Оказание первой доврачебной помощи, пораженному электрическим током

Первая помощь при несчастных случаях от электрического тока состо­ит из двух этапов: освобождение пострадавшего от действия тока и оказание ему доврачебной медицинской помощи.

Так как исход поражения зависит от длительности воздействия тока, то очень важно быстрее освободить пострадавшего от тока. Освобождение пострадавшего от действия тока можно обеспечить: l. Отключением цепи тока с помощью выключателя, рубильника; 2. Отделением пострадавшего от токоведущих частей, применяя соответствующие меры индивидуальной безопасности. Это можно обеспечить перереза­нием проводов изолированными режущими инструментами, а если это не возможно, то необходимо оттянуть пострадавшего от токоведущих частей за одежду. Если пострадавший находится в сознании, можно содействовать его ос­вобождению резким окриком: "Подпрыгни!".

Меры первой доврачебной помощи после освобождения от тока зависят от состояния пострадавшего. Для определения состояния необходимо: немедленно уложить пострадавшего на спину; проверить по объему грудной клетки наличие дыхания; наличие пульса; осмотреть состояние зрачка (широкий неподвижный зрачок указывает на отсутствие кровообращения мозга).

Если пострадавший в сознании, то eго следует уложить на подстилку, и обеспечить полный покой и наблюдение за пульсом, дыханием до прибы­тия врача. При отсутствии сознания, но сохранившемся дыхании пострадав­шего необходимо уложить на подстилку, распустить пояс, расстегнуть одежду. Давать нюхать нашатырный спирт, обрызгать лицо холодной водой, растирать и согревать тело. Обеспечить полный покой до прибытия врача. Если пострадавший плохо дышит редко, поверхностно или судорожно, как умирающий, то необходимо делать ему искусственное дыхание и массаж серд­ца. При отсутствии признаков жизни (дыхания, сердцебиения, пульса) сле­дует считать пострадавшего в состоянии клинической смерти и немедленно приступить к его оживлению, т.е. к производству искусственного дыхания и массажа сердца. Это надо проводить непрерывно до прибытия врача. Наи­более эффективный метод искусственного дыхания - способ "изо рта в рот", "изо рта в нос". Для этого надо обеспечить прохождение воздуха в лег­кие через каждые 5-6 секунд /вдох/ и свободный выход воздуха из легких / выдох /. Массаж сердца проводят ритмичным надавливанием двух ладоней на нижний край грудины с ее смещением на 3-5 см.. Надавливание необхо­димо повторять один раз в секунду с чередованием через 4-б надавливаний вдувания воздуха. При правильном проведении искусственного дыхания и массажа сердца у пострадавшего появляются признаки оживления: лицо приобретает розовый оттенок вместо серо-землистого, появляются самосто­ятельные дыхательные движения, которые становятся более устойчивыми; сужаются зрачки. Искусственное дыхание и массаж сердца необходимо про­водить до появления самостоятельного дыхания и работы сердца пострадав­шего, или появлении трупных пятен или трупного окоченения.

Электромагнитные излучения

Возникают в естественных условиях или создаются искусственно. Это и излучение солнца, в составе которого гамма- и рентгеновские лучи, ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи. Это и радиоволны, которые представляют собой электромагнитные излучения. Мы приспособились к воздействию электромагнитных излучений, образуемых естественным путем, а мощности создаваемых искусственно создаваемых – могут влиять на человека пагубно.

Электромагнитное поле токов промышленной частоты. Проявление вредного воздействия возникает при нахождении людей под проводами линий электропередач при напряжении 150-220 кВ. Воздействует на центральную нервную систему, наблюдается изменение крови, давления, пульса.

Человек, изолированный от земли, в электромагнитном поле частотой 50 Гц оказывается заряженным до потенциала, который может достигнуть величины порядка нескольких киловольт. При прикосновении к заземленному оборудованию происходит искровой разряд; в результате – шок, судороги. Защита работающих достигается экранированием рабочих мест заземленными экранами, применение специальных костюмов. Запрещено находиться в зоне линий электропередач в пределах 25 м от крайних проводов.

Электромагнитные волны диапазона радиочастот. Применяется в телевидении и радиосвязи, радиолакации и радиоастрономии, физиотерапии, ядерной физике и т.п.

По характеру действия на организм весь спектр радиоволнового диапазона делится на высокие частоты (ВЧ), ультравысокие (УВЧ), сверхвысокие (СВЧ). Систематическое воздействие электромагнитных полей может привести к изменению со стороны нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем организма, а также общее повышение температуры. Наиболее чувствительны к облучению СВЧ мозг, глаза и ряд органов кишечного и мочеполового тракта. Начальные стадии заболевания вполне обратимы. Лица, не достигшие 18 лет, к работе с генераторами радиочастот не допускаются. Для учащихся школ запрещено устраивать экскурсии на промышленные предприятия, использующие установки токов ВЧ.

Инфракрасное излучение. Это электромагнитные волны длиной от 0,76 до 420мкм.

