Развитие медицинского бизнеса
143-2017
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическим занятиям
по дисциплине «Бизнес-планирование в здравоохранении»
для студентов направления 12.03.04
«Биотехнические системы и технологии»,
профиля «Менеджмент и управление качеством в здравоохранении»
очной формы обучения
Воронеж 2017
Составитель канд. техн. наук, доц. О.И. Муратова
УДК 681.3 (07)
ББК 32.97 я7
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Бизнес-планирование в здравоохранении» для студентов направления 12.03.04 «Биотехнические системы и технологии», профиля «Менеджмент и управление качеством в здравоохранении» очной формы обучения / ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»; сост. О.И. Муратова. Воронеж, 2017. 30 с.
Методические указания содержат краткие теоретические сведения, темы докладов в соответствии с вариантами заданий и контрольные вопросы для подготовки и проведения практических занятий по дисциплине «Бизнес-планирование в здравоохранении», посвященных обсуждению основных разделов курса.
Предназначены для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Бизнес-планирование в здравоохранении».
Табл. 21. Библиогр.: 12 назв.
Рецензент д-р техн. наук, проф. Е.Н. Коровин
Ответственный за выпуск зав. кафедрой д-р техн. наук, проф. О.В. Родионов
Печатается по решению
учебно-методического совета ВГТУ
© ФГБОУ ВО «Воронежский государственный
технический университет», 2017
ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Знания, приобретенные студентами в ходе изучения дисциплины «Бизнес-планирование в здравоохранении», закладывают основу профессиональной деятельности специалистов направления «Биотехнические системы и технологии» профиля «Менеджмент и управление качеством в здравоохранении».
Целью проведения практических занятийявляется изучение и закрепление теоретических основ, методологии и технологии бизнес-планирования предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения.
Задачи проведения практических занятий:
- овладение терминологией в области бизнес-планирования, закрепление, расширение, углубление и систематизация теоретических знаний, полученных при изучении выбранных тем;
- ознакомление с социально-экономическими предпосылками для развития медицинского бизнеса в современных условиях и организационно-правовыми формами его осуществления;
- изучение видов и особенностей медицинского бизнеса: лечебного, диагностического, санаторно-курортного, фармакологического, аптечного бизнеса, страховой медицины, медицинского туризма и других видов предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения;
- изучение целей и задач составления бизнес-плана, его структуры и содержания в соответствии с разными методиками и стандартами, этапов и порядка разработки бизнес-плана;
- получение навыков разработки отдельных разделов бизнес-планов предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения;
- самостоятельное воспроизведение и преобразование усвоенной в теории информации, а также развитие умения аргументировать и доказывать рассматриваемые положения;
- осознание роли и места бизнес-планирования в теории и практике управления в современной системе здравоохранения.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Практические занятия проводятся в форме проблемно-ориентированной дискуссии, обсуждения темы, «круглого стола», деловой игры, семинара с элементами взаимо- и самообучения под контролем преподавателя. Каждый из студентов готовит небольшое выступление на заданную тему, другие дополняют, высказывают свою точку зрения на эту проблему, задают вопросы.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Подготовительные задания для выполнения практических занятий включают:
ü проработку материала лекций и усвоение теории учебной дисциплины по подготавливаемой теме занятий;
ü работу с учебниками, учебными пособиями и другими информационными ресурсами, в том числе источниками из Internet;
ü конспектирование и реферирование учебной и научной литературы, подготовку и оформление текста доклада.
4. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Для обеспечения выполнения подготовительных заданий и практических занятий применяются следующие ресурсы:
1. Методические указания, конспекты лекций и учебные пособия по данной дисциплине, а также по смежным дисциплинам.
