В соответствии с разными методиками
Варианты заданий и темы докладов
Темы докладов в соответствии с вариантами заданий приведены в табл. 6.3.
Для самопроверки используйте контрольные вопросы.
Таблица 6.3
№ | Тема доклада |
1. | Структура бизнес-плана. |
2. | Содержание бизнес-плана. |
3. | Основные разделы бизнес-плана. |
4. | Информация для составления бизнес-плана. |
5. | Консультанты и дополнительные источники информации для составления бизнес-плана. |
6. | Обзор методик составления бизнес-планов. |
7. | Организации, занимающиеся составлением бизнес-планов. |
8. | Степень детализации разделов бизнес-плана в зависимости от целей использования. |
9. | Методика UNIDO (United Nations Industrial Development Organization). |
10. | Методика ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития). |
11. | Методика BFM Group (Bureau of Financial Modeling). |
12. | Методика KPMG. |
13. | Макет бизнес-плана, разработанный в рамках проекта ТАСИС (TACIS) Европейского Союза для Новых Независимых Государств. |
14. | Сравнение методик составления бизнес-планов. |
15. | Особенности использования бизнес-планов. |
2. Контрольные вопросы
1. Какова структура бизнес-плана?
2. Перечислите содержание бизнес-плана.
3. Какие основные разделы должен содержать бизнес-план?
4. Какую информацию используют для составления бизнес-плана?
5. Консультантов какого профиля привлекают при составлении бизнес-плана?
6. Какие дополнительные источники информации используют при составлении бизнес-плана?
7. Перечислите методики составления бизнес-планов?
8. Почему много методик составления бизнес-планов?
9. Кто разрабатывает бизнес-планы?
10. Какие организации занимаются разработкой бизнес-планов?
11. Для каких целей разрабатывают бизнес-планы?
12. Как влияет цель разработки бизнес-плана на степень детализации его разделов?
13. Дайте характеристику методики UNIDO (United Nations Industrial Development Organization).
14. Дайте характеристику методики ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития.
15. Дайте характеристику методики BFM Group (Bureau of Financial Modeling).
16. Дайте характеристику методики KPMG.
17. Дайте характеристику макета бизнес-плана, разработанного в рамках проекта ТАСИС (TACIS) Европейского Союза для Новых Независимых Государств.
18. Сравните методики составления бизнес-планов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
ЭТАПЫ И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
Варианты заданий и темы докладов
Темы докладов в соответствии с вариантами заданий приведены в табл. 6.4.
Для самопроверки используйте контрольные вопросы.
Таблица 6.4
№ | Тема доклада |
1. | Разработчики бизнес-плана. |
2. | Варианты разработки бизнес-планов. |
3. | Этапы разработки бизнес-плана. |
4. | Сроки разработки и реализации бизнес-плана. |
5. | Подготовительный этап разработки бизнес-плана. |
6. | Этап разработки бизнес-плана. |
7. | Этап продвижения бизнес-плана. |
8. | Этап реализации бизнес-плана. |
9. | Презентация бизнес-плана. |
10. | Команда по реализации бизнес-проекта. |
11. | Аудит бизнес-плана. |
12. | Ресурсы для реализации бизнес-плана. |
13. | Исследование достаточности капитала и возможных источников финансирования |
14. | Привлечение инвесторов для реализации бизнес-проектов |
15. | Заинтересованные стороны при разработке бизнес-плана. |
2. Контрольные вопросы
1. Дайте характеристику этапов разработки бизнес-плана.
2. Кто входит в команду разработчиков бизнес-плана?
3. Чем важна презентация бизнес-плана?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ, РЕЗЮМЕ БИЗНЕС-ПЛАНА.
ИСТОРИЯ БИЗНЕСА ОРГАНИЗАЦИИ
(ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ)
В соответствии с объектом исследования, заданным в курсовом проектировании, подготовить доклад по теме практического занятия.
Информацию представить в следующей последовательности:
1. Титульный лист.
2. Меморандум о конфиденциальности.
3. Оглавление.
4. Аннотация.
5. Резюме.
6. История бизнеса организации (описание отрасли): особенности медицинского бизнеса, характеристика отрасли здравоохранения.
6.1. Основные направления деятельности лечебно-профилактического учреждения.
6.2. История ЛПУ (дата образования и местонахождение, учредители и форма собственности, наличие лицензии).
6.3. Описание предоставляемых стационарных и амбулаторных медицинских услуг.
