Лекция №1. Введение в курс «История медицины»
Лекция №1. Введение в курс «История медицины»
План
1. История медицины как наука и предмет преподавания.
2. Цели и задачи предмета история медицины.
3. Методологические исследования и методы исследования.
4. Медицинская символика различных времен и народов.
5. Связь предмета история медицины с другими науками.
История медицины как наука и предмет преподавания.
Медицина (в переводе с латинского языка – лечу, исцеляю) – система научных знаний и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней.
История медицина как наука изучает закономерности становления и развития медицинских знаний и практических приемов оказания врачебной помощи на протяжении всей истории развития человечества. Характер и содержание медицинских представлений, медицинской деятельности на различных этапах развития медицины определяется господствующим мировоззрением, состоянием культуры, экономики, естествознания, техники. Преподавание предмета истории медицины основано на цивилизационном подходе, который дает возможность выявить воздействие на эволюцию медицины формирующих центров – «Восток» и «Запад», получить целостное представление о развитии медицины в России, определить ее место во всемирной истории медицины и принять ее достижения как часть развития общества. Врачебная деятельность народов мира проходила на фоне общего исторического развития общества, формируясь по законам, единым для всякой науки. Великие открытия в медицине находились в неразрывной связи с достижениями в философии, естествознании, искусстве и точных науках.
1. Изучение истории Медицины способствует формированию и развитию логики врачебного мышления. Это особый образ восприятия, анализа и обобщения увиденного и услышанного. Врач должен увидеть симптомы: изменение цвета кожи, мочи, температуры, поведенческие реакции: зрачки и на основном поставить диагноз – лечение от простого созерцания – к абстрактному мышлению, к практике.
2. Знание истории медицины дает возможность представить современную медицину, как итог длительного процесса развития, и что это развитие продолжается и в настоящее время.
3. Понимание роли личностей в истории медицины. Изучение медицины является следствием изучения научно-практического наследия выдающихся деятелей медицины на протяжении ее исторического развития.
Методологические исследования и методы исследования.
Всякое знание, если оно претендует быть научным, и определяется, как наука имеет три составляющие: 1/ предмет или объект изучения, 2/ методы исследования, 3/ теоретические обобщения.
I. Объект изучения:
а) система научных знаний о строении и функциях человеческого организма
б) совокупность медицинских знаний о здоровье и патологии, т.е. болезни.
в) система медицинских знаний о способах сохранения и укрепления здоровья.
г) совокупность практических приемов, применяемых для диагностики, предупреждения и лечения заболеваний.
Таким образом, объектом изучения истории медицины является изучение медицинских знаний и умений в связи с общим историческим процессом развития общества.
ЛЕКЦИЯ № 2 Медицина первобытного общества
1. Становление человека и человеческого общества, возникновение медицины.
2. Врачевание в период расцвета первобытного общества.
3. Медицина в период разложения первобытного общества.
4. Медицина – народная, традиционная, научная.
Толкование причин болезней.
Медицинские знания, полученные от предков, в неолите были еще весьма ограниченными. Люди понимали свое бессилие перед грозной силой природы, пытаясь объяснить происходящее вокруг, а также внутри себя действием фантастических сил. Именно так возникли первые религиозные представления, отразившиеся на методах врачевания. Вера в присутствие взаимосвязи между человеком и определенным видом животного или растения называется тотемизмом(от алгонкинского «от-отем» - его род). Верования в период ранней родовой общины относились, прежде всего, к зоо-тотемизму, то есть к почитанию животных. Каждый род носил имя своего тотема. Зверю поклонялись, искали защиты от бед и болезней. (в Индии – корова, Россия – медведь, Греция – козел).
Неизбежным следствием тотемизма стал фетишизм(от португ. fetico – «амулет, талисман»), выражавшийся в обожествлении неодушевленных предметов. Проявляясь в почитании привычных бытовых вещей, например посуды, копье, лук, меч и т.д. Культовые предметы изготавливались специально, получив распространение в виде амулетов и талисманов из дерева, камня или человеческих костей.
