От галлюцинаций к самосознанию

О механизмах мышления и принятия решений современного человека наука кое-что знает. А вот о том, как происходил процесс принятия решений у древних людей, и как вообще появился феномен самосознания, ученые могут лишь выдвигать гипотезы, опирающиеся на косвенные данные. Например, на такой потрясающий факт, что герои знаменитого древнегреческого эпоса «Илиада» не принимали решений, не строили планов, а действовали по наитию.

от галлюцинаций к самосознанию - student2.ru

Изображение троянского коня. Фрагмент пифоса

Действительно, гомеровский эпос населен, как известно, двумя типами действующих лиц: людьми и богами. Кто такие боги? Они появлялись всякий раз, когда назревала необходимость принять решение. Как только возникала критическая ситуация, кто-нибудь слышал голоса или видел богов, которые говорили ему, что делать. Например, когда Агамемнон похитил возлюбленную Ахилла, тот взялся за меч и хотел отомстить. Но появилась богиня Афина и сказала: «Не надо!». В печали Ахилл отправился на морской берег, и перед ним явилась другая богиня, Фетида, которая подсказала, что следует предпринять.

Без подсказки древние греки совершали поразительно наивные поступки. Взять хотя бы знаменитый эпизод с троянским конем. Как можно было польститься на громадного коня, которого подсунули враги, предварительно не осмотрев и не проверив его?

Гомеровский эпос помогает воссоздать структуру мозга древнего человека, который был расщепленным, двухпалатным. Одна его часть – очевидно, правое полушарие – накапливала опыт и превращала его в некий идеальный образец, который и служил «подсказкой» левому, исполнительному полушарию. Информация из одной части мозга передавалась в другую в форме слуховых галлюцинаций. В самом деле, лучший информационный код, чем живая речь, трудно представить! Воспринятые в левом полушарии сигналы «переговаривались» или «слышались» с помощью левой височной доли. Это и были боги. Причем их можно было не только слышать, но в некоторых случаях и видеть – к слуховым галлюцинациям прибавлялись зрительные.

Появление двухпалатного мозга было исторической необходимостью. Когда какое-нибудь племя достигало численности около 30 человек, появлялась необходимость в новых формах коммуникации и социального контроля. Вероятно, галлюцинации расщепленного мозга древних людей и являлись этим социальным контролем. Индивидуум слышал реальную команду вожака и выполнял ее. А когда повелитель умирал, его голос становился галлюцинацией. Такой «голос» мог «думать» и решать проблемы, с которыми сталкивался человек того времени.

Так когда-то появились идолы, которых позже заменили мумии царей. Их храмы стали жилищами богов. Например, у месопотамцев был тщательно разработан ритуал поклонения идолам. Они мыли их, брали в поход, устраивали брачные встречи между ними. Имеются тексты, которые описывают, как люди стояли перед богами и слушали, что они говорят, что советуют делать.

Выполняя чьи-то задания или просьбы, человек «прошептывал» их, «проигрывал» мысленно, чтобы не забыть. Со временем это вылилось в настоящую внутреннюю расщепленность: человек носил в себе голос (или голоса), дабы помнить о самом важном задании – как вести себя, чтобы это было максимально выгодно всем остальным. Он начал смотреть на себя глазами другого и получил возможность оценивать свои поступки, осознавать самого себя.

С возникновением коллективного труда стало меняться и сознание человека. Оно становилось более гибким, автономным, оперативным.

В пользу такого взгляда на эволюцию самосознания говорят следующие факты. Так, при том, что только левое полушарие «умеет говорить», разговорную речь понимают оба: больной с кровоизлиянием в левой стороне коры головного мозга не может говорить, но все понимает.

Кроме того, как показали исследования Вильдера Пенфилда, воздействиями на правую теменную долю мозга можно вызвать галлюцинации.

А разве нельзя в качестве аргумента в пользу изложенной выше гипотезы назвать внутреннее проговаривание текста при чтении? Вполне.

ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ

Есть несколько признаков, которые характерны исключительно человеку. Это и осознание собственного «я», и образное мышление, и изготовление и применение орудий труда. Ну и конечно же речь! Только человек может воплотить свои мысли в слова и таким путем передать их содержание сообществу себе подобных.