6.4. Обзор системы управления лечебно-профилактическим учреждением и кадров (численность медицинского персонала, его квалификация).
6.5. Обзор врачебного персонала (укомплектованность, совместительство, текучесть кадров, квалификация, наличие сертификата).
6.6. Обзор материально-технической базы (наличие современного лечебно-диагностического оборудования, фактически работающего оборудования и степень его использования, а также времени его работы ).
6.7. Финансовое положение ЛПУ в настоящее время (объем финансирования по госбюджету, ОМС и других источников, наличие задолженности по финансированию ЛПУ).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА БИЗНЕСА ОРГАНИЗАЦИИ (ВИДЫ УСЛУГ/ТОВАРОВ). АНАЛИЗ БИЗНЕС-СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ (РЫНКИ СБЫТА, КОНКУРЕНЦИЯ)
1. Характеристика объекта бизнеса организации (виды услуг/товаров)
В соответствии с объектом исследования, заданным в курсовом проектировании, подготовить доклад по теме практического занятия.
Информацию представить в следующей последовательности:
1. Характеристика объекта бизнеса организации.
В разделе необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых организацией, ответив на следующие вопросы:
1. Какие услуги/товары предлагаются фирмой? Опишите их.
2. Наглядное изображение условий предоставления услуг, товара (фотография или рисунок).
3. Название услуги/товара.
4. Какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны удовлетворять предлагаемые услуги/товары?
5. Насколько изменчив спрос на данные услуги/товары?
7. Насколько данные услуги/товары отвечают требованиям законодательства?
8. На каких рынках и каким образом они продаются?
9. Почему потребители отдают предпочтение данным услугам/товарам? Их преимущество и недостатки.
При ответе на данный вопрос целесообразно составить следующую таблицу на каждый товар и услугу.
Таблица 6.5
Преимущества по сравнению с аналогичными услугами /товарами конкурентов | Недостатки | Меры по преодолению недостатков |
10. Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности предлагаемых услуг/товаров или технологии их производства и представления?
11. Каковы цены, по которым предоставляются услуги/товары? Каковы затраты на их производство? Какую прибыль принесет продажа единицы каждого услуги/товары?
12. Каковы основные технико-экономические показатели услуг/товаров?
13. Имеет ли данная услуга/ товар фирменную марку?
14. Как организовано послепродажное обслуживание, если это технические изделия?
15. На какой стадии жизненного цикла находится каждая услуга/товар в настоящий момент?
2. Анализ бизнес-среды организации (рынки сбыта товаров/услуг. Конкуренция на рынках сбыта)
Для медицинских организаций раздел должен включать четкое описание сегментов, где функционирует или собирается функционировать лечебно-профилактическое учреждение:
1. Данные о пациентах (возрастно-половой состав, уровень заболеваемости, факторы риска);
2. Сведения о других медицинских учреждениях, функционирующих поблизости, оказывающих аналогичные услуги.
3. Данные важны для распознавания сильных и слабых сторон деятельности ЛПУ, выявления его возможностей.
В разделе необходимо показать сильные и слабые стороны конкурентов, особенно если у пациентов есть возможность выбора ЛПУ.
Таблица 6.6
Анализ конкурентов на рынке медицинских услуг
Характеристика услуг | ЛПУ 1 | ЛПУ 2 | ЛПУ 3 |
Качество услуг | Среднее | Высокое | Среднее |
Стоимость предлагаемой услуги | Высокая | Средняя | Низкая |
Затраты на рекламу | Средние | Низкие | Средние |
Качество обслуживания | Среднее | Высокое | Среднее |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
ПЛАН МАРКЕТИНГА. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
План маркетинга
В соответствии с объектом исследования, заданным в курсовом проектировании, подготовить доклад по теме практического занятия.
Информацию представить в следующей последовательности:
1. План маркетинга.
1) цели и стратегии маркетинга;
2) ценообразование;
3) схема распространения товаров;
4) методы стимулирования продаж;
5) организация послепродажного обслуживания клиентов;
6) реклама;
7) формирование общественного мнения о фирме и товарах;
8) бюджет маркетинга;
9) контроллинг маркетинга.
Для медицинских учреждений данный раздел охватывает услуги, цены на них, рекламу и район распространения.