Более поздним представлением стал анимизм (от лат. animus – «душа, дух»). Одухотворение природы, вера в душу, духов, добрые и злые силы напрямую связаны с культом умерших предков. Появления обморока, эпилепсии, галлюцинаций представлялись первобытным людям следствием деятельности существующего внутри человека двойника – души, которая может временно покидать тело. Составной частью анимизма является магия (от греч magia – колдовство) – вера в возможность человека действовать на других людей предметы, стихии. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия –врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга понималось, как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики – шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.
Символическим или конкретным жертвоприношением старались задобрить духа. Считали, что болезнь можно обмануть: для этого меняли одежду, имя, маскировали больного. Большое распространение в разных странах имели устрашающие методы для того чтобы «изгнать» болезнь из тела больного или помешать ей «войти» в него. Для «изгнания» болезни применялись слабительные, внутрь давались вещества, вызывающие отвращение, рвоту. Болезненное начало высасывалось из раны, язвы. Чтобы болезнь легче могла «выйти» из больного, первобытные люди делали на черепах маленьких детей трепанационные отверстия.
Заблуждения в эпоху первобытного общества очевидны, но от них не была свободна и медицина последующих периодов вплоть до Нового времени.
Заключение.
Таким образом, особенности врачебной помощи в период разложения до появления первых цивилизаций состояли в следующем:
1. Расширение показаний для применения лекарственных средств. Появление способов приготовления и длительного хранения лекарств.
2. Совершенствование медицинского инструментария.
3. Применение хирургических методов лечения (ампутации, помощь при ранениях, операции по родовспоможению, кастрация, трепанация).
4. Выделение профессиональных врачевателей.
5. Формирование лечебной магии на фоне эмпирических знаний и практических навыков.
6. Сочетание рациональных и иррациональных способов лечения.
Вопросы для самоконтроля.
1. Периодизация и хронология всемирной истории медицины.
2. Охарактеризовать период матриархата и зарождение коллективного врачевания.
3. Период патриархата. Зарождение культов и фантастических верований.
4. Хирургические приемы врачевания в период первобытнообщинного строя.
5. Дать определение «народное врачевание», «традиционная медицина», «научная медицина».
План.
1. Медицина в Древней Греции:
а) периодизация истории и врачевания, источники по истории и медицине Древней Греции.
б) врачевание полисного периода (VIII – VI вв. до н.э.)
в) классический период (V – IV вв. до н.э.)
г) эллинистический период (30-е г. IV – 30 г. н. э.)
2. Медицина в Древнем Риме:
а)периодизация истории и врачевания, источники по истории и медицине Древ
него Рима.
б) царский период (VIII – VI вв. до н.э.)
в) республиканский период (509 – 31 гг. до н.э.)
г) императорский период (30г. до н.э. – 476 г. н.э.)
1. Медицина в Древней Греции:
а) периодизация истории и врачевания, источники по истории и медицине
Древней Греции.
Историческое развитие Древнего мира в значительной степени определялось государствами Средиземноморского бассейна – Элладой и Римом. История Древней Греции насчитывает три тысячелетия развития и насчитывает пять основных периодов: 1. крито-ахейский – 3 – 2 тысячелетие до н.э., 2. предполисный - XI – IX вв. до н.э., 3. полисный – VIII – VI вв. до н.э., 4. классический – V – IV вв. до н.э., 5. эллинистический – 30-е г. IV – 30 г. н. э.).
В настоящее время наука не располагает письменными источниками о медицине древнейшего в истории Греции и весьма развитого крито-микенского периода. Первые литературные памятники это эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» являются единственными источниками сведений о древнегреческой медицине XII – VI вв. до н.э. конца крито-микенского, предполисного и архаичного периодов. О медицине классического периода рассказывает выдающийся памятник медицинской литературы «Гиппократов сборник», а также в произведении Геродота «История в девяти книгах».