2. Internet-ресурсы, позволяющие значительно расширить информационное пространство учебных материалов.
3. Материалы практического здравоохранения, позволяющие обеспечить связь теоретических основ с практикой, вызвать профессиональную заинтересованность в освоении изучаемого материала.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Таблица 5.1
№ п/п | Тема практического занятия | Содержание обсуждаемой темы |
Развитие медицинского бизнеса | Предпринимательская деятельность в сфере здравоохранения. Предпринимательский образ мышления. Виды и особенности медицинского бизнеса: лечебный, диагностический, санаторно-курортный, фармакологический, аптечный бизнес, страховая медицина, медицинский туризм и другие виды предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения. | |
Цели и функции бизнес-планирования предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения | Предпринимательский замысел. Организация бизнес-планирования. Понятие, цель, задачи и функции бизнес-плана. Сравнение бизнес-плана с другими плановыми документами | |
Структура и содержание бизнес-плана в соответствии с разными методиками | Структура и содержание бизнес-плана. Обзор методик составления бизнес-планов. | |
Этапы и порядок разработки бизнес-плана | Разработчики бизнес-плана. Этапы разработки бизнес-плана. Этапы и особенности реализации бизнес-плана |
Продолжение табл. 5.1
Титульный лист, оглавление, меморандум конфиденциальности, резюме бизнес-плана. История бизнеса организации (описание отрасли). | Обобщенная структура и содержание бизнес-плана. Содержание резюме и аннотации бизнес-плана. Особенности медицинского бизнеса. Характеристика отрасли здравоохранения. | |
Характеристика объекта бизнеса организации (виды услуг/товаров). анализ бизнес-среды организации (рынки сбыта товаров/услуг. Конкуренция на рынках сбыта) | Исследование и анализ рынка медицинских услуг. Оценка емкости рынка медицинских услуг. Анализ конъюнктуры рынка медицинских услуг. Конкуренция на рынке медицинских организаций | |
План маркетинга. Производственный план. | Характеристика аналитической, производственной, сбытовой, контрольной функций маркетинга. Ценообразование на медицинские услуги. Методы стимулирования продаж. Реклама, связи с общественностью. Бюджет маркетинга. Особенности технологического процесса изготовления медико-технической продукции или оказания медицинских услуг. | |
Организационный план | Организационная структура. Персонал медицинской организации. Кадровая политика и план социального развития. Правовое обеспечение деятельности фирмы. |
Окончание табл. 5.1
Финансовый план. Оценка и страхование риска. | Финансовое обеспечение деятельности фирмы и наиболее эффективное использование денежных средств (собственных и привлекаемых). Расчет основных финансовых показателей. Оценка риска. | |
Общие рекомендации по составлению бизнес-планов в сфере здравоохранения | Примеры бизнес-планов: лечебный, диагностический, санаторно-курортный, стоматологический бизнес | |
Частные рекомендации по составлению бизнес-планов в сфере здравоохранения | Примеры бизнес-планов: фармакологический, аптечный бизнес, продажа медицинских изделий | |
Частные рекомендации по составлению бизнес-планов в сфере здравоохранения | Примеры бизнес-планов: страховая медицина, медицинский туризм и другие виды предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Варианты заданий и темы докладов
Темы докладов в соответствии с вариантами заданий приведены в табл. 6.1.
Для самопроверки используйте контрольные вопросы.
Таблица 6.1
№ | Тема доклада |
1. | Понятие о бизнесе. Медицинский бизнес. |
2. | Субъекты медицинского бизнеса. |
3. | Признаки и свойства бизнеса как деятельности. |
4. | Факторы, способствующие созданию благоприятного предпринимательского климата. |
5. | Факторы, оказывающие отрицательное воздействие на бизнес. |
6. | Предпринимательская деятельность в сфере здравоохранения. |
7. | Предпринимательский образ мышления. |
8. | Предпосылки развития медицинского бизнеса в РФ |
9. | Коммерческая и некоммерческая медицина |
10. | Формы медицинского бизнеса |
11. | Виды и особенности медицинского бизнеса: лечебный, диагностический |
12. | Виды и особенности медицинского бизнеса: санаторно-курортный, реабилитационный, медицинский туризм |
13. | Виды и особенности медицинского бизнеса: фармакологический и фармацевтический, аптечный |
14. | Виды и особенности медицинского бизнеса: страховая медицина |
15. | Виды и особенности медицинского бизнеса: разработка и производство изделий медицинского назначения |
2. Контрольные вопросы
1. Что такое бизнес?
2. В чем особенность медицинского бизнеса?
3. Какие потребности призван удовлетворить медицинский бизнес?
