Видения при клинической смерти

«Молодая женщина в результате криминального аборта получила инфекцию и через несколько дней умерла. В момент смерти она почувствовала, что душа ее отделилась от тела и остановилась поблизости, наблюдая, как тело обмывают, одевают и укладывают в гроб.

Утром она последовала за процессией в церковь, где произошло отпевание, и видела, как гроб поставили на катафалк и повезли на кладбище. Душа ее как будто летела над телом на небольшой высоте.

Вдруг душе явились два священника, которые стали разбирать ее прошлые грехи, и автомобиль, который вез гроб, заглох.

В конце концов священники решили отослать ее душу обратно, чтобы она могла исповедоваться и покаяться, после чего она почувствовала, что ее тащат обратно в тело, которое теперь казалось ей отвратительным. Спустя мгновение она очнулась и начала стучать в крышку гроба».

В этом отрывке из книги американского психолога Раймонда Моуди «Жизнь после жизни» описывается одно из уникальных и до настоящего времени не исследованных явлений – возвращение из мира мертвых. В книге Моуди таких случаев приводится немало, и в свое время мы к ним еще будем возвращаться.

видения при клинической смерти - student2.ru

Раймонд Моуди, автор знаменитой книги «Жизнь после жизни»

В целом же феномен существования человека после смерти сводится, в общем-то, к двум вопросам: видения в состоянии клинической смерти – это действительно «путешествия души» или же своеобразные галлюцинации, каким-то образом связанные с особенностями строения мозга человека?

Чтобы досконально разобраться с этой проблемой, ученые выделяют два варианта посмертных видений, которые различаются по продолжительности во времени.

При первом варианте видения появляются непосредственно во время клинической смерти на фоне реанимационных мероприятий. И обычно продолжаются около часа.

Второй вариант объединяет те случаи, когда окружающие на основе внешних признаков считают человека умершим, однако он по происшествии нескольких дней неожиданно оживает.

В связи с тем что именно второй вариант таит в себе больше всего неизвестного и таинственного, есть смысл именно с него и начать разговор о посмертных видениях. Однако чтобы дальнейшие рассуждения были убедительными и понятными, сначала следует разобраться с понятием «торпедная фаза шока».

Вот, например, как описывает это состояние великий русский хирург Н.И. Пирогов: «С оторванной рукой или ногой лежит такой окоченелый на перевязочном пункте неподвижно. Он не кричит, не жалуется… тело его холодно, лицо бледно. Как у трупа, взгляд неподвижен, дыхание тоже едва приметно».

Когда кровяное давление продолжает падать, эта фаза переходит в следующую, так называемую церебральную, во время которой больной теряет сознание. В этом состоянии только по внешним признакам отличить его от покойника практически невозможно. Но тем не менее человек все еще жив, так как организм в это время погружается в своего рода анабиоз, то есть в состояние, которое почти аналогично зимней спячке у животных.

Но самое интересное в этой критической ситуации то, что, подчиняясь каким-то неизвестным механизмам, организм пострадавшего сам, без чье-либо помощи, постепенно восстанавливая физиологические функции, выбирается из этого состояния. И именно в церебральной фазе шока человеку кажется, что он «парит» над своим мертвым телом и незримо участвует в собственных похоронах.

Случаев, когда человек в состоянии клинической смерти видит себя со стороны, в литературе описано немало. Но все они в основном имели место сотню и более лет назад. Но, как известно, в это время о том, жив человек или мертв, судили исключительно по внешним признакам. И лишь иногда к носу или рту подносили зеркало, и по тому, запотело оно или нет, делали заключение о состоянии больного. А ведь известно, что погруженный в летаргический сон человек почти не отличается от мертвого.

Однако вернемся к приведенному выше случаю с «воскресшей» женщиной и попытаемся выяснить, что стало причиной ее посмертного видения и какие биохимические и физиологические механизмы могли этому способствовать.

Современные физиологи хорошо знают, что, находясь в состоянии глубокого шока, болевых ощущений человек не испытывает, так как его организм продуцирует большое количество собственных анальгетиков – энкефалинов, погружая пострадавшего в аутонаркоз.

В этом состоянии у него полностью отключается сенсомоторная часть коры, или гомункулюс, которая во время бодрствования функционирует вместе с соседней теменной областью. Именно гомункулюс помогает человеку фиксировать положение своего тела в пространстве. В его же отсутствие теменная область все равно продолжает работать, порождая иллюзию «полета души».