При археологических раскопках на территории Древней Греции были обнаружены многочисленные храмы, среди них святилища бога врачевания Асклепия, санитарно-технические сооружения (водоотводные каналы, сточные ямы, вентиляция). Золотые сосуды предназначенные для культового обряда, на котором были изображены три сцены – лечение раненного воина, лечение больного зуба и наложение повязки раненному. Археологические раскопки продолжаются и по сей день.
б) врачевание полисного периода (VIII – VI вв. до н.э.)
Период разложения родовых общин и формирования выраженных рабовладельческих отношений произошел в 1У-П тысячелетия до н.э. Первыми рабовладельцами были пастухи и скотоводы (имущественное неравенство).
На берегах великих рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Танга Янузы и Хуанхе, возникли первые рабовладельческие государства (Египет, Вавилон, Греция, Рим, Индия, Китай).
В целом, период Древнего мира насчитывает в своем диапазоне 4.000 лет = 40 веков .(1У-П тысячелетия до н.э).
Рабовладельческое государство - как общественно-экономическая формация представляли высокую ступень развития. В этот период создается государство как институт управления общества, армия, флот, высокого уровня достигает общая культура и в том числе медицина. Медицина в рабовладельческом обществе, была основана на опыте лекарей эмпириков.
Исторически, становление рабовладельческого периода в Греции охватывает и Ш-П тысячелетия до н.э. - классический период , 1У в. до н.э. - 1 в. н.э. -эллинистический период. Это был период наивысшего внутреннего и внешнего расцвета государства, его культуры, и одного из ее выpaжeний - философской мысли. Медицина Древней Греции неразрывно связана с мифологией.
В медицине Древней Греции имелось два направления: народная и храмовая. Начала греческой медицины теряются в глубокой древности и связаны с медициной древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской. Медицина носила светский период, она основывалась на эмпирии и была свободна от призвания богов, заклинаний, магических приемов. Гомеровский эпос дает некоторые представления об анатомических познаниях и лечение ран. Вскрытие трупов в Древней Греции не производилось. В произведениях Геродота также есть упоминание о врачевании болезней в Древней Греции, о влиянии климата на здоровье человека, о заразных болезнях и их возникновении от употребления в пищу травы, листьев, коры вместо хлеба, от скопления войск и от гниения тысяч непогребенных трупов. Писал Геродот также и о положении врача в обществе и об уважении к врачебной профессии.
Развитие рабовладельческого строя в Древней Греции и укрепление его VI в. до н.э. способствовало усилению религии, становлению храмов и храмовой медицины. Древняя Греция дала человечеству знаменитых врачей отраженных в мифах – это бог-врачеватель Асклепий, изображенный с посохом и змеей. Около 300 храмов в его честь, так называемых асклепионов, было воздвигнуто в Греции. Считалось, что он выводил из состояния клинической смерти (обморока). У Асклепия было 4 детей. Все они стали врачами, обучаясь этому искусству у отца. Гигиея - богиня здоровья. Панакея- покровительница лекарственного лечения (Панацея). Махаон- знаменитый хирург. Подалирий- знаменитый терапевт. Обучение врачебному искусству первоначально проводилось при храмах. При храмах имелись помещения для лечения больных, в том числе и стационарного. Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежно больным и роженицам входить на его территорию строго воспрещалось. Лечение обычно сопровождалось использованием приемов специально разработанной системы внушения (священный сон). Главными средствами врачевания в храмах были различные формы водолечения, массаж, гимнастика, реже оказывалась хирургическая помощь. При раскопках обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные шприцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и пр.