4. Почему наблюдается расширение сфер медицинского бизнеса в последние годы?
5. Назовите субъектов медицинского бизнеса.
6. Перечислите признаки и свойства бизнеса как деятельности.
7. Какие факторы способствуют созданию благоприятных условий для бизнеса?
8. Какие факторы оказывают негативное влияние на бизнес?
9. В чем суть предпринимательского образа мышления?
10. В чем суть предпринимательства в здравоохранении?
11. Перечислите предпосылки развития медицинского бизнеса.
12. Как развивались коммерческая и некоммерческая медицина в историческом аспекте?
13. В каких формах существует медицинский бизнес?
14. Перечислите виды и особенности медицинского бизнеса.
15. В чем особенность лечебного медицинского бизнеса?
16. В чем особенность диагностического медицинского бизнеса?
17. В чем особенность санаторно-курортного и реабилитационного бизнеса?
18. В чем особенности медицинского туризма?
19. В чем особенность фармакологического бизнеса?
20. В чем особенность фармацевтического бизнеса?
21. В чем особенность аптечного бизнеса?
22. В чем особенность бизнеса медицинского страхования?
23. В чем особенность бизнеса разработки медицинской техники и изделий медицинского назначения?
24. В чем особенность бизнеса по предоставлению информационных и посреднических услуг в сфере здравоохранения?
25. Какие еще виды медицинского бизнеса вам известны?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Варианты заданий и темы докладов
Темы докладов в соответствии с вариантами заданий приведены в табл. 6.2.
Для самопроверки используйте контрольные вопросы.
Таблица 6.2
№ | Тема доклада |
2 | |
1. | Бизнес-планирование как плановая деятельность. |
2. | Предпринимательский замысел. |
3. | Источники бизнес-идей. |
4. | Информационная основа процесса бизнес-планирования |
5. | Предпринимательский проект. |
6. | Понятие бизнес-плана. |
7. | Цели бизнес-плана. |
8. | Задачи бизнес-плана. |
9. | Функции бизнес-плана. |
10. | Бизнес-план для производственных организаций |
11. | Бизнес-план для непроизводственных организаций |
12. | Сравнение бизнес-плана с планом экономического и социального развития. |
13. | Сравнение бизнес-плана с технико-экономическим обоснованием. |
14. | Сравнение бизнес-плана со стратегическим планом развития организации. |
15. | Сравнение бизнес-плана с инвестиционным проектом. |
2. Контрольные вопросы
1. В чем суть деятельности по бизнес-планированию?
2. В чем заключается предпринимательский замысел?
3. Каким образом предпринимательский замысел превращается в бизнес-идею?
4. В чем особенность бизнес-идей в здравоохранении?
5. Как рождаются бизнес-идеи?
6. Какие источники бизнес-идей Вы можете назвать?
7. Кто может сформулировать бизнес-идею?
8. Что служит информационной основой процесса бизнес-планирования?
9. В чем суть предпринимательского проекта?
10. Что такое бизнес-план?
11. Перечислите цели бизнес-плана?
12. Для решения каких задач разрабатывают бизнес-план?
13. Какие функции выполняет бизнес-план?
14. Кому полезна информация, содержащаяся в бизнес-плане?
15. В чем особенность бизнес-плана как планового документа?
16. Чем отличается бизнес-план для производственных и непроизводственных организаций?
17. Имеют ли бизнес-планы особенности в здравоохранении?
18. Сравните бизнес план с планом экономического и социального развития организации.
19. Сравните бизнес-план с технико-экономическим обоснованием.
20. Сравните бизнес-план со стратегическим планом развития организации.
21. Сравните бизнес-план с инвестиционным проектом.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Варианты заданий и темы докладов
Темы докладов в соответствии с вариантами заданий приведены в табл. 6.3.
Для самопроверки используйте контрольные вопросы.