Но если такое заключение справедливо, то и обычные больные во время наркоза могут испытывать подобные галлюцинации. Оказалось, что больной и впрямь может испытать «выход души из тела», если в качестве обезболивающего использовать кетамин, относящийся к группе диссоциативных препаратов.

Например, одна из пациенток, подвергшаяся воздействию кетамина, впоследствии так описывала свои впечатления:

«Когда мне ввели кетаминовый наркоз и сказали: “Закрывай глаза и спи”, – я вначале действительно как будто забылась, но в какой-то момент ощутила себя наверху. Я видела, как врачи в операционной склонились над телом, и я знала, что это мое тело. Однако никакого интереса оно у меня не вызывало, поскольку я целиком была поглощена своим нынешним состоянием.

Я не видела, но ощущала себя легким шариком. Чувство огромной радости и легкости переполняло меня. От меня ушли все земные заботы. Это был не сон, поскольку во сне все повседневные мелочи часто не отпускают тебя и портят настроение. Я просто висела под потолком и ликовала.

И тут я услышала сильный мужской голос: “Ну, теперь ты веришь, что тот свет существует?”. И я, не задумываясь, ответила: “Верю”. Потом появились розовые ширмы. И я увидела прямо перед собой потолок в больших трещинах и огромную муху во всех деталях. Затем потолок и муха стали отдаляться, и я очнулась лежащей в палате. Приглядевшись к потолку, я убедилась, что муха там действительно сидела. Однако она была реальных размеров и издалека казалась точкой».

Уже судя только по этому отрывку можно с большой долей уверенности говорить, что, если оживление происходило через несколько часов после кончины, то, скорее всего, все видения были вызваны действием наркоза, произведенного организмом потерпевшего.

Однако совсем другие причины приводят к «путешествию души», когда наступает реальная клиническая смерть и врач, чтобы спасти пациента, проводит реанимационные мероприятия. И очень часто это явление обусловлено очередностью, с которой обескровливаются различные зоны коры мозга. Условно их можно разделить на базовые и надстроечные.

К базовым структурам с полным правом можно отнести, например, дыхательный центр, который надежно застрахован от перепадов кровяного давления. Например, дыхание может сохраняться даже при потере 40 % крови и полном отсутствии электрической активности в коре мозга.

Помимо фундамента структуру мозга составляют, условно говоря, несколько этажей. На первом из них находятся зрительная и слуховая системы; на втором – двигательная и осязательная. К ним, как и к дыхательному центру, кровь поступает из собственных артерий – внутренних сонных. Но по пути следования они закольцовываются между собой, образуя дополнительный резервуар – Виллизиев круг, откуда осуществляется кровоснабжение еще и третьего этажа мозга – лобных отделов коры, которые как известно, контролируют поведение.

В результате при падении кровяного давления происходит в первую очередь обескровливание третьего этажа, влекущего за собой утрату контроля над телом. Затем, когда напор крови продолжает падать, наступает глухота и слепота, и уже в последнюю очередь останавливается дыхание.

Именно с поэтажным отключением функций мозга и связаны «путешествия души».

Представим обычную для врача-реаниматолога картину: пациент не дышит, у него не прощупывается пульс, зрачки расширяются. Врач начинает надавливать на грудь, массируя сердце, делает искусственное дыхание. Но при такой прокачке крови разные этажи мозга оказываются в неравных условиях кровоснабжения.

Самую большую порцию крови получает продолговатый мозг, где расположен дыхательный центр. А наименьшую – два верхних этажа коры: двигательно-чувствительная и управляющие области. Поэтому все виды произвольного управления конечностями и болевая чувствительность исчезают на все время реанимации.

Немного больше, чем второй и третий, получает первый этаж, то есть зрительная и слуховая зоны. Поэтому в первые мгновения смерти человек в состоянии запомнить действия окружающих, а также кое-что из их разговора.

Однако несмотря на все усилия реаниматолога, концентрация кислорода в крови умирающего продолжает падать. И когда это падение достигает критического минимума, нервные клетки на этот предел начинают отвечать последним кратковременным взрывом активности. И эта активность будет осуществляться вдоль крупных сосудов, причем в порядке, обратном току крови. А зная, какие области мозга находятся вдоль сосудистого ствола, можно предсказать и очередность их предсмертной активности.