Под его воздействием происходит разогрев биологических тканей организма. Чем короче длина волны, тем глубже они проникают в тело. Источниками инфракрасных излучений служат печи, электрические дуги, нагретый металл. Естественным источником является солнце. Под воздействием инфракрасных лучей повышается температура тела, происходят изменения в крови и жидкости организма. При облучении головного мозга может произойти солнечный удар (температура тела при этом не повышается, а температура головного мозга может достигать 41-42 С). Короткие инфракрасные лучи могут вызвать катаракту (помутнение хрусталика глаза). Способы защиты: экранирование рабочих мест, использование спецодежды, температура нагревающихся поверхностей не должна превышать 45 С.

Ультрафиолетовые излучения являются электромагнитным излучением с длинной волны от 400 мкм до 7,6 нм. Искусственное ультрафиолетовое излучение создается кварцевыми лампами, пламенем газовой и ацетиленовой горелки. Естественный источник - –то ультрафиолетовые лучи солнца. УФИ короче 200 нм не может оказать биологического действия на организм, а 200-400 нм – оказывают сильное влияние на организм, а 200-400 нм – это бактерицидное, эритемное, загарное и антирахитичное действие.

Эритемный эффект оказывают излучения в виде терапевтического и тонизирующего действия. Эритема проявляется в виде покраснения кожи с дальнейшим появлением пигментации (загара). Недостаточное УФО приводит к ослаблению защитных сил организма (простудные заболевания, снижение витамина Д), но и высокие УФО могут вызвать отрицательные явления: головная боль, поражения кожи, жжение, заболевания глаз.

Меры защиты: экранирование источников УФО, использование спецодежды, защитных очков или щитков для глаз.

Ионизирующие излучения

Электромагнитные излучения с высоким значением кванта энергии вызывают ионизацию (превращение атомов и молекул в ионы) биологических тканей. Ионизацию опасную для здоровья, могут вызвать рентгеновские, гамма-лучи, альфа- и бета-частицы. Источниками их являются рентгеновские установки, радиоактивные вещества.

Действие ионизирующего излучения вызывает появление в организме соединений, способствующих повреждению клеток, что ведет к их гибели. Возможные поражения – повреждение кожи, катаракта, рак, лейкоз, отдаленное воздействие на потомственность. Характерным примером является лучевая болезнь.

К работе с источниками ионизирующих излучений не допускаются лица моложе 18 лет. Запрещены экскурсии на предприятия, использующие источники ионизирующих излучений. Основные способы защиты – это экранирование рабочих мест, режимы в работе, СИЗ, использование автоматического управления технологическим процессом.

Нормативные размеры помещений. Требования к мебели и ее размещению. Документация по охране труда в кабинетах и лабораториях

Размеры помещений, размещение и тип лабораторной мебели во многом определяют здоровые и безопасные условия учебы и работы учащихся. Пло­щади школьных помещений должны удовлетворять требованиям ВСН 50-86, а вузовских помещений СНИП П-68-78. Площадь кабинетов (лабораторий) долж­на быть в пределах 54-72 кв.м. (кабинет физики в средней школе-66 кв.м, лаборантской - не менее 15 кв,м. Высота помещений - 3,3 м.).

Кабинеты оборудуются лабораторными столами и стульями. Расстановка мебели в кабинетах должна обеспе­чивать оптимальную величину проходов, расстояния от доски до первого и последнего ряда столов. Расстояние между столами нормируется в 70 см, между их торцами (аудиторных столов) -60см. Расстояние от доски до первого ряда столов в кабинетах выбирается равным 200 см, ширина прохо­дов в аудиториях 1-1,8 м. Рабочие места за первыми и вторыми столами необходимо отводить школьникам со значительным снижением остроты слуха. Школьникам с пониженной остротой зрения следует представлять место в первом ряду от окна, учащийся склонным к простудным заболеваниям - дальше от окон. В целях профилактики против искривления позвоночника и косоглазия школьников, сидящих в крайних рядах, целесообразно менять их местами каждую четверть.

Во всех вводимых и эксплуатируемых кабинетах и лабораториях должна быть следующая нормативная документация по охране труда:

- акт-разрешение на эксплуатацию кабинета;

- санитарно-технический паспорт;

- журнал регистрации инструктажа по технике безопасности;

-журналы проверки сопротивления изоляции всех единиц оборудования; электрозащитных средств, сопротивления заземления. Настоящая документация оформляется по специальным формам и утвержденным инструкциям. Журнал регистрации инструктажа по технике безопасности яв­ляется одним из основных документов строгой отчетности. На титульном листе обязательно должна быть указана дата заведения журнала и количест­во прошнурованных страниц, а также номер журнала, присвоенный ему отде­лом техники безопасности института или директором школы, страницы жур­нала нумеруют и прошнуровывают. Правильность оформления журнала заверяется подписью инженера по охране труда института или директора школы.

В журнале по графам указывают дата инструктажа, фамилию, имя, отчество инструктируемого, его профессию, вид инструктажа и номер или название инструкции; фамилию, имя, отчество инструктирующего, его должность, а также подписи проводившего инструктаж и инструктируемых, и мотивы проведения данного инструктажа. Несколько страниц журнала отводят для записи проверяющего лабораторию.

Наши рекомендации