Заполнить таблицу: Безусловные рефлексы у детей младенческого возраста.

Название рефлекса Методика исследования Рефлекторная реакция Срок угасания рефлекса
Рефлексы орального автоматизма
Сосательный      
Глотательный      
Поисковый      
Хоботковый      
Ладонно-рото-головной      
Ротооткрывающий      
Кусатульный      
Рефлексы спинального автоматизма
Защитный      
Ползания      
Опоры-выпрямления      
Автоматической ходьбы      
Хватательный (верхний)      
Хватательный (нижний)      
Рефлекс Моро      
Рефлекс Переса (Пареза)      
Рефлекс Голанта      
Позотонические рефлексы
Лабиринтный тонический      
Симметричный шейно-тонический      
Ассиметричный шейно-тонический      

Литература:

1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – М., 1989.

2. Бадалян Л.О., Темин П.А., Заваденко Н.Н. и др. Прогрессирующая мышечная дистрофия у детей и подростков: проблемы патогенеза, диагностики, лечения и профилактики // Серия «Охрана материнства и детства». 1988.

3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. // Хрестоматия по курсу Коррекционная педагогика и специальная психология Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова – М., «Аспект», 2005.

4. Иллариошкин С.Н., Иванова-Смоленская И.А. Молекулярные основы прогрессирующих мышечных дистрофий // Журнал неврологии и психиатрии. № 10, 1998.

5. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.

6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001.

7. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой – М., 2003.

8. Трофимова Н.М. Основы специальной педагогики и психологии – СПб., 2006.

9. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб., 2001.

10. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М., 2004. с. 23 – 42, 291-313

Занятие 5-6. Проведение комплексного скринингового психолого-педагогического обследования дошкольников с нарушениями развития на базе организаций образования, здравоохранения и социальной защиты РТ с целью выявления детей со комплексными нарушениями, в том числе со слепоглухотой.

Комплексное диагностическое обследование детей с комплексными нарушениями включает изучение медицинской документации, психолого-педагогическое, особенности речевого развития, а также изучение уровня социального развития детей. (Приложение 1. Диагностическая программа).

На основании всех полученных в обследовании материалов заполнить Таблицу 2 (Приложение 2), где отражены результаты изучения структуры комплексного нарушения у детей.

По каждому обследованному ребенку составить психолого-педагогическую характеристику, а также дать заключение, в котором отразить следующие положения:

•соответствие особенностей развития ребенка возрастным нормам развития,

•описание структуры дефекта, выделение вида отклоняющегося психического развития,

•условно-вариантный прогноз развития ребенка,

•определение направлений коррекционной работы.

вы ищете детей или знаете , где они (может быть это организация, или семья или реаб центр), договариваетесь о встрече, обследуете по таблице в Приложении 1, заполняете анамнестическую карту, потом оформляете Приложение 2 и приносите заполненные документы на практическое занятие. Это может быть 1 или несколько детей с комплексными нарушениями. Сколько найдете.

Приложение 1.

Диагностическая программа

ФИО______________________________________________________________________________

Год рождения_______________________________________________________________________

Возраст на момент обследования______________________________________________________

Контактные телефоны_______________________________________________________________

Анамнез

А) Данные о пренатальном развитии ребенка:

Беременность была: запланированной, незапланированной (нужное подчеркнуть)

Возраст матери во время беременности ________________________________________________

Хронические заболевания во время беременности _______________________________________

Роды (на какой неделе беременности) __________________________________________________

Роды по счёту ______________________________________________________________________

Оценка по Апгар ________________________________ Вес при рождении ___________________

Заболевания _______________________________________________________________________

Ребёнок выписан из роддома:

Вместе с матерью _ _________________________________________________________________

Переведён в больницу _______________________________________________________________

Б) Ранее психическое и физическое развитие ребенка:

Заболевания _______________________________________________________________________

Сон (были ли трудности с установлением режима, укороченный сон, чрезмерное бодрствование, укороченное бодрствование, чрезвычайно продолжительный сон)

Питание (плохой аппетит, рвота, другое) _ _____________________________________________

Проблема поведения (частый крик, двигательное беспокойство) _ _________________________

Другое _ __________________________________________________________________________

Стал улыбаться ______________________ Самостоятельно сел ____________________________

Стал ходить _________________________ Первые слова __________________________________

Контролирует мочеиспускание (днём/ночью) _ __________________________________________

Контролирует опрятность _ __________________________________________________________

В) Медицинская история:

Заболевания _______________________________________________________________________

Состояние слуха ___________________________________________________________________

Состояние зрения___________________________________________________________________

Хирургические операции ____________________________________________________________

Получает лекарства _________________________________________________________________

Г) История семьи:

Хронические заболевания, вредные привычки у родителей ________________________________

Нарушения развития среди близких родственников _ _____________________________________

Наличие нервно-психических заболеваний у родственников _ _____________________________

Кто в основном находится с ребёнком (мама, папа, бабушка, дедушка, няня)_________________

Ребёнок воспитывается (только дома, дома и в ДОУ) _____________________________________

Дополнительные сведения

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения___________________

Специалист:_________________________________________ /_________________/

Наши рекомендации