Изучая проблему речи, ученые установили один любопытный факт. Оказалось, что для человеческого мозга характерны особенности, которые отсутствуют у наших ближайших эволюционных предков. Причем эти особенности играют решающую роль в формировании речи.

Но вот в отношении того, когда именно наши предки приобрели способность говорить, и для чего им это понадобилось, существуют самые различные мнения.

Правда, перед многими учеными вопрос «когда?», в общем-то, и не стоит, так как они полагают, что Homo sapiens владел речью изначально.

Впрочем, американские нейробиологи обнаружили, что так называемая «Бродмановская область 44» в центре Брока и у людей, и у человекообразных обезьян в левом полушарии имеет большие размеры, чем в правом. Ученым известно, что у людей этот участок мозга ответственен за речь. С людьми – понятно. Но какую же роль играет эта область мозга у неговорящих обезьян? Вроде она им ни к чему. Но, с другой стороны, если она есть, значит, она все-таки какую-то функцию выполняет. В связи с этим исследователи выдвинули предположение, что у обезьян эта зона управляет «языком жестов». А коль так, то вполне вероятно, что человеческая речь могла развиться из тех жестов, которые наши предки использовали для коммуникации.

По поводу того, как в процессе эволюции появился речевой аппарат и сама речь, у ученых тоже нет единой точки зрения. Дело в том, что у взрослого человека голосовые связки находятся гораздо ниже, чему других млекопитающих, а надгортанник – хрящ у основания языка – не может дотянуться до верхнего неба. Поэтому человек не в состоянии одновременно дышать и глотать. В противном случае он может захлебнуться! Но с точки зрения эволюции, такое парадоксальное сочетание – явный дефект. И вполне вероятно, что его появление было связано исключительно с возникновением речи.

от галлюцинаций к самосознанию - student2.ru

Французский антрополог и хирург Поль Брока

Что же касается самих механизмов речи, то их еще с середины XIX века связывают с областью Брока, расположенной в левом полушарии головного мозга. Она названа по имени французского антрополога и хирурга Поля Брока, который в апреле 1861 года в Парижском антропологическом обществе продемонстрировал мозг умершего человека, который при жизни не мог связно говорить. Во время вскрытия было обнаружено, что у покойника поражена нижняя часть третьей лобной извилины в левом полушарии.

Через 10 лет после открытия Брока немецкий психиатр Карл Вернике обнаружил, что человек с такой патологией все слышит, но содержания речи не понимает, потому что воспринимает ее как шум, похожий на шуршание опавшей листвы…

Новые идеи в раскрытии механизмов обработки и воспроизведения речи принесли ученым исследования людей, страдающих эпилепсией. Для лечения этого недуга в мозг трех больных были имплантированы электроды. Но накануне операции каждый пациент дал разрешение лечащим врачам провести анализ их мозговой активности в области Брока. В результате было установлено, что зона Брока функционально более емкая, чем считалось ранее: например, она может координировать все операции от чтения текста до воспроизведения речи.

Так, после того как человек увидел слова, эта область способна распознавать их в течение 200 миллисекунд. Еще около 120 миллисекунд ей требуется, чтобы мысленно изменить время глагола или преобразовать существительное единственного числа во множественное. А еще через 130 миллисекунд мозг готов произнести увиденное слово в уме. То есть на обработку слова зоне Брока требуется всего около 450 миллисекунд.

Следует отметить, что речь формирует и стиль мышления человека. Считается, что у человека левое полушарие мозга отвечает за логику мышления, а правое – за эмоции. В то же время последние исследования показали, что четко ограниченного речевого центра у человека нет. Разрушение небольших участков мозга приводит лишь к «исключению понятий», но не разрушению речи.

Интересные исследования были проведены российскими учеными над «двуязычным» пациентом, который дома общался на родном туркменском языке, а на работе – на русском. Пациента лечили электрошоком. В результате на определенное время «выключалась» требуемая половина мозга.

В ходе операции было отмечено, что когда выключалась «правая» половина, пациент забывал туркменский, а когда «левая» – русский. Причем туркменский язык становился похожим на тот, который больной освоил в далеком детстве.