Таблица 6.3
№ | Тема доклада |
1. | Структура бизнес-плана. |
2. | Содержание бизнес-плана. |
3. | Основные разделы бизнес-плана. |
4. | Информация для составления бизнес-плана. |
5. | Консультанты и дополнительные источники информации для составления бизнес-плана. |
6. | Обзор методик составления бизнес-планов. |
7. | Организации, занимающиеся составлением бизнес-планов. |
8. | Степень детализации разделов бизнес-плана в зависимости от целей использования. |
9. | Методика UNIDO (United Nations Industrial Development Organization). |
10. | Методика ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития). |
11. | Методика BFM Group (Bureau of Financial Modeling). |
12. | Методика KPMG. |
13. | Макет бизнес-плана, разработанный в рамках проекта ТАСИС (TACIS) Европейского Союза для Новых Независимых Государств. |
14. | Сравнение методик составления бизнес-планов. |
15. | Особенности использования бизнес-планов. |
2. Контрольные вопросы
1. Какова структура бизнес-плана?
2. Перечислите содержание бизнес-плана.
3. Какие основные разделы должен содержать бизнес-план?
4. Какую информацию используют для составления бизнес-плана?
5. Консультантов какого профиля привлекают при составлении бизнес-плана?
6. Какие дополнительные источники информации используют при составлении бизнес-плана?
7. Перечислите методики составления бизнес-планов?
8. Почему много методик составления бизнес-планов?
9. Кто разрабатывает бизнес-планы?
10. Какие организации занимаются разработкой бизнес-планов?
11. Для каких целей разрабатывают бизнес-планы?
12. Как влияет цель разработки бизнес-плана на степень детализации его разделов?
13. Дайте характеристику методики UNIDO (United Nations Industrial Development Organization).
14. Дайте характеристику методики ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития.
15. Дайте характеристику методики BFM Group (Bureau of Financial Modeling).
16. Дайте характеристику методики KPMG.
17. Дайте характеристику макета бизнес-плана, разработанного в рамках проекта ТАСИС (TACIS) Европейского Союза для Новых Независимых Государств.
18. Сравните методики составления бизнес-планов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
ЭТАПЫ И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
Варианты заданий и темы докладов
Темы докладов в соответствии с вариантами заданий приведены в табл. 6.4.
Для самопроверки используйте контрольные вопросы.
Таблица 6.4
№ | Тема доклада |
1. | Разработчики бизнес-плана. |
2. | Варианты разработки бизнес-планов. |
3. | Этапы разработки бизнес-плана. |
4. | Сроки разработки и реализации бизнес-плана. |
5. | Подготовительный этап разработки бизнес-плана. |
6. | Этап разработки бизнес-плана. |
7. | Этап продвижения бизнес-плана. |
8. | Этап реализации бизнес-плана. |
9. | Презентация бизнес-плана. |
10. | Команда по реализации бизнес-проекта. |
11. | Аудит бизнес-плана. |
12. | Ресурсы для реализации бизнес-плана. |
13. | Исследование достаточности капитала и возможных источников финансирования |
14. | Привлечение инвесторов для реализации бизнес-проектов |
15. | Заинтересованные стороны при разработке бизнес-плана. |
2. Контрольные вопросы
1. Дайте характеристику этапов разработки бизнес-плана.
2. Кто входит в команду разработчиков бизнес-плана?
3. Чем важна презентация бизнес-плана?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ, РЕЗЮМЕ БИЗНЕС-ПЛАНА.
ИСТОРИЯ БИЗНЕСА ОРГАНИЗАЦИИ
(ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ)
В соответствии с объектом исследования, заданным в курсовом проектировании, подготовить доклад по теме практического занятия.
Информацию представить в следующей последовательности:
1. Титульный лист.
2. Меморандум о конфиденциальности.
3. Оглавление.
4. Аннотация.
5. Резюме.
6. История бизнеса организации (описание отрасли): особенности медицинского бизнеса, характеристика отрасли здравоохранения.
6.1. Основные направления деятельности лечебно-профилактического учреждения.
6.2. История ЛПУ (дата образования и местонахождение, учредители и форма собственности, наличие лицензии).
6.3. Описание предоставляемых стационарных и амбулаторных медицинских услуг.
6.4. Обзор системы управления лечебно-профилактическим учреждением и кадров (численность медицинского персонала, его квалификация).
6.5. Обзор врачебного персонала (укомплектованность, совместительство, текучесть кадров, квалификация, наличие сертификата).
