Тема: «Лекарственные растения»
Руководитель проекта: Сеитвелиева Э.У.
Характеристика проекта
«Лекарственные растения»
- творческий (по доминирующей деятельности учащихся);
- монопроект (по комплексности);
- внутриклассный (по характеру контактов);
- долгосрочный (по продолжительности).
Продукт проектной деятельности – учебное дидактическое пособие «Лекарственные растения»
Презентация проекта в виде инсценировки-диалога
Актуальность проблемы.
1 ученик.При подведении итогов работы за прошлый учебный год ( это было в сентябре) учащимися начальной школы был выявлен факт пропусков уроков по болезни, что влияет на нашу успеваемость. Мы выяснили, что болезни «носят» разный характер. В основном, это простудные заболевания и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Бывают случаи, когда, не смотря на соблюдение режима дня, рациональное питание, занятия спортом, люди «прибегают» к применению лекарств. Но и они не помогают. Мы задумались: «Почему же такое происходит?».
2 ученик.Тогда мы решили, что, скорее всего, всё дело в лекарствах, которыми мы лечимся. Ведь не зря в народе говорят, что синтетические лекарства «одно лечат, а другое калечат».
Как же быть? Есть ли способ лечиться без лекарств? Оказалось, что есть.
3 ученик. На уроках окружающего мира мы узнали о существовании лекарственных растений и решили выяснить, на самом ли деле с их помощью можно бороться с болезнями.
4 ученик.Своё исследование мы начали с изучения общих вопросов о строении растений, их видах, условиях произрастания, размножении.
Изучая подобранный материал, мы выяснили, что уже первобытный человек использовал некоторые лекарственные растения.
Так же мы познакомились с правилами сбора, сушки и хранения лекарственных растений.
Далее мы разбились на группы. Первая группа изучала комнатные лекарственные растения, вторая – дикорастущие, а третья – культурные.
5 ученик. В результате наших исследований мы составили памятку сбора лекарственных растений «Лекарственные растения».
6 ученик. В дидактическое пособие мы включили описание самых распространённых лекарственных растений, их целебные свойства и способы их употребления.
Самое главное – мы поняли, что с помощью лекарственных растений можно победить многие болезни. Рекомендуем всем и каждому: не спешите в аптеку за таблеткой, попробуйте вылечить свой недуг с помощью лекарственных трав. Не верите? Попробуйте сами!
А сейчас приглашаем вас на лесную полянку.
Исценировка.
Ведущий.
В роще вырос можжевельник,
И в тени его ветвей
Появился муравейник,
Поселился муравей.
Он из дома спозаранку
Выбегает с веником,
Подметает всю полянку
Перед муравейником.
Замечает все соринки,
Начищает все травинки,
Каждый куст,
Каждый пень,
Каждый месяц, каждый день.
А однажды муравьишка
Подметал дорожку.
Вдруг упала с ёлки шишка,
Отдавила ножку.
От волнения сова
Перепутала слова:
Сова.
- Где же «скорая помая»?
Где же «скорощь помая»?
Где же «скорощь помая»?,
Спасите насекомое!
Ведущий.
Звери бросились гурьбой
За лекарственной травой.
Рвут аптечную ромашку,
Собирают зверобой.
На спине у ёжика
Листья подорожника.
Он больному обещает:
Ёжик:
- От компресса полегчает!
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его серёжки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
- Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых. Сок подорожника используют при болезнях желудка и для лечения простуды.
Ведущий.
Вот из чащи на опушку
Пробирается медведь –
Он решил тысячелистник
На опушке посмотреть.
Медведь.
Каждый лист разбит на дольки.
Посчитай-ка долек сколько.
8, 10, 20, 30, …
Тут легко со счёта сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть?
- Тысячелистник применяют при заболеваниях желудка и для остановки внутренних и внешних кровотечений.
Ведущий.
Маленький зайчик принёс одуванчик.
Заяц.
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице.
Пышное, воздушное,
Ветерку послушное.
- Корни одуванчика возбуждают аппетит, улучшают обмен веществ. Сок одуванчика используют для выведения веснушек и мозолей.
Ведущий.
Ну а серенький волчок вдруг крапивы приволок.
Волк.
Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица.
Что это за диво?
Ясно же! Крапива.
- В крапиве содержатся вещества, которые убивают микробов и останавливают кровь. Если сырую крапиву потолочь и приложить к ранке, то рана очистится и быстро заживёт.
Ведущий.
А лисичка принесла земляники два ведра.
Лиса.
На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки.
- Земляника улучшает состав крови, повышает аппетит, растворяет и выводит камни из организма. Полезны не только ягоды земляники, но и листья, и корни.
Ведущий.
Тут бельчонок прискакал и ромашку предлагал.
Бельчонок.
Золотая середина
И лучи идут кругом.
Это может быть картина?
Солнце в небе голубом?
А если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, подымется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Знакомые с детства, родные ромашки…
Вот лёгкий поповник у нашей реки.
Как белые звёзды, средь розовой кашки
В букете сияют её лепестки.
- Лекарственная ромашка используется при простуде, кашле, как болеутоляющее, успокаивающее и противовоспалительное средство.
Ведущий.
На полянку лесную мышка пришла
Мышка в лапках ландыш несла.
Мышка.
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень, -
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг.
- Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые помогают при болезни сердца.
Ведущий.
Звери больного все навещают,
Звери больного все угощают:
Кто морошкой, кто черникой,
Кто сушёной земляникой.
Муравей пощиплет травку
И попьёт цветочный мёд.
Значит, дело на поправку
Обязательно пойдёт.
Все лесные витамины
От брусники до малины
Принесли ему друзья.
Ведь зелёная аптека
Лечит даже человека,
А не только муравья.
1 ученик.В нашем классе теперь каждая семья знает о чудодейственной лесной аптеке.
В память о нашей встрече мы хотим подарить вам диски, на которых вы найдёте составленное нами дидактическое пособие.
Лекарственные растения
(дидактическое пособие)
Здесь, в зарослях лесных,
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом
Приятно так дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех умеющих их
Тайну разгадать.
(В. Рождественский)
Содержание дидактического пособия
1) лекарственные растения
2) стихи
3) кроссворды
Боярышник кроваво-красный, или сибирский (Crataegus sanguinea)
Народные названия: барыня, боярка, глод.
Описание. Боярышник кроваво-красный - высокий кустарник (до 4 м) или небольшое дерево пурпурно-коричневыми ветками, имеющими прямые колючки. Листья очередные, с прилистниками, короткочерешковые, с крупнозубчатым краем. Цветки белые (с неприятным запахом), собраны в щитковидные соцветия. Плоды шаровидные или продолговатые, мягкие, мясистые, кровяно-красные, кисловато-кислого вкуса. Цветет в мае - июне. Плоды созревают в августе - сентябре.
Распространение. Растет в лесах и на опушках. Часто культивируется для живых изгородей.
Применяемая часть.Плоды и цветки. Плоды собирают в сентябре, цветки - в мае - июне.
Применение. Боярышник был известен еще в глубокой древности как эффективное средство при сердечных заболеваниях, бессоннице, головной боли, головокружении, при повышенном кровяном давлении. Клинические исследования показали его эффективность при функциональных расстройствах сердечной деятельности, мерцательной аритмии, стенокардии, климаксе базедовой болезни.
.