (гломерулосклероз), быстропрогрессирующего гломерулонефрита, первичного и вторичного гломерулосклероза, амилоидоз; осложнения НС, тактику ведения больных с НС.
Вопросы для самоподготовки
1. Назовите обязательные признаки НС?
2. В чем различие НС и синдрома белковой дискразии?
3. Почему НС при амилоидозе почек протекает без гиперлипидемии?
4. Назовите нефропатии, при которых гломерулосклероз не сопровождается уменьшением размеров почек.
5. Показания и противопоказания к проведению нефробиопсии?
6. Противопоказания к назначению кортикосте