В первую очередь активизируется первичная зрительная кора. В этой части мозга происходит быстрое расчленение предмета, который находится в поле зрения, на составляющие его цвета и отрезки разной ориентации.

Когда эту область раздражали током, больные видели светящиеся шары, диски с красными кольцами, пламя и даже свет в конце тоннеля. Совместно со зрительной областью начинает проявлять активность и первичная слуховая кора. При ее раздражении током оперируемые «слышали» самые разные звуки: шум барабана, звон, щебетание, грохот, гудение.

А что же в это время ощущает умирающий человек? Ему кажется, что он движется с огромной скоростью по длинному черному туннелю, и в то же время он слышит неприятный шум, громкий звон или жужжание. Об этом пишет и Моуди в своей книге.

«Я двигался через длинное темное пространство, похожее на канализационную трубу, и все время слышал звенящий шум».

«В этот момент я слышал нечто похожее на колокольный звон где-то вдалеке, словно доносимый ветром, и меня потянуло в трубу».

Вслед за зрительными и слуховыми участками первичной коры следует активация вторичной коры. В ней хранятся памятные следы конкретных образов. При электрическом раздражении вторичной зрительной коры пациенты «видели» лица и фигуры знакомых людей, животных и птиц, другие предметы.

Естественно, и «умершие» видят что-то похожее. И снова обратимся к цитатам из книги «Жизнь после жизни».

«И тут я увидела перед собой глубокий обрыв, под которым находилось множество мужчин и женщин».

«В то мгновение, когда я почти уже падала в какую-то темную яму, появилась старая женщина в мужском одеянии».

Следующей зоной, в которой начнется предсмертная активация, будет височная кора. Сюда поступает вся информация от воспринимающих зон мозга: зрительной, звуковой, тактильной, обонятельной. И в ней же эти отдельные образы группируются в законченные бытовые сценки. Ее раздражение электрическими импульсами пациенты ощущали как «вспышки пережитого». У них появлялись очень яркие и детализированные воспоминания некоторых событий из прошлого. А вот что переживают умершие.

«Когда мы приблизились к вратам небесным, пришли на мытарство блуда, стражи задержали меня там и стали показывать все мои блудные плотские дела, совершенные мною с детства до смерти». (Рассказ воина).

«Я услышал, как грехи мои, начиная с юности, вопиют против меня каждый своим голосом, и со скорбью обвиняют меня». (Рассказ монаха).

Давно известно, что в сознании умирающего с поразительной ясностью и невероятной быстротой может пронестись вся его жизнь. Но в повседневности, чтобы не дезориентировать разум, кладовая памяти, находящаяся в височной области, надежно контролируется тормозными импульсами, которые поступают из управляющих (лобных) отделов мозга. Но во время клинической смерти лобные доли отключены, и тогда ничто не мешает жизненным впечатлениям предстать перед умирающим за одну-две минуты.

Последней активируются орбитальная кора и лежащее в глубине мозга подкорковое образование – стриатум.

Когда мозг здоров, в нейроны орбитальной коры информация поступает уже переработанной в височном отделе. И именно благодаря орбитальной коре мышление осуществляется в виде схем и блоков, порой даже без образов и слов.

Поэтому активация этой зоны может привести к общению с невидимыми собеседниками без слов, а только блоками мыслей. При активации стриатума, в свою очередь, происходит выделение медиаторов счастья – эндорфинов. А это переживается как высшее блаженство. Недаром физиологи, исследовавшие эту структуру, назвали ее «входом в рай».

«Я оказалась в таком месте, где все было залито светом, отовсюду исходило благоухание и благодать. Я чувствовала, что вокруг меня были люди, хотя я никого не видела. Когда я хотела узнать, что происходит, то всегда получала мысленный ответ от кого-нибудь из них. После того как я обрела новое знание, моя душа была возвращена в тело» (из книги Моуди «Жизнь после жизни»).

Итак, путешествие в иную жизнь завершено. Проплывшее последнее видение – это и последние мгновения пребывания на «том свете». После этого следует возвращение в мирскую жизнь.

