Взаимодействие цены спроса и предложения
«Эффект Пигу»
p – цена предложения,
q –цена спроса, t – точка рыночного равновесия
Причины увеличения спроса:
· увеличение заработной платы,
· желание получить услугу в данный момент вследствие повышения цен в будущем и т.д.
Как реагирует на эти изменения рынок?
1. Рост цен, увеличение доходов тех медицинских учреждений, которые предоставляют услуги.
2. Стремление предпринимателей вложить свои деньги в прибыльное дело. Возникает конкуренция. Преуспевает тот, кто быстрее увеличит объём медицинских услуг, при одновременном снижении затрат и цен.
Ценообразование– это процесс формирования цен, определения их уровня.
Ценообразование решает задачи:
1. расширение рынка сбыта услуг здравоохранения,
2. увеличение массы прибыли,
3. обеспечение баланса спроса и предложения,
4. объёма денег и объёма услуг здравоохранения.
Законы ценообразования 1. Цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению. 2. Если под влиянием неценовых факторов произойдёт повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе,- цена возрастает. Если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократиться или при неизменном спросе увеличится предложение - цена снизится. |
Важно, чтобы при ценообразовании соблюдались 2 условия:
1) стоимость лечения в разных учреждениях должна быть примерно одинаковой;
2) все пациенты должны иметь право на получение медицинской помощи одинакового объема и надлежащего качества.
Платные услуги в Медицинских организациях делятся на:
медицинские:
· косметологические,
· стоматологические,
· анонимное лечение алкоголизма,
· консультативная помощь,
· искусственное прерывание беременности,
· роды,
· лечебная физкультура, массаж, физио- и водолечение и т.д.
сервисные:
· индивидуальный уход за больным в стационаре или на дому,
· лабораторно-диагностическое исследование на дому,
· прокат некоторых видов медицинских принадлежностей,
· лечение на дому,
· предоставление отдельных палат, телевизоров, телефонов.
Особенности рынка медицинских услуг
1. На рынке медицинских услуг выступают три группы субъектов:
· Производитель, продавец медицинских услуг и товаров (медицинское учреждение, медицинский работник);
· Покупатель (пациент);
· Посредник (страховые медицинские организации)
2. Характерна асимметрия информации у производителя и потребителя в отношении потребительских свойств получаемой услуги.
3. Почти абсолютное доверие к продавцу медицинских услуг.
4. Медицинская услуга, которую можно легко продать, должна быть качественной.
5. Высокая приоритетность медицинских услуг.
6. Отсутствие четкой взаимосвязи между затратами труда медицинских работников и конечным результатом.
7. Приоритетность социальной и медицинской эффективности перед экономической.
В здравоохранении оказываются медицинские услуги, удовлетворяющие потребности в укреплении и сохранении здоровья.
Особенности медицинских услуг
1. Неосязаемость медицинской услуги.
2. Невозможностьощутить до момента её приобретения.
3. Неотделимость от источника услуги. Оказание медицинской услуги требует личных контактов производителя и потребителя.
4. Несохраняемость услуги. Медицинская услуга отличается от других товаров тем, что процесс производства совпадает с процессом реализации.
5. Непостоянство качества медицинской услуги. Зависит от квалификации специалиста, оснащенности ЛПУ.
6. Медицинскую услугу не всегда можно оценить положительно.
Таким образом, Вы ознакомились с основными понятиями маркетинга, механизмом рыночных отношений, какие медицинские услуги предоставляются в медицинских учреждениях, особенностями медицинских услуг, особенностями рынка медицинских услуг. Полученные знания помогут понимать механизм формирования и предоставления платных услуг.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какова структура рынка в здравоохранении?
2. На каких принципах функционирует рынок?
3. Какие особенности рынка медицинских услуг?
4. Какие особенности характерны для медицинских услуг как товара?
5. Какие медицинские услуги считаются сервисными?
Домашнее задание:
§ Подготовиться по материалам лекции № 8 к практическому занятию № 3.
Рекомендуемая литература:
§ Зенина Л.А. Экономика и управление здравоохранением: Учебник. Москва: 2012г.-208
§ Тлепцерищев Р.А., Трушкин АГ., Экономика и управление здравоохранением – Ростов н/Д: Феникс, 2009
§ Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Лисицын Ю.П. - 2-е изд. - 2010. - 512 с. http://vmede.org
ЛЕКЦИЯ № 9
МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ
План:
1. Нормативно-правовая основа медицинского страхования.
2. Основные понятия медицинского страхования.
3. Характеристика обязательного и добровольного медицинского страховании.
4. Структура системы обязательного медицинского страхования.
5. Принципы обязательного медицинского страхования.
6. Права пациентов в условиях ОМС.
7. Базовая и территориальная программа ОМС
8. Механизм финансирования лечебно-профилактических учреждений в условиях ОМС
Медицинское страхование - это вид личного страхования, при котором объектом являются ценности связанные со здоровьем человека.
Цель медицинского страхования – дать гарантии гражданам при возникновении страхового риска получить медицинскую помощь за счет накопленных средств и повышения качества медицинской помощи.
Правовая основа медицинского страхования включает основные документы:
· Конституция (основной закон) Российской Федерации;
· Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 21.11.2011;
· “Закон об обязательном медицинском страховании граждан РФ» 21.11.2010 года.
Основные понятия медицинского страхования
В законе об обязательном медицинском страховании даны определения основным понятиям:
1. объект обязательного медицинского страхования - страховой риск, связанный с возникновением страхового случая;
2. страховой риск - предполагаемое событие, при наступлении которого возникает необходимость осуществления расходов на оплату оказываемой застрахованному лицу медицинской помощи;
3. страховой случай - совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию;
4. страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию - исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации;
5. страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями;
6. застрахованное лицо - физическое лицо, на которое распространяется обязательное медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом;
В РФ установлены две формы медицинского страхования:
1. обязательное медицинское страхование,
2. добровольное медицинское страхование.
Характеристика