Выброс спасательной шлюпки на береговую отмель

Высадка или выброс на берег - это преодоление 2-х эшелонов прибойных волн параллельных береговой черте:

Первый (от моря) эшелон наиболее опасен, так как эта волна несет очень много энергии, которая высвобождается при выходе с волн на мелководье в форме закручивающего и обрушивающего гребня.

Второй эшелон (ближе к берегу) менее опасен, так несет остаточную энергию в виднее обычной волны.

Но оба эшелона опасны – могут не только опрокинуть шлюпку но и разбивать ее о подводные препятствия и травмировать людей.

Порядок действий:

1). Подготовиться к выбрасыванию до подхода к линии прибоя:

закрепить снабжение, одеть каски и жилеты, подготовить носовой фалинь, проверить работу двигателя, подготовить плавучий якорь. Открыть люки шлюпки.

2)Выбрать место выбрасывания, наблюдая за бурунами на прибое там, где его ширина меньше, а берег ровный и песчаный

3). При крутой волне развернуть шлюпку «носом на волну» (кормой к берегу). Запустить двигатель и поставив его на «МАХ» мчаться на гребень волны, а при опускании шлюпки во впадину давать задний ход и так продвигаться к берегу.

4). При касании шлюпкой грунта швартовная команда выпрыгивает из люков, подхватывают кормовой фалинь-буксир, устремляются к берегу. За ними выпрыгивают остальные и пользуются буксиром как леером подтягивают его в тугую, чтобы с каждый ударом волны использовать всплытие для эвакуации людей и недопущения опрокидывания шлюпки.

5). Когда шлюпка крепко села на грунт снять с нее снабжение и больных, радио и пиротехнику.

6). Организовать выживание на берегу.

Каковы особенности действий, если судно на мели, а берег не далеко?

Если при ухудшении погоды спасатель не может подойти к судну, сидящему на мели, а тому угрожает разрушение или оп­рокидывание, экипаж судна, терпящего бедствие, обычно стре­мится высадиться на берег, не всегда реально оценивая опас­ность этой операции. Известны неоднократные случаи гибели людей, пытавшихся высадиться на берег с судна, сидящего на мели, в то время, как на судне люди находились в менее опас­ном, положении.

Например, известен случай с иностранным судном, севшим на мель у по­бережья США. Судно испытывало сильные удары о грунт, в результате кото­рых корпус был поврежден и через повреждения затопило машинное отделе­ние. Часть экипажа решила покинуть судно и переправиться на берег на шлюпках, но ни одна из шлюпок не дошла до берега. При этом погибли 31 человек. Оставшиеся на судне находились в безопасности и после прекраще­ния шторма были спасены вместе с судном. Если экипаж все же решил высадиться на берег, необходи­мо принять меры предосторожности.

Если спасение производится на спасательных шлюпках, то должны быть приняты возможные меры по заводке направляю­щего проводника на берег и предотвращению опрокидывания шлюпок в полосе прибоя.

При подходе шлюпки к берегу в тихую погоду или при ветре с берега и отсутствии прибоя необходимо постоянно следить за изменением глубин, выставить впередсмотрящего, чтобы не пробить днище о мель или другое подводное препятствие Зна­чительно труднее и опаснее подойти на шлюпке к необорудованному берегу при наличии прибоя. На прибое волны деформиру­ются и становятся более крутыми и опасными, сила их ударов значительно возрастает. В полосе прибоя вдоль берега возника­ет течение, особенно сильное, если прибой идет под углом к бе­регу. Затем нагоняемый к берегу ветром и прибоем поток воды уходит по дну в море, образуя сильное придонное течение. От выступов и впадин береговой черты, подводных препятствий у берега образуются водовороты. У обрывистых берегов и скал сталкивающиеся набегающие и обратные волны образуют тол­чею. С увеличением прибрежной отмели сила, и опасность при­боя уменьшаются, но не исчезают. Поэтому подойти на шлюпке к берегу решаются только при наличии достаточно опытного командира и подготовленного экипажа. В случае серьезных сом­нений в успехе этой операции необходимо искать более удобное место либо ожидать более удобного времени для ее выполнения.

Перед подходом к берегу место для высадки выбирают по лоции, картам и визуально с максимально возможной осмотри­тельностью. Лучше всего подходить к берегу на участке с поло­гим песчаным пляжем. Ни в коем случае нельзя в прибой пы­таться высадиться на скалистый берег, нужно отойти от берега и обязательно дождаться перемены ветра и прекращения при­боя или искать другое место для высадки. При каменистом грунте на пологом берегу, если вблизи нет песчаного пляжа и нет возможности ожидать улучшения пого­ды, необходимо, удерживаясь в возможной близости от берега, тщательно изучить расположение камней, особое внимание, об­ращая на пену, «белые барашки» на поверхности воды, которые являются признаками подводных препятствий, водоворотов, тол­чеи и т. п.

Подходят к берегу на шлюпке обычно носом, особенно если шлюпка моторная, и только в особых случаях (при частичном повреждении шлюпки, при некоторых особенностях устройства, иногда во время прибоя и т. п.) — кормой. При подходе необхо­димо шлюпку удерживать перпендикулярно к фронту волны, набегающей на берег. Для лучшего управления шлюпкой на подходе к берегу следует заменить руль рулевым веслом и под­готовить плавучий якорь к отдаче, привязав к дректову для уве­личения его длины все надежные концы, имеющиеся на шлюп­ке. Если подход к берегу осуществляют носом, то якорь отдают с кормы, а если кормой, — с носа. Якорь опускают, когда длина дректова будет достаточной от места постановки на якорь до береговой черты или до места, где прибой уже не будет опасен для шлюпки.

При подходе к полосе прибоя экипаж шлюпки смещается в сторону, противоположную берегу, так чтобы оконечность ее, направленная на берег, была чуть выше (для улучшения управляемости при набегающих на берег волнах). После отдачи пла­вучего якоря шлюпку направляют к берегу, экипаж потравливает дректов, а при разворачивании шлюпки лагом под действием волн и ветра дректов сдерживают, и усилие от него (плавучий якорь на мелководье цепляет грунт) помогает шлюпке вновь развернуться поперек фронта волн.

При следовании к берегу надо дождаться крупной волны, идущей к берегу, и стремиться удержаться на ее склоне, обра­щенном к морю, следуя с волной, пока она не рассыплется. Осо­бенно опасно «потерять волну» непосредственно перед выбра­сыванием на берег, так как шлюпка резко опускается, сходя с волны, и при этом возможны удар о грунт, получение пробоины и опрокидывание шлюпки следующей волной. Непосредственно перед самой выброской на берег необходимо развить наиболь­ший возможный ход и стремиться выброситься с волной возмож­но дальше на берег.

При отходе шлюпки от берега опасность разворота ее при­боем и опрокидывания сохраняется, хотя она и несколько мень­ше, чем при подходе к берегу, так как шлюпка следует на вол­ну. При отходе от берега шлюпку следует дифферентовать так, чтобы она села на ровный киль, так как дифферент на нос ухудшает управляемость, а дифферент на корму в данном слу­чае увеличивает опасность разворота шлюпки.

Наши рекомендации