Психолого –педагогическое обследование
(0 – нет навыка, 1 – навык формируется, 2 – навык сформирован)
Показатели | Дата обследования | ||||
Моторный контроль | |||||
Общая моторика | |||||
Устойчиво держит голову | |||||
Переворачивается со спины на живот | |||||
Устойчиво сидит | |||||
Устойчиво стоит с опорой | |||||
Устойчиво стоит без опоры | |||||
Встаёт на четвереньки | |||||
Встаёт на «высокие» колени | |||||
Самостоятельно садится | |||||
Ползает на четвереньках | |||||
Встаёт из положения на четвереньках с опорой | |||||
Поднимает игрушку из положения стоя с опорой | |||||
Переступает приставным шагом с опорой | |||||
Ходит с поддержкой | |||||
Ходит самостоятельно | |||||
Приседает из положения стоя без опоры, встаёт | |||||
Встаёт с пола без опоры | |||||
Бегает | |||||
Прыгает на двух ногах | |||||
Прыгает на 1 ноге | |||||
Тонкая моторика | |||||
Может захватить предмет | |||||
Может удержать предмет | |||||
Может схватить движущийся предмет | |||||
Произвольно бросает предметы | |||||
Берёт мелкие предметы большим и указательным пальцем | |||||
(пинцетный захват) | |||||
Аккуратно кладёт предмет на поверхность | |||||
Может положить мелкий предмет в ёмкость с узким горлышком | |||||
Может откручивать крышки | |||||
Может собрать несколько мелких предметов одной рукой | |||||
При рисовании держит карандаш при помощи зрелого захвата (тремя пальцами) | |||||
Режет ножницами | |||||
Оральная моторика | |||||
Сосёт и проглатывает жидкую пищу | |||||
Съедает густую пищу, предлагаемую с ложки, не поперхиваясь | |||||
Прожевывает и затем съедает твёрдую пищу, не поперхиваясь | |||||
Может пить из чашки, делая несколько глотков подряд | |||||
Не роняет пищу и не выпускает жидкость или слюну изо рта | |||||
Может задуть свечку или надуть мыльный пузырь, вытягивая при этом губы | |||||
Пьёт через трубочку | |||||
Артикуляция и владение голосом | |||||
Издаёт разные звуки, модулируя их по высоте, по громкости, по продолжительности | |||||
Лепечет | |||||
Внятно произносит слова из 2-х одинаковых слогов | |||||
Внятно произносит слова из 2-х разных слогов | |||||
Внятно произносит слова из 3-х разных слогов | |||||
Внятно произносит слова с сочетанием 2-х согласных | |||||
звуков | |||||
Внятно произносит основные звуки кроме «л», «р», шипящих и свистящих | |||||
Внятно произносит основные звуки речи | |||||
ИТОГО | |||||
Познавательная сфера -1 | |||||
Зрительное исследование | |||||
Фиксирует объект | |||||
Прослеживает движущийся объект | |||||
Рассматривает окружение | |||||
Рассматривает объект | |||||
Рассматривает объект, манипулируя им | |||||
Следит за собственными действиями с предметами | |||||
Наблюдает за действиями других | |||||
Рассматривает фотографию (картинку), правильно ориентируя относительно себя | |||||
ИТОГО | |||||
Тактильно-кинестетическое исследование | |||||
Ротовое обследование | |||||
Исследует предметы касанием, кроме кончиков пальцев | |||||
Ощупывает предметы кончиками пальцев | |||||
Исследует окружение, передвигаясь | |||||
ИТОГО | |||||
Слуховое исследование | |||||
Прислушивается к неречевым звукам | |||||
Прислушивается к речевым звукам | |||||
Вызывает звуки различным способом и прислушивается | |||||
Слушает обращённую речь, сказки, стихи | |||||
Предвосхищает события в знакомых книжках (при чтении знакомого стишка заранее говорит нужное слово или показывает необходимый жест) | |||||
ИТОГО | |||||
Обследует окружение при помощи обоняния | |||||
Задаёт вопросы по поводу окружения (что это, что с этим | |||||
делают?) | |||||
Подражание | |||||
Зрительно-моторное | |||||
Повторяет знакомое движение | |||||
Повторяет новые движения (включая жесты) | |||||
Повторяет движения рта, языка | |||||
Повторяет выразительные движения лица взрослого | |||||
Повторяет отдельные действия с предметами | |||||
Повторяет цепочки действий с предметами | |||||
Рисует окружности (после демонстрации) | |||||
Рисует линии (горизонтальные и вертикальные) | |||||
Слухо-моторное | |||||
Подражает изменению голоса | |||||