МОЗГ И РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ

Когда ученые открыли и исследовали в мозге области и зоны, отвечающие за эмоциональный мир человека и его поведение в обществе, естественно, они не могли не задуматься, а существуют ли в нем участки, к которым привязан религиозный опыт. Иначе говоря: есть ли в мозге место, где сконцентрирована вера в Бога?

И только относительно недавно наука установила, что в состоянии глубокого религиозного опыта (медитации, молитвы) в мозге происходят специфические изменения: в некоторых его зонах активность снижается, а в другие, наоборот, резко повышается.

Это было доказано во время сканирования головного мозга людей, которые увлекаются буддизмом.

Оказалось, что если человек в течение часа усиленно медитирует, то повышается активность тех областей мозга, которые регулируют внимание. В принципе, так и должно было быть, потому что медитация требует от человека особой сосредоточенности.

видения при клинической смерти - student2.ru

В состоянии глубокого религиозного опыта (медитации, молитвы) в мозге происходят специфические изменения

Более того, было установлено, что если испытуемый погружался глубоко в себя, задняя часть теменной доли его мозга проявляла гораздо меньшую активность, чем когда он просто сидел и отдыхал.

Нейробиолог Эндрю Ньюберг, проводивший это исследование, пришел к заключению, что именно эта область мозга конструирует ментальную границу между мозгом и физическим миром.

Известно, что в теменной доле левого полушария есть область, которая отвечает одновременно и за осознание человеком своей индивидуальности, и за представление образа собственного тела. Теменная же доля правого полушария поддерживает ощущение времени и пространства, в котором тело находится.

Когда же человек медитирует, то он все сильнее проникается ощущением единства с окружающим миром. В результате каналы связи между двумя этими областями блокируются, и человек теряет представление об образе собственного тела.

Как показывают наблюдения, такие люди действительно отключаются от внешнего мира, переставая через какое-то время реагировать как на зрительные образы, так и на звуки.

Ученые предполагают, что как раз в этот момент в теменную долю мозга перестает поступать информация извне.

В отсутствии же такой информации нормальный режим работы этих областей нарушается, и человек уже не ощущает границу между собой и окружающим миром.

А по мере того как у медитирующего исчезает ощущение времени и пространства, у него появляется чувство безграничности и беспредельности.

Таким образом, чтобы погрузиться в мистическое состояние, требуется определенная переориентация мозга, и даже «отключение» некоторых его зон. И мозг сам делает эту работу, естественным путем формируя механизмы, которые позволяют человеку сливаться с пространством и временем, то есть обрести религиозный опыт…

А теперь обратимся к исследованиям канадского нейробиолога Майкла Персингера. Этот ученый в течение нескольких лет разрабатывал приемы стимуляции отдельных областей мозга. Делал он это для того, чтобы обыкновенные люди могли вызывать у себя самые разные формы сюрреалистических ощущений.

Опытным путем ученый нашел, что магнитное излучение всего в 1 микротеслу (оно примерно равно излучению монитора обычного компьютера), вращающееся по определенной траектории вокруг височных долей мозга, может вызвать у человека ощущение потустороннего присутствия. Например, он может увидеть ангела, самого Бога или недавно умершего родственника. При этом, как показали опыты, подобные ощущения возникают у четырех из пяти испытуемых.

«И если это случается у меня в лаборатории, – резюмировал Персингер, – то можно себе представить, что происходит с человеком, находящимся в этот момент в церкви, где сама обстановка располагает к видениям религиозного характера».

Персингер и сам неоднократно надевал сконструированный им шлем, но его видения носили едва заметный характер. Связывал он это с тем, что хорошо знал истинную причину происходящего.

Таким образом, с некоторой долей уверенности можно говорить о том, что мистический опыт или религиозные чувства – это всего лишь результат возбуждения в особых зонах мозга.

Однако о чем говорит и практика медитации, и факты появления потусторонних образов, а также опыты того же Персингера, эффекты воздействия на мозг могут свидетельствовать еще и о том, что химическое и электромагнитное воздействие выводит мозг из привычного состояния, и это позволяет сознанию обрести некоторую свободу в отношении физической реальности.

В разные времена и в разных культурах погрузить сознание в особые мистические состояния пытались различными методами: например, изоляцией органов чувств от внешних раздражителей, прежде всего, от света и звука.

Длительные воздержания от сна, различные виды химического воздействия, дыхательные и сексуальные практики, ритуальные танцы, особые звуковые ритмы – все это также приводило к изменению восприятия внешнего мира и собственного «я».