1) Предлагаемые услуги и программы:
При выборе ассортимента услуг необходимо учитывать специфику ЛПУ. Например, государственные ЛПУ должны включать услуги, предусмотренные программой государственных гарантий; учреждения, работающие по ОМС – услуги в соответствии с территориальной программой ОМС. При этом необходимо ориентироваться на уровень доходов потребителей, их возрастной и половой состав, объемы услуг для каждого сегмента рынка, выбор приоритетов предоставления услуг, возможные сезонные колебания предлагаемых услуг и т.п.;
2) Цены:
Необходимо тщательно продумать цены и форму оплаты предлагаемых медицинских услуг, так как именно этими факторами определяется выбор медицинского учреждения потенциальным пациентом. Можно установить цены, выплачиваемые за курс лечения, за прием, за день пребывания в стационаре или применить метод оплаты на основе фактических затрат.
Таблица 6.7
Ассортимент предлагаемых услуг и их стоимость
Услуга | Примечание | Стоимость, руб. |
3) Реклама и PR:
Многие услуги, оказываемые мед. учреждением, не нуждаются в рекламе. Но бывают случаи, когда она необходима, например, ЛПУ не полностью загружено госзаказом, процедуры и услуги не входят в программу госгарантий и другие платные услуги. Полезно составить график рекламной кампании продвижения основных видов услуг на рынок. Данные внести в таблицу.
Таблица 6.8
Рекламное мероприятие | Периодичность реализации | Стоимость |
Разработка фирменного логотипа | Перед открытием | |
Обновление информации на интернет-сайте | Ежемесячно | |
Изготовление вывески | Перед открытием | |
Размещение рекламы в журнале | 2 раза в год | |
Изготовление рекламного баннера | Перед открытием | |
Изготовление и распространение листовок | Ежемесячно | |
Реклама в социальных сетях | Ежемесячно |
План производства.
Этот раздел бизнес-плана готовится только той фирмой, которая занимается или будет заниматься производством. Для непроизводственных фирм потребность в долгосрочных активах, оборотных средствах и прогноз затрат определяются в разделе «Финансовый план».
В зависимости от вида бизнеса в плане производства дается краткое описание особенностей технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг. Производственный план формируется на основе плана сбыта выпускаемой продукции и проектируемых производственных мощностей предприятия.
Разработчики бизнес-плана в этом разделе должны показать, что предприятие реально может производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством.
Структура данного раздела может иметь следующий вид:
1) технология производства;
2) производственное кооперирование;
3) контроль производственного процесса;
4) система охраны окружающей среды;
5) производственная программа;
6) производственные мощности и их развитие;
7) потребность в долгосрочных активах;
8) потребность в оборотных средствах;
9) прогноз затрат.
В данном разделе отражается потребность для производства медицинских услуг:
- в площадях и помещениях за счет различных источников: имеющихся собственных или арендуемых на определенный срок, реконструкции имеющихся площадей, строительства новых, приобретения готовых и т.д.
- необходимом оборудовании (имеющемся, арендуемом, приобретенном в лизинг);
- комплектующих и материалах с указанием примерной их стоимости;
- квалифицированном кадровом обеспечении (подготовка и повышение квалификации);
- транспорте (грузовые, легковые автомобили), связи (телефон, факс, пейджер, компьютер), энергетическом и инженерном обеспечении (электроэнергия, горячее и холодное водоснабжение, отопление, канализация, ремонт и обслуживание оборудования и т.п.)
Таблица 6.9
Таблица 6.10
Площадь помещений согласно установленным требованиям
Наименование помещения | Размер помещения, кв.м. |
Холл и зона ожидания | 12 |
Кабинет врача- педиатра | 18 |
Кабинет врача- офтальмолога | 18 |
Кабинет врача-невролога | 16 |
Кабинет УЗ диагностики | 20 |
Кабинет менеджера | 10 |
Санузел | 7 |
Комната для хранения уборочного инвентаря | 3 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
В соответствии с объектом исследования, заданным в курсовом проектировании, подготовить доклад по теме практического занятия.
Данный раздел бизнес-плана посвящается системе управления фирмой и ее кадровой политике. Структура раздела может иметь следующий вид:
1) организационная структура;
2) ключевой управленческий персонал;
3) профессиональные советники и услуги;
4) персонал;
5) кадровая политика фирмы;
6) календарный план;
7) план социального развития;
8) правовое обеспечение деятельности фирмы.
В данном разделе обязательно отражается:
- организационно-правовая форма управления (учреждение, ООО, ОАО и т.п.);
- организационная структура управления;
- распределение управленческих функций (полномочий и ответственности между отдельными звеньями процесса управления);
- потребность в кадрах по специальностям (с указанием стажа работы, квалификационной категории, месячного оклада), представленная в виде таблицы;
- режим работы организации и сотрудников.