В уплату за услуги больные приносили изображения исцеленных частей своего тела сделанные из мрамора, серебра, золота. Кроме асклепейонов, имелись ятрейи– лечебницы на дому у практиковавших врачей. Большое внимание уделялось в Древней Греции личной гигиене. В городах Древней Греции санитарное устройство стояло на высоком уровне. О развитии гигиены в античном мире свидетельствует трактат основоположника научной медицины Гиппократа « О воздухах, водах и местностях». В Древней Греции держалась специальная «санитарная полиция», которая наблюдала за строительством домов, продажей пищевых продуктов и напитков. Для борьбы с заразными болезнями применялось окуривание серой жилых и общественных помещений, для удаления жидких нечистот и стоков была устроена канализация. Элементы медицины преподавались и в палестрах, где наряду с элементарными предметами учителя занимались хирургией (лечили раны, вывихи, переломы). Также шло обучение в семейных школах. Каждая, из которых, имела свои лекарства и врачебные приемы, которые передавались от отца к сыну. Опытный врач брал за плату 2-3 учеников. Появляются врачи-профессионалы, они были универсалами, т.е. лечили все болезни.
в) классический период (V – IV вв. до н.э.)
Под влиянием передовых философских учений древних греков — стихийного материализма и наивной диалектики — передовые врачи Древней Греции эпохи ее расцвета дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней, о связи их с внешней средой, о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни и т. п. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний. Самым видным врачом Древней Греции был Гиппократ.
В 5-6 веках до н.э. возникли первые светские медицинские школы Кротонская, Книдская, Косская.
Кротонская медицинская школадостигла своего расцветаVI век до н.э. Ее основные достижения можно сформулировать следующими тезисами: 1. организм есть единство противоположностей, 2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил, 3. противоположное излечивается противоположным. Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал.
Заключение
Медицина Древней Греции. (Ш тысячелетие до н.э. - 1 в. н.э.) 1/ Понимание целостности организма. Единство противоположностей (сухое - влажное, твердое - мягкое, и т.д.). Единство организма и внешней среды. 2/ Понимание болезни как следствия внутренних и внешних причин. Нарушение равновесия (изономия).
Историческая роль Древней Греции в развитии медицины отразилась в широком использовании греческих терминов в современной медицинской терминологии. Появились такие термины, как хирургия, педиатрия, психиатрия, дерматология, офтальмология, неврология, терапия, пневмония. Именно от древнегреческой медицины берут два основных направления – эмпирическое и философское которые лишь в 17-18 веках воплотятся в основной принцип единства науки и практики. 3/ Формирование основных направлений деятельности: народная медицина, светская медицина, храмовая медицина.
4/ Совершенствование качества подготовки врачей (семейное, ремесленное при храмах, медицинские школы). 5/ Совершенствование методов диагностики. Разработка принципов наблюдения и лечения у постели больного (в клинике – уход за лежачем больным). 6/ Изучение анатомии. 7/ Зарождение аптекарского дела. 8/ Первые письменные источники о лечении заболеваний полости рта и десен.
Медицина в Древнем Риме:
а) периодизация истории и врачевания, источники по истории и медицине Древнего Рима.
В истории Древнего Рима насчитывается три периода: 1. царский – VIII – VI вв. до н.э., 2. республиканский – 509 – 31 гг. до н.э., 3. императорский – 30 г.до н.э. – 476 г н.э. Значительная часть древнейших римских письменных памятников погибла. Судить об их содержании можно по произведением более поздних авторов. Это произведения Диоскориота «О врачебной материи», «О медицине» в 8-ми книгах Авла Корнелия Цельса, Законы XII таблиц. «О назначении частей человеческого тела» Галена. Археологические раскопки древних римских городов позволили сделать достоянием истории быт и жизнь населявших их народов. В 1771 году в одном из домов Помпеи (79г. был погребен под пеплом вулкана Везувия) был найден полный набор медицинских инструментов. Большой интерес представляют гидротехнические сооружения в городах: канализационные системы, сооружение акведуков, строительство терм.
б) царский период (VIII – VI вв. до н.э.)
