Глава 16. Ситуации взаимного вампиризма. Статические конфликты
Есть в природе такие конфликты, которые имеют статическую природу. Они не возникают и не решаются, они существуют, пока люди, носители несовместимых качеств, находятся вместе. Эти конфликты я называю статическими. Людей, между которыми есть хотя бы один из статических конфликтов, нельзя сажать работать в одном кабинете, нельзя давать им общее задание, нельзя также, чтобы один из них руководил другим, тогда работа пойдет очень медленно, зато накопятся колоссальные потенциалы взаимного раздражения. Также эти люди опасны друг для друга, когда они находятся в одной семье. Они постоянно терроризируют друг друга, и, что интересно, каждый считает другого вампиром. Я подобные ситуации называю ситуациями взаимного вампиризма, потому что в них энергию теряют оба партнера.
Чтобы как‑то облегчить свое положение в случае невозможности расставания с каким‑либо человеком (членом семьи или сотрудником), имеющим с вами статический конфликт, вы должны, как минимум, знать, что такой конфликт имеет место, что он никогда не решится и что, самое главное, никто в этом не виноват. Стараясь решить конфликт в свою пользу, вы наносите человеку огромный вред, вы вырываете его из своей колеи и становитесь страшным вампиром для него. Идя же на уступки, вы наносите колоссальный вред себе. Поэтому этот конфликт надо оставить в покое и принимать другого человека таким, какой он есть. Статический конфликт обусловлен физиологической невозможностью подстройки двух людей.
Варианты статических конфликтов:
1) конфликт активности и пассивности;
2) конфликт рассудительности и суетливости;
3) конфликт «растворимости» и «нерастворимости»;
4) конфликт разной потребности в общении.
КОНФЛИКТ АКТИВНОСТИ И ПАССИВНОСТИ
– Что за жизнь у этой Синицыной! – восклицает на кухне Ира Гусева. – Представляете, построила вторую дачу' Мало ей одной! Теперь она вынуждена вскапывать два огорода! И это когда овощи выгоднее покупать на рынке! Синицына мне рассказывала, что каждый день встает в пять утра, убирается в квартире, потом бежит разносить газеты, потом идет на свою основную работу. И это при том, что у ее мужа денег хоть отбавляй! Какая радость иметь мной, денег, если так жить? Я понимаю, если бы она за эти деньги купила себе свободное время! Но она же света белого не видит! Неужели она не понимает, что так жизнь пройдет мимо, что надо жить проще? Бедная, бедная Синицына!
В то же время Синицына, торопливо собираясь на работу, говорит:
– Как мне жаль этих Гусевых! Денег у них нет, а работать они не хотят! Ирка мне как‑то заявила: «Я не могу лишить себя утреннего сна!» Была я у них дома, они с мужем, оказывается, целыми днями спят и смотрят телевизор! Дома беспорядок, обеда нет, а им наплевать! Приглашали мы их летом с нами пойти в поход, а они так удивились: Зачем? Мы лучше дома отдохнем!» «Ирка! – я говорю, – Ты ведь даже моря никогда не видела! Неужели тебе неинтересно?» «Нет», – отвечает. И это жизнь?
Кто прав, кто виноват? Все правы, просто это типичный конфликт активности и пассивности и единственное его решение – держать этих людей подальше друг от друга, чтобы у них не накопилось взаимное раздражение. Активность и пассивность – это прожданные свойства индивидуумов, которые изменить нельзя. Они присутствуют у зверей, у насекомых, даже у бактерий: если смотреть в микроскоп, то можно заметить, что одни бактерии совершают хаотическое движение, а другие стоят на месте. Активному человеку комфортно, когда он в движении, пассивному комфортно, когда он лежит на диване, и они в праве прожить свою жизнь так, как им хочется.
Кто бы вы ни были, вы наверняка можете вспомнить кого‑нибудь из своих знакомых, кто активнее вас и кто пассивнее вас, а также свои чувства по отношению к ним. Про первого обычно думают: «Не тяжело ли ему так жить?» – а про второго: «Не скучно ли ему так жить?» На самом деле не тяжело и не скучно. Им хорошо, просто со стороны это трудно понять.
Огромной проблемой становятся конфликты активности и пассивности в семьях. Активные родители постоянно терроризируют своих пассивных детей:
– Ну в какой кружок ты хочешь? Чем будешь заниматься? Рисованием, музыкой, спортом?
– Ничем.
– Почему ты так мало гуляешь? Там твои приятели играют во что‑то интересное! Пойди к ним!
– Не хочу.
– Пойдем в воскресенье всей семьей на каток!
– Не хочу.
Родители хватаются за голову и не знают, что и думать.
Другая ситуация: жена активная, муж пассивный.
– Пойдем в театр!
– Ой, холодно на улице. Лучше дома побудем.
– Давай гостей пригласим!
– С кем‑то общаться надо. А мне лень! Давай лучше вдвоем посидим, телевизор посмотрим.