6.6. Обзор материально-технической базы (наличие современного лечебно-диагностического оборудования, фактически работающего оборудования и степень его использования, а также времени его работы ).
6.7. Финансовое положение ЛПУ в настоящее время (объем финансирования по госбюджету, ОМС и других источников, наличие задолженности по финансированию ЛПУ).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА БИЗНЕСА ОРГАНИЗАЦИИ (ВИДЫ УСЛУГ/ТОВАРОВ). АНАЛИЗ БИЗНЕС-СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ (РЫНКИ СБЫТА, КОНКУРЕНЦИЯ)
1. Характеристика объекта бизнеса организации (виды услуг/товаров)
В соответствии с объектом исследования, заданным в курсовом проектировании, подготовить доклад по теме практического занятия.
Информацию представить в следующей последовательности:
1. Характеристика объекта бизнеса организации.
В разделе необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых организацией, ответив на следующие вопросы:
1. Какие услуги/товары предлагаются фирмой? Опишите их.
2. Наглядное изображение условий предоставления услуг, товара (фотография или рисунок).
3. Название услуги/товара.
4. Какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны удовлетворять предлагаемые услуги/товары?
5. Насколько изменчив спрос на данные услуги/товары?
7. Насколько данные услуги/товары отвечают требованиям законодательства?
8. На каких рынках и каким образом они продаются?
9. Почему потребители отдают предпочтение данным услугам/товарам? Их преимущество и недостатки.
При ответе на данный вопрос целесообразно составить следующую таблицу на каждый товар и услугу.
Таблица 6.5
Преимущества по сравнению с аналогичными услугами /товарами конкурентов | Недостатки | Меры по преодолению недостатков |
10. Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности предлагаемых услуг/товаров или технологии их производства и представления?
11. Каковы цены, по которым предоставляются услуги/товары? Каковы затраты на их производство? Какую прибыль принесет продажа единицы каждого услуги/товары?
12. Каковы основные технико-экономические показатели услуг/товаров?
13. Имеет ли данная услуга/ товар фирменную марку?
14. Как организовано послепродажное обслуживание, если это технические изделия?
15. На какой стадии жизненного цикла находится каждая услуга/товар в настоящий момент?
2. Анализ бизнес-среды организации (рынки сбыта товаров/услуг. Конкуренция на рынках сбыта)
Для медицинских организаций раздел должен включать четкое описание сегментов, где функционирует или собирается функционировать лечебно-профилактическое учреждение:
1. Данные о пациентах (возрастно-половой состав, уровень заболеваемости, факторы риска);
2. Сведения о других медицинских учреждениях, функционирующих поблизости, оказывающих аналогичные услуги.
3. Данные важны для распознавания сильных и слабых сторон деятельности ЛПУ, выявления его возможностей.
В разделе необходимо показать сильные и слабые стороны конкурентов, особенно если у пациентов есть возможность выбора ЛПУ.
Таблица 6.6
Анализ конкурентов на рынке медицинских услуг
Характеристика услуг | ЛПУ 1 | ЛПУ 2 | ЛПУ 3 |
Качество услуг | Среднее | Высокое | Среднее |
Стоимость предлагаемой услуги | Высокая | Средняя | Низкая |
Затраты на рекламу | Средние | Низкие | Средние |
Качество обслуживания | Среднее | Высокое | Среднее |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
ПЛАН МАРКЕТИНГА. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
План маркетинга
В соответствии с объектом исследования, заданным в курсовом проектировании, подготовить доклад по теме практического занятия.
Информацию представить в следующей последовательности:
1. План маркетинга.
1) цели и стратегии маркетинга;
2) ценообразование;
3) схема распространения товаров;
4) методы стимулирования продаж;
5) организация послепродажного обслуживания клиентов;
6) реклама;
7) формирование общественного мнения о фирме и товарах;
8) бюджет маркетинга;
9) контроллинг маркетинга.
Для медицинских учреждений данный раздел охватывает услуги, цены на них, рекламу и район распространения.