В Древнем Риме вплоть до II века до н.э. обходились без врачей-профессионалов. Лечились дома народными средствами: кореньями, плодами, травами, отварами и настоями. Все это чаще всего совмещалось с магией и наговорами. Большое место в лечение недугов имела сырая капуста. Государственный деятель Катон Марк Порций проповедовал использовать уксус, мед растительное масло. Эти средства применялись не только внутрь, но и наружно. Также использовали минеральные препараты: сера, ртуть, квасцы, мыло красящие и дубильные вещества. В VI веке начинается благоустройство Рима. Для стока нечистот стали сооружать многочисленные каналы – клоаки, началось сооружение акведуков для подачи воды из горных источников. Развивалось зубоврачевание. До нас дошли многочисленные зубные протезы, выполненные из костей животных и скрепленные при помощи золотого моста.
в) республиканский период (509 – 31 гг. до н.э.)
В области медицины этот период характеризуется развитием санитарного законодательства и строительством санитарно-технических сооружений, появлением врачей-профессионалов и медицинского дела. Большое внимание уделялась общественной, городской (как мы позднее скажем коммунальной) гигиене. В 451-450 годах были созданы «Законы XII таблиц». Помимо социальных, политических и военных вопросов, свод содержал параграфы, посвященные медицине, прежде всего санитарному состоянию Рима. Жителям приписывалось: не хоронить и не сжигать мертвых на территории города, не собирать костей мертвецов для захоронения, если только человек не погиб на поле боя или на чужбине, отменялось бальзамирование, настойчиво рекомендовалось питье только из своей посуды. В городах для стока нечистот стали строить подземные каналы (клоаки). Первый римский акведук был построен в 312 году.
Широкое распространение в Древнем Риме - термы( -горячий) бани. В крупных городах бани - 1000 купален. Это были не просто бани, они выполняли лечебные и культурные функции. Здесь состоятельные граждане Рима мылись, парились, пировали, вели философские споры, посещали небольшие театры, художественные галереи и даже читали книги. Далекие походы римских легионов в местности, резко различающиеся по климату и санитарным условиям способствовали возникновению разнообразных заболеваний. Чтобы сохранить боеспособность армии и оказывать хирургическую помощь были созданы военные госпитали, выделены лагерные врачи. В конце первого – начале второго века во всех подразделениях появились врачи-профессионалы. В каждом легионе был врач, каждая кагорта имела четырех врачей. Были в армии и специалисты по лечению ран. На флоте также имелись врачи (один на корабль). Врачеванием гражданского населения занимались обычно иноземцы – рабы из военнопленных, затем вольноотпущенники и приезжие иностранцы. Раб лечил хозяина и его родственников. Иногда рабов - врачей отпускали на свободу так называемые врачи - отпущенники. Юридически они оставались зависимыми от рабовладельца, лечили бесплатно, плата отдавалась хозяину
г) императорский период (30г. до н.э. – 476 г. н.э.)
С I века н.э. подготовка врачей как в Риме, так и в других частях империи входила в обязанности архиатров. Архиатры – главные врачи, наблюдавшие за другими врачами. Медицинские школы при архиатрах были государственными. Программы обучения, режим и образ жизни учащихся строго регламентировались. В I веке появляются первые больницы для лечения чиновников и их семей. Позже появляются больницы для бедных финансировавшиеся органами городского управления.
Потомки смогли составить мнение о состоянии медицины Рима во многом благодаря пунктуальности Авла Корнелия Цельса. Ему принадлежит заслуга в составлении энциклопедического свода знаний, собранных в трактате «О медицине». Цельс первым предложил литотомию (камнесечение) представлявшую собой процедуру дробления камней в мочевом пузыре. Им описаны пластические операции по восстановлению носа, губ и ушей.
Гению Галена (129-201 годы) принадлежит классический труд «О частях человеческого тела», где впервые представлено единое анатомическое описание человеческого организма.
Врач - практик, исследователь - анатом и физиолог. Гален был врачом, сторонник гуморального направления: движение и соотношение соков (жидкостей) в организме: кровь, слизь, черная и желтая желчь (по Гиппократу). Он смело ввел в практику врачевания вивисекцию на животных, обобщил суждения предшественников в виде целостного учения, оказавшего огромное влияние на развитие естествознания вплоть до позднего Средневековья. В сочинении «О назначении частей человеческого тела» представлено около 300 мышц, причем даже те, которые отсутствуют у людей, но имеются у некоторых видов животных. Впоследствии эти ошибки были исправлены анатомом Везалием. Гален внес личный вклад в развитие фармакологии.