Похоже, что основные речевые схемы начинают закладываться под воздействием эмоций в правом полушарии, и лишь затем развиваются логикой в левом. Таким образом, «внешняя» речь формирует основу стиля мышления человека….

КАК ВОСПРИНИМАЕТСЯ РЕЧЬ

Без сомнения, перевод мыслей в слова, сам процесс конструирования из этих слов предложений и дальнейшее их воспроизведение с помощью звуков – процесс интересный и загадочный.

Однако не менее любопытны и механизмы восприятия речи. Ученые приложили немало сил для их расшифровки, однако стройной теории, которая бы объясняла все стороны феномена, до сих пор не существует.

Тем не менее для объяснения накопленных фактов определенные гипотезы выдвинуты. Например, в настоящее время превалирующим в науке о речи является предположение, что сообщение осмысливается лишь тогда, когда речевой сигнал преобразован в последовательность дискретных элементов. Затем, как считается, эта последовательность должна быть представлена цепочкой символов-фонем, число которых в каждом языке очень невелико: например, в русском языке их 39.

То есть речь – это, по сути, кодирование речевого сигнала в последовательность неких физиологических или биохимических реакций, которое осуществляется в блоке фонетической интерпретации. Впрочем, в этом ничего особенного нет. Вопрос в другом – в тех конкретных психофизиологических механизмах, этот процесс обеспечивающих. Но о них известно пока не очень много. Хотя в этой области исследований определенные наработки все-таки есть.

Так, например, доказано, что в системе восприятия звуков, то есть в слуховых отделах мозга, существует достаточно строгая организация нейронов, которые, в зависимости от чувствительности к тем или иным звуковым частотам, и в первичной слуховой коре, и в подкорковых слуховых центрах расположены в определенном порядке.

Существует также версия, что в слуховой системе присутствуют и более сложные типы детекторов: в частности, избирательно реагирующие на особенности согласных. Но опять же неизвестно, какие механизмы участвуют в формировании фонетического образа слова и в его опознании. Чтобы хоть как-то разобраться в этом вопросе, американские психологи Д. Мейер и Р. Шваневельдт разработали оригинальную модель опознания букв и слов при чтении. По их мнению, процесс опознания начинается в тот момент, когда ряды букв восприняты так называемым «анализатором деталей». Здесь буквы шифруются в специальные коды, содержащие информацию о форме букв, которые затем передаются на детекторы слов.

Когда эти детекторы обнаружат такое количество признаков, которых вполне достаточно, чтобы распознать слово, об этом в соответствующие участки подается сигнал. При этом обнаружение определенного слова также активизирует расположенные рядом слова. Например, слово «компьютер» активизирует также такие слова, как «программное обеспечение», «винчестер» т. д. Такая активация семантически связанных слов облегчает их последующее обнаружение.

Эта модель подтверждается тем, что испытуемые опознают связанные слова быстрее, чем несвязанные.

Нейрофизиологи считают также, что кроме систем, опознающих и кодирующих буквы, у взрослого человека существуют механизмы, обеспечивающие фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слова. Причем все перечисленные коды и операции осуществляются в определенных нейронных блоках, которые находятся в определенных зонах мозга.

В общем виде это может выглядеть так. Акустическая информация, которая содержится в слове, обрабатывается как в слуховой системе, так и в тех образованиях мозга, которые в классическом понимании за слух не отвечают, например в подкорковых областях. Затем она поступает в первичную слуховую кору (зону Вернике), которая обеспечивает понимание смысла слова; здесь эта информация преобразуется таким образом, чтобы сформировать программу речевого ответа.

Но для произношения данного слова его «образ», или семантический код, должен попасть в зону Брока, которая связана с зоной Вернике дугообразным пучком нервных волокон. В зоне Брока создается детальная программа артикуляции, которая затем реализуется благодаря активации лицевой зоны, управляющей лицевой мускулатурой.

Однако в том случае, если слово поступает через зрительный канал, вначале включается уже первичная зрительная кора. После обработки полученная информация о прочитанном слове направляется в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акустическим сигналом в зоне Вернике. А дальше все происходит по тем же программам, как и при чисто акустическом восприятии.

