Приёмы спуска на воду спасательных шлюпок и плотов при сильном волнении моря.
СПУСК ШЛЮПКИ МЕТОДОМ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ
- Убедиться, что стропа шлюпки свободны
- Убедиться, что кормовое крепежное устройство отдано (найтовы отданы)
- Отсоединить внешний кабель подзарядки батарей
- Войти в шлюпку
- Закрыть дверь, носовой люк и
вентиляционные крышки
- Убедиться, что люди заняли места в
креслах и пристегнулись ремнями
- Включить питание от батарей шлюпки
- Поставить перо руля на “0”, рукоятку реверсов в нейтральное положение и запустить двигатель, согласно инструкции завода-изготовителя
- Следуя инструкции по освобождению “зуба” отдачи шлюпки, освободить шлюпку (отдать шлюпку)
- После приводнения сообщить винт, установить максимальную скорость вперед и отойти от судна
СПУСК ШЛЮПКИ С ПОМОЩЬЮ БАЛКИ
Спуск полностью снаряженной шлюпки с полным экипажем может быть выполнен при крене судна до 5 градусов и дифференте 2 градуса на нос или корму
- Подать электропитание на щите насосного блока
- Включить гидравлический блок - насосный блок не должен работать более 30 минут, Более длительная работа может вызвать перегрев масла и/или электромотора
- Опустить коромысло и отсоединить его гаки из походных захватов
- Поднять балку в рабочее положение (коромысло над центром тяжести шлюпки)
- Опустить коромысло и закрепить
- стропа шлюпки на гаках коромысла
- Подвирать коромысло, чтобы стропа шлюпки набились
- Повернуть вертикальное стопорное устройство в открытое положение
(платы параллельно шлюпке)
- Проверить, что кормовое крепежное устройство отдано (талрепа отданы)
- Отсоединить внешний кабель заряда батарей
- Войти в шлюпку
- Закрыть двери, носовой люк и вентиляционные крышки
- Убедиться, что люди заняли места в креслах и застегнули ремни
- Включить питание от шлюпочных батарей
- Следуя инструкции по освобождения зуба шлюпки, отдать шлюпку
- Потравливая фалинь, опускать шлюпку до того момента, когда нос шлюпки пройдет самую нижнюю пару роликов и остановить лебедку
- Вывалить балку максимально за борт
- Опустить шлюпку на воду (во время опускания шлюпки поставить рукоятку реверсов в нейтральное положение и запустить мотор)
- После приводнения снять стропа шлюпки с гаков коромысла
Сообщить винт, установить максимальную скорость вперед и отойти от судна
Действия при посадке в шлюпку и спуску её на воду при сильном волнении моря
а) если судно в дрейфе – шлюпку спускают с подветренной стороны.
б) если судна на ходу до 5 узлов – людей сажают заранее в шлюпку и только после этого ее спускают.
в) при качке и высоком расположении СПУ, чтобы не разбить шлюпку заводят прижимные концы с борта и под киль для удержания от раскачивания. Затем приспускают шлюпку до уровня посадочной палубы;
г) производят посадку людей;
д) прижимные концы отпускают и запускают двигатель;
е) выбирают момент, когда судно наклонится в сторону шлюпки, гребень волны пройдет под килем шлюпки, и быстро спускают шлюпку во впадину между волнами (быстро травят тали);
ж) плавно переводят руль на малый угол и отводят шлюпку от борта судна;
з) отдают носовой фалинь.
УПРАВЛЕНИЕ ШЛЮПКОЙ И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ПЛАВАНИЯ
- Для управления шлюпкой должна быть установлена круглосуточная вахта.
- Управление шлюпкой осуществляется рулем.
- На моторных шлюпках для изменения направления движения имеется рычаг переключения хода, который в зависимости от обстановки необходимо установить в положение «вперед» или «назад».
- В качестве резервных средств передвижения на шлюпках имеются весла.
- Для того чтобы подтянуться к судну, соседней шлюпке или оттолкнуться от них пользуйтесь отпорным крюком.
- Для определения направления движения используйте магнитный компас.
- При буксировке шлюпки используйте буксирный трос, стационарно установленный в носовой части.
- Для обеспечения безопасности плавания требуется полное подчинение экипажа старшему по шлюпке.
- Лучшим и наиболее безопасным положением шлюпки в шторм является положение против волны (носом на волну). Для удержания шлюпки в таком положении, а также для уменьшения скорости дрейфа при ветре используйте плавучий якорь. Для чего закрепите якорный канат в носу шлюпки, а якорь бросьте за борт. При подходе к берегу в штормовую погоду, во избежание выброса шлюпки на берег пользование плавучим якорем обязательно.
- Важным фактором безопасности является взаимная помощь, поэтому стремитесь к совместному плаванию всех шлюпок и плотов потерпевшего аварию судна. Для этого все плоты и шлюпки по возможности должны быть соединены друг с другом концами длиной 15-18 м. совместное плавание поможет быстро найти вас в море, экономить сигнальные ракеты, фальшфейеры, вести наблюдение лучше.
БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ ШЛЮПКИ
- Борьба за живучесть очень важна для сохранения жизни на шлюпке.
- В дождливое время и штормовую погоду поставьте защитное закрытие, которое защитит шлюпку от попадания внутрь воды.
- Следует помнить, что наполненная водой шлюпка плохо сопротивляется переворачиванию.
- На шлюпке имеются ведра, черпак и ручной насос при помощи которых, следует немедленно удалять воду из шлюпки, не давая ей накапливаться в больших количествах.