Психолого –педагогическое обследование

(0 – нет навыка, 1 – навык формируется, 2 – навык сформирован)

Показатели Дата обследования
     
Моторный контроль
Общая моторика
Устойчиво держит голову      
Переворачивается со спины на живот      
Устойчиво сидит      
Устойчиво стоит с опорой      
Устойчиво стоит без опоры      
Встаёт на четвереньки      
Встаёт на «высокие» колени      
Самостоятельно садится      
Ползает на четвереньках      
Встаёт из положения на четвереньках с опорой      
Поднимает игрушку из положения стоя с опорой      
Переступает приставным шагом с опорой      
Ходит с поддержкой      
Ходит самостоятельно      
Приседает из положения стоя без опоры, встаёт      
Встаёт с пола без опоры      
Бегает      
Прыгает на двух ногах      
Прыгает на 1 ноге      
Тонкая моторика
Может захватить предмет      
Может удержать предмет      
Может схватить движущийся предмет      
Произвольно бросает предметы      
Берёт мелкие предметы большим и указательным пальцем      
(пинцетный захват)      
Аккуратно кладёт предмет на поверхность      
Может положить мелкий предмет в ёмкость с узким горлышком      
Может откручивать крышки      
Может собрать несколько мелких предметов одной рукой      
При рисовании держит карандаш при помощи зрелого захвата (тремя пальцами)      
Режет ножницами      
Оральная моторика
Сосёт и проглатывает жидкую пищу      
Съедает густую пищу, предлагаемую с ложки, не поперхиваясь      
Прожевывает и затем съедает твёрдую пищу, не поперхиваясь      
Может пить из чашки, делая несколько глотков подряд      
Не роняет пищу и не выпускает жидкость или слюну изо рта      
Может задуть свечку или надуть мыльный пузырь, вытягивая при этом губы      
Пьёт через трубочку      
Артикуляция и владение голосом  
Издаёт разные звуки, модулируя их по высоте, по громкости, по продолжительности      
Лепечет      
Внятно произносит слова из 2-х одинаковых слогов      
Внятно произносит слова из 2-х разных слогов      
Внятно произносит слова из 3-х разных слогов      
Внятно произносит слова с сочетанием 2-х согласных      
звуков      
Внятно произносит основные звуки кроме «л», «р», шипящих и свистящих      
Внятно произносит основные звуки речи      
ИТОГО      
Познавательная сфера -1
Зрительное исследование  
Фиксирует объект      
Прослеживает движущийся объект      
Рассматривает окружение      
Рассматривает объект      
Рассматривает объект, манипулируя им      
Следит за собственными действиями с предметами      
Наблюдает за действиями других      
Рассматривает фотографию (картинку), правильно ориентируя относительно себя      
ИТОГО      
Тактильно-кинестетическое исследование
Ротовое обследование      
Исследует предметы касанием, кроме кончиков пальцев      
Ощупывает предметы кончиками пальцев      
Исследует окружение, передвигаясь      
ИТОГО      
Слуховое исследование
Прислушивается к неречевым звукам      
Прислушивается к речевым звукам      
Вызывает звуки различным способом и прислушивается      
Слушает обращённую речь, сказки, стихи      
Предвосхищает события в знакомых книжках (при чтении знакомого стишка заранее говорит нужное слово или показывает необходимый жест)      
ИТОГО      
Обследует окружение при помощи обоняния      
Задаёт вопросы по поводу окружения (что это, что с этим      
делают?)      
Подражание  
Зрительно-моторное  
Повторяет знакомое движение      
Повторяет новые движения (включая жесты)      
Повторяет движения рта, языка      
Повторяет выразительные движения лица взрослого      
Повторяет отдельные действия с предметами      
Повторяет цепочки действий с предметами      
Рисует окружности (после демонстрации)      
Рисует линии (горизонтальные и вертикальные)      
Слухо-моторное  
Подражает изменению голоса      
Повторяет звуки, произносимые взрослым      