А мезоамериканские индейцы, чтобы вернуть себе утраченные некогда легендарные паранормальные способности, применяли даже такое крайнее средство, как прижизненную трепанацию черепа в области левого полушария. В результате этой операции, вероятно, блокировались программы левого полушария и активизировалась специфическая деятельность правого.

Но, пожалуй, эффективнее всего влияют на появление мистических переживаний психоделики. Согласно теории доктора Лири, они вызывают шок и стресс, которые стирают программы, заложенные еще в раннем детстве и в более поздние периоды активного обучения. Разрушая эти старые схемы, психоделики дают возможность сознанию перепрограммироваться и настроиться на другие модели реальности. В результате открывается доступ к новым сигналам, которые обычное сознание относит к паранормальным или вовсе нереальным феноменам. Но это уже тема другого разговора…

МИСТИКА НА ОРБИТЕ

После 12 апреля 1961 года, когда советский человек Ю.А. Гагарин впервые поднялся в космос, уже сотни человек из разных стран последовали его примеру. Многие из них, находясь в корабле в одиночестве или группами, столкнулись с непонятными и необъяснимыми явлениями. Некоторые из них были явно мистического характера.

Но космонавты, как правило, о своих встречах с неведомым предпочитают не распространяться. Да им и не советуют откровенничать по этому поводу. Впрочем, в минуты особой откровенности любой человек может проговориться о самых сокровенных тайнах. Поэтому и рассказывают, будто бы даже Юрий Гагарин однажды сказал, что если бы ему разрешили, он мог бы рассказать «много интересного о своем полете».

видения при клинической смерти - student2.ru

Рассказывают, будто бы Юрий Гагарин однажды сказал, что если бы ему разрешили, он рассказал бы «много интересного о своем полете»

На орбите происходит много эффектов, связанных с физиологией человека, но не нашедших пока объяснения. Взять хотя бы эффект телескопического зрения. Впервые о нем поведал американский астронавт Гордон Купер, который, в частности, рассказал о том, что, пролетая над Тибетом, невооруженным глазом видел различные постройки. А ведь в соответствии с законами физики и физиологическими и анатомическими особенностями глаза с расстояния в 300 километров увидеть такие объекты практически невозможно.

Об уникальном феномене «дальнего зрения» рассказал и космонавт Виталий Севастьянов: «Наконец я сегодня увидел Сочи. Видел отчетливо порт и наш маленький двухэтажный домик».

Эффект «телескопического зрения» подтвердил и Юрий Глазков: «Летим над Бразилией, вдруг вижу узенькую ленточку шоссе! И по нему мчится автобус, вроде даже голубого цвета».

«Льдину», плывущую в воздухе над облаками, увидел и сфотографировал Георгий Гречко. «Иногда взгляд из космоса обнаруживает удивительное, – рассказывал Георгий Михайлович. – К примеру, летим над Монголией и вдруг видим изображение человека! Размер его – сто или даже двести километров. Отчетливо просматриваются голова, шинель, ноги. Мы с Юрием Романенко, с которым тогда летали, назвали его “снежным человеком”, поскольку именно снег создал этого гиганта».

Помимо зрительных образов присутствуют в космосе и загадочные звуки. По крайней мере, их иногда слышат космонавты. Об этом очень поэтично рассказал космонавт Владислав Волков.

«Внизу летела земная ночь. И вдруг из этой ночи донесся лай собаки. Мне почудилось, что это голос нашей Лайки (погибшей на орбите). А потом стал отчетливо слышен плач ребенка! И какие-то голоса. Объяснить все это невозможно. Почувствовать – да!»

А однажды Юрий Гагарин, услышав одну из музыкальных мелодий, признался, что во время полета в какой-то момент у него в ушах прозвучала похожая музыка. Позже то же самое об этой мелодии сказал и летчик-космонавт Алексей Леонов.

«Один раз и со мной на орбите произошла странная история, – рассказывал Георгий Гречко. – Когда пролетали над страшным мысом Горн, где в древности разбивалось множество кораблей, вдруг у меня возникло чувство опасности. Показалось, что сейчас мне на спину бросится тигр. Очень жуткое ощущение, еле от него избавился».