Заслуги Галена. 1/ Заслуги в области анатомии. Он описал многие кости, мышцы. Описал разветвления нервов в мышцах. Первым приблизился к пониманию тканевого строения органов. Он описал стенки матки, кишок желудка, обратил внимание на их многослойное строение. 2/Первым ввел эксперимент на животных (связь морфологии с функцией): Доказал связь мышц с нервами: высокая перевязка спинного мозга ведет к параличу дыхания, низкая - параличу нижних конечностей.
3/ Первый описал активный характер движения грудной клетки при дыхании, и пассивный характер легких...
4/Обессмертил имя тем, что внес регламентацию в изготовление в развитие лечение лекарственных форм: отваров, экстрактов из растений получивших название Галеновые препараты.
Заключение.
1. Материалистическое понимание причин болезни, влияния климата, питания
образа жизни на здоровья (Асклепиоз).
2. Развитие анатомическое искусство. Зарождение функциональной анатомии
(Гален).
3. Государственная регламентация деятельности врачей. Иерархия врачебной
специальности : врачи – архиатры, оплачиваемые государством, т.е. госу
дарственные врачи. Врачи - отпущенники (свободные), врачи - рабы.
4. Первая специализация врачебной помощи: врачи - экономы (терапевты), вра
чи - инструментарии (хирурги).
5. Становление военной медицины. Создание военных госпиталей (валитудина
рие).
6. Развитие общественной и личной гигиены. Государственная регламентация
контроля за санитарным состоянием городов и общественных зданий.
Вопросы для самоконтроля.
1. Дать характеристику храмовой медицины Древней Греции.
2. Врачебные школы Древней Греции: кротонская, книдская, косская.
3. Жизнь и деятельность Гиппократа. «Гиппократов сборник».
4. Медицина Древнего Рима.
5. Первые врачи- профессионалы в Древнем Риме.
План
1.Медицина в Древнем Китае (сер. II тысячелетия до н.э. – III век н.э.)
2. Развитие медицины в Древней Индии (III тысячелетие до н.э. – IV век н.э.)
3. Становление медицины в Древнем Египте (III – I тысячелетие до н.э.)
Заключение.
1. Понимание организма как единое целое. Человек существует в гармонии с
природой и в самом себе как единство 2-х противоположностей :ян (муж
ские активы), инь (женский пассив).
2. Болезнь как следствие нарушения гармонии с внешним миром (Небо-Человек-
Земля) так и в самом себе (инь - янь).
3. Разработка методов обследования больного анамнез (опрос), ощупывание,
осмотр, выслуживание звуков.
4. Становление традиционной медицины (иглоукалывание -акупунктура, мокса)
(традиционная медицина) - имеет свой ареал распространения, закреплена в
памятки как письменности. Обучение по принципу наставник - ученик ~ 10-
15 лет.
2. Развитие медицины в Древней Индии (III тысячелетие до н.э. – IV век
Н.э.)
Формирование индийского врачевания относится к глубокой древности. В медицине древней Индии четко прослеживается три этапа: 1. индская цивилизация с XXIII – XVIII вв. до н.э., 2. ведийский период с XIII – VI вв. до н.э., 3. буддийский c V – III вв. до н.э. и классический периоды с II до н.э. – Vв н.э.
Основными источниками изучения древнеиндийской медицины являются древние литературные памятники среди которых ведущее место занимают веды, эпические поэмы «Махабхарата», «Рамаяна», «Законы Ману». В юридическом памятнике – законах Ману содержатся положения санитарного законодательства, положения о постановке врачебной помощи населению, правила общественной и личной санитарии и гигиены. Терапия была основана на учении о соках организма. Для приведения их в первоначальную гармонию обращались к средствам очистительным, раздражающим, рвотным, чихательным. Этой же цели служили кровопускания, прижигания, грязелечение. Индийская медицина исходила из положения, что гигиенические предписания не уступают по силе воздействия лечебным средствам. Больным рекомендовалась умеренность во всем, правильное применение медикаментов, соблюдение правил личной гигиены (чистота тела, волос, постели), правильность питания.