Таблица 6.11
Должность | Количество, чел. | Требования | Уровень квалификации | Средняя заработная плата |
Таблица 6.12
Дни недели | Время работы |
Понедельник-пятница | |
Суббота | |
Воскресенье |
Таблица 6.13
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | |
Главный врач | ||||||
Менеджер | ||||||
Врач | ||||||
… |
Деятельность ЛПУ подвержена обязательному лицензированию, поэтому необходимо получить лицензию на каждый вид услуги согласно перечню услуг, составляющих медицинскую деятельность.
Таблица 6.14
Стоимость оформления лицензии на оказываемые виды услуг
Название лицензии | Стоимость, руб. |
Лицензия на деятельность по …. | |
… |
Таблица 6.15
Затраты на регистрацию ООО
Наименование затрат | Затраты, руб. |
Регистрация ООО и госпошлина | |
Заверение подписи у нотариуса | |
Нотариальная доверенность на подачу документов в МИФНС |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН. ОЦЕНКА И СТРАХОВАНИЕ РИСКА
1. Финансовый план
В соответствии с объектом исследования, заданным в курсовом проектировании, подготовить доклад по теме практического занятия.
Данный раздел бизнес-плана рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования денежных средств (собственных и привлекаемых) на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров на рынках в последующие периоды, т. е. здесь представляется достоверная система данных, отражающих ожидаемые результаты финансовой деятельности фирмы.
В данном разделе представляются:
1) отчет о прибылях и убытках;
2) баланс денежных расходов и поступлений;
3) прогнозный баланс активов и пассивов (для предприятия);
4) анализ безубыточности;
5) стратегия финансирования.
В этом разделе необходимо разработать совокупность следующих планово-отчетных документов:
- Оперативный план (отчет).
- План (отчет) доходов и расходов.
- План (отчет) движения денежных средств.
- Балансовый отчет (план).
Оперативный план (отчет) отражает за каждый период результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку. Этот документ должен разрабатываться службой маркетинга.
План (отчет) о доходах и расходах по производству товаров показывает, получит ли фирма прибыль от продажи каждого из товаров. Этот документ разрабатывается экономической службой фирмы по каждому из товаров.
План (отчет) о движении денежных средств показывает процесс поступлений и расходования денег в процессе деятельности фирмы. Он разрабатывается финансовой службой фирмы.
Балансовый отчет подводит итоги экономической и финансовой деятельности фирмы за отчетный период. Он обычно разрабатывается бухгалтерией.
В указанных планово-отчетных документах отражаются планируемые и фактические величины показателей за отчетный период. Продолжительность планово-отчетных периодов в зависимости от конкретных условий может изменяться в пределах: месяц, квартал, полгода, год.
Для ЛПУ в данном разделе должен быть представлен:
- возможный объем реализации услуг (в натуральном выражении) на 5 лет;
- расчет точки безубыточности (т.е. объема реализации медицинских услуг, при котором учреждение будет работать без убытков, но и без прибыли);
- доход от продажи медицинских услуг;
- общие производственные издержки (затраты на материалы и оборудование, заработную плату персонала, накладные расходы, ремонт оборудования, повышение квалификации медперсонала, издержки на рекламу, коммунальные услуги и т.д.);
- чистая прибыль от продажи медицинских услуг;
- срок окупаемости (в месяцах).
Таблица 6.16
Прогноз выручки от услуг ЛПУ
Наименование услуги | Примечание | Количество пациентов за месяц, чел. | Прибыль в месяц, руб. | Прибыль в год, руб. |
Услуга 1 | Первичный прием | |||
Повторный прием |
Также необходимо рассчитать затраты, произведенные на открытие ЛПУ. Сумма этих затрат складывается из тех расходов, которые были понесены на:
· оформление организационной формы;
· получение медицинской лицензии;
· аренду помещения;
· проведение ремонта помещения;
· набор персонала;
· закупку оборудования, мебели и необходимого инвентаря;
· проведение активной рекламной кампании и так далее.
В таблице 6.17 сведены все затраты, которые будут произведены на первоначальном этапе открытия ЛПУ.
