Тема 2.2.2. коллективные спасательные средства
(Требования Кодекса ЛСА).
Спасательные шлюпки.
Спасательная шлюпка- это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструкции и снабжению спасательных шлюпок.
По способу доставки на воду спасательные шлюпки делятся на спускаемые механическими средствами и спускаемые свободным падением.
Шлюпбалкиэто устройство, предназначенное для хранения шлюпки, имеющее наклоняющиеся за борт балки, используемые при спуске и подъеме шлюпки.
Конструкция корпуса
• Корпус спасательной шлюпки должен быть жестким из негорючего или не поддерживающего горения материала.
•Шлюпка должна иметь сверху закрытие, защищающее людей от воздействий внешней среды:
1) Если закрытие полностью жесткое, то такая шлюпка является шлюпкой закрытого типа.
Рис. Спасательная шлюпка закрытого типа.
2) Если часть закрытия является мягким тентом, то такая шлюпка является шлюпкой частично закрытого типа.При этом носовая и кормовая оконечности должны быть защищены не менее чем на 20% длины жесткими элементами закрытия. Тент, обычно, выполняется из двух слоев водонепроницаемой ткани с воздушной прослойкой.
Рис. Спасательная шлюпка частично закрытого типа.
Пассажирские суда могут, комплектоваться шлюпками обоих типов, а грузовые суда - только шлюпками закрытого типа (СОЛАС-74 Глава III правила 21 и 31).
Все спасательные шлюпки должны обладать достаточной прочностью, чтобы:
1. их можно было безопасно спускать на воду, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения;
2. их можно было спускать на воду и буксировать на переднем ходу судна при скорости 5 узлов на тихой воде.
Спасательные шлюпки должны иметь запас плавучести, позволяющий удерживаться на плаву полностью залитой шлюпке со снабжением и находящимися в ней людьми.
Такая дополнительная плавучесть обеспечивается легкими плавучими материалами, стойкими к воздействию морской воды и нефтепродуктов. Эти элементы обеспечения плавучести обычно располагаются по внутреннему периметру шлюпки под сидениями.
Спасательные шлюпки должны быть остойчивы в случае, когда они заполнены 50% числа людей, допустимого к размещению, сидящих в нормальном положении по одну сторону от ее диаметральной плоскости.
Спасательные шлюпки закрытого типа должны быть самовосстанавливающимися при опрокидывании.
Опрокидывание может, произойти, например, под ударом разрушающегося гребня волны, что наиболее вероятно при выходе шлюпки на мелководье в зону волновой деформации.
ТЕМА 2.3. Оборудование и снабжение спасательных шлюпок и плотов.
Посадочные места.
Посадочные места оборудуются на поперечных и продольных банках или закрепленных сидениях. Способ оборудования посадочных мест обычно связан с типом шлюпки.
Так для полностью закрытых шлюпок требуется, чтобы сидения были оборудованы привязными ремнями. Поэтому наибольшая часть посадочных мест оборудована на банках, расположенных вдоль бортов.
Рис. Схема расположения посадочных мест в шлюпке, спускаемой при помощи шлюпбалок.
Поскольку полностью закрытые шлюпки являются самовосстанавливающимися, то привязные ремни рассчитываются на удержание человека на месте не только во время качки, но и на время, когда шлюпка находится в перевернутом состоянии. Во избежание путаницыкомплектремней для одного посадочного места должен иметь контрастный цвет по сравнению с соседними местами.
В шлюпках, спускаемых свободным падением, обычно устанавливают сиденья со спинками. Устанавливают их поперечными рядами так, чтобы люди сидели лицом к корме, что обеспечивает принятие спинкой инерции человека при входе шлюпки в воду.
Рис. Схема расположения посадочных мест в шлюпке,спускаемой свободным падением.
Двигатель.
Спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия:
1. Двигатель способен работать не менее 5 мин от момента запуска в
холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды.
2. Скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и
снабжения должна быть не менее 6 уз.
3. Запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя
полным ходом в течение 24 часов.
Для обеспечения возможности использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации двигателя, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку.
Осушение.
Шлюпка должна быть либо самоосушающейся, либо иметь ручной насос для удаления воды.
Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном.
Спускной клапан(один или два в зависимости от размеров шлюпки) устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан автоматически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически закрывается, когда шлюпка находится на плаву. Обычно эту задачу выполняет клапан поплавкового типа.
Каждый спускной клапан для его закрывания снабжается колпачком или пробкой, прикрепленнымиштертом или цепочкой рядом с клапаном.
При хранении шлюпки на борту судна спускной клапан должен быть открыт для обеспечения стока любой попавшей в шлюпку воды. При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой.
Доступ в шлюпку.
Входы в спасательную шлюпку делаются с обоих бортов и имеют такие размеры и положение, чтобы была возможность поднимать на борт шлюпки людей в беспомощном состоянии, как из воды, так и на носилках.
Спасательная шлюпка должна иметь посадочный трап, позволяющий людям забраться в шлюпку из воды.
С наружной стороны по бортам шлюпки выше ватерлинии (в пределах досягаемости для находящегося в воде человека) устанавливается поручень
или спасательный леер.
Если шлюпка не самовосстанавливающаяся, то такие же поручни должны быть установлены в нижней части корпуса для того, чтобы люди могли держаться за перевернутую шлюпку.
Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки, то их шлюпбалки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему по меньшей мере двумя спасательными шкентелями.
Топрик- трос, натянутый между оконечностями шлюпбалок.
Спасательный шкентель- растительный или синтетический канат с мусингами (узлами), использующийся как экстренное средство для спуска с борта судна в шлюпку или в воду.
Разобщающий механизм.
Шлюпки, спускаемые на талях, оборудуются разобщающим механизмом, который устроен таким образом, чтобы оба гака отдавались одновременно. При этом, разобщающий механизм предусматривает два способы разобщения:
обычный- разобщение происходит после спуска шлюпки наводу, когда нагрузка на гаках исчезает;
под нагрузкой- когда разобщение может быть произведено какна воде, так и на весу при наличии нагрузки на гаках.
Элемент устройства, обеспечивающий разобщение под нагрузкой, должен иметь дополнительную защиту от случайного срабатывания.
Сигнальный огонь.
На верхней части закрытия устанавливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.
Аварийное освещение.
Внутри шлюпки устанавливается электролампочка, обеспечивающая освещение, достаточное для чтения инструкций. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.