Первоначальной формой медицинской подготовки являлись школы при храмах и монастырях, где юноши обучались под руководством сведущих в медицине представителей культа. Преподавание производилось особыми браминами, которые назывались гуру; оно состояло в чтении священных книг, объяснении их, изучении лекарств, в примерном лечении больных; для пополнения образования ученики с учителем совершали путешествия и наблюдали как лечит другой гуру. Окончив врачебное образование, молодой человек получал от раджи право лечить, при чем давал обещание одеваться чисто, стричь бороду и ногти, говорить мягко, без резкостей, являться к больному по первому требованию, лечить даром браминов и не браться за лечение неизлечимых страданий. Наряду с образованными врачами были и знахари. Призванный к больному, образованный врач тщательно исследовал страдающую часть тела и назначал лекарство, когда окончательно убеждался в характере болезни. Наставникам разрешалось обучать одновременно не более 3-4 учеников. Ученики должны были иметь хорошее происхождение, молодость, здоровье, нормальные органы чувств, скромность.
В системе медицинских знаний важное значение придавалось диагностике. Каждый врач должен был уметь искусно пальпировать брюшную полость, определять размеры селезенки, печени с помощью линейки. Лечебная помощь оказывалась преимущественно на дому. Хирургия почиталась как первая и лучшая из всех медицинских наук. Древнеиндийские врачи умели производить лапаротомию, трепанацию черепа, ампутацию конечностей, камнедробление, очищать и сушить раны. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, костные щипцы, иглы, пилы. Индийские хирурги умело производили извлечение мочевого камня, извлечение катаракты, прокол грудной клетки и т. д. При переломах накладывались удовлетворительные повязки. Кровотечения останавливались прижиганиями. Раны перевязывались надлежащим образом. Особенную славу составляют пластические операции — для восстановления отсутствующих носа или уха; лоскут брался из здорового соседнего участка и приживлялся к окровавленному пополняемому месту. Подобные операции производились и в Европе, начиная с XVI столетия, но при них лоскут брался из отдаленной части тела; позже распространился и индийский способ. Гигиене в Индии было посвящено много сочинений. В них изучалось влияние климата, времен года, пищи и т. д. Свежие припасы считаются наиболее способствующими здоровью, также весьма полезны купанье, растирание тела мазями. Зубы чистятся щеточкой из мягких древесных ветвей; зубной порошок приготовлялся из меда, длинного перца, сухого имбиря и проч. Из пищевых веществ наиболее полезны свежее мясо, мед, очищенный животный жир, молоко различных животных. Спиртные напитки были запрещены ведами, но позже распространились повсюду; Сушрута описывает напитки из различных плодов; вино признавалось необходимым для усиления аппетита.
Число упоминаемых индийскими авторами лекарств весьма обширно; Сушрута описывает свойства 760 растительных средств, давая точные указания о выборе времени собирания, способах сохранения и приготовлении их. Для лекарств употреблялись различные части растений и животных, также отделения последних. Из неорганического мира применялось множество веществ; индусы изучили свойства металлов и их соединения: ртуть, золото, серебро, медь, селитру, буру, соду и др. Индусы искали такого соединения, которое способно было бы сделать человека молодым и бессмертным. Это искание жизненного эликсира отличало в средние века арабов, которые заимствовали у индусов познания и усвоили их стремления.
Акушерство и женские болезни составляют одну из хорошо разработанных глав индийской медицины. Очень подробные указания даются о том, как должна вести себя беременная женщина. Роды принимаются четырьмя опытными женщинами в присутствии врача, который, если требуется, производит операции при неправильных родах. Подробные советы даются о том, как кормить младенца и лечить болезни новорожденных.