Таблица 6.17
Наименование затрат | Расчет | Сумма затрат, руб. |
Регистрация ООО | ||
Оформление лицензии | ||
Договор об аренде помещения | ||
Ремонт помещения | ||
Оборудование, мебель, инвентарь, расходные материалы | ||
Найм персонала | ||
Рекламные мероприятия единовременные | ||
Итого |
Таблица 6.18
Расчет себестоимости услуг за текущий год
Расходы | Расчет | Сумма за год, руб. |
Арендная плата (включая коммунальные расходы, связь и коммуникации) | ||
Годовая амортизация оборудования (норма амортизации 20 %) |
Продолжение табл. 6.18
ФОТ | ||
Отчисления с ФОТ (13%) | ||
Маркетинговые расходы | ||
Оплата процентов по кредиту (16%) | ||
Приобретение расходного материала | ||
Итого |
Таблица 6.19
Динамика денежных потоков
Показатель | Значение, руб. | ||||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | |
Денежный поток на начало периода | 0 | ||||
Инвестиционные затраты | |||||
Выручка от продаж | |||||
Себестоимость услуг | |||||
Прибыль до налогообложения | |||||
Налог на прибыль | |||||
Чистая прибыль | |||||
Возврат инвестиций | |||||
Чистый денежный поток на конец периода нарастающим итогом |
Прибыль до налогообложения = Выручка от продаж - Себестоимость услуг.
Основная ставка налога на прибыль 20% , из которых в 2017 году 3% перечисляются в федеральный бюджет, а 17%- в бюджет субъекта РФ.
Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения – Налог на прибыль.
Денежный поток на начало периода на второй год = Чистая прибыль – Инвестиционные затраты.
Денежный поток на третий и последующие года = Чистая прибыль за предыдущий год + Денежный поток за предыдущий год.
Срок окупаемости проекта = Инвестиционные затраты/Чистая прибыль.
Чтобы дать прогнозную оценку изменения экономического потенциала организации в случае принятия рассматриваемого проекта, рассчитывается чистый дисконтированный доход NPV.
Расчет данного показателя осуществляется следующим образом:
,
где Cn- годовые потоки доходов ;
r- ставка дисконтирования ;
n- количество лет;
IC- объем инвестиций.
За ставку дисконтирования примем средний прогнозируемый процент инфляции на ближайшие 3 года, который составляет 5%+ средний процент по вкладам в РФ в 2017 году в более надежных банках 10% + 3% премия за риск. Итого 18 %.
Необходимо также представить финансово-экономические показатели проекта.
Стоимость ОПФ - это первоначальная стоимость оборудования без расчета амортизации.
Фондоотдача = Выручка от продаж/ Стоимость ОПФ
Рентабельность продаж = (Прибыль от продаж/ Выручка от продаж) * 100%
Рентабельность основной деятельности = (Чистая прибыль/ Себестоимость) *100%.
Таблица 6.20
Основные финансово-экономические показатели проекта
Показатели | Значение |
Выручка от продаж, руб. | |
Себестоимость, руб. | |
Прибыль от продаж, руб. | |
Налог на прибыль, руб. | |
Чистая прибыль, руб. | |
Стоимость ОПФ, руб. | |
Численность персонала, чел. | |
Фондоотдача | |
Среднемесячная ЗП одного сотрудника, руб. | |
Рентабельность продаж, % | |
Рентабельность основной деятельности, % | |
Горизонт планирования, лет | |
Размер инвестиций, руб. | |
Собственные средства, руб. | |
Кредитные средства, руб. | |
Ставка дисконтирования, % | |
Чистый дисконтированный доход, руб. | |
Срок окупаемости, лет. |
Оценка и страхование риска
Задача данного раздела – рассказать будущим инвесторам или кредиторам фирмы о возможных рисках на пути реализации проекта и основных методах защиты от их влияния.
Ассортимент рисков весьма широк, а вероятность каждого типа риска различна, так же как и сумма убытков, которые они могут вызвать. Поэтому от предпринимателя требуется хотя бы ориентировочно оценить то, какие риски для него наиболее вероятны и во что они (в случае их возникновения) могут обойтись фирме.
Для этого необходимо сделать следующее:
1. Выявить полный перечень возможных рисков.
2. Определить вероятность возникновения каждого.
3. Оценить ожидаемый размер убытков при их возникновении.
4. Проранжировать их по вероятности возникновения.
5. Установить приемлемый уровень риска и отбросить все риски, вероятность возникновения которых ниже данного уровня.
6. Указать организационные меры по профилактике и нейтрализации указанных рисков.
7. Представить программу страхования от рисков.
Полученные данные заносятся в таблицу 6.21.
Таблица 6.21