Выполнение основных операций связанных с обеспечением безопасности
В соответствии с листами безопасности(чек-листы).
В МКУБ (ISM Code)указано: компания должна обеспечить, чтобы капитан имел надлежащую квалификацию, чтобы судно было полностью укомплектовано квалифицированными, имеющими соответствующие сертификаты и годными в медицинском отношении моряками, в соответствии с национальными и международными требованиями.
В Системе безопасного управления, применяемой на судне, должно быть указано, что капитан имеет чрезвычайные полномочия, ответственность и свободу действий в отношении решений, которые он считает наилучшими в интересах безопасности пассажиров, экипажа, судна, груза и предупреждения загрязнения окружающей среды. Важно, чтобы компания назначала капитанов, имеющих необходимый уровень подготовки, признанный международный диплом, компетентных в командовании соответствующими типами судов.
ПрименениеМКУБбезусловно снизит количество происшествий на море. Отсутствие сертификации по МКУБ автоматически переводит судоходную компанию в разряд аутсайдеров. Она выпадет из международного судоходства, не подтвердив качество своих услугисоответствие стандартам безопасности. Лозунг «Nocode — notrade» становится действительностью. Таким образом,МКУБявляется не только перечнем стандартовитребований к морским судам иих экипажам, ноипредусматривает оценку готовности их к выполнению функциональных обязанностей как в повседневных условиях, так и в экстремальных ситуациях.
МКУБслужит для:
- установления международного стандарта управления эксплуатацией судов;
- обеспечения безопасности на море;
- предотвращения несчастных случаев или гибели людей;
- предотвращения загрязнения окружающей среды.
Цель МКУБсостоят в обеспечении безопасности на море, предотвращении несчастных случаев или гибели людей и избежания вреда окружающей среде, в частности морской среде и имуществу.
Целями обязательного исполнения требованийМКУБявляется обеспечение:
- соответствия обязательным нормам и правилам, касающимся управления безопасностью судов и охраной окружающей среды;
Эффективного внедрения и контроля за их соблюдением со стороны Государства флага.
Цели Компании по управлению безопасностью должны, среди прочего:
- обеспечивать безопасную практику при эксплуатации судов и безопасные для человека условия труда;
- обеспечить защиту от всех выявленных рисков;
- постоянно улучшать навыки берегового и судового персонала по управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям, связанным как с безопасностью, так и с защитой окружающей среды.
Система управления безопасностью должна обеспечивать:
- выполнение обязательных норм и правил; и чтобы применимые кодексы, руководства и стандарты, рекомендованные Организацией, Администрациями, классификационными обществами и организациями морской индустрии принимались во внимание.
Требования МКУБ и егоструктура.
МКУБ состоит из следующих разделов:
· преамбулы;
· общие положений:
· определения;
· целей;
· применений;
· функциональных требований к системе управления безопасностью(СУБ);
· политики в области безопасности и защиты окружающей среды;
· ответственности и полномочий компании;
· назначенного лица.
· ответственность и полномочия капитана;
· ресурсов и персонала;
· разработки планов проведения судовых операций;
· готовности к аварийным ситуациям;
· докладов о несоблюдении установленных требований, авариях и опасных происшествиях иих анализ;
· технического обслуживания и ремонта судна и оборудования;
· документация!;
· проверок, обзоров и оценок, осуществляемых компанией;
· освидетельствований, проверок и контроля.
Практика аудиторских проверок внедренияСУБв компаниях и на судах по поручению уполномоченных Администрациями организаций и связанной с этим проверки знаний берегового, и судового персонала показывает, что имеет место ошибочное суждение о том, чтоМКУБвключен в Международную Конвенцию SOLAS - 74 в качестве IX Главы. В этой связи представляется целесообразным дать дополнительные разъяснения, а именно:
МКУБ или Резолюция IMO А. 741 (18) это самостоятельный нормативный документ, состоящий из преамбулы и 13 структурных элементов (разделов), определяющих полномочия, ответственность и требования к компаниям и системам управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, а также регламентирующий оценку и сертификацию компаний и судов.
IX-я Глава Международной КонвенцииSOLAS– 74состоит из 6-и Правил дающих основные определения (Правило 1), регламентирующих применениеМКУБ(Правило 2), предписывающих компаниям и судам соответствовать требованиямМКУБ(Правило 3), определяющих порядок выдачи DOC / SMC и освидетельствования компаний и судов в этой связи (Правило 4), предписывающих поддерживать СУБ в соответствии с требованиямиМКУБ(Правило 5) и регламентирующих периодические проверки соответствия действующих СУБ на судах требованиям МКУБ, регламентирующих проверки судовых SMC, а также регламентирующих действия в случае смены судном флага или владельца (Правило 6).
МКУБ предусматривает, что концепция управления безопасностью и предотвращением загрязнения базируется на тех же основных структурных элементах и принципах анализа,управления и контроля эффективности выполнения, которые были заложены в Международном Стандарте ИСО 9002 (1994), преобразованном впоследствии в Международный Стандарт ИСО 9001 (2000) «Системы управления качеством. Требования». А применение требований Кодексапредусматривается в тесном взаимодействии с выполнением требований Международных Конвенций, составляющих основу концепции управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, и РезолюцийIMO, непосредственно относящихся к МКУБ.