Социальные и обыденные представления о болезни и здоровье

Обыденное сознание и теория социальных представлений

· Псевдопонятия – научные понятия (Л.С. Выготский)

· «Житейская психология» (А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер)

· «Психопатологии обыденной жизни» (З. Фрейд)

· Концепция обыденного сознания (Е.В. Улыбина)

· Теория социальных представлений (здравый разум) (Московичи, абрик), «Наивная» наука, «человека с улицы»

Обыденное сознание

Обыденное сознание понимается в психологии как уровень индивидуального сознания, составной элемент сознания, занимающий положение медиатора по отношению:

Массовое ß---àиндивидуальное

Научное ß---à мифологическое

Рефлексивное ß---à бессознательное

Включает иррациональные и рациональные компоненты сознания

Функции обыденного сознания

· Адаптационная и объяснительная и предсказательная функции обыденного сознания – адаптирует к реальности,упрощает научные, сложные знания, объяснение непонятного.

· Обыденное сознание – для решения повседневных задач, которые не решаются средствами научного мышления.

· Стремление человека адаптировать научные знания, сделать их понятными, поражает поп-науку – науку для массового сознания (А.В. Юревич). Все широко распространенные знания – обыденные.

· Обыденное сознание активно присваивает научные достижения, термины, но понимает их огрубленно, конкретно и наглядно.

Эксперименты Е.В. Субботского

Иррациональные и рациональные компоненты в сознании

· Иррациональное мышление актуализируется у взрослого, образованного, психически здорового человека при ряде условий: а) стрессовый характер ситуации, обладающей потенциальной угрозой для жизни и здоровья человека б) отсутствие социальной поддержки в) неопределенность ситуации и ее последствий для человека г) полная вовлеченность (включенность) человека в ситуацию, а так же аффективная или личностная значимость ситуации для человека

· В этих условиях даже физически здоровые испытуемые-европейцы демонстрируют соскальзывание с рационального на феноменологическое (иррациональное) осмысление ситуации – феномены Ж. Пиаже

Характеристики обыденных представлений

· малая осознаваемость, трудность рефлексии и полная убеждённость индивида в их истинности «корпус очевидностей» : «Это так, потому что оно есть».

· обыденное сознание имеет вероятностный характер и основывается на логике, согласно которой все может быть – расширяет границы возможного порождает веру в чудеса ( эксперименты S. J. Blackmore ( 1997))

· могут быть внутренне противоречивыми (терпимы к противоречиям в отличие от мифологического которое безразлично к противоречиям.)

· основана на эмоциональном отношении, «все, что волнует, то и существует в реальности» – нет чёткого разделения на субъективное и объективное

· как и мифологическое, может формировать понятия, складывая отдельные разнородные впечатление в единое целое часто основываясь на несущественных связи их между ними – содержит неадекватно сопоставленные общие и частные признаки.

· неправильное применение закона причинности (принцип подобия – смешение предшествующего события обстоятельства с причиной)

· принцип сопричастности – вещи которые хоть раз пришли в соприкосновении друг с другом, продолжают взаимодействует на расстоянии после прекращения прямого контакта. Группировка вещей (событий) по принципу «совместного действия».

· устойчивы к опытной проверке – с трудом поддаются коррекции, не развенчиваются путём убеждений, разъяснений и апеллирования к формальной логике.

Теория социальных представлений.

· Возникла во французской социальной психологии в 60 – 70-е годы 20-го века разработана С. Московичи при участии Ж. Абрика , Ж. Кодола, В. Дуаза, К. Херзлиш, Д. Жоделе, м. Плона и др.

· Предметом социально-психологического изучения считается социальная реальность, принимаемые как совокупность социальных представлений, посредством которых общественные отношения представлены в индивидуальном сознании субъекта.

Типология верований о болезни и здоровье

· Органические: очищения, насыщения, восстановления и защиты, природного или натурального

· Сакральные (духовные)

· Психологические («личностные», «стрессы», «эмоциональные переживания»)

· В основе всех современных мифов болезни и здоровья – механистические модели

Органические мифы болезни

· представления о болезнях как различных неполадках в организме; организм = биологическая машина

· инструментальные исследования, высокотехнологическая помощь

· Лечебное воздействие на организм основано на процедурах очищения, насыщения, восстановления и исправления, которые могут выражаться и в высокотехнологических, и в бытовых, «народных» методах.

Идея очищения

· Источник болезни – загрязнение

· Изнутри и снаружи

· Действия – очищение внешне или внутренне

· Р. Барт: «Ныне грязь не просто смывается с поверхности вещей (и в том числе кожи человека), но изгоняется из самых потаенных её укрытий».

· - «шлаки», «токсины», «бактерии и микробы»

.

Мифы натурального, природного

· природа видится человеку универсальным целительным средством

· лечение травами, продуктами природного происхождения, целебными грязями, термальными источниками, «натуральная еда»

· стремление «назад к Природе» – стремлением современных обществ «вернуться к истокам как древнему истинному и более могущественному знанию» (М. Элиаде)

· человеческое тело рассматривается как лекари своих недугов (отказ от лекарств)

Идея насыщения

· Организм или его часть персонифицируется и понимается как нуждающаяся в питании

· представление о насыщении организма выражается в выполнении его витаминами и питательными веществами

· кожи понимается как живая оболочка, но которая не вечна и подвергается старению, высыханию и повреждению

Сакральное (духовные) мифы болезни

· Причиной болезни называются: рок, грехи человека, сглаз, порча, проклятия, потеря энергии, карма, судьба.

· При этом «лечится» не само физическое тело, а фантом, «энергетическая оболочка».

· Принцип сопричастности и принцип подобия

· Лечение – идеи очищения, компьютерные модели

· Идеи труднодоступности истинных, тайных знаний

· Недостаток веры - как главная причина неудачи в лечении

Психологические мифы

· Представление о том, что болезни имеют психологические причины и их устранения первостепенно (стресс, эмоциональные переживания).

· Причина болезни – в собственных личностных или характерологических особенностях, уровне притязаний, неадекватных потребностях, духовном оскуднении.

· Источником болезни является другой человек или группа (например, семья)

· Представление о символическом выражении психологической проблемы в телесным недомогании. Сердце – орган эмоций, любви, «мотор жизни». Стенокардия понимается как неспособность человека выражать свои эмоции, «жестокосердие».

· «Информационная» концепция. Причина болезни заключается в повторяющихся негативных мыслях или «мыслях о плохом». При этом мысль понимается как материальная категория.

Дополнительная инфа

Обыденная модель реальности

· Модель парового котла (при гипертонии)

· Сердце-мотор

· Модель засолённых трубы (при тромбозе)

· Холестерин – жир на сковороде, высокой уровень сахара в крови – Сахар в стакане чая, Мерцательная аритмия нет – вспышки как маяк в грудине

Лекция 9.

Наши рекомендации