В акушерстве прибегали к поворотам на ножку, кесареву сечению. Общее обезболивание применялось с помощью опия, вина. В качестве перевязочного материала использовали хлопок, камбий растений, раны сшивали полосками апоневроза, кишечника животных. Применялось большое количество лекарственных средств. Растительных лекарственных средств, по источникам того времени насчитывалось свыше 1000. Из средств животного происхождения употреблялись молоко, жир, масло, кровь, желчь животных, птиц, рыб.
Данные археологии дают достаточно полное представление о санитарном устройстве населенных мест. Почти в каждом доме были купальни, уборные. Имелись должностные лица, наблюдавшие за удалением нечистот и мусора, состоянием рынков и продуктов питания. Резко осуждалось употребление наркотиков.
Вопросы этики медицинской нашли отражения в древнейших памятниках индийской литературы – своде законов Ману (ок. 2 в. до н.э. – 1 в. н.э.) и «Аюрведе». Врачебная этика Индии начала новой эры требовала от целителя аккуратности, скромности, огромного терпения. По окончании обучения молодой лекарь знакомился с правилами врачебной деятельности, давая клятву неукоснительно их соблюдать. Кроме того он обещал быть гуманным, справедливым с пациентами, отзываться на призыв о помощи, безотказно проявлять заботу о больных и страждущих. Профессиональные медики одевались в белое надушенное платье, коротко стригли бороду, следили за чистотой ногтей, не употребляли спиртные напитки. Они всегда носили с собой палку и зонтик, но самое главное – «избегали болтовни». Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов: и наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного. В тоже время этот кодекс устанавливал ряд запретов в отношении оказания медицинской помощи, индийская клятва запрещала врачу лечить врагов своего правителя, злодеев, женщин, с которыми нет сопровождающих лиц. Осуждалось вмешательство врача в процесс умирания. Врачу надлежало одинаково относиться ко всем больным независимо от их материального достатка, положения и веса в обществе, за лечение брать не больше того, что необходимо для пропитания. Профессиональная ценность врача определялась степенью его практической и теоретической подготовки; эти две стороны должны составлять полную гармонию.
Заключение
1. Представление о болезни как следствия нарушения
взаимодействия 3-х внутренних субстанций организма (прана,
желчь, слизь) при отрицательном воздействие 5 внешних стихий (вода, огонь, дерево, металл, земля.
2. Совершенствование представлений об анатомическом строении человеческого тела.
3. Развитие оперативных методов лечения: родовспоможения,
хирургическая техника, уникальные методики лечения, в том числе «индийский способ» ринопластики.
4. Целенаправленные мероприятия по совершенствованию
предупреждения заболеваний. Первые опыты вариоляции, (методы укола руки и плеча.).
5. Становление гигиенических традиций как прообраз общей и коммунальной гигиены.
6. Создание первых общественных больниц (лечебниц) при храмах.Разработка основ практической и теоретической подготовки врачей. Основы врачебной этики.
Вопросы для самоконтроля.
1. Охарактеризовать главные черты медицины Древнего Египта.
2. Врачебная этика в Древнем Египте.
3. Организация медицинского дела в Древней Индии.
4. Аюрведа – традиционная система древнеиндийского врачевания.
5. Методы диагностики и лечение в Древнем Китае.
План
1. Развитие медицины и медицинских знаний в Византийской империи (395 – 1453 гг.)
2. Врачевание в Киевской Руси (IX – XV вв.)
3. Медицина в Арабских халифатах и Средней Азии (V – XV вв.)
4. Развитие медицины в Западной Европе (V – XV вв.)
Средние века обыкновенно рассматривают как мрачную эпоху полневежества или совершенного варварства, как период истории, который характеризуется в двух словах: невежество и суеверие. В доказательство этого приводят, что для философов и врачей в течении всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии, магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества.
Деятели Возрождения и Нового времени, борясь с феодализмом и сковывавшими развитие философской и естественнонаучной мысли