Дальнейшие исследования механизмов восприятия речи показали, что во время звукового восприятии слов задействованы две зоны: первичная слуховая зона и височно-теменная. При этом левая височно-теменная зона, скорее всего, связана с фонологическим кодированием, т. е. воссозданием звукового образа слова.

С этой зоной связан один любопытный момент. Дело в том, что при чтении эта зона обычно не активируется. В то же время если предъявляемые в письменном виде задания усложняются, то следом происходит и возбуждение височно-теменной зоны.

Установлено, что участки, где происходит возбуждение при восприятии написанных слов, находятся в затылочной области как левого, так и правого полушарий. А это значит, что, скорее всего, в этих зонах происходит и формирование зрительного «образа» данного слова.

А вот семантический анализ слова осуществляется главным образом в передних отделах левого полушария, в первую очередь, фронтальной зоны. Предполагается, что именно эта зона связана с нервными сетями, обеспечивающими словесные ассоциации, на основе которых программируется ответное поведение…

В настоящее время уже полностью доказано, что по своим функциональным обязанностям в механизмах речи правое и левое полушария существенно различаются. Более того, имеются и морфологические отличия в строении симметричных зон коры, участвующих в речевых процессах.

Например, сильвиева борозда в правом и левом полушариях имеет разную длину и ориентацию. Кроме того, ее задняя часть, образующая зону Вернеке, у взрослого праворукого человека в левом полушарии в семь раз больше, чем в правом.

Продолжая разговор о речевой локализации праворуких и леворуких людей, следует отметить, что речевые центры у 95 % правшей локализованы преимущественно в левом полушарии и лишь у 5 % – в правом. Но и большей части леворуких – около 70 % – речевые зоны также локализованы в левом полушарии. Примерно у 15 % речь контролируется правым полушарием, а у остальных 15 % – полушария не имеют четкой функциональной специализации по речи.

Выходит, что левое полушарие играет ведущую роль в речевом феномене. Например, хорошо известно, что оно хорошо «понимает» обращенную к нему речь, как устную, так и письменную, и обеспечивает грамматически правильные ответы. Кроме того, левое полушарие способно оперировать не только словами, но и другими формализованными символами (знаками).

Оно превалирует в формальных лингвистических операциях, свободно владеет символами и грамматическими конструкциями в логических построениях и в пределах ранее усвоенных правил. Помимо этого, левое полушарие осуществляет синтаксический анализ и фонетическое представление, регулирует сложные мышечные движения в момент произнесения слов.

И еще левое полушарие осуществляет управление тонким артикуляционным аппаратом, а также высокочувствительными программами, которые позволяют различать последовательность фонетических элементов во времени.

Скорее всего, происходит это благодаря существованию особых комплексов, локализованных в левом полушарии и обеспечивающих переработку быстрой последовательности дискретных единиц информации, из которых складывается речь.

Однако в отличие от правого полушария, левое не различает интонации речи и модуляции голоса.

КАК СТАТЬ ПОЛИГЛОТОМ?

Мы уже знаем, что в крайних случаях, например, при травмах или патологиях, здоровые области мозга могут выполнять часть функций поврежденных зон. Однако для того чтобы ситуация изменилась в положительную сторону, необходимо время: иногда месяцы, а порой и годы.

Но иногда случается такое, что в течение очень короткого времени в мозгу происходят такие серьезные изменения, что буквально меняют личность человека, обогащая ее новыми свойствами и способностями. Причем эти метаморфозы могут быть вызваны факторами, которые в других случаях могли бы привести к смерти.

Так, в 1978 году в некого Николая Липатова из Вологодской области ударила молния. Человек чудом остался в живых. Впрочем, без последствий не обошлось: Липатов, неожиданно для себя и окружающих, стал свободно говорить на трех европейских языках.

Еще один похожий случай произошел в 1987 году в Тульской области с колхозником-пенсионером Геннадием Сергеевичем Смирновым, которого прицепом придавило к забору. При этом наиболее сильный удар пришелся по голове пожилого человека. В то, что Смирнов после этой аварии выживет, мало кто верил. Но Смирнов не только остался в живых, но буквально на следующий день неожиданно заговорил на немецком языке.

