Аварии, их классификация по виду и характеру.
В обычном словарном значении авария (итал. avaria, от арабского "авар" - повреждение, ущерб) - неожиданный выход из строя машины, судна, самолета; происшествие, которое повлекло за собой повреждение или разрушение техники, в результате чего она требует ремонта или подлежит списанию. Иногда это определение дополняется указанием на то, что повреждение или выход из строя происходят во время работы, движения объекта, или что оно связано с нарушением производственного процесса ли опасностью для человеческой жизни.
Авария судна (морская авария) рассматривается как событие, произошедшее с судном в определенный момент времени (столкновение сдругим судном, посадка на мель) или на определенном интервале времени (пожар, затопление судна). Некоторые виды аварий рассматриваются как последствия произошедших с судном событий (ледовые повреждения, штормовые повреждения).
Авария представляет собой реализацию опасностей для мореплавания, т.е. переход последствий их воздействия из события вероятного в событие достоверное.
Авария - это событие с судном как техническим объектом. Не является аварией непосредственное воздействие опасностей на экипаж судна (болезнь, пиратское нападение, травма, полученная из-за несоблюдения правил техники безопасности и т.п.), хотя, конечно, они могут явиться причиной аварии. Не является аварией невыполнение судном тех функций, для которых оно предназначено, вследствие причин социального, экономического или политического характера (забастовка, неоплата фрахта, морская блокада и т.п.), из-за истощения бункера, запаса пресной воды, хотя бы это и привело к утрате судном мореходного состояния.
Авария всегда рассматривается как событие с определенными последствиями. Ими могут быть гибель судна (опрокидывание, затопление, полное конструктивное разрушение), утрата мореходного состояния (при столкновении с другим судном, ударе о подводное препятствие, при посадке на мель, пожаре или взрыве), гибель человека (людей). К морским авариям относят повреждения, причиненные не только судам, но и другим плавающим, буксируемым или стационарным объектам (станциям для сбора океанографических данных, плавучим средствам навигационного оборудования, буровым платформам, портальным кранам) при столкновении судов с ними.повреждение может быть причинено при воздействии на объект на расстоянии (например, когда судно, проходящее по каналу с чрезмерной скоростью, образовало волну, которая вызвала навал или какое-либо повреждение на другом судне, стоящем у бровки). Аварией следует также считать событие, заключающееся в воздействии опасности на судно, следствием которого явилось загрязнение окружающей среды.
В силу указанных обстоятельств для событий с судами, приводящих к ущербу для используемых на море технических средств, людей и природной среды, целесообразно использовать как наиболее общий термин "морские аварии ".
Морские аварии классифицируются по их виду, то есть по природе реализуемых в них опасностей и способам их реализации. Полный перечень видов морских аварий вряд ли возможен, однако на практике используются те или иные, в значительной части совпадающие перечни.
Столкновениепредставляет собой соударение с другим судном либо в процессе движения обоих вступивших в физический контакт судов, либо с судном, стоящим на якоре или находящимся на мели. К столкновениям относят и соударение судна с отдельно стоящим в море сооружением - нефтебуровой платформой, вышкой и т.п.
Навалотличается от столкновения тем, что соударение судов, причинившее повреждения, произошло в результате выполнения швартовных или грузовых операций, а также в результате неблагоприятных гидрометеорологических условий (дрейф судна, обрыв тросов и т.п.). Навалом также считается произошедшее при тех же обстоятельствах соударение судна со стационарными или временными гидротехническими сооружениями (причалами, пирсами, мостами, доками и т.д.), при котором был причинен ущерб судну или сооружению. К навалам относят соударения с плавучими или береговыми средствами навигационного оборудования, если был причинен ущерб их живучести, изменилась характеристика огня или поврежден источник питания, или если это средство было смещено со своего штатного места, или если само судно получило повреждение.
Столкновение с подводным препятствием подразумевает соударение судна с затонувшим судном (независимо от того, находится ли оно на дне моря, достигает поверхности воды или плавает в погруженном состоянии), его частями или другими наблюдаемыми на поверхности воды предметами (затопленное дерево, свая, кит, железобетонный массив и т.п.). Такое столкновение рассматривается как авария, если причинен ущерб судну - его наружной обшивке, элементам набора, винторулевому комплексу и т.д.
