Социальные и обыденные представления о болезни и здоровье
Обыденное сознание и теория социальных представлений
· Псевдопонятия – научные понятия (Л.С. Выготский)
· «Житейская психология» (А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер)
· «Психопатологии обыденной жизни» (З. Фрейд)
· Концепция обыденного сознания (Е.В. Улыбина)
· Теория социальных представлений (здравый разум) (Московичи, абрик), «Наивная» наука, «человека с улицы»
Обыденное сознание
Обыденное сознание понимается в психологии как уровень индивидуального сознания, составной элемент сознания, занимающий положение медиатора по отношению:
Массовое ß---àиндивидуальное
Научное ß---à мифологическое
Рефлексивное ß---à бессознательное
Включает иррациональные и рациональные компоненты сознания
Функции обыденного сознания
· Адаптационная и объяснительная и предсказательная функции обыденного сознания – адаптирует к реальности,упрощает научные, сложные знания, объяснение непонятного.
· Обыденное сознание – для решения повседневных задач, которые не решаются средствами научного мышления.
· Стремление человека адаптировать научные знания, сделать их понятными, поражает поп-науку – науку для массового сознания (А.В. Юревич). Все широко распространенные знания – обыденные.
· Обыденное сознание активно присваивает научные достижения, термины, но понимает их огрубленно, конкретно и наглядно.
Эксперименты Е.В. Субботского
Иррациональные и рациональные компоненты в сознании
· Иррациональное мышление актуализируется у взрослого, образованного, психически здорового человека при ряде условий: а) стрессовый характер ситуации, обладающей потенциальной угрозой для жизни и здоровья человека б) отсутствие социальной поддержки в) неопределенность ситуации и ее последствий для человека г) полная вовлеченность (включенность) человека в ситуацию, а так же аффективная или личностная значимость ситуации для человека
· В этих условиях даже физически здоровые испытуемые-европейцы демонстрируют соскальзывание с рационального на феноменологическое (иррациональное) осмысление ситуации – феномены Ж. Пиаже
Характеристики обыденных представлений
· малая осознаваемость, трудность рефлексии и полная убеждённость индивида в их истинности «корпус очевидностей» : «Это так, потому что оно есть».
· обыденное сознание имеет вероятностный характер и основывается на логике, согласно которой все может быть – расширяет границы возможного порождает веру в чудеса ( эксперименты S. J. Blackmore ( 1997))
· могут быть внутренне противоречивыми (терпимы к противоречиям в отличие от мифологического которое безразлично к противоречиям.)
· основана на эмоциональном отношении, «все, что волнует, то и существует в реальности» – нет чёткого разделения на субъективное и объективное
· как и мифологическое, может формировать понятия, складывая отдельные разнородные впечатление в единое целое часто основываясь на несущественных связи их между ними – содержит неадекватно сопоставленные общие и частные признаки.
· неправильное применение закона причинности (принцип подобия – смешение предшествующего события обстоятельства с причиной)
· принцип сопричастности – вещи которые хоть раз пришли в соприкосновении друг с другом, продолжают взаимодействует на расстоянии после прекращения прямого контакта. Группировка вещей (событий) по принципу «совместного действия».
· устойчивы к опытной проверке – с трудом поддаются коррекции, не развенчиваются путём убеждений, разъяснений и апеллирования к формальной логике.
Теория социальных представлений.
· Возникла во французской социальной психологии в 60 – 70-е годы 20-го века разработана С. Московичи при участии Ж. Абрика , Ж. Кодола, В. Дуаза, К. Херзлиш, Д. Жоделе, м. Плона и др.
· Предметом социально-психологического изучения считается социальная реальность, принимаемые как совокупность социальных представлений, посредством которых общественные отношения представлены в индивидуальном сознании субъекта.
Типология верований о болезни и здоровье
· Органические: очищения, насыщения, восстановления и защиты, природного или натурального
· Сакральные (духовные)
· Психологические («личностные», «стрессы», «эмоциональные переживания»)
· В основе всех современных мифов болезни и здоровья – механистические модели
Органические мифы болезни
· представления о болезнях как различных неполадках в организме; организм = биологическая машина
· инструментальные исследования, высокотехнологическая помощь
· Лечебное воздействие на организм основано на процедурах очищения, насыщения, восстановления и исправления, которые могут выражаться и в высокотехнологических, и в бытовых, «народных» методах.
Идея очищения
· Источник болезни – загрязнение
· Изнутри и снаружи
· Действия – очищение внешне или внутренне
· Р. Барт: «Ныне грязь не просто смывается с поверхности вещей (и в том числе кожи человека), но изгоняется из самых потаенных её укрытий».
· - «шлаки», «токсины», «бактерии и микробы»
.
Мифы натурального, природного
· природа видится человеку универсальным целительным средством
· лечение травами, продуктами природного происхождения, целебными грязями, термальными источниками, «натуральная еда»
· стремление «назад к Природе» – стремлением современных обществ «вернуться к истокам как древнему истинному и более могущественному знанию» (М. Элиаде)
· человеческое тело рассматривается как лекари своих недугов (отказ от лекарств)
Идея насыщения
· Организм или его часть персонифицируется и понимается как нуждающаяся в питании
· представление о насыщении организма выражается в выполнении его витаминами и питательными веществами
· кожи понимается как живая оболочка, но которая не вечна и подвергается старению, высыханию и повреждению
Сакральное (духовные) мифы болезни
· Причиной болезни называются: рок, грехи человека, сглаз, порча, проклятия, потеря энергии, карма, судьба.
· При этом «лечится» не само физическое тело, а фантом, «энергетическая оболочка».
· Принцип сопричастности и принцип подобия
· Лечение – идеи очищения, компьютерные модели
· Идеи труднодоступности истинных, тайных знаний
· Недостаток веры - как главная причина неудачи в лечении
Психологические мифы
· Представление о том, что болезни имеют психологические причины и их устранения первостепенно (стресс, эмоциональные переживания).
· Причина болезни – в собственных личностных или характерологических особенностях, уровне притязаний, неадекватных потребностях, духовном оскуднении.
· Источником болезни является другой человек или группа (например, семья)
· Представление о символическом выражении психологической проблемы в телесным недомогании. Сердце – орган эмоций, любви, «мотор жизни». Стенокардия понимается как неспособность человека выражать свои эмоции, «жестокосердие».
· «Информационная» концепция. Причина болезни заключается в повторяющихся негативных мыслях или «мыслях о плохом». При этом мысль понимается как материальная категория.
Дополнительная инфа
Обыденная модель реальности
· Модель парового котла (при гипертонии)
· Сердце-мотор
· Модель засолённых трубы (при тромбозе)
· Холестерин – жир на сковороде, высокой уровень сахара в крови – Сахар в стакане чая, Мерцательная аритмия нет – вспышки как маяк в грудине
Лекция 9.