Повторяет звуки, произносимые взрослым | |||||
Повторяет звукоподражательные слова и междометия, | |||||
произносимые взрослым | |||||
Повторяет двухсложные слова | |||||
Повторяет трёхсложные слова | |||||
Повторяет фразы, состоящие из нескольких слов | |||||
Воспроизводит ритм | |||||
Воспроизводит мелодию | |||||
ИТОГО | |||||
Познавательная сфера-2 | |||||
Выражает удивление, когда один предмет подменяется другим (1–3 секунды закрыт) | |||||
Экстраполяция (предвосхищение событий) | |||||
Повторяет действие, вызвавшее яркий эффект (игра типа «действие-эффект») | |||||
Опустошает ёмкости | |||||
Выполняет действия при помощи инструмента | |||||
Находит предмет при перепрятывании на глазах у ребёнка | |||||
Выполняет адекватные (культурно фиксированные) | |||||
действия со знакомым предметом | |||||
Собирает предметы в коробку | |||||
Выполняет адекватные соотносящие действия с несколькими знакомыми предметами (кукла в кровати, головой на подушке) | |||||
Реагирует на шутку (несоответствие наблюдаемого действия предвосхищаемому) или реакцию окружающих | |||||
Нанизывает кольца на стержень пирамидки без учёта величины колец | |||||
Сортировка по цвету | |||||
Сортировка по форме методом проб и ошибок («почтовый ящик») | |||||
Сортировка по форме методом зрительного соотнесения («почтовый ящик») | |||||
Сортировка по величине | |||||
Сформировано понятие тождества (может выполнить просьбу «Дай такой же предмет или картинку») | |||||
Сериация (собирает пирамидку с учётом величины колец, без наглядного образца) | |||||
Воспроизводит простую последовательность из двух фигур | |||||
Конструирование: линейные конструкции (складывает кубики в ряд или друг на друга) | |||||
Конструирование (строит по образцу нелинейные конструкции: ворота, колодец) | |||||
Собирает разрезные картинки из 2 частей | |||||
Собирает разрезные картинки из 3 частей | |||||
Собирает разрезные картинки из 4 частей | |||||
Сформированы понятия «один», «много» | |||||
Сформированы понятия «маленький» «большой» | |||||
Может пересчитывать предметы в пределах (3 – 5) | |||||
Соотносит количество «1», «2», «3» с их графическим изображением | |||||
Следит за событиями кукольного театра | |||||
Задаёт вопросы по поводу окружения (что это, что с этим делают?) | |||||
Выполняет задания, требующие выполнение инструкции, противоречащей текущему восприятию и предварительному опыту (сортировка: красное – в белое, белое – в красное) | |||||
Сюжетная игра (последовательность культурнофиксированных действий) | |||||
Простая ролевая игра (ребёнок играет за 1 персонаж, выполняя отдельные ролевые действия) | |||||
Сюжетно-ролевая игра (ребёнок играет за 1 персонаж, выполняя последовательность действий) | |||||
Сюжетно-ролевая игра (ребёнок играет за 2 персонажей, выполняя последовательность действий) | |||||
Игра с правилами | |||||
ИТОГО | |||||
Общение, речь, язык | |||||
Языки, которыми пользуются члены семьи | |||||
Язык членов семьи, участвующих в воспитании ребёнка | |||||
Понимание речевых сообщений | |||||
Сосредоточивает внимание на том, на что указывает взрослый неречевыми средствами (взглядом, указательным жестом) | |||||
Реагирует соответствующим образом на интонацию | |||||
Развитие игры | |||||
Реагирует соответствующим образом на пантомимические сообщения | |||||
Соответствующим образом отвечает на «можно» и «нельзя» | |||||
Выполняет действие по просьбе | |||||
В ситуации выбора из 3 предметов следует инструкции из 1 слова (выбирает названный предмет) | |||||
В ситуации выбора следует инструкции из 2 слов («Покорми куклу», – если рядом есть ещё мишка и расчёска) | |||||
В ситуации выбора следует инструкции, включающей «и»(то есть выбирает предмет, имеющий одновременно 2 признака, например: «Возьми красный мяч», – если рядом есть ещё жёлтый мяч и красный куб) | |||||
В ситуации выбора следует инструкции, включающей предлоги («в»/«около» или «на»/«под») | |||||
В правильном порядке выполняет последовательность из двух простых указаний: «Сделай..., потом..., потом...» | |||||