Посадка на грунт характеризуется тем, что судно село на мель (риф, груду камней, бровку фарватера) или выброшено на берег на глубине, не обеспечивающей сохранения водоизмещения, необходимого для поддержания судна в состоянии свободного плавания. При посадке на грунт сила собственного веса судна не уравновешивается поддерживающей силой плавучести. Аварией не является прикосновение к грунту, которое обусловлено специальным использованием судна в соответствии с его назначением (дноуглубительные работы, выброска на прибрежную отмель для снятия тяжеловесного груза) или заранее запланированная посадка на грунт при отливе в порту с приливами.
Штормовые повреждения - это повреждения корпуса, механизмов, систем, устройств и других элементов судна в результате разрушительного воздействия штормового волнения и ветра.
Ледовые повреждения вызываются ударами судна о лед или давлением льда при его сжатии. Суда во льдах получают такие повреждения, как вмятины и гофрировка наружной обшивки корпуса с деформацией набора; вмятины наружной обшивки корпуса с трещинами; пробоины наружной обшивки; поломки или потери лопастей винта; потеря винта; потери гребных валов и повреждения дейдвудов; скручивание баллера руля.
Затоплениепредставляет собой событие, в результате которого нарушается равенство сил поддержания и веса судна, то есть условие плавучести неповрежденного судна. Оно происходит вследствие нарушения водонепроницаемости одного или более водонепроницаемых отсеков, заполнения его водой из-за других непредвиденных причин или из-за перегруза судна или его обледенения. Процесс затопления продолжается до тех пор, пока не будет восстановлено равенство действующих сил за счет конструктивно обеспеченных предпосылок (подразделение судна на водонепроницаемые отсеки) или мероприятий по борьбе за живучесть судна, и судно сохранит положительную плавучесть. Если процесс затопления не остановлен, это приводит к полной потере плавучести - судно тонет.
Опрокидывание судна - следствие потери остойчивости, вызванной неверной загрузкой или балластировкой судна, смещением груза, несимметричным заполнением отсеков, обледенением или действием внешних сил (поперечный динамический рывок буксирного троса, зацепление орудия лова за подводное препятствие, воздействие ветра и волнения) и другими причинами.
Пожарпредставляет собой неконтролируемый процесс горения в помещениях или на палубе судна, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. Пожары возникают при небрежном обращении с открытым огнем, электронагревательными приборами, в результате неисправности электрооборудования, освещения и нарушений правил их эксплуатации, при попадании топлива и масла на горячие поверхности оборудования машинного отделения, от самовозгорания и самовоспламенения грузов, нарушения правил сварочных и огневых работ и т.п.
Взрыв представляет собой процесс быстрого освобождения большого количества энергии в ограниченном объеме. Взрывы приводят к образованию и распространению взрывной волны, которая наряду с разлетающимися продуктами взрыва оказывает механическое воздействие на различные объекты. Взрывы происходят при детонации взрывоопасных грузов, вследствие искрообразования в среде горючих газов, при разрядах в ней статического и атмосферного электричества и по другим причинам. Во многих случаях взрыв связан с нарушениями, допущенными при погрузке, или транспортировке взрывоопасных грузов, а также специфическими свойствами или состоянием этих грузов. Взрывы в некоторых
случаях приводят к гибели судов и людей, оказавшихся в зоне поражения.
К другим видам аварий относятся намотки тросов или сетей на гребной винт, повреждение главного двигателя или вспомогательных механизмов, повреждения судовых устройств, повреждение подводного кабеля или трубопровода и т.д.
Аварии могут быть сгруппированы по характеру, то есть по совокупности свойств, определяющих их первопричину.
Аварии навигационного характера - это аварии, обусловленные использованием судна как плавающего объекта, его положением и перемещением в пространстве. Как правило, к авариям навигационного характера относятся посадка на грунт, столкновение, причинение ущерба на расстоянии, если они вызваны неверными действиями или бездействием судоводительского состава.
Аварии технического характера связанны с использованием судна как технического объекта, инженерного сооружения, совокупности машин, механизмов, устройств. К ним относятся повреждения судовой энергетической установки, валовинтового комплекса, вспомогательных механизмов, судовых конструкций (корпуса, набора, судовых устройств, оборудования и систем) вследствие дефектов или неудовлетворительной технической эксплуатации.
Аварии технологического характера обусловлены спецификой того вида деятельности, для которого судно предназначено (перевозка грузов, промысел рыбы, разработка минеральных ресурсов морского дна, ледокольные операции и т.д.).
