Пополнение запасов воды и пищи

С самого начала пребывания в спасательном средстве необходимо принять меры к пополнению запасов воды:

· следует сразу принять меры к сбору дождевой воды или конденсата:проверить устройство для сбора воды; подготовить емкости дляводы, для чего могут быть использованы герметичные упаковки отаварийного снабжения;

· если в аварийном снабжении имеется опреснитель, то необходимо
сразу его использовать для пополнения запасов воды.

Для пополнения запасов пищи необходимо организовать лов рыбы и птиц. Пойманную рыбу или птицу следует либо сразу употребить в пищу в сыром виде, либо заготавливать впрок, нарезав полосками и высушив на солнце. Оставленная неразделанной добыча в скором времени станет непригодной в пищу.

Все морские птицы съедобны.

Большинство рыб съедобно. Следует избегать употребления рыб:

· лишенных чешуи;

· имеющих яркую расцветку;

· имеющих явно выраженные шипы, которые обычно бываютядовитыми.

Нельзя употреблять в пищу несвежую рыбу (с покрытыми слизью жабрами, с провалившимися глазами, с дряблой кожей и мясом, снеприятным запахом).

Пополнение пищевого рациона может быть сделано за счет большинства морских водорослей. Исключение составляют нитевидные или с мелкими веточками водоросли, которые могут содержать раздражающие вещества. Для проверки пригодности в пищу водоросли следует размять в руках. Если они издают резкий кислый запах, то их нельзя употреблять в пищу.

РАЗДЕЛ 3. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ и БОРЬБА с ПОЖАРОМ

ТЕМА 3.1 Возможные виды пожарной опасности на судах

(определение пожара, пожарный треугольник, причины пожаров

И их последствия, классификация пожаров и необходимость постоянной

Бдительности).

Особенности судовых пожаров.Для пожаров на судах характерно быстрое распространение огня по судну вызванное тем, что судовые помещения насыщены горючими веществами, а также про­исходящим интенсивным нагревом изоляции и отделочных материалов, закрепленных на металлических конструкциях.

Значительное влияние на более быстрое развитие судовых пожаров оказывают также возможные вторичные короткие замыкания судовых трасс, взрывы баллонов со сжатыми газами и паров топли­ва, способствующие возникновению новых очагов горения.

В закрытых помещениях пожары распространяются медленнее, чем в открытых.

При разгерметизации горящих помещений (например, при открытии дверей, люков, горловин, иллюминаторов) возникают кон­вективные потоки раскаленных газов и внутрь помещений поступает свежий воздух, что интенсифицирует процесс горения. Следует отметить, что внутри замкнутого объема горящего помещения значения температуры не одинаковы. Наибольшее значение наблюдается в зоне горения: в жилых и служебных помещениях температура может достигать 800...900°С, а в топливных цистернах — 1100... 1300 °С. Кроме того, образующийся при горении дым заполняет не только аварийное помещение, но и смежные с ним. Это затрудняет поиск и определение зоны пожара и действия по борьбе с ним.

Вообще для судов, как правило, характерны:

· наличие большого количества электрооборудования;

· большое количество воздуховодов, скрытых пространств(под зашивкой), по которым огонь может легко распространяться;

· наличие топлива и ГСМ под давлением и при высокой температуре.

Следовательно, можно назвать определенные особенности, которые свойственны пожарам на судах:

· быстрое распространение огня по судну — из аварийного помещения в смежные;

· угроза взрывов;

· быстрое заполнение аварийного и смежных с ним помещений дымом и токсичными газами;

· быстрое повышение температуры в аварийном помещении;

· существование ограничений подхода к очагу пожара;

· возможное снижение остойчивости судна при тушении пожара водой;

· при пожаре на судне, находящемся в море: необходимость экипажу рассчитывать при тушении пожара только на собственные силы и средства (которые, очевидно, ограничены).

Все это требует от экипажа при борьбе с судовыми пожарами высокой организации,грамотных и решительных действий, выдержки, самообладания и мужества.

Если пожар будет атакован на раннем этапе развития, с применением эффективных огнетушащихсредств, существует возможность не допустить его выхода за пределы того помещения,в котором он возник. Однако если взять пожар под контроль не удается, может образоватьсябольшое количество теплоты, которая способна распространяться далеко за пределыплощади пожара, образуя новые очаги возгорания. Стальные переборки и палубы способнытолько приостановить или задержать распространение теплоты.