Еще один случай «мгновенного освоения иностранного языка» произошел в 1992 году. На этот раз после перенесенной тяжелой болезни девочка из Ярославля вдруг заговорила на шумерском языке, который существовал… в III веке до нашей эры.

А 50-летняя уроженка Шотландии, проснувшись утром, к своему немалому изумлению обнаружила, что хоть и говорит на родном языке, но с явным южноафриканским акцентом. А ведь в тех местах она ни разу в жизни не был!. Причиной же столь разительной перемены в ее речи стал инсульт в легкой форме, который женщина перенесла во сне.

Неожиданная способность разговаривать на неизвестных им языках иногда появляется у медиумов, когда во время спиритических сеансов они спонтанно переключаются на другой язык и начинают вести на нем многочасовые разговоры с вызванными духами.

Так, медиум Лаура Эдмондс из США прославилась тем, что, в обыденной жизни владея лишь родным французским языком, во время спиритических сеансов она легко и свободно могла разговаривать еще на 10 различных наречиях. Кроме того, она прекрасно исполняла песни на итальянском, хинди, немецком и польском языках. Причем абсолютно не понимая смысла исполняемых песен.

А юная Эмилия Толмэдж из США, которая отроду не знала ни одной ноты и никогда в своей жизни никакой мелодии не играла, неожиданно написала ноты, села за фортепиано и как профессиональный музыкант сыграла несколько сочиненных ею композиций. Если такие случаи и впрямь имели место, то, естественно, возникает вопрос: как же объяснить эти удивительные явления? Надо сказать, что на эту проблему существуют самые разные взгляды. Однако чаще всего ученые к таким случаям относятся скептически. Они считают, что память может вытащить на свет лишь то, что в ней когда-то было зафиксировано. Если же предположить, что человек вдруг «вспоминает» язык предков и начинает на нем разговаривать, то тогда придется поверить и в мистику.

А вот некоторые исследователи паранормальных явлений считают, что подобные случаи вполне вероятны. По их мнению, кроме нашего мира в околоземном пространстве существует еще и мир астральный, в котором хранится информация о всех событиях, которые происходили и происходят в нашей цивилизации. К нему могут подключаться экстрасенсы, ясновидящие, медиумы, а также «контактеры», которые смогли проникнуть в кладовые мирового разума благодаря случайности, например, в результате мозговой травмы.

Впрочем, феномен «моментального овладения иностранными языками» можно объяснить и без привлечения мистики. Но для этого следует признать, что мгновенно стать полиглотом невозможно. Скорее всего, языки, на которых неожиданно заговорили травмированные люди, присутствовали в их памяти и раньше.

Профессор Кембриджского университета Софи Скотт, изучающая механизм речевой метаморфозы, установила, что все жертвы синдрома перенесли инсульт в левой передней части мозга. В этом случае происходит следующее: старая, заложенная еще в детстве информация нарушается в меньшей степени, чем та, что была усвоена позже. Поэтому при сбое новая информация быстро стирается и в сознание проникает хорошо забытое старое.

Чаще всего в медицинской практике встречаются случаи, когда люди начинают говорить на родном языке с иностранным акцентом и вплетать в родную речь слова чужого языка. Происходит это чаще всего с теми, кто до болезни владел несколькими языками.

Случается, правда, намного реже, когда речь взрослого человека вдруг становится похожей на лепетание маленького ребенка.

Подобные лингвистические «превращения» не все люди переносят одинаково. Некоторые больные начинают испытывать серьезную депрессию. Во-первых, они оказываются чуть ли не иностранцами в своем отечестве, а во вторых, им становится трудно общаться с близкими им людьми. В то же время излечиться от этого недуга совсем непросто.

КТО УПРАВЛЯЕТ СОЗНАНИЕМ?

Без преувеличения можно сказать, что мозг – это своего рода командный пункт, который постоянно контролирует работу человеческого организма. А чтобы он нормально функционировал, из этого штаба ежесекундно отсылаются сотни тысяч распоряжений всем его структурам. И человек спокойно поднимается по лестнице, катается на велосипеде, читает книгу, смотрит телевизор.