Повторяет звукоподражательные слова и междометия,      
произносимые взрослым      
Повторяет двухсложные слова      
Повторяет трёхсложные слова      
Повторяет фразы, состоящие из нескольких слов      
Воспроизводит ритм      
Воспроизводит мелодию      
ИТОГО      
Познавательная сфера-2
Выражает удивление, когда один предмет подменяется другим (1–3 секунды закрыт)      
Экстраполяция (предвосхищение событий)      
Повторяет действие, вызвавшее яркий эффект (игра типа «действие-эффект»)      
Опустошает ёмкости      
Выполняет действия при помощи инструмента      
Находит предмет при перепрятывании на глазах у ребёнка      
Выполняет адекватные (культурно фиксированные)      
действия со знакомым предметом      
Собирает предметы в коробку      
Выполняет адекватные соотносящие действия с несколькими знакомыми предметами (кукла в кровати, головой на подушке)      
Реагирует на шутку (несоответствие наблюдаемого действия предвосхищаемому) или реакцию окружающих      
Нанизывает кольца на стержень пирамидки без учёта величины колец      
Сортировка по цвету      
Сортировка по форме методом проб и ошибок («почтовый ящик»)      
Сортировка по форме методом зрительного соотнесения («почтовый ящик»)      
Сортировка по величине      
Сформировано понятие тождества (может выполнить просьбу «Дай такой же предмет или картинку»)      
Сериация (собирает пирамидку с учётом величины колец, без наглядного образца)      
Воспроизводит простую последовательность из двух фигур      
Конструирование: линейные конструкции (складывает кубики в ряд или друг на друга)      
Конструирование (строит по образцу нелинейные конструкции: ворота, колодец)      
Собирает разрезные картинки из 2 частей      
Собирает разрезные картинки из 3 частей      
Собирает разрезные картинки из 4 частей      
Сформированы понятия «один», «много»      
Сформированы понятия «маленький» «большой»      
Может пересчитывать предметы в пределах (3 – 5)      
Соотносит количество «1», «2», «3» с их графическим изображением      
Следит за событиями кукольного театра      
Задаёт вопросы по поводу окружения (что это, что с этим делают?)      
Выполняет задания, требующие выполнение инструкции, противоречащей текущему восприятию и предварительному опыту (сортировка: красное – в белое, белое – в красное)      
Сюжетная игра (последовательность культурнофиксированных действий)      
Простая ролевая игра (ребёнок играет за 1 персонаж, выполняя отдельные ролевые действия)      
Сюжетно-ролевая игра (ребёнок играет за 1 персонаж, выполняя последовательность действий)      
Сюжетно-ролевая игра (ребёнок играет за 2 персонажей, выполняя последовательность действий)      
Игра с правилами      
ИТОГО      
Общение, речь, язык
Языки, которыми пользуются члены семьи      
Язык членов семьи, участвующих в воспитании ребёнка      
Понимание речевых сообщений      
Сосредоточивает внимание на том, на что указывает взрослый неречевыми средствами (взглядом, указательным жестом)      
Реагирует соответствующим образом на интонацию      
Развитие игры
Реагирует соответствующим образом на пантомимические сообщения      
Соответствующим образом отвечает на «можно» и «нельзя»      
Выполняет действие по просьбе      
В ситуации выбора из 3 предметов следует инструкции из 1 слова (выбирает названный предмет)      
В ситуации выбора следует инструкции из 2 слов («Покорми куклу», – если рядом есть ещё мишка и расчёска)      
В ситуации выбора следует инструкции, включающей «и»(то есть выбирает предмет, имеющий одновременно 2 признака, например: «Возьми красный мяч», – если рядом есть ещё жёлтый мяч и красный куб)      
В ситуации выбора следует инструкции, включающей предлоги («в»/«около» или «на»/«под»)      
В правильном порядке выполняет последовательность из двух простых указаний: «Сделай..., потом..., потом...»      
