И ресоциализации лиц с зависимостями

Региональная система социальной реабилитации и ресоциализации людей с зависимостями представляет собой комплекс программных, законодательных, организационно-управленческих, финансово-бюджетных и иных мер и институтов, принимаемых и создаваемых в целях кардинального сдвига в решении проблемы деградации человеческого потенциала региона в результате наркомании, алкоголизма и иных видов пагубных зависимостей.

Цель создания Региональной системы – снижение уровня немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, количества лиц, страдающих наркотической, алкогольной и иными зависимостями, и снижение уровня смертности среди населения.

Задачи Региональной системы – координация деятельности региональных органов исполнительной власти, ведомств и негосударственных общественных организаций, действующих в сфере социальной реабилитации, по выявлению лиц, допускающих немедицинское употребление психоактивных веществ (в том числе выявленных при профилактических осмотрах, задержанных правоохранительными органами, направленных на реабилитацию по решению суда, выявленных в местах их скопления, а также самостоятельно обратившихся за помощью в преодолении зависимости) (далее – потребители ПАВ), формированию у них мотивации на прекращение употребления ПАВ и прохождения курса социальной реабилитации и ресоциализации, организации квалификационного отбора реабилитационных центров для включения их в Региональную систему, сертификации и стандартизации их деятельности, государственной, финансовой, организационно-методической и кадровой поддержки.

В приведенной модели организации региональной системы социальной реабилитации и ресоциализации обобщен международный опыт, а также отдельные механизмы, отработанные и успешно применяемые в различных субъектах Российской Федерации, в том числе, наиболее полный вариант комплексной системы наркологической помощи, действующей в Республике Татарстан.

Основным звеном Региональной системы должна стать вновь созданная специализированная региональная структура – Агентство по социальной реабилитации и ресоциализации лиц с зависимостями (далее – Агентство) (рисунок 1).

Агентство может быть создано как специализированная структура с непосредственным подчинением высшим руководящим органам субъектов Российской Федерации, или, что представляется более целесообразным, в составе региональных органов социальной защиты.

Для оптимизации деятельности и более широкого охвата населения в структуре Агентства должны быть созданы муниципальные (городские) отделения (далее – отделения), в которых будет осуществляться непосредственная работа с потребителями ПАВ, а также с их родными и близкими (далее – созависимые).

Рисунок 1

И ресоциализации лиц с зависимостями - student2.ru

В Агентстве организуется учет потребителей ПАВ на основе Регионального регистра лиц, допускающих немедицинское употребление психоактивных веществ и направленных на социальную реабилитацию и ресоциализацию (далее – Регистр) и формируется Региональный реестр учреждений всех форм собственности, действующих в сфере социальной реабилитации и ресоциализации зависимых граждан (далее – Реестр). В Реестр вносятся реабилитационные центры, прошедшие квалификационный отбор по критериям, разработанным на региональном уровне специально созданным органом по сертификации, либо в рамках существующих систем добровольной сертификации, например, Системы добровольной сертификации работ и услуг по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях, учрежденной Институтом демографии, миграции и регионального развития.

Данные реабилитационные центры образуют региональную или межрегиональную сеть, наличие которой является необходимым условием для создания Региональной системы.

Кроме указанного выше, в задачи Агентства входит:

- координация деятельности всех участников Региональной системы (участковых социальных служб, служб занятости населения, учреждений социальной защиты, правоохранительных органов, органов здравоохранения и образования, негосударственных общественных организаций);

- разработка критериев квалификационного отбора реабилитационных центров;

- организация работы с потребителями ПАВ по типу кейс-менеджмента;

- социально-психологическая диагностика;

- мотивирование на прохождение курса социальной реабилитации и ресоциализации;

- подбор и составление индивидуальной программы реабилитации,

- выдача потребителям ПАВ сертификатов на прохождение курса социальной реабилитации и ресоциализации (далее – сертификат на реабилитацию) и контроль качества услуг, предоставляемых по ним (см. приложение 3);

