Становление медицины в Древнем Египте (III – I тысячелетие до н.э.)
История цивилизации Древнего Египта насчитывает больше трех тысячелетий и насчитывает четыре эпохи и несколько периодов. Долина нижнего течения Нила в древности была центром знаменитой египетской цивилизации. Традиции врачевания в древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной древней Месопотамии. Основными источниками по истории и врачеванию Древнего Египта дошедшие до наших дней это медицинские тексты, описание историков и писателей древности. Впервые о существовании медицинских трактатов в древнем Египте говориться в записи на стене гробницы Уаш-Птаха – главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра. Медицинские трактаты были написаны на папирусах, часть некоторых до наших дней не сохранились, и мы знаем о них по свидетельству древних историков. Археологические исследования это изучение египетских мумий и медицинских инструментов, а также настенная живопись, надписи на стенах пирамид, гробниц, саркофагах, заупокойных стелах.
Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В крупных храмах городов Саис и Гелиополь существовали высшие школы, или Дома жизни. Наряду с медициной в них обучали математике, архитектуре, ваянию астрономии, а также тайнам магических культов и обрядов. В этих заведениях царила строгая дисциплина и в ходу были телесные наказания. Дома жизни многими исследователями рассматриваются как предшественники университетов последующих эпох.
Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача. В древнеегипетской медицине существовала специализация врачей: были специалисты по внутренним болезням, кожным, глазным, желчно-кишечным («утробные врачи») болезням, хирурги, акушерки. Роды обычно принимали на дому, хотя в крупных городах были построены специализированные дома для рожениц. Египтяне проводили операции кесарева сечения, а также имеются сведения о применении обезболивающих средств при родах.
Большую роль в накоплении сведений сыграли военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. В списках с папируса даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, обрезанию и кастрации. При лечении переломов применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевшей смолой. Египтяне знали крупные органы: сердце, почки, кишечник, мышцы.
Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные. К первым они относили нездоровую пищу, неблагоприятные климатические и погодные факторы, наличие кишечных паразитов. Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселение в организм злых духов умерших.
Исключительно популярной в древнем Египте была профессия зубного врача. Исследование мумий показало широкое распространение у египтян воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Лечение проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты. Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой проволокой по линии шеек обоих зубов.
Египет считается родиной косметики. В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Они первыми ввели в употребление парик, который одевали на коротко остриженные волосы. Он заменял головной убор и косвенно способствовал борьбе с вшивостью.
Главной религиозной традицией Египта являлся заупокойный культ. Представления о связи загробных субстанций с местом погребения привели к стремлению сохранить тело от разрушения – набальзамировать его. Этим занимались лица, в совершенстве владевшие различными способами бальзамирования. Обычай бальзамировать трупы способствовал накоплению анатомических знаний, поскольку это было сопряжено с извлечением внутренних органов и головного мозга. Однако многовековая практика бальзамирования не привела древних египтян к созданию системы анатомических знаний. В Египте существовали и некоторые формы организации медпомощи. При храмах были выделены специальные помещения (типа стационаров) для увечных, слепых и хронических больных. В крупных городах имелись специальные дома для родовспоможения.
Уделялось внимание и санитарному благоустройству городов: в кварталах знати имелись водопроводы, канализации, бассейны. Бедняки ютились в крошечных домах. При каждом доме строились уборные в виде выгребных ям. Для борьбы с блохами полы в хижинах густо засыпались золой. Большое значение древние египтяне придавали и соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян Vв. дон.э., Геродот свидетельствует: «Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны вовремя служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса. Моются они два раза в день и два раза в ночь». По-видимому, неслучайно древние греки считали египтян основателями «предупредительной» медицины.
К началу III столетия до н.э. мировая наука сосредоточилась в нескольких крупных центрах, ведущее место среди которых занимала Александрия. В разное время здесь работали Евклид, Архимед, Эразистрат, Герофил. Герофил первым отважился проводить систематические вскрытия трупов в целях изучения анатомии. В сочинении «Анатомия» им описаны строение желудочно-кишечного тракта, морфология оболочек головного мозга, основные черты строения различных частей сердечно-сосудистой системы. Эразистрат подробно описал желудочки и оболочки мозга, разделил нервы на чувствительные и двигательные.
Согласно мнению специалистов, древним египетским врачевателям уже 3550 лет назад была известна треть всех лечебных средств, используемых медициной нашего времени. В папирусе Эберса упоминаются препараты из мака кассии (дикая корица), граната, льняного семени, чеснока и др. Из веществ растительного происхождения такие как уксус, вино, дрожжи (ил пива), скипидар, белена и др. В лечебных целях использовались и средства минерального происхождения это сера, селитра, купорос, кислотные соединения сурьмы, микродозы меди, алебастровый порошок, уголь (как сажа со стен над очагом). Из средств животного происхождения применялись женское молоко и козье молоко, бычья и рыбья желчь, кровь различных животных. Были распространены и разнообразные лекарственные формы это припарки, примочки, пластыри, мази, пилюли. Для женщин пилюли приготавливали с добавлением меда, для мужчин без меда. Для хранения лекарственных препаратов строились городские аптеки-склады. В древнем Египте в связи с существовавшими тогда представлениями о Четырех основных Первоэлементах Мироздания – воде, земле, огне и воздухе – возникло учение о четырех основных «соках» жизни.
Таким образом, общефизиологические воззрения древнеегипетских медиков, как и теории древних врачевателей Индии и Китая, также сводились к признанию влияния конкретных качественно-определенных сил материальной природы на все без исключения проявления жизни.
Вопросы для самоконтроля.
1. Охарактеризовать главные черты медицины Древнего Египта.
2. Врачебная этика в Древнем Египте.
3. Организация медицинского дела в Древней Индии.
4. Аюрведа – традиционная система древнеиндийского врачевания.
5. Методы диагностики и лечение в Древнем Китае.