1) Предлагаемые услуги и программы:
При выборе ассортимента услуг необходимо учитывать специфику ЛПУ. Например, государственные ЛПУ должны включать услуги, предусмотренные программой государственных гарантий; учреждения, работающие по ОМС – услуги в соответствии с территориальной программой ОМС. При этом необходимо ориентироваться на уровень доходов потребителей, их возрастной и половой состав, объемы услуг для каждого сегмента рынка, выбор приоритетов предоставления услуг, возможные сезонные колебания предлагаемых услуг и т.п.;
2) Цены:
Необходимо тщательно продумать цены и форму оплаты предлагаемых медицинских услуг, так как именно этими факторами определяется выбор медицинского учреждения потенциальным пациентом. Можно установить цены, выплачиваемые за курс лечения, за прием, за день пребывания в стационаре или применить метод оплаты на основе фактических затрат.
Таблица 6.7
Ассортимент предлагаемых услуг и их стоимость
Услуга | Примечание | Стоимость, руб. |
3) Реклама и PR:
Многие услуги, оказываемые мед. учреждением, не нуждаются в рекламе. Но бывают случаи, когда она необходима, например, ЛПУ не полностью загружено госзаказом, процедуры и услуги не входят в программу госгарантий и другие платные услуги. Полезно составить график рекламной кампании продвижения основных видов услуг на рынок. Данные внести в таблицу.
Таблица 6.8
Рекламное мероприятие | Периодичность реализации | Стоимость |
Разработка фирменного логотипа | Перед открытием | |
Обновление информации на интернет-сайте | Ежемесячно | |
Изготовление вывески | Перед открытием | |
Размещение рекламы в журнале | 2 раза в год | |
Изготовление рекламного баннера | Перед открытием | |
Изготовление и распространение листовок | Ежемесячно | |
Реклама в социальных сетях | Ежемесячно |
План производства.
Этот раздел бизнес-плана готовится только той фирмой, которая занимается или будет заниматься производством. Для непроизводственных фирм потребность в долгосрочных активах, оборотных средствах и прогноз затрат определяются в разделе «Финансовый план».
В зависимости от вида бизнеса в плане производства дается краткое описание особенностей технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг. Производственный план формируется на основе плана сбыта выпускаемой продукции и проектируемых производственных мощностей предприятия.
Разработчики бизнес-плана в этом разделе должны показать, что предприятие реально может производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством.
Структура данного раздела может иметь следующий вид:
1) технология производства;
2) производственное кооперирование;
3) контроль производственного процесса;
4) система охраны окружающей среды;
5) производственная программа;
6) производственные мощности и их развитие;
7) потребность в долгосрочных активах;
8) потребность в оборотных средствах;
9) прогноз затрат.
В данном разделе отражается потребность для производства медицинских услуг:
- в площадях и помещениях за счет различных источников: имеющихся собственных или арендуемых на определенный срок, реконструкции имеющихся площадей, строительства новых, приобретения готовых и т.д.
- необходимом оборудовании (имеющемся, арендуемом, приобретенном в лизинг);
- комплектующих и материалах с указанием примерной их стоимости;
- квалифицированном кадровом обеспечении (подготовка и повышение квалификации);
- транспорте (грузовые, легковые автомобили), связи (телефон, факс, пейджер, компьютер), энергетическом и инженерном обеспечении (электроэнергия, горячее и холодное водоснабжение, отопление, канализация, ремонт и обслуживание оборудования и т.п.)
Таблица 6.9
Таблица 6.10
Площадь помещений согласно установленным требованиям
Наименование помещения | Размер помещения, кв.м. |
Холл и зона ожидания | 12 |
Кабинет врача- педиатра | 18 |
Кабинет врача- офтальмолога | 18 |
Кабинет врача-невролога | 16 |
Кабинет УЗ диагностики | 20 |
Кабинет менеджера | 10 |
Санузел | 7 |
Комната для хранения уборочного инвентаря | 3 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
В соответствии с объектом исследования, заданным в курсовом проектировании, подготовить доклад по теме практического занятия.
Данный раздел бизнес-плана посвящается системе управления фирмой и ее кадровой политике. Структура раздела может иметь следующий вид:
1) организационная структура;
2) ключевой управленческий персонал;
3) профессиональные советники и услуги;
4) персонал;
5) кадровая политика фирмы;
6) календарный план;
7) план социального развития;
8) правовое обеспечение деятельности фирмы.