Иногда, находясь на орбите, космонавты сталкиваются с «эффектом присутствия». В какой-то момент астронавт вдруг начинает чувствовать, что кто-то буравит ему спину очень тяжелым взглядом. А потом незримая сущность подает «голос». Она нашептывает «текст», который где-то в глубинах сознания звучит примерно так: «Ты слишком рано и неправильно пришел сюда. Верь мне, ибо я твой предок. Сынок, вы не должны здесь быть, возвращайся на Землю, не нарушай законов Творца».

И часто для убедительности этот Голос рассказывает небольшую, но известную только семье космонавта историю, связанную с этим предком.

Чтобы объяснить этот феномен, была даже выдвинута гипотеза, согласно которой этот «шепот» принадлежит некой высокоразвитой инопланетной цивилизации. Используя доступные ей средства, в частности манипуляцию сознанием, она мирным путем стремится не допустить человечество в давно освоенный ею самой космос. А для доказательства своего могущества «считывает» из сознания и подсознания космонавтов факты, известные лишь им одним.

А об этом феномене впервые открыто заявил в 1995 году космонавт-испытатель Сергей Кричевский. Позже выяснилось, что и другие космонавты испытывали в полете странные и одновременно удивительные психические ощущения. Например, астронавт неожиданно выходил из своего привычного человеческого образа и превращался в буквальном смысле в какое-то животное!

Более того, находясь в этом состоянии, он словно «подключался» к неизвестному информационному источнику и черпал оттуда предупреждения о грозящих аварийных ситуациях. Иногда космонавт перевоплощался в еще более ужасное существо. Например, один из коллег Кричевского рассказал ему о «пребывании» в образе динозавра! Причем он чувствовал, как шагал по какой-то планете, преодолевая овраги и пропасти. У него якобы вместо ног были лапы, украшенные огромными когтями, вместо кожи – чешуя, между пальцами находились перепонки.

Во время космического полета многие космонавты ведут личные дневниковые записи. В них есть и материал, относящийся к загадочным явлениям. Но эти документы они категорически отказываются публиковать. Причины для этого у них самые разные.

А вот космонавт-испытатель Сергей Кричевский считает, что «фантастические сновидения-состояния», как он называет эти явления, необходимо тщательно исследовать.

Такие исследования, по его мнению, не только помогут в будущем сделать более надежную безопасность космических полетов, но и, возможно, приоткроют завесу над многими тайнами Вселенной.

СЕКРЕТ ПРИВИДЕНИЙ РАСКРЫТ?!

Специалист по информатике Вик Тэнди на всю жизнь запомнил тот вечер, когда его привычный мир таинственным образом изменился. В семь часов вечера он был еще в своей лаборатории в университете в Ковентри. Другие сотрудники уже ушли, а Тэнди так увлекся работой, что забыл о времени. Вдруг его прошиб холодный пот: он явственно почувствовал, что в пустой лаборатории за ним кто-то наблюдает. Он осмотрелся и увидел, что к нему плавно приближается нечто серое, туманное и бесформенное. Оно шевелилось и смотрело! Это продолжалось ровно столько времени, что Тэнди успел не только испугаться, но и разглядеть привидение. Безликая масса шагала на человеческих ногах и протягивала к нему бледные руки! Потом привидение растаяло в воздухе. Ученый-«технарь» выругался, отдышался и вытер пот. «Не иначе, как кофе был слишком крепкий», – почему-то пришло ему в голову.

видения при клинической смерти - student2.ru

Один из ирландских замков с привидениями

В туманной Англии покойники имеют больше причин бродить после смерти по глухим коридорам и башням старинных замков и особняков. Известны тысячи старинных зданий, в которых давно пугают людей привидения в виде бледных девушек в белых одеяниях, монахов и даже королей.

Тэнди дает этому явлению поразительно простое объяснение: все дело в сильном морском ветре, который облетает Британские острова из края в край. При этом, как считает исследователь, возникают звуковые волны такого диапазона, на который до сих пор не обращали внимания. Именно они воспринимаются человеком в форме явлений, называемых по традиции привидениями или призраками.

Идея возникла совершенно случайно. На следующий день после того, как Тэнди наблюдал в лаборатории привидение, он принес с собой рапиру, чтобы наточить ее к соревнованию, в котором собирался участвовать. Он зажал рапиру в тиски и с удивлением увидел, как рапира начала все сильнее колебаться, словно ее раскачивала невидимая рука. Ученому было совершенно ясно, что перед ним явление резонанса.