Но, как и большинство управленческих структур, мозг состоит из различных отделов и подотделов, каждая из которых выполняет свои конкретные функции: одни обеспечивают согласованную работу мышц, другие – обработку полученной органами зрения и слуха информации и т. д.

И, точно так же как и в крупномасштабных организациях, мозг имеет своего главного управляющего или руководителя. А возложена эта функция на лобные доли. А если уж быть более точным, то лишь на определенную их часть, так называемую «префронтальную кору». Однако для краткости нередко используется более известный термин – «лобные доли».

В процессе эволюционного развития человека появилась эта структура головного мозга довольно поздно. И особенно активно стала развиваться, начиная с больших приматов. По сути, лобные доли являются основным «человеческим» признаком в структуре мозга людей, так как являются вместилищем предвидения и планирования. Не зря в 1928 году невролог Тилни назвал эволюцию человека «эпохой лобных долей».

Но, как и в работе руководителя высокого ранга, к лобным долям не привязана какая-то определенная функция, а возложена ответственность за организацию ритмичной работы всех отделов мозга.

Врачи-неврологи хорошо знают, что пациент с заболеванием лобных долей сохраняет практически все навыки здорового человека: он передвигается, распознает окружающие предметы, запоминает происходящее.

Но в то же время познавательная деятельность у такого больного исчезает. То есть человек оказывается, как в пословице, «без царя в голове». И, между прочим, это выражение очень четко характеризует поведение больного с повреждением лобных долей. Оно словно специально придумано для описания этого заболевания.

Следует отметить, что долгое время лобным долям какой-то важной роли в организации мозга не придавали. Более того, их считали чуть ли не «бездействующими зонами мозга». И только в последние десятилетия лобные доли попали в сферу интересов нейробиологов, став объектом интенсивных научных исследований. Однако до окончательного понимания механизмов их функционирования ученым все еще далеко. В особенности это касается префронтальной коры, которая, как известно, играет основную роль в постановке целей и задач, а также в планировании и координации тех действий, которые необходимо осуществить для их достижения.

Кроме того, лобная часть коры головного мозга оценивает действия человека при успешных, а также неудачных результатах его деятельности.

И, как любой высококлассный администратор, лобные доли постоянно строят нейронные модели будущих событий, в надежде, что эти события станут реальностью.

Но, опять же, чтобы управлять своими многочисленными отделами, префронтальная кора должна постоянно поддерживать с ними связь с помощью определенных сигналов, кодов, знаков. Но расшифровывать их ученые пока не могут.

Правда, кое-какие предположения на сей счет есть. А получить более детальное представление об управленческой работе лобных долей помогает изучение их связей с остальными отделами мозга.

Например, нейробиологи выяснили, что большинство отростков, которые от нейронов лобных долей распространяются по многочисленным областям мозга, не заканчиваются на нейронах этих областей, а теряются в сплетениях дендритов, где образуют синапсы.

Но в нейронах исследователи выделяют два рода синапсов – детонаторные и интеграторные. Через детонаторные синапсы происходит торможение электрической активности нейрона либо, наоборот, усиление его деятельности. Расположена эта группа синапсов чаще всего на теле нейрона, так как эта часть клетки, а особенно место отхождения аксона, наиболее возбудима, а значит, легче всего поддается контролю с их стороны.

А вот интеграторные синапсы, в отличие от детонаторных, находятся в густой «кроне» дендритного дерева. Действуя через них, лобные доли напрямую не приказывают нейрону молчать или генерировать импульсы, а регулируют поступление к нему сообщений и их обработку.

То есть самому нейрону предоставлено право генерировать импульсы с определенной частотой и рассылать эти сигналы в соответствующие отделы мозга. Но при этом префронтальная кора не пускает дело на самотек, а получаемую нервными клетками информацию постоянно контролирует. Поэтому именно от нее в основном и зависит то, что нейроны передадут соседям.

Предоставив возможность проявлять разумную инициативу отделам, руководитель освобождается от необходимости опекать их по мелочам. Он лишь следит за общим движением к намеченной цели.

При этом он модулирует, слегка изменяет, подстраивает работу нейронов и целых структур, согласует и направляет ее ради достижения определенной задачи.