В данном разделе обязательно отражается:
- организационно-правовая форма управления (учреждение, ООО, ОАО и т.п.);
- организационная структура управления;
- распределение управленческих функций (полномочий и ответственности между отдельными звеньями процесса управления);
- потребность в кадрах по специальностям (с указанием стажа работы, квалификационной категории, месячного оклада), представленная в виде таблицы;
- режим работы организации и сотрудников.
Таблица 6.11
Должность | Количество, чел. | Требования | Уровень квалификации | Средняя заработная плата |
Таблица 6.12
Дни недели | Время работы |
Понедельник-пятница | |
Суббота | |
Воскресенье |
Таблица 6.13
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | |
Главный врач | ||||||
Менеджер | ||||||
Врач | ||||||
… |
Деятельность ЛПУ подвержена обязательному лицензированию, поэтому необходимо получить лицензию на каждый вид услуги согласно перечню услуг, составляющих медицинскую деятельность.
Таблица 6.14
Стоимость оформления лицензии на оказываемые виды услуг
Название лицензии | Стоимость, руб. |
Лицензия на деятельность по …. | |
… |
Таблица 6.15
Затраты на регистрацию ООО
Наименование затрат | Затраты, руб. |
Регистрация ООО и госпошлина | |
Заверение подписи у нотариуса | |
Нотариальная доверенность на подачу документов в МИФНС |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН. ОЦЕНКА И СТРАХОВАНИЕ РИСКА
1. Финансовый план
В соответствии с объектом исследования, заданным в курсовом проектировании, подготовить доклад по теме практического занятия.
Данный раздел бизнес-плана рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования денежных средств (собственных и привлекаемых) на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров на рынках в последующие периоды, т. е. здесь представляется достоверная система данных, отражающих ожидаемые результаты финансовой деятельности фирмы.
В данном разделе представляются:
1) отчет о прибылях и убытках;
2) баланс денежных расходов и поступлений;
3) прогнозный баланс активов и пассивов (для предприятия);
4) анализ безубыточности;
5) стратегия финансирования.
В этом разделе необходимо разработать совокупность следующих планово-отчетных документов:
- Оперативный план (отчет).
- План (отчет) доходов и расходов.
- План (отчет) движения денежных средств.
- Балансовый отчет (план).
Оперативный план (отчет) отражает за каждый период результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку. Этот документ должен разрабатываться службой маркетинга.
План (отчет) о доходах и расходах по производству товаров показывает, получит ли фирма прибыль от продажи каждого из товаров. Этот документ разрабатывается экономической службой фирмы по каждому из товаров.
План (отчет) о движении денежных средств показывает процесс поступлений и расходования денег в процессе деятельности фирмы. Он разрабатывается финансовой службой фирмы.
Балансовый отчет подводит итоги экономической и финансовой деятельности фирмы за отчетный период. Он обычно разрабатывается бухгалтерией.
В указанных планово-отчетных документах отражаются планируемые и фактические величины показателей за отчетный период. Продолжительность планово-отчетных периодов в зависимости от конкретных условий может изменяться в пределах: месяц, квартал, полгода, год.
Для ЛПУ в данном разделе должен быть представлен:
- возможный объем реализации услуг (в натуральном выражении) на 5 лет;
- расчет точки безубыточности (т.е. объема реализации медицинских услуг, при котором учреждение будет работать без убытков, но и без прибыли);
- доход от продажи медицинских услуг;
- общие производственные издержки (затраты на материалы и оборудование, заработную плату персонала, накладные расходы, ремонт оборудования, повышение квалификации медперсонала, издержки на рекламу, коммунальные услуги и т.д.);
- чистая прибыль от продажи медицинских услуг;
- срок окупаемости (в месяцах).
Таблица 6.16
Прогноз выручки от услуг ЛПУ
Наименование услуги | Примечание | Количество пациентов за месяц, чел. | Прибыль в месяц, руб. | Прибыль в год, руб. |
Услуга 1 | Первичный прием | |||
Повторный прием |