Тушение пожара в жилых и служебных помещениях.
Для тушения пожара в жилых и служебных помещениях следует применять, в основном, систему водотушения (пожарные стволы, обеспечивающие компактную и распыленную струи, спринклеры и т.п.), а также — при необходимости — пенотушение. Для тушения пожаров в труднодоступных местах, где люди отсутствуют, можно использовать пар, углекислотные переносные баллоны, огнетушители и аэрозольные составы.
Категорически запрещено использовать тушение паром, газом и жидкостями в жилых и служебных помещениях, где могут находиться люди.
При пожаре в каютах рекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать через иллюминаторы или специально проделанные отверстия в каютных дверях или переборках — в целях предотвращения усиления горения и распространения пожара.
При тушении пожара в жилых и служебных помещениях необходимо уделять внимание путям распространения огня (такими путями могут быть, например, пустоты между переборками, подволоками, палубами и обшивкой изоляции, вентиляционные каналы) — своевременно отключить вентиляцию, используя противопожарные заслонки и другие элементы конструктивной защиты, имеющиесяна судне.
Объемный пожар в жилых и служебных помещениях следует тушить с использованием углекислотных и порошковых огнетушителей.
При возникновении пожара в герметичном помещении небольшого объема необходимо принять экстренные меры по поддержанию герметизации помещения. Разгерметизацию такого помещения для осуществления тушения пожара следует только при повышении температуры в нем.
При пенотушении пожара в помещении на горизонтальных плоскостях пену нужно подавать таким образом, чтобы она, попадая на палубу, переборки, подволок и оборудования, стекала на горящие материалы (участки) и полностью покрывала их. При пенотушении на вертикальных плоскостях пену следует подавать, начиная с верхних частей горящих поверхностей, постепенно покрывая пеной всю горящую поверхность.
При невозможности доступа в горящее помещение — из-за образования завалов или повреждений — необходимо подавать огнетушащее вещество через иллюминаторы и/или отверстия, прорезанные в переборках и палубах.
После ликвидации пожара в жилых и служебных помещениях необходимо продолжить подачу воды на тлеющие материалы, а затем убрать их остатки и наблюдать за аварийным помещением в течение 12 часов, не менее.
Тушение пожара в трюме.
Тушение пожаров в загруженных трюмах представляет особую сложность, поскольку в таких ситуациях доступ непосредственно к очагу пожара с любыми огнетушащими средствами ограничен или практически невозможен.
При выборе способа тушения пожара в трюме необходимо учитывать следующие сведения:
а) в отношении огнетушащих средств — правила их использования, регламентированные Правилами МК МПОГ' для груза, находящегося в трюме и смежных с ним помещениях;
б) в отношении груза, находящегося в трюме и смежных с ним помещениях — его характер и расположение;
в) в отношении состояния аварийного помещения — надежность герметизации люковых закрытий, системы трюмной вентиляции и заглушек палубных вентиляторов.
При тушении пожара в загруженном трюме необходимо предпринять следующие действия:
немедленно прекратить грузовые операции;
немедленно принять меры для выполнения мероприятий по тушению пожара, регламентированных Правилами МК МПОГ для груза, находящегося в трюме и смежных с ним помещениях;
произвести полную герметизацию трюма путем закрытия грузовых люков, раструбов вентиляции и выключения искусственной вентиляции и т.д. или раскрыть трюмы во избежание взрыва (при пожаре таких грузов как, например, нитраты);
· включить стационарную систему пожаротушения (паротушения, жидкостного тушения, газотушения), предусмотренную для конкретного трюма;
· проверить отключение стационарной системы пожаротушения соседних отсеков, не охваченных пожаром — при отсутствии явной угрозы возникновения пожара в этих помещениях;
· усилить наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений судна;
· произвести охлаждение забортной водой палуб, переборок и других конструкций, расположенных вблизи от очага пожара и в районе трюмов, загруженных огнеопасными грузами;
· разгрузить, при необходимости, смежные трюмы, не охваченные пожаром.
В особо тяжелых случаях, когда ликвидировать пожар в трюме с помощью имеющихся на судне огнетушащих средств не представляется возможным, следует затопить трюм. При принятии такого решения (о затоплении) необходимо принять во внимание следующие факторы:
а) влияние принимаемой в трюм (отсек) воды на остойчивость и запас плавучести судна;
б) возможность всплытия горящего груза под палубу;
в) возможность увеличения в объеме (разбухания) некоторых грузов при соприкосновении с водой: это особенно опасно при горении зерновых грузов.
При выборе огнегасительных средств для тушения пожаров в загруженных трюмах нужно учитывать следующие особенностигрузов:
большинство перевозимых на судах грузов портится от воздействия воды, пены и пара. Поэтому целесообразно для тушения пожара сначала использовать углекислый газ и другие инертные газы (если применение последних регламентировано Правилами МКМПОГ);
при возгорании хлопковых очесов и подобных им материалов следует использовать любые огнетушащие средства для объемного тушения, поскольку в таких грузах происходит очень быстрое распространение пламени по поверхности; это способно вызвать серьезный пожар на большой площади если трюм загружен грузом в ящиках, бочках и т.д., существует возможность проникновения пара в штабеля. Следовательно, пар может быть использован для тушения пожара (если применение пара регламентировано Правилами МК МПОГ).