Странно было только то, что в лаборатории в этот момент никаких звуков не было, наоборот – тишина гробовая. Тэнди – специалист по компьютерам – занялся измерениями с помощью различных приборов. Его удивлению не было границ, когда он установил, что в лабораторной тишине на самом деле стоял адский шум и грохот, только на более низких частотах, чем способно воспринимать человеческое ухо, – в инфразвуковом диапазоне.

После непродолжительных поисков Тэнди обнаружил источник шума. Им оказался новый вентилятор, недавно установленный в системе кондиционирования воздуха. Как только Тэнди выключил вентилятор, рапира перестала дрожать. Тогда ему пришла в голову смелая мысль: «А вдруг инфразвук имеет отношение к привидениям?» Звуковые волны, измеренные им в лаборатории, имели частоту 18,98 герца, что примерно совпадает с частотой движения глазного яблока у человека. «Значит, звуковые волны заставили мои глаза резонировать, – решил исследователь, – поэтому я увидел фигуру, которой фактически не было».

В природе тоже встречаются звуки в инфразвуковом диапазоне волн, если сильные порывы ветра ударяют, например, о стены старинных башен. Эти звуки проникают сквозь самые толстые стены. Особенно сильные завывания ветра образуются в коридорах. «Вовсе не случайно привидения бродят по длинным коридорам, где гуляют сквозняки», – говорит Тэнди в подтверждение своей теории.

Однако Тэнди не может дать удовлетворительного ответа на вопрос: почему эти «резонансы» принимают вполне определенные формы? А кроме того, осталось невыясненным, как себя ведут мощные инфразвуки, вызываемые ветром от мчащихся автомобилей или самолетов.

Глава 7

Парадоксальная психика

НЕВЕРОЯТНЫЕ МУЛЬТИПЛЕТЫ

14 марта 1887 года жители одного изломов американского городка Норристауна были разбужены отчаянными криками своего соседа, который метался по двору, умоляя всех сказать, где он находится. Клялся, что понятия не имеет о Норристауне и что он никакой не мистер Браун, как его называют, а мистер Берн, проповедник из Грина.

За полтора месяца до этого события этот человек прибыл в Норристаун, отрекомендовался Брауном, купил магазин, наполнил его писчебумажными товарами и открыл торговлю.

Жители Норристауна быстро привыкли к этому приветливому, но малоразговорчивому человеку. Известно было, что жил он в задних комнатах своего магазина, сам себе готовил еду, регулярно ходил в церковь и несколько раз ездил в Филадельфию за товаром.

И вот теперь он утверждает, что знать не знает ни Норристауна, ни норристаунцев, ни даже самого себя!

Полиция, а потом и собственная жена, прибывшая из Грина и бросившаяся к нему в объятия, подтвердили, что он не кто иной, как мистер Берн, внезапно исчезнувший из Грина 17 января. Что он делал между 17 января и 1 февраля и каким образом превратился в Брауна, он объяснить не мог. До тех пор он не проявлял ни малейшей склонности к торговле.

Он вернулся к своей жене и проповедям и стал уже забывать о своем приключении, но, на его беду, о нем прослышал знаменитый профессор Джемс. Профессор явился к Берну и уговорил его подвергнуться гипнозу, чтобы посмотреть, как он сам писал впоследствии, «не вернется ли в гипнотическом трансе его брауновская память. Она вернулась и утвердилась так прочно, что изгнать ее было невозможно». Браун не признал жену Берна своей женой, сказал, что о Берне вообще-то слышал, но не уверен, видел ли его когда-нибудь, и рассказал во всех подробностях не только что он делал в Норристауне, но и где странствовал в течение первых двух недель.

О дальнейшей его судьбе история умалчивает.

А вот другой, не менее интересный случай подобного рода, произошедший в США в конце XIX века. Восемнадцатилетнюю Альму 3. неожиданно стали мучить головные боли, которые врачи приписали переутомлению. Однажды она заснула, а проснувшись, предстала перед своими родными в образе бойкого, жизнерадостного существа, больше всего интересовавшегося не науками и искусством, как первая, а домашним хозяйством. Она знала, что появилась вместо Альмы, жалела ее и считала, что ее собственное назначение заключается в том, чтобы дать той отдохнуть. Когда же она превращалась в Альму, то о своем двойнике ничего не знала, но домашние рассказали о ее втором «я».