Классификация судовых пожаров.Степень опасности пожаров, возможность и выбор тактикитушения пожаров определяют специальные параметры, составляющие основу классификациисудовых пожаров.Основная цельразработки той или иной классифи­кации — помочьэкипажам судов при выборе соответствующего огнетушащего вещества,средства.Вообще, судовые пожары классифицируют по следующим основным параметрам: по внешним признакам горения; по масштабу и последствиям; по природе горящего материала.По внешним признакамразличают пожары:

· наружные и внутренние;

· открытые и скрытые;

· комбинированные.

Наружный пожар— это пожар на верхней палубе, на открытых частях надстройки или в помещениях, которые не могут быть загерметизированы.

Внутренний пожар— это пожар во внутренних загерметизированных помещениях.

Открытый пожар— это такой пожар, при котором хорошо заметны пламя и дым.

Скрытый пожар— это пожар, внешние признаки которого заключаются только в наличии дыма. Такой пожар представляет наибольшую опасность.

Комбинированный пожар— это пожар, который можно охарактеризовать сразу по нескольким признакам, оборудования

По масштабу и последствиямпожары могут быть классифицированы как:

· загорание;

· небольшой пожар;

· большой пожар.

Загорание— это горение вещества или материала, которое может быть ликвидировано с использованием переносных средств пожаротушения. Ущерб от загораний минимален (практически отсутствует).

Небольшой пожар— это пожар, для тушения которого используются вода или пена, подаваемая от судовых установок пожаротушения. После тушения пожара полученные судном повреждения могут быть ликвидированы силами экипажа.

Большой пожар— это пожар, для тушения которого используют стационарные судовые противопожарные системы и станции, а также привлекают средства других судов или силы береговых противопожарных служб. Полученные при таком пожаре повреждения судна не могут быть ликвидированы только силами экипажа.

По природе горящего материалапожары разделяют на определенные классы. Существует несколько классификаций пожаров по этому параметру, в соответствии с установленными стандартами. В данной книге представлены две классификации: в соответствии со стандартом МОС 3941 и — в Российской Федерации — в соответствии с национальным стандартом ГОСТ 27331-87

Пополнение запасов воды и пищи - student2.ru

(Пожарная техника.Классификацияпожаров).

Вполне естественно, национальная классификация судовых пожаров может отличаться от стандарта МОС 3941. В Российской Федерации, согласно стандарту ГОСТ 27331-87{Пожарная техника. Классификация пожаров),принята следующая классификация по природе горящего материала: пожары разделяют на пять классов — А, В, С, D и Е; кроме того, некоторые из этих классов подразделены на подклассы.

Обозначение классапожара Характеристика класса Обозначениеподкласса Характеристикаподкласса
А Горение твердых веществ А1 Горение твердых веществ, сопровождаемое тлением (например, дерева, бумаги, соломы, угля, текстильных изделий)
А2 Горение твердых веществ, не сопровождаемое тлением (например, пластмассы).
В Горение жидких веществ В1 Горение жидких веществ, нерастворимых в воде (например, бензина, эфира, нефтяного топлива), а также сжижаемых твердых веществ (например, парафина)
    В2 Горение жидких веществ, растворимых в воде (например, спиртов метанола, глицерина)
С Горение газообразных веществ (например, бытовой газ, водород, пропан).
D Горение металлов D1 Горение легких металлов, за исключением щелочных (например, алюминия, магния и их сплавов)
  D2 Горение щелочных и других подобных металлов (например, натрия, калия)
  D3 Горение металлосодержащих соединений (например, металлоорганических соединений, гидридов металлов)
Е Горением объектов, находящихся под напряжением    

В соответствии со стандартом МОС 3941 классификация пожаров по природе горящего материала выглядит следующим образом: те пожары подразделяют на четыре класса — А, В, С и D.

Класс А— это пожары, связанные с горением твердых (образующих золу) горючих материалов, обычно органического происхождения. К таким материалам относятся древесина и древесные материалы, ткани, бумага и т.п.

Класс В— это пожары, вызванные горением воспламеняющихся или горючих жидкостей, жиров и других подобных веществ, а также плавящихся твердых материалов (например, пластмассы, каучук и т.д.).

Класс С— это пожары, возникающие при воспламенении газов (таких как водород, кислород, пропан и т.д.).

КлассD— это пожары, связанные с возгоранием металлов (таких как натрий, калий, магний, титан, алюминий и др.), а так­же металлсодержащих веществ (таких как, например, гидриды металлов).

Наши рекомендации