ТЕМА 6.2 Аварийное снабжение судна и его применение при борьбе с водой.
Аварийное и противопожарное снабжение судов составляют предметы и расходные материалы, предназначенные для восстановления водонепроницаемости и прочности корпуса и судовых систем и тушения пожаров при борьбе за живучесть судна, т.е. его способность противостоять аварийным повреждениям, в достаточной степени восстанавливая при этом эксплуатационные свойства.
Нормы обеспечения аварийным и противопожарным снабжением судов установлены Правилами классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства.
Ответственность за укомплектование судна аварийным и противопожарным снабжением несет капитан судна.
В соответствии с Наставлением по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов рыбопромыслового флота (НБЖР),аварийное имущество размещается на аварийных постах – в специальных помещениях, ящиках или определенных местах на палубе. Над входом в помещение или на ящиках наносится надпись «Аварийный пост» синей краской.
В состав аварийного снабжения входят мягкие пластыри, шпигованные маты, парусина, войлок, листовая резина, смоленая пакля, предназначенные для заделки пробоин. Для этих же целей, а также для установки распорок при заделке пробоин и подкрепления переборок предназначены сосновые брусья, доски, пробки, сосновые и березовые клинья. В комплект снабжения входят болты, гайки, строительные скобы, гвозди. В него включены расходные материалы: быстросхватывающий цемент, природный песок, ускоритель затвердевания бетона, сурик, технический жир. Обязательно наличие наборов такелажного, слесарного, плотницкого и другого инструмента, раздвижных упоров и аварийных струбцин. Нормы снабжения судов предметами и материалами аварийного снабжения установлены Правилами Регистра в зависимости от длины судна и его назначения.
Предметы аварийного снабжения или тара для хранения расходных материалов должны быть маркированы синей краской (покрашены полностью или полосой).
Мягкие пластыри изготавливаются из парусины водоупорной пропитки и окантовываются ликтросом с вделанными по углам коушами, одна пара которых предназначена для крепления скобами подкильных концов, а другая – шкотов. Посредине шкаторин пластыря вделаны кренгельсы, которые служат для крепления оттяжек и мерного штерта; если кренгельс имеется на нижней шкаторине, к нему может крепиться третий подкильный конец.
В зависимости от размера судна, в комплект аварийного снабжения включается пластырь одного из трех видов – кольчужный, облегченный или шпигованный.
Кольчужный пластырь имеет размеры 4,5х4,5 м; его основой является проволочная сетка-кольчуга, с каждой стороны покрытая двумя слоями парусины. В ячеях кольчуги парусина прошита через вложенные вовнутрь парусиновые шайбы.
Облегченный пластырь размерами 3,0х3,0 м имеет войлочную прослойку между парусиновыми полотнищами, на одно из которых нашиты парусиновые карманы. В них для обеспечения жесткости вставляются трубы или отрезки стального троса.
Шпигованный пластырь имеет размеры 2,0х2,0 м; к одному из двух полотнищ парусины пришит мат, изготовленный из растительного троса и шпигованный растительным шкимушгаром (ворсом наружу).
На пожарных постах сосредоточены пусковые устройства противопожарных систем, предметы противопожарного снабжения и указатели пожарной сигнализации. Посты обозначаются надписью «Пожарный пост», которая наносится красной краской.
В состав противопожарного снабжения, хранящегося на пожарных постах, входят ручные переносные огнетушители – пенные, углекислотные и порошковые, и запасные заряды к ним, металлические ящики с песком, покрывала для тушения пламени, пожарные ведра с темляками – короткими тросами с кнопом на конце, комплекты пожарного инструмента(пожарный топор, пожарный лом), комплекты снаряжения для пожарных, термостойкие костюмы с металлизированной поверхностью, переносные пожарные мотопомпы с приемными и выкидными рукавами и пожарными стволами (на самоходных судах валовой вместимостью от 300 до 500 рег.т – в качестве аварийного насоса).
Минимальное число огнетушителей, находящихся внутри жилых и служебных помещений, определяется из расчета 2 огнету
шителя на каждые 30 м длины участков палуб, на которых эти помещения располагаются.
Аварийные и пожарные посты подразделяются на местные, в которых размещаются определенные виды снабжения, иобщесудовые, где хранится снабжение, предназначенное для использования в различных частях судна. Общесудовые аварийный и пожарный посты могут быть совмещены. Совмещенных постов должно быть не менее двух, один из которых должен быть расположен в машинном помещении. На нем хранится снабжение, предназначенное для использования в этом помещении. На судах длиной свыше 45 м остальное аварийное и противопожарное снабжение должно храниться в постах, расположенных выше палубы переборок. На судах длиной менее 31 м аварийное и противопожарное снабжение может храниться в одном совмещенном посту.