Оба «я» общались друг с другом при помощи писем: вторая писала первой, какое ей следует принять лекарство, а первая благодарила вторую за заботу. Врачи лечили Альму, головные боли стали редкими, реже появлялась и Альма № 2. Когда же Альма вышла замуж, визиты Альмы № 2 участились.

Однажды она сообщила, что больше не появится, а вместо нее прибудет новое существо. Тотчас последовал долгий обморок (почти все самопроизвольные превращения личности происходят после сна или обморока); когда же он кончился, на свет явилось существо, уверявшее, что оно мальчик, и просившее так его и называть.

Мальчик быстро привык к обязанностям жены, матери и хозяйки. Он был ближе к первой личности, но не обладал ее познаниями. Однако он интересовался новой литературой и в особенности театром. О своих предшественницах Мальчик знал все и относился к ним с уважением. Мальчик временами лишался слуха, но зато по движениям губ собеседника воспринимал все, что ему говорилось: сила и острота его зрения в эти моменты удесятерялись. Такую же чувствительность, граничащую с болезненностью, отмечали врачи и у других людей, когда их личность становилась другой.

Все приведенные выше случаи относятся к раздвоению личности, или «заболеванию множественными персоналиями» (ЗПМ). Причем как показывают исследования, это заболевание не столь редкое, как можно было бы подумать. По крайней мере, самые скромные подсчеты показали, что только в США ежегодно появляется на свет около 30 тысяч детей, страдающих ЗМП. Их еще называют мультиплетами.

Одним из наиболее впечатляющих примеров ЗМП, который приводит в своем исследовании психолог Н. Минаева, является супермультиплет Кассандра – у нее около 200 персоналий! Вот только некоторые из них в описании Н. Минаева:

«Ларри – взрослый мужчина, североамериканский индеец. Он заседает, как это называет Кассандра, в ее “внутреннем совете” (то есть в мозге). В его задачи входит руководство и управление “семьей”. У Ларри чеканные черты лица, и он всегда задумчив и прям, у него хорошие манеры – крайне немногословен, и он никогда не “входит” в тело, если Кассандра облачена в платье или юбку. Вторая важнейшая функция Ларри – защита тела, в котором обитает его “семья”. Поэтому он силен и смел, владеет боевыми искусствами, хорошо разбирается в разных видах оружия.

Селеза – ей всего четырнадцать лет. Она обладает обширными познаниями в области анатомии и физиологии, почерпнутыми из медицинских справочников и анатомических атласов. Как-то случайно покалечившись, Селеза стала тщательно следить за состоянием своего здоровья и лечит тело в случае необходимости. Заявляет, что справлялась с ожогами третьей степени, повреждениями внутренних органов и даже черепно-мозговыми травмами. Селеза никогда не испытывает боли. С мужчинами она – восхитительная юная кокетка.

Крис – десятилетний мальчик с обычными интересами и увлечениями, присущими этому возрасту. Он с энтузиазмом рассказывает, как играл в мяч или ловил рыбу. Мечтает скорее вырасти, купить машину и водить ее на большой скорости. Пока это ему запрещено “внутренним советом”, поскольку, находясь за рулем, он не видит дороги, но все-таки однажды ему удалось обмануть бдительность “совета” и прокатиться на автомобиле. Дело кончилось аварией, и тогда на сцену выступила Селеза: травмы, полученные в результате катастрофы, были залечены ею в течение считаных дней. Починкой автомобиля руководил Ларри.

Стэйси – застенчивая маленькая девочка, постоянно играет волосами и прячет в них легко краснеющее лицо. У нее высокий голосок, старомодная, жеманная манера вести разговор. Контроль над телом получает на крайне непродолжительные промежутки времени, да и сама особенно к этому не стремится.

Это всего лишь четыре личности (или альтеры – так их обычно называют) из огромной “семьи” Кассандры. Все они – это она сам, а и в то же время это совершенно разные люди». (Заговор двойников // Курьер, 16.02.2002, Нью-Йорк).

Впрочем, таких мультиплетов, как Кассандра, не так уж много: в среднем человек, страдающий ЗМП, имеет от семи до одиннадцати персоналий, которые обычно хорош

Наши рекомендации