Для судов, осуществляющих перевозку грузов, к технологическим авариям следует отнести смещение груза и вызванные им разрушения, опасный крен из-за неправильной загрузки навалочных грузов; для судов, занятых буксировкой - повреждение или гибель буксируемого объекта, потеря остойчивости или повреждение буксирующего судна, вызванные несогласованностью действий, неверным или неудачным маневрированием при буксировке.
К технологическим авариям промысловых судов относится потеря остойчивости при подъеме орудия лова на большую высоту при его выборке или для просушки, повреждения в результате ударов о борт и кранцы плавбазы при швартовных и грузовых операциях, затопление судна из-за перегруза рыбой, намотка на винт орудий лова и т.п.
Аварии форс-мажорного характера вызываются событиями или чрезвычайными обстоятельствами, которые невозможно предусмотреть, предотвратить или устранить какими-либо мероприятиями.
К авариям форс-мажорного характера относятся штормовые повреждения, ледовые повреждения, намотка на винт троса или протопленных сетей (не связанная с выполнением промысловых, швартовных, буксировочных операций), потеря остойчивости или плавучести при обледенении, потеря остойчивости на попутном волнении, повреждения корпуса, механизмов, систем, устройств от применения мин, снарядов, ракет и другого оружия, повреждения, причиненные падением метеоритов, извержением вулкана, выбрасывание на берег при цунами и т.п.
К авариям экологического характера можно отнести причиняющий вред окружающей среде случайный или преднамеренный выпуск топлива, перевозимых нефтепродуктов, других опасных веществ, аварийная утечка (прорыв) или аварийный выпуск аммиака из системы рефрижераторной установки, прорыв (выброс) газа, транспортируемого танкером-газовозом.
Возможно появление аварий эргономического характера;под ними следует понимать такие нарушения в информационных моделях, которые делают невозможным осуществление управления судном или значительно затрудняют его (выдача ложной информации или неверная ее интерпретация в процессе человеко-машинного взаимодействия).
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздействием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. Их ошибки подразделяются на две группы:
1. допущенные при проектировании и строительстве судна;
2. происшедшие в ходе его эксплуатации.
В подавляющем большинстве случаев причинами катастроф и крупных аварий являются ошибки второй группы.
Морская среда
Рис. № 1. Аварийный четырехугольник
Аварийным случаем считается:
1. АС, в результате которого произошло повреждение судна, приведшее к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавшее препятствие в производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений.
2. АС, в результате которого произошло повреждение судном подводного кабеля, подводного трубопровода, СНО, берегового сооружения, приведшее к выводу их из эксплуатации.
3. АС, в результате которого судно находилось на мели 24 ч и более, независимо от размера и характера полученных и/или нанесенных повреждений.
4. АС, в результате которого на судне произошло смещение перевозимого груза и/или изменение его свойств, приведшее к утрате хотя бы одного из мореходных качеств.
5. АС, в результате которого произошла намотка тросов и/или сетей на гребной винт или руль, повреждение судном другого судна, создавшие препятствие в производственной деятельности судна (судов) в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений.
АС классифицируются как:1)кораблекрушение; 2)авария; 3)аварийное происшествие; 4)инцидент на море (эксплуатационное повреждение).
Кораблекрушением считается:1) АС, в результате которого произошла гибель судна или его полное конструктивное разрушение, после чего проведение восстановительного ремонта нецелесообразно; 2) АС, в результате которого потерян буксируемый судном объект.
Инцидент на мореесть случай или событие, вызванные эксплуатацией или в связи с эксплуатацией судна, повлекшие угрозу судну или человеку, или в результате которых могли произойти серьезное повреждение судна или морской установки или мог быть нанесен вред окружающей среде.
Эксплуатационным повреждением считается:
1) АС, в результате которого произошло повреждение судна или другого судна, или смещение перевозимого груза и/или изменение его физико-химических свойств, не подпадающие под признаки, настоящего Положения.
2) АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время плавания в ледовых условиях, независимо от утраты мореходных качеств.
3) АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время плавания в районах или условиях, когда не обеспечивается навигационная безопасность, независимо от утраты мореходных качеств. -
4) АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время проведения аварийно-спасательных операций, независимо от утраты мореходных качеств.
5) АС, в результате которого судном нанесено повреждение СНО, не приведшее к выводу его из эксплуатации.
6) АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время проведения швартовных и/или перегрузочных и/или бункеровочных операций в море, не подпадающее под признаки настоящего Положения.