Аварийное и противопожарное снабжение разрешается использовать только по прямому назначению, а также при проведении занятий и тренировочных учений, после которых оно должно быть приведено в готовность к немедленному использованию, а запас израсходованных материалов пополнен.
НБЖР требует, чтобы проверка наличия, технического состояния и готовности к действию аварийного и противопожарного снабжения производилась начальниками аварийных партий и групп при участии боцмана и заведующих помещениями не реже одного раза в месяц. О результатах проверки начальники аварийных партий и групп должны докладывать старшему помощнику капитана. Старший помощник капитана не реже одного раза в 3 месяца обязан лично проверять комплектность, исправность и готовность к действию аварийного и противопожарного снабжения и принимать меры к немедленному устранению выявленных недостатков.
Результаты проверки и принятые меры фиксируются в судовом журнале и в журнале технического состояния судна.
Суда валовой вместимостью 500 рег.т и более должны быть снабжены по меньшей мере одним международным соединением типа "судно", которое можно применять на любом из бортов судна.
Фланцы международного берегового соединения должны иметь наружный диаметр 178 мм, внутренний диаметр — 64 мм , четырьмя отверстиями диаметром 19 мм, расположенными на равном расстоянии друг от друга по окружности, и с прорезями, доходящими до наружной окружности фланца. Одна сторона фланца должна быть плоской, а на другой должна быть постоянно закреплена на резьбе соединительная головка, подходящая к судовым кранам и рукавам. Наличие прорезей позволяет использовать соединение с нестандартными фланцами. Соединение должно храниться на судне вместе с прокладкой из любого материала, четырьмя болтами диаметром 16 мм и длиной 50 мм и восемью шайбами.
Пожарные краны (гидранты) на пирсах и причалах в портах, в местах стоянки судов, оборудуются переходными соединениями международного образца типа "берег", которые позволяют присоединять к ним переходные соединения международного образца типа "судно" для подачи воды на суда в случае возникновения пожара.
Вопросы по дисциплине «Начальная подготовка по вопросам безопасности и инструктажу» (Базовая подготовка).
СПОСОБЫ ЛИЧНОГО ВЫЖИВАНИЯ
1. Источники риска и опасностей на море, аварийный четырехугольник.
2. Возможные виды чрезвычайных ситуаций и аварийных случаев, их последствия.
3. Назначение, устройство, работа: АРБ, PJ10, УКВ.
4. Классификация устройств, позволяющих определить местонахождение аварийного судна, спасательной шлюпки и плота на море.
5. Сигнальные и дополнительные средства снабжения спасательных шлюпок и плотов: назначение и применение.
6. Классификация (типы) спасательных средств имеющихся на судах и их назначение.
7. Назначение, использование оборудования и снабжения спасательных шлюпок.
8. Назначение, использование оборудования и снабжения спасательных плотов.
9. Дежурные шлюпки: назначение, классификация, устройство, требования к ним Кодекса JICA.
10. Спасательные шлюпки: назначение, классификация, устройство и требования к ним Кодекса ЛСА
11. Спасательные плоты: назначение, классификация, устройство и требования к ним Кодекса ЛСА.
12. Спасательные жилеты: назначение, устройство, порядок надевания и использования, требования к ним Кодекса ЛСА.
13. Гидрокостюмы: назначение, устройство, порядок надевания и использования, требования к ним Кодекса ЛСА. Особенности защитных костюмов.
14. Теплозащитные средства: назначение, устройство, применение, требования к ним Кодекса ЛСА. 15. Спасательные круги: назначение, устройство, требования к ним Кодекса ЛСА.
16. Сигнальные буи БС-2 и БСД-М: назначение, устройство, применение, меры безопасности.
17. Когда возникает необходимость оставления судна. Три основные заповеди на случай вынужденного оставления судна.
18. Порядок сбора людей и посадки их в спасательные шлюпки и плоты.
19. Правила прыжка с судна в воду в спасательных средствах и без них. Предпринимаемые действия при нахождении в воде.
20. Правила поведения людей на спасательной шлюпке и плоту.
21. Основные опасности, угрожающие терпящим бедствие.
22. Сохранение человеческой жизни в спасательном средстве. (Предпринимаемые действия).
23. Порядок спуска спасательных плотов на воду и посадка людей в них с палубы и с воды.
24. Переворачивание плота при надетом спасательном жилете и посадка в него из воды.
25. Использование плавучего якоря и плавучего кольца на спасательном плоту, СШ.
26. Особенности сбрасываемых спасательных шлюпок и поведения людей в них.
27. Спуско-подъемные устройства (СПУ) шлюпок и плотов: назначение, основные элементы, способы спуска и подъема шлюпок и плотов.
28. Организация оставления судна на спасательных средствах, (подготовка к спуску СШ, посадка в СШ, спуск СШ)