В ситуации выбора следует инструкции, включающей «не» или «кроме» (отбирает все предметы за исключением названных) | |||||
В ситуации выбора следует инструкции, включающей относительные понятия («больше»/«меньше», «выше»/«ниже», и т. д.) | |||||
Инициативы в общении | |||||
Выражает протест, несогласие | |||||
Привлекает к себе внимание | |||||
Привлекает внимание взрослого к предмету | |||||
Требует повтора или продолжения | |||||
Информирует о физиологических проблемах (голод, боль, усталость, желание в туалет) | |||||
Использует приветствие, прощание и другие проявления вежливости в соответствующей ситуации | |||||
Просит что-либо дать | |||||
Просит сделать что-либо с предметом (помочь одеться, покормить ложкой…) | |||||
Сообщает взрослому о событиях («бах» – упало, «чо» –горячо и т. д.) | |||||
Просит взрослого назвать предмет | |||||
Предлагает поиграть | |||||
Задаёт вопросы «где?», «когда?», «почему?» | |||||
Диалог | |||||
Внимание к партнёру (смотрит, слушает, ожидает, стараясь понять, что предлагает или говорит взрослый) | |||||
Переводит взгляд с лица взрослого на предмет общего интереса и обратно (координированное внимание) | |||||
Ждёт ответа после обращения | |||||
Отвечает на обращение взрослого | |||||
Поддерживает разговор с взрослым по поводу того, что в данный момент происходит (закрывает несколько циклов общения) | |||||
Поддерживает разговор с взрослым по поводу того, что сейчас отсутствует в непосредственном окружении (было или что предполагается или по поводу сказок и т. п.) | |||||
Средства общения | |||||
Степень требований выражает модуляцией голоса (тона, громкости) | |||||
Предметные сообщения (приносит предмет взрослому и ожидает определённой реакции) | |||||
Указывает на предмет взглядом, указательным жестом рукой взрослого или подведением взрослого к предмету | |||||
Отдельные лепетные и звукоподражательные слова (от 1 до 5 – 1 балл, от 5 до 10 – 2 балла, от 10 до 50 – 3 балла) | |||||
Отдельные слова из 2 и более слогов (от 1 до 5 – 1 балл, от 5 до 10 – 2 балла, от 10 до 50 – 3 балла) | |||||
Жесты (кроме указательного) (от 1 до 5 – 1 балл, от 5 до 10 – 2 балла, от 10 до 50 – 3 балла) | |||||
Фразы из 2 слов | |||||
Фразы из 3 и более слов | |||||
Монолог из 2 и более связанных предложений | |||||
ИТОГО | |||||
Личностно-социальное развитие | |||||
Самосознание | |||||
Знает своё имя, показывает на себя, когда спрашивают: | |||||
«Где (имя)?» | |||||
Находит части тела у себя, когда спрашивают: «Где у (имя) часть тела?» | |||||
Узнаёт себя в зеркале, на фотографиях | |||||
Пользуется личными местоимениями 1-го лица в отношении себя (Я, мой, мне, меня) | |||||
Называет своё имя | |||||
Правильно отвечает на вопрос «Ты, (имя), мальчик или девочка?» | |||||
Высказывает мысли о своём желании или нежелании («хочу/не хочу...») | |||||
Высказывает мысли о своих ощущениях и чувствах («больно», «холодно», «я устал», «я боюсь» и т. п.) | |||||
Рассказывает о событиях, произошедших с ним | |||||
Собственность и отношения привязанности | |||||
Знает (указывает, защищает) свои вещи (кроватку, полотенце, горшок, одежду, мягкую игрушку, альбом с фотографиями т. д.) | |||||
Привязанность к родителям или другим первичным воспитателям (отсутствует – 0, выражена только в незнакомых ситуациях – 1, выражена постоянно – 2) | |||||
Стремление быть рядом со сверстниками (отсутствует – 0, выражена только в незнакомых ситуациях – 1, выражена постоянно – 2) | |||||
Навыки самообслуживания | |||||
Приём пищи | |||||
Ест из бутылочки (1 – держит бутылочку, из которой сосёт, 2 – направляет бутылочку: тянет ко рту или отталкивает) | |||||
Ест твёрдую пищу руками (1 – берёт руками пищу, тащит в рот, мусолит, 2 – берёт руками пищу и ест) | |||||
Ест с ложки (0 – не захватывает ложечку губами, 1 – ест густоватую пищу с ложечки, захватывая её губами, когда кормят, 2 – помогает взрослому подносить ложку с пищей ко рту, 3 – сам ест ложкой густую пищу, неаккуратно, 4 – сам ест ложкой густую пищу, аккуратно, 5 – сам ест ложкой суп, аккуратно) | |||||