- содействие в выборе реабилитационного центра из числа внесенных в Реестр Агентства;

- заключение юридического соглашения на предоставление услуг реабилитационным центром;

- направление на социальную реабилитацию и сопровождение потребителя ПАВ на всех ее этапах;

- организация и координация подготовки и повышения квалификации специалистов в области социальной реабилитации и ресоциализации;

- организация межведомственного взаимодействия при реализации статьи 82.1 УК РФ, а также других нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы предоставления потребителям ПАВ права выбрать лечение и реабилитацию в качестве альтернативы уголовному или административному наказанию;

- организация работы с привлечением заинтересованных ведомств по информированию населения и, в первую очередь, представителей целевых групп (потребителей ПАВ, их законных представителей, а также созависимых) о сущности и методах социальной реабилитации и ресоциализации зависимых и организациях, осуществляющих деятельность в данных направлениях.

Общее руководство деятельностью ведомств и организаций всех форм собственности, являющихся участниками Региональной системы в части, касающейся функционирования системы, должна осуществлять региональная антинаркотическая комиссия.

Деятельность Региональной системы реализуется поэтапно (рисунок 2):

На I этапе осуществляется выявление потребителей ПАВ и их первичная (низкопороговая) мотивация на обращение за помощью по преодолению наркотической зависимости. На данном этапе действуют:

- участковые социальные службы, выявляющие потребителей ПАВ в процессе повседневной деятельности на закрепленном участке;

- ведомства, которымми предусмотрено проведение профилактических осмотров с исследованием биологических жидкостей организма на наличие следов ПАВ, в том числе образовательные структуры;

- правоохранительные органы, в том числе структуры, отвечающие за безопасность дорожного движения и органы по исполнению наказания;

- наркологическая служба;

- негосударственные общественные организации, осуществляющие деятельность по выявлению потребителей ПАВ в местах их скопления (в том числе из групп риска по употреблению ПАВ) и проведению с ними работы по первичной (низкопороговой) мотивации на обращение за помощью в преодолении наркотической зависимости (далее – низкопороговые центры);

- судебные органы, назначившие наркозависимому прохождение курса лечения и реабилитации в качестве дополнительной меры или альтернативы наказанию.

Для организации дальнейшей работы информация о потребителях ПАВ направляется в отделения Агентства, где с ними начинается индивидуальная работа.

Рисунок 2

И ресоциализации лиц с зависимостями - student2.ru

На II этапе (Лечение и вмешательство) проводятся основные мероприятия по мотивированию и подготовке потребителей ПАВ к освобождению от зависимости, оказанию им необходимой медицинской помощи, а также выработке индивидуальной программы социальной реабилитации и ресоциализации.

Нуждающиеся в проведении лечебно-диагностических мероприятий, направляются в учреждения здравоохранения (районные поликлиники, наркологические кабинеты, наркологические диспансеры, наркологические, психиатрические и другие стационары) для проведения консультаций со специалистами, лабораторно-диагностических мероприятий, и, при необходимости, прохождения курса детоксикационной терапии и лечения сопутствующей патологии.

На данном этапе специалисты Агентства осуществляют:

- социально-психологическую диагностику потребителей ПАВ;

- работу по созданию у потребителей ПАВ (и созависимых) мотивации на обращение в реабилитационный центр для прохождения курса социальной реабилитации и ресоциализации.

При получении согласия проводится:

- подготовка индивидуальной программы реабилитации;

- внесение данных о потребителе ПАВ в Регистр Агентства и выдача сертификата на прохождение курса социальной реабилитации и ресоциализации;

- выбор с учетом пожеланий потребителя ПАВ реабилитационного центра из Реестра Агентства;

- юридическое сопровождение в ходе согласования с выбранным реабилитационным центром возможности прохождения данным потребителем ПАВ курса реабилитации на его базе и последующего заключения многостороннего договора между реабилитационным центром, потребителем ПАВ и созависимыми, а также, при необходимости – с отделением Агентства.