В ситуации выбора следует инструкции, включающей «не» или «кроме» (отбирает все предметы за исключением названных)      
В ситуации выбора следует инструкции, включающей относительные понятия («больше»/«меньше», «выше»/«ниже», и т. д.)      
Инициативы в общении
Выражает протест, несогласие      
Привлекает к себе внимание      
Привлекает внимание взрослого к предмету      
Требует повтора или продолжения      
Информирует о физиологических проблемах (голод, боль, усталость, желание в туалет)      
Использует приветствие, прощание и другие проявления вежливости в соответствующей ситуации      
Просит что-либо дать      
Просит сделать что-либо с предметом (помочь одеться, покормить ложкой…)      
Сообщает взрослому о событиях («бах» – упало, «чо» –горячо и т. д.)      
Просит взрослого назвать предмет      
Предлагает поиграть      
Задаёт вопросы «где?», «когда?», «почему?»      
Диалог
Внимание к партнёру (смотрит, слушает, ожидает, стараясь понять, что предлагает или говорит взрослый)      
Переводит взгляд с лица взрослого на предмет общего интереса и обратно (координированное внимание)      
Ждёт ответа после обращения      
Отвечает на обращение взрослого      
Поддерживает разговор с взрослым по поводу того, что в данный момент происходит (закрывает несколько циклов общения)      
Поддерживает разговор с взрослым по поводу того, что сейчас отсутствует в непосредственном окружении (было или что предполагается или по поводу сказок и т. п.)      
Средства общения
Степень требований выражает модуляцией голоса (тона, громкости)      
Предметные сообщения (приносит предмет взрослому и ожидает определённой реакции)      
Указывает на предмет взглядом, указательным жестом рукой взрослого или подведением взрослого к предмету      
Отдельные лепетные и звукоподражательные слова (от 1 до 5 – 1 балл, от 5 до 10 – 2 балла, от 10 до 50 – 3 балла)      
Отдельные слова из 2 и более слогов (от 1 до 5 – 1 балл, от 5 до 10 – 2 балла, от 10 до 50 – 3 балла)      
Жесты (кроме указательного) (от 1 до 5 – 1 балл, от 5 до 10 – 2 балла, от 10 до 50 – 3 балла)      
Фразы из 2 слов      
Фразы из 3 и более слов      
Монолог из 2 и более связанных предложений      
ИТОГО      
Личностно-социальное развитие
Самосознание
Знает своё имя, показывает на себя, когда спрашивают:      
«Где (имя)?»      
Находит части тела у себя, когда спрашивают: «Где у (имя) часть тела?»      
Узнаёт себя в зеркале, на фотографиях      
Пользуется личными местоимениями 1-го лица в отношении себя (Я, мой, мне, меня)      
Называет своё имя      
Правильно отвечает на вопрос «Ты, (имя), мальчик или девочка?»      
Высказывает мысли о своём желании или нежелании («хочу/не хочу...»)      
Высказывает мысли о своих ощущениях и чувствах («больно», «холодно», «я устал», «я боюсь» и т. п.)      
Рассказывает о событиях, произошедших с ним      
Собственность и отношения привязанности      
Знает (указывает, защищает) свои вещи (кроватку, полотенце, горшок, одежду, мягкую игрушку, альбом с фотографиями т. д.)      
Привязанность к родителям или другим первичным воспитателям (отсутствует – 0, выражена только в незнакомых ситуациях – 1, выражена постоянно – 2)      
Стремление быть рядом со сверстниками (отсутствует – 0, выражена только в незнакомых ситуациях – 1, выражена постоянно – 2)      
Навыки самообслуживания
Приём пищи
Ест из бутылочки (1 – держит бутылочку, из которой сосёт, 2 – направляет бутылочку: тянет ко рту или отталкивает)      
Ест твёрдую пищу руками (1 – берёт руками пищу, тащит в рот, мусолит, 2 – берёт руками пищу и ест)      
Ест с ложки (0 – не захватывает ложечку губами, 1 – ест густоватую пищу с ложечки, захватывая её губами, когда кормят, 2 – помогает взрослому подносить ложку с пищей ко рту, 3 – сам ест ложкой густую пищу, неаккуратно, 4 – сам ест ложкой густую пищу, аккуратно, 5 – сам ест ложкой суп, аккуратно)      