Пьёт из чашки (1 – пьёт, захватывая край чашки губами, когда чашку держит взрослый, 2 – захватывая край чашки губами, помогает держать чашку, 3 – пьёт неаккуратно из чашки, которую держит сам, 4 – аккуратно пьёт из чашки, которую держит сам) | |||||
Помогает накрыть на стол | |||||
Помогает убрать со стола | |||||
Одевание и раздевание | |||||
Поднимает руку, ногу, когда его одевают (раздевают) | |||||
Просовывает руки в рукава, а ноги в штанины (или вытаскивает при раздевании) | |||||
Одевается (1 – надевает 1-2 элемента одежды, 2 – полностью одевается, но может делать ошибки, не застёгивать молнии, пуговицы и т. д., 3 – полностью одевается без ошибок) | |||||
Раздевается (1 – снимает с себя 1-2 элемента одежды, 2 – раздевается полностью, 3 – раздевается полностью и аккуратно складывает одежду на место) | |||||
Гигиена | |||||
Умывание (1 – участвует в мытье и вытирании рук, 2 – моет намыленные руки, 3 – самостоятельно моет руки с мылом, 4 – самостоятельно моет руки с мылом и вытирает их, 5 – полностью самостоятельно моет руки и лицо, вытирает их) | |||||
Чистка зубов (1 – позволяет, чтобы ему почистили зубы, 2 – чистит зубы с помощью взрослого, 3 – самостоятельно чистит зубы и полоскает рот) | |||||
Пользование носовым платком (1 – вытирает нос, когда дают платок, 2 – сморкается, когда взрослый держит платок, 3 – самостоятельно пользуется носовым платком) | |||||
Опрятность | |||||
Реагирует на мокрые или грязные штанишки | |||||
Упреждающе реагирует на потребность в туалете (меняется поведение) | |||||
Даёт знать взрослому, что хочет в туалет | |||||
Снимает сам штанишки перед тем как сесть на горшок | |||||
Под присмотром взрослого ходит в туалет | |||||
Самостоятельно ходит в туалет по малой нужде | |||||
Самостоятельно ходит в туалет по большой нужде | |||||
Использует по назначению туалетную бумагу (1 – с помощью взрослого, 2 – самостоятельно) | |||||
Социальное взаимодействие | |||||
Контроль поведения | |||||
Временно прекращает поведение при запрете | |||||
Следует правилам поведения в присутствии взрослого | |||||
Следует правилам поведения, когда взрослого нет рядом | |||||
Эмпатия и навыки просоциального поведения | |||||
Расстраивается, когда другой расстроен | |||||
Смеется, если все смеются рядом | |||||
Заступается за другого | |||||
Старается успокоить другого | |||||
Заботится о другом | |||||
Знание и понимание других | |||||
Распознаёт людей по полу и возрасту | |||||
Предвосхищает поведение взрослого | |||||
Позиции взаимодействия с другими | |||||
Власти | |||||
Самозащиты | |||||
Наблюдения | |||||
Отражения | |||||
Подчинения | |||||
Альтруизма (заботы) | |||||
Принятия самозащиты взрослого | |||||
Независимости | |||||
Сотрудничества | |||||
Переговоров | |||||
Соперничества | |||||
Способы аффективной регуляции и решения конфликтов | |||||
Первичные способы (самостимуляция, избегание, агрессия) | |||||
Прекращение своих действий | |||||
Выполнение действий по требованию другого | |||||
Переключение на другое интересное занятие | |||||
Открытое выражение несогласия | |||||
Просьба о помощи | |||||
Манипуляция другими | |||||
Компромиссное решение о приоритетах (сначала..., потом...) | |||||
Отреагирование или разрешение конфликта в игре | |||||
ИТОГО | |||||
Приложение 2.
Таблица 2.
Результаты изучения структуры комплексного нарушения у детей
Имя ребенка Год рождения Краткий анализ семьи, указание, обучался или нет до момента обследования | |
Дополнительные консультации у специалистов Нарушение слуха (степень, группа, медицинское заключение) | |
Нарушение зрения (медицинское заключение) | |
Нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП, форма, степень выраженности | |
Нарушение интеллектуальной деятельности (заключение по результатам обследования) | |
Задержка психического развития | |
1.Нарушение речи (речевой диагноз) 2.Владеет ли речью? Форма речи (устная, жестовая, дактильная, письменная); объем словарного запаса, наличие фразовой речи | 1. 2. |
Примечание |