Если же сравнить работу нейронов мозга с игрой огромного оркестра, а лобные доли – с дирижером, то можно сказать, что в этой оратории для гармоничного звучания мелодии одни нейроны звучат тихо, другие – во всю мощь, третьи – вторят первым или вторым. Организацией же гармонии звуков занимается дирижер, то есть лобная кора.

Именно под ее влиянием звучат цельные «мелодии», состоящие из электрических и биохимических процессов, исполняемых отдельными нейронами и целыми мозговыми структурами.

В конечном итоге эти мозговые мелодии модифицируются в поведенческие акты, позволяющие живому организму приспособиться к условиям окружающей среды и выжить.

Но чтобы направлять всю систему мозговых структур к определенной цели, префронтальная кора должна «иметь представление» об этой цели. Иначе говоря, она должна как-то «узнать», на достижение какого приспособительного в данных условиях поведенческого акта следует нацелить активность животного. Но откуда лобная кора получает такую информацию?

Ученые считают, что местом рождения биологических влечений и мотиваций является подбугорье, или гипоталамус. И, как показали многочисленные эксперименты, именно благодаря взаимодействию с гипоталамусом фронтальная кора приобретает свои уникальные дирижерские способности.

Но каким образом осуществляется такое взаимодействие? Эта проблема, как и другие электрофизиологические загадки лобной коры, еще ждет своего решения.

Глава 8

Взбунтовавшееся сознание

НЕУЗНАВАЕМЫЕ РОДСТВЕННИКИ

Люди часто жалуются на память. Одни никак не могут запомнить несколько телефонных номеров, другие – дни рождения родственников и друзей, у третьих – проблемы с памятью на лица. Но эти проблемы с памятью – далеко не самое страшное, с чем многим людям иногда приходится сталкиваться в жизни.

Оказывается, «плохая память на лица» иногда может зайти так далеко, что становится для человека настоящей жизненной катастрофой.

В такой кошмарной ситуации оказалась однажды жительница небольшого британского городка миссис Клер. После этого каждое утро женщина стала сталкиваться с одной и той же проблемой: необходимостью узнать мужа и детей, которые терпеливо объясняли ей, кто они такие и что делают в ее квартире.

Такое необычное поведение членов семьи миссис Клер объясняется с тем, что у женщины редкая патология головного мозга – отсутствие памяти на лица, или, иначе говоря, просопагнозия.

Когда Клер выходит из дома по делам, то люди, приветливо здоровающиеся с ней и интересующиеся ее делами, ответных эмоциональных реакций у нее не вызывают: женщина абсолютно не понимает, кто они такие, и относится к ним так, словно видит их впервые.

А ведь в большинстве случаев это ее знакомые и друзья. Но пока они не назовут себя, для миссис Клер они являются таинственными незнакомцами.

Правда, нередко даже имя знакомого человека Клер ни о чем не говорит, поэтому знакомые начинают вводить ее в курс дела, объясняя, где они живут, чем занимаются и какие отношения связывают их с ней.

Симптомы и характерные особенности этого редкого психического заболевания медикам хорошо известны. Однако несмотря на эти сведения, наука пока не может предложить таким больным кардинальные способы исцеления. И прежде всего потому, что сама память является для ученых трудноразрешимой загадкой. Например, зная, что различные воспоминания хранятся в разных областях мозга, тем не менее механизмы их работы и взаимодействия специалистами еще до конца не исследованы.

Впрочем, есть один способ, который может помочь людям, страдающим просопагнозией, хотя бы частично вернуться к нормальной жизни. Для этого психологи предлагают использовать обучение и особые методы решения проблем, которые позволяют свести к минимуму появление этих проблем в жизни.

Клер, например, стала вести своеобразный дневник, названный ею «Книгой друзей». В него она с помощью своих близких и врачей записывает основные данные, касающиеся всех друзей и знакомых. Причем Клер не только фиксирует их адреса и номера телефонов, но и характерные особенности внешности, события из прошлого, связывающие их отношения.

Другой способ, который рекомендуют психологи своим пациентам для запоминания окружающих людей, заключается в необходимости обращать внимание не на лица, а на другие детали облика. Например, один из знакомых миссис Клер носит рыжую бороду, и именно она является тем «маркером», по которому женщина и узнаёт этого мужчину. А свою подружку отличает от других по оставшемуся с детства едва заметному шраму на верхней губе.