Пьёт из чашки (1 – пьёт, захватывая край чашки губами, когда чашку держит взрослый, 2 – захватывая край чашки губами, помогает держать чашку, 3 – пьёт неаккуратно из чашки, которую держит сам, 4 – аккуратно пьёт из чашки, которую держит сам)      
Помогает накрыть на стол      
Помогает убрать со стола      
Одевание и раздевание
Поднимает руку, ногу, когда его одевают (раздевают)      
Просовывает руки в рукава, а ноги в штанины (или вытаскивает при раздевании)      
Одевается (1 – надевает 1-2 элемента одежды, 2 – полностью одевается, но может делать ошибки, не застёгивать молнии, пуговицы и т. д., 3 – полностью одевается без ошибок)      
Раздевается (1 – снимает с себя 1-2 элемента одежды, 2 – раздевается полностью, 3 – раздевается полностью и аккуратно складывает одежду на место)      
Гигиена
Умывание (1 – участвует в мытье и вытирании рук, 2 – моет намыленные руки, 3 – самостоятельно моет руки с мылом, 4 – самостоятельно моет руки с мылом и вытирает их, 5 – полностью самостоятельно моет руки и лицо, вытирает их)      
Чистка зубов (1 – позволяет, чтобы ему почистили зубы, 2 – чистит зубы с помощью взрослого, 3 – самостоятельно чистит зубы и полоскает рот)      
Пользование носовым платком (1 – вытирает нос, когда дают платок, 2 – сморкается, когда взрослый держит платок, 3 – самостоятельно пользуется носовым платком)      
Опрятность
Реагирует на мокрые или грязные штанишки      
Упреждающе реагирует на потребность в туалете (меняется поведение)      
Даёт знать взрослому, что хочет в туалет      
Снимает сам штанишки перед тем как сесть на горшок      
Под присмотром взрослого ходит в туалет      
Самостоятельно ходит в туалет по малой нужде      
Самостоятельно ходит в туалет по большой нужде      
Использует по назначению туалетную бумагу (1 – с помощью взрослого, 2 – самостоятельно)      
Социальное взаимодействие
Контроль поведения
Временно прекращает поведение при запрете      
Следует правилам поведения в присутствии взрослого      
Следует правилам поведения, когда взрослого нет рядом      
Эмпатия и навыки просоциального поведения
Расстраивается, когда другой расстроен      
Смеется, если все смеются рядом      
Заступается за другого      
Старается успокоить другого      
Заботится о другом      
Знание и понимание других
Распознаёт людей по полу и возрасту      
Предвосхищает поведение взрослого      
Позиции взаимодействия с другими
Власти      
Самозащиты      
Наблюдения      
Отражения      
Подчинения      
Альтруизма (заботы)      
Принятия самозащиты взрослого      
Независимости      
Сотрудничества      
Переговоров      
Соперничества      
Способы аффективной регуляции и решения конфликтов
Первичные способы (самостимуляция, избегание, агрессия)      
Прекращение своих действий      
Выполнение действий по требованию другого      
Переключение на другое интересное занятие      
Открытое выражение несогласия      
Просьба о помощи      
Манипуляция другими      
Компромиссное решение о приоритетах (сначала..., потом...)      
Отреагирование или разрешение конфликта в игре      
ИТОГО      
           

Приложение 2.





Таблица 2.

Результаты изучения структуры комплексного нарушения у детей

Имя ребенка Год рождения Краткий анализ семьи, указание, обучался или нет до момента обследования  
Дополнительные консультации у специалистов Нарушение слуха (степень, группа, медицинское заключение)  
Нарушение зрения (медицинское заключение)  
Нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП, форма, степень выраженности  
Нарушение интеллектуальной деятельности (заключение по результатам обследования)  
Задержка психического развития  
1.Нарушение речи (речевой диагноз) 2.Владеет ли речью? Форма речи (устная, жестовая, дактильная, письменная); объем словарного запаса, наличие фразовой речи 1. 2.
Примечание    

Наши рекомендации