Выброс спасательной шлюпки на береговую отмель
Высадка или выброс на берег - это преодоление 2-х эшелонов прибойных волн параллельных береговой черте:
Первый (от моря) эшелон наиболее опасен, так как эта волна несет очень много энергии, которая высвобождается при выходе с волн на мелководье в форме закручивающего и обрушивающего гребня.
Второй эшелон (ближе к берегу) менее опасен, так несет остаточную энергию в виднее обычной волны.
Но оба эшелона опасны – могут не только опрокинуть шлюпку но и разбивать ее о подводные препятствия и травмировать людей.
Порядок действий:
1). Подготовиться к выбрасыванию до подхода к линии прибоя:
закрепить снабжение, одеть каски и жилеты, подготовить носовой фалинь, проверить работу двигателя, подготовить плавучий якорь. Открыть люки шлюпки.
2)Выбрать место выбрасывания, наблюдая за бурунами на прибое там, где его ширина меньше, а берег ровный и песчаный
3). При крутой волне развернуть шлюпку «носом на волну» (кормой к берегу). Запустить двигатель и поставив его на «МАХ» мчаться на гребень волны, а при опускании шлюпки во впадину давать задний ход и так продвигаться к берегу.
4). При касании шлюпкой грунта швартовная команда выпрыгивает из люков, подхватывают кормовой фалинь-буксир, устремляются к берегу. За ними выпрыгивают остальные и пользуются буксиром как леером подтягивают его в тугую, чтобы с каждый ударом волны использовать всплытие для эвакуации людей и недопущения опрокидывания шлюпки.
5). Когда шлюпка крепко села на грунт снять с нее снабжение и больных, радио и пиротехнику.
6). Организовать выживание на берегу.
Каковы особенности действий, если судно на мели, а берег не далеко?
Если при ухудшении погоды спасатель не может подойти к судну, сидящему на мели, а тому угрожает разрушение или опрокидывание, экипаж судна, терпящего бедствие, обычно стремится высадиться на берег, не всегда реально оценивая опасность этой операции. Известны неоднократные случаи гибели людей, пытавшихся высадиться на берег с судна, сидящего на мели, в то время, как на судне люди находились в менее опасном, положении.
Например, известен случай с иностранным судном, севшим на мель у побережья США. Судно испытывало сильные удары о грунт, в результате которых корпус был поврежден и через повреждения затопило машинное отделение. Часть экипажа решила покинуть судно и переправиться на берег на шлюпках, но ни одна из шлюпок не дошла до берега. При этом погибли 31 человек. Оставшиеся на судне находились в безопасности и после прекращения шторма были спасены вместе с судном. Если экипаж все же решил высадиться на берег, необходимо принять меры предосторожности.
Если спасение производится на спасательных шлюпках, то должны быть приняты возможные меры по заводке направляющего проводника на берег и предотвращению опрокидывания шлюпок в полосе прибоя.
При подходе шлюпки к берегу в тихую погоду или при ветре с берега и отсутствии прибоя необходимо постоянно следить за изменением глубин, выставить впередсмотрящего, чтобы не пробить днище о мель или другое подводное препятствие Значительно труднее и опаснее подойти на шлюпке к необорудованному берегу при наличии прибоя. На прибое волны деформируются и становятся более крутыми и опасными, сила их ударов значительно возрастает. В полосе прибоя вдоль берега возникает течение, особенно сильное, если прибой идет под углом к берегу. Затем нагоняемый к берегу ветром и прибоем поток воды уходит по дну в море, образуя сильное придонное течение. От выступов и впадин береговой черты, подводных препятствий у берега образуются водовороты. У обрывистых берегов и скал сталкивающиеся набегающие и обратные волны образуют толчею. С увеличением прибрежной отмели сила, и опасность прибоя уменьшаются, но не исчезают. Поэтому подойти на шлюпке к берегу решаются только при наличии достаточно опытного командира и подготовленного экипажа. В случае серьезных сомнений в успехе этой операции необходимо искать более удобное место либо ожидать более удобного времени для ее выполнения.
Перед подходом к берегу место для высадки выбирают по лоции, картам и визуально с максимально возможной осмотрительностью. Лучше всего подходить к берегу на участке с пологим песчаным пляжем. Ни в коем случае нельзя в прибой пытаться высадиться на скалистый берег, нужно отойти от берега и обязательно дождаться перемены ветра и прекращения прибоя или искать другое место для высадки. При каменистом грунте на пологом берегу, если вблизи нет песчаного пляжа и нет возможности ожидать улучшения погоды, необходимо, удерживаясь в возможной близости от берега, тщательно изучить расположение камней, особое внимание, обращая на пену, «белые барашки» на поверхности воды, которые являются признаками подводных препятствий, водоворотов, толчеи и т. п.
Подходят к берегу на шлюпке обычно носом, особенно если шлюпка моторная, и только в особых случаях (при частичном повреждении шлюпки, при некоторых особенностях устройства, иногда во время прибоя и т. п.) — кормой. При подходе необходимо шлюпку удерживать перпендикулярно к фронту волны, набегающей на берег. Для лучшего управления шлюпкой на подходе к берегу следует заменить руль рулевым веслом и подготовить плавучий якорь к отдаче, привязав к дректову для увеличения его длины все надежные концы, имеющиеся на шлюпке. Если подход к берегу осуществляют носом, то якорь отдают с кормы, а если кормой, — с носа. Якорь опускают, когда длина дректова будет достаточной от места постановки на якорь до береговой черты или до места, где прибой уже не будет опасен для шлюпки.
При подходе к полосе прибоя экипаж шлюпки смещается в сторону, противоположную берегу, так чтобы оконечность ее, направленная на берег, была чуть выше (для улучшения управляемости при набегающих на берег волнах). После отдачи плавучего якоря шлюпку направляют к берегу, экипаж потравливает дректов, а при разворачивании шлюпки лагом под действием волн и ветра дректов сдерживают, и усилие от него (плавучий якорь на мелководье цепляет грунт) помогает шлюпке вновь развернуться поперек фронта волн.
При следовании к берегу надо дождаться крупной волны, идущей к берегу, и стремиться удержаться на ее склоне, обращенном к морю, следуя с волной, пока она не рассыплется. Особенно опасно «потерять волну» непосредственно перед выбрасыванием на берег, так как шлюпка резко опускается, сходя с волны, и при этом возможны удар о грунт, получение пробоины и опрокидывание шлюпки следующей волной. Непосредственно перед самой выброской на берег необходимо развить наибольший возможный ход и стремиться выброситься с волной возможно дальше на берег.
При отходе шлюпки от берега опасность разворота ее прибоем и опрокидывания сохраняется, хотя она и несколько меньше, чем при подходе к берегу, так как шлюпка следует на волну. При отходе от берега шлюпку следует дифферентовать так, чтобы она села на ровный киль, так как дифферент на нос ухудшает управляемость, а дифферент на корму в данном случае увеличивает опасность разворота шлюпки.