Агентство осуществляет сопровождение потребителя ПАВ на этапах социальной реабилитации, ресоциализации и трудовой реинтеграции, а также в период постреабилитационного патроната, который включает также реализацию программы профилактики срыва ремиссии.

В случае отказа потребителя ПАВ от прохождения курса избавления от наркотической зависимости Агентство организовывает (с привлечением участковой социальной службы, правоохранительных органов и общественных организаций) наблюдение, социальный патронат и дальнейшую мотивационную работу.

Работа по формированию у потребителя ПАВ устойчивой мотивации на полное прекращение употребления психоактивных веществ и реализация индивидуальной программы реабилитации может осуществляться в государственных реабилитационных центрах, созданных на базе региональных органов социальной защиты, наркологической службы или образования (для несовершеннолетних граждан) и в негосударственных реабилитационных центрах, внесенных в Реестр Агентства (III этап – этап социальной реабилитации), а также в негосударственных организациях, осуществляющих деятельность по программам ресоциализации и трудовой реинтеграции лиц, допускавших немедицинское употребление ПАВ, с привлечением служб занятости населения и региональных образовательных структур (IV этап – ресоциализация и трудовая реинтеграция).

В задачи службы занятости населения должно входить создание резерва вакансий рабочих мест для потребителей ПАВ, прошедших курс социальной реабилитации и ресоциализации.

На образовательные структуры должна быть возложена задача содействия лицам данной категории в получении среднего образования, профессиональной ориентации и профессионального обучения, а также предоставления возможности получения высшего образования;

На V этапе, этапе постреабилитационного патроната, потребители ПАВ, прошедшие курс социальной реабилитации и ресоциализации, переходят под патронат участковой социальной службы или учреждения социальной защиты населения для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которые при взаимодействии с отделением Агентства осуществляют дальнейшую работу по типу кейс-менеджмента.

Постреабилитационное сопровождение лиц, освободившихся от зависимости, как правило, проходит в форме их участия в терапевтических сообществах и группах взаимопомощи (амбулаторные программы в реабилитационных центрах, общественные организации «Анонимные наркоманы», «Анонимные алкоголики» и т.д.), совместных культурно-досуговых мероприятиях, что позволяет сформировать крепкие длительные связи реабилитационных центров с реабилитированными, контролировать над процессом ресоциализации, а также своевременно проводить мероприятия по профилактике срывов.

Организация работы на данном этапе имеет важное значение для успешного завершения всего процесса реабилитации зависимого и возвращения его в общество. Для ее реализации необходимы скоординированные усилия всех ведомств, участвующих в процессе реабилитации зависимых.

В целях обеспечение трудовой занятости реабилитированных необходимо предусмотреть квотирование рабочих мест для лиц данной категории. Целесообразны также другие меры по стимулированию руководителей негосударственных предприятиях к трудоустройству лиц, прошедших курс реабилитации от зависимости (например, льготное налогообложение).

Большое распространение в мировой практике получил успешный опыт по созданию сельскохозяйственных общин, где лицам, прошедшим курс реабилитации, кроме трудоустройства, может быть предложено временное (дом на полпути) или постоянное проживание.

Для организации государственного контроля за деятельностью негосударственных, в том числе конфессиональных, реабилитационных организаций и в целях недопущения нарушения действующего законодательства в сфере защиты гражданских прав, а также отбора эффективно работающих реабилитационных центров и реабилитационных программ целесообразно организовать работу по сертификации (см. приложения 4 и 5) и стандартизации деятельности реабилитационных центров (см. приложения 6 и 7).

Финансирование деятельности Региональной системы должно осуществляться за счет средств регионального бюджета, в соответствии с региональной антинаркотической программой, а также за счет средств федерального бюджета, выделяемых региону в виде субсидий на соответствующие цели (см. приложение 8).


Наши рекомендации