7) АС, в результате которого судно находилось на мели менее 24 ч и при этом не получило повреждений, приведших к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавших препятствие в производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений.
8) АС, связанный с незначительным повреждением судном подводного кабеля, подводного трубопровода, берегового сооружения, не приведшим их к выводу из эксплуатации.
2. Классификация АС в соответствии с настоящим Положением осуществляется капитаном судна и капитаном морского порта.
3. Для определения органа расследования капитан судна производит предварительную классификацию АС.
4. На основе документальных данных капитан порта производит окончательную классификацию АС, подпадающих под признаки настоящего Положения.
5. После АС свидетельство о годности судна к плаванию, международные свидетельства, классификационное свидетельство и другие судовые документы Морского Регистра или другого классификационного общества утрачивают силу, в связи, с чем для возобновления их действия судно должно быть предъявлено к освидетельствованию Морскому Регистру или по его поручению иностранному классификационному обществу с целью определения технического состояния, условий дальнейшей эксплуатации и/или ремонта.
Основным органом расследования АС является морской порт. Расследование АС осуществляет капитан морского порта, который в необходимых случаях под своим председательством организует комиссию по расследованию или же принимает участие в комиссии по расследованию, образованной министерством (ведомством), а после завершения расследования направляет соответствующие материалы судовладельцу, министерству (ведомству) по принадлежности судна и транспортному прокурору.
Перечень аварий, которые могут привести к оставлению судна: пожар; столкновение; посадка на мель; взрыв; вредное воздействие опасных веществ или опасного груза; подвижка груза (смещение); затопление.
При пожаре на судне благоразумнее спустить часть или все спасательные шлюпки (плоты) немедленно и держать их наготове в случае продолжения пожара.
1.3. Аварийные сигналы.Судовые тревоги и сигналы:
- «Общесудовая тревога»:
- непрерывный сигнал звонком громкого боя в течение – 30 секунд, повторяемый 3-4 раза;
- при пожаре (взрыве):
- сигнал общесудовой тревоги сопровождается частыми ударами в судовой колокол и объявляется голосом по радиотрансляции о месте пожара;
-при пробоине:
- после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о пробоине и ее месте;
- при возникновении возможности радиоактивного, химического или бактериологического заражения:
- после сигнала общесудовой тревоги объявляете голосом по радиотрансляции оприготовлении судна к защите от ОМП с указанием вида заражения и действий экипажа,которые необходимо всвязи с этим предпринять:
А) при обнаружении радиоактивного заражения объявляется «радиационная опасность»,
Б) химического или бактериологического - «химическая тревога»
В) при аварийной утечке (прорыве) аммиака - после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о прорыве аммиака;
- «Шлюпочная тревога»- не менее семи коротких и один продолжительный (5-6 с) сигналы звонком громкого боя, повторяемые 3-4 раза;
- «Человек за бортом»:
- три продолжительных (по 5-6 с каждый) сигнала звонком громкого боя, повторяемые 3-4 раза.
В качестве дублирующих средств подачи сигналов тревоги могут использоваться паровой свисток, тифон, сирена и другие средства. При отсутствии радиотрансляции экипаж оповещается голосом о виде тревоги, месте пожара, пробоины, заражения и прорыве аммиака. При проведении тренировочных учений (учебных тревог) после сигнала общесудовой тревоги голосом или по трансляции передается слово «учебная».
Отбой всех тревогобъявляется голосом или по судовой радиотрансляции. Общесудовая тревога объявляется капитаном или вахтенным помощником капитана в случаях, когда для борьбы с возникшей опасностью для судна, людей и груза необходимо участие всего экипажа, а также при попадании в орудия лова взрывоопасных предметов.
Тревога «Человек за бортом» объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или при обнаружении человека за бортом. Учебные судовые тревоги объявляются только по приказанию капитана судна.
Услышав сигналы судовых тревог действия членов экипажа и пассажиров по этим сигналам, включают:
1. закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, клапанов, шпигатов, иллюминаторов, световых люков и других подобных отверстий на судне;
2. пополнение снабжения в спасательных шлюпках, спасательных плотах и других спасательных средствах;
3. подготовку и спуск на воду спасательных шлюпок и плотов;
4. общую подготовку других спасательных средств;
5. сбор пассажиров;
6. использование средств связи;
7. комплектование аварийных партий по борьбе с пожаром;
8. специальные обязанности, связанные с использованием противопожарного оборудования и систем.