Вернуть память о прошлом помогает женщине и регулярный просмотр семейных фотографий и видеозаписей.

Но все это, конечно, не спасает миссис Клер от ежедневных проблем с «узнаванием знакомых лиц». И каждое утро она вновь и вновь с удивлением обнаруживает рядом с собой совершенно «незнакомых» людей, которые утверждают, что они ее муж и сыновья. А на улицах городка Клер снова встречается с «неизвестными» ей людьми, которые считают ее своей подругой или хорошей знакомой…

ПОЛНАЯ ПОТЕРЯ ПАМЯТИ

В телевизионных передачах, в газетных и журнальных публикациях все чаще и чаще рассказывается о людях, полностью потерявших память. И порой очень трудно поверить, что такое действительно может быть. Человек, никогда не имевший проблем с психикой, имевший семью и работу, друзей, и вдруг обо всем этом забывает…

А наступает катастрофа в тот момент, когда человек, словно пробудившись ото сна, вдруг замечает, что он находится в незнакомой местности: на улице, на вокзале, в парке на скамейке. Дальше – больше: он даже не имеет представления, кто он. Единственное, что у него остается в памяти, это осознание самого себя: то есть когда такой человек смотрит в зеркало, то понимает, что это его отражение. И только спустя месяцы, при активном содействии медиков, человек начинает понемногу припоминать свою жизнь, точнее, какие-то отрывки из своего прошлого…

В столь неприятную, если не сказать трагическую, ситуацию люди попадают по-разному. Обычно они куда-то направлялись. Например, один вышел из дома утром и отправился на работу. В руках был портфель с документами, в бумажнике – 500 рублей. Работа почти рядом – всего три остановки в троллейбусе. И с этого момента человек «исчезает», точнее, теряет себя. И только спустя несколько недель и даже месяцев он приходит в себя в незнакомом месте.

от галлюцинаций к самосознанию - student2.ru

Полная потеря памяти может случиться внезапно, без всякой видимой причины

«Он стоял на трамвайной остановке, избитый, с кровоподтеками, и ничего не понимающими глазами смотрел на окружающий его незнакомый мир, – так описывает ситуацию очевидец. – Какая-то незнакомая женщина помогала ему привести себя в порядок. Именно с этого момента он понял, что ничего о себе сказать не может».

Другой пострадавший перемещался из города в город, общался с людьми, кое-как утолял голод, приводил себя в порядок. Обнаружив себя в Калуге, сначала подумал, что он калужанин. Стал ходить по улицам, надеясь, что если даже не найдет свой дом, то его хотя бы узнают родные или знакомые.

Еще один молодой человек из Курской области «обнаружил» себя утром в столице, лежащим между гаражами. Чтобы хоть как-то согреться, он сел в городской автобус и долго ездил. Согревшись, он поинтересовался у пассажиров, как ему добраться до вокзала. Когда его спросили, какой именно из вокзалов ему нужен, он понял, что он в чужом городе.

Житель небольшого сибирского города Игорь Кудрин ушел на работу и тоже пропал. Его долго искали по всему городу и в окрестностях, но так нигде и не обнаружили. И лишь через несколько месяцев Игорь нашелся в психиатрической больнице Калуги, находящейся от его родного города за тысячи километров.

Сами пострадавшие не в состоянии что-либо вспомнить. Но если их начать расспрашивать о прошлой жизни, то многие могут припомнить свои навыки: например, умение водить машину или плавать, работать на компьютере или рисовать.

И вот в связи с этими случаями напрашивается вопрос: почему люди полностью теряют память, причем неожиданно и, казалось бы, без всякой на то причины? И, как ни странно, медики это явление объяснить пока не могут.

Хотя несколько гипотез на этот счет все же существует. Так, нередко подобные случаи связывают с миром криминала. Речь в данном случае идет об особых препаратах и технологиях, которые позволяют искусственно удалять некоторую часть памяти, чтобы свидетеля того или иного происшествия физически не устранять, а просто удалить из его сознания воспоминание об этом событии. А методы, с помощью которых можно <

Наши рекомендации