Жене плохо, она чувствует себя несчастной, нелюбимой, брошенной. Ей везде приходится ходить одной, как будто она одинокая женщина. Но и мужу не лучше. Он чувствует, что на него постоянно давят, что ему не дают быть собой, что он, сам того не желая, все время обижает жену. Возникают ссоры, которых он не хочет. С одной стороны, он не может все время подчиняться жене, это противоречит его сущности – он же все‑таки не игрушка! А с другой стороны, он ни за что ни про что подвергается обвинениям, хотя он ни в чем не виноват. Это, кстати, одна из причин мужского алкоголизма.
Еще бывает ситуация, когда активный человек, находясь рядом с пассивным, пытается его насильно осчастливить, как бы открыть ему глаза на этот прекрасный мир. Однако пассивный почему‑то радости и благодарности не выражает к великому разочарованию активного.
– Я пригласила к тебе гостей на день рождения!
– Зачем? Я хотел побыть один.
– Я приготовила тебе твой любимый салат.
– Спасибо, конечно, но я мог бы обойтись и без него. Не стоило себя утруждать.
– Я купила тебе в подарок путевку на горнолыжный курорт. Поедем вместе!
– Ну уж нет! Только не это! Езжай с подругой! Жена обижена, муж озадачен.
Бывает также, что активный член семьи зол на пассивного за то, что он вынужден выполнять его работу. Пассивный же, в свою очередь, считает, что эта работа абсолютно бессмысленна.
– Ты почему себе не пожарил котлеты?
– Забыл.
– Вот так всегда! Сам себя накормить не можешь, все время это должна делать я.
– Мне не хотелось есть.
– Ты же с утра ничего не ешь!
– Ну и что? Я не голоден.
– Почему, как у нас намечается праздник, всегда его готовлю я?
– Мне не нужны праздники.
– Но мне‑то они нужны!
– Тогда ты их и готовь!
Очень во многих семьях есть конфликты активности и пассивности. Как их решить, если не хочется рушить семью?
Рекомендация активному. Представьте себе, что какой‑нибудь ваш друг решил позаботиться о вас и постоянно заставляет вас идти туда, куда вы не хотите, и делать то, что вы не хотите. Он при этом думает, что приносит вам огромное счастье. Как вы поступите?
Рекомендация пассивному. Представьте себе, что вы завели в доме полупокойника, который сидит, ест, пьет, и до вас ему нет никакого дела. Как вы поступите?
Размышления на эту тему помогут лучше понять друг друга. Неплохо было бы откровенно поговорить друг с другом, может быть, в чем‑то пойти на компромисс, может быть, в чем‑то разделиться. Активный может действовать, не возлагая надежд на пассивного, однако он и не будет с ним делиться результатами своего труда. Активный может освободиться от заботы о пассивном (не устраивать ему праздники, не дарить ему суп), тем более что пассивному все это не нужно. Активный будет делать это только для себя
КОНФЛИКТ РАССУДИТЕЛЬНОСТИ И СУЕТЛИВОСТИ
Если вы куда‑нибудь собираетесь и вдруг обнаруживаете, что нет на месте перчаток, как вы себя ведете:
а) садитесь и спокойно думаете, почему их нет на месте и где они могут быть;
б) второпях открываете все ящики, шарите по всем карманам и сумкам, чувствуя, что ваше волнение нарастает.
В первом случае вы относитесь к рассудительным людям, во втором – к суетливым. Нетрудно себе представить, что будет, если два таких человека потеряют одну общую вещь.
Когда я работала в банке, я наблюдала такой случай. Пропал один важный документ.
Света, бегая кругами и дергая все ящики: «Куда он мог деться?»
Оля, сидя на месте: «Не волнуйся, сюда никто посторонний не входил».
Света: «Но документа‑то нет!»
Оля: «Раз его никто не брал, значит, он здесь. Надо подумать, где он может быть».
Света, нервно: «Он должен быть здесь! А его нет! Представляешь, что будет?»
Оля: «Дальше этой комнаты он все равно не мог никуда деться».
Света, перебирая все папки: «Ты долго будешь сидеть? Ищи!»
Оля, сидя: «Номер папки, в которой он лежал, кончался цифрами 66. У нас есть две папки, оканчивающиеся цифрами 66. Вероятно, кто‑то по ошибке положил его в другую папку. Посмотри!»
Документ находится. Оля и Света замолкают, сохраняя потенциалы взаимного раздражения.
Конфликт рассудительности и суетливости – это то, что накаляет рабочую обстановку во многих конторах, институтах, поликлиниках и прочих заведениях. Если начальник суетливый, он рассудительных сотрудников просто увольняет, считая их лентяями, если же начальник рассудительный, он изводит своих суетливых подчиненных постоянными придирками к качеству работы: «Ты сначала десять раз подумай, а потом сделай!» Я знаю случай, когда конфликт рассудительности и суетливости между врачом и медсестрой в поликлинике очень осложнял работу. Эти люди работали вдвоем в одном кабинете, притом врач был рассудительным, а медсестра суетливой. В результате медсестра не давала врачу сказать ни слова: врач только собирался обстоятельно побеседовать с больным, как медсестра немедленно что‑то назначала за него, выгоняла больного и вызывала следующего. В результате качество лечения было ужасным и врач, умный, образованный человек, оставался не при деле.
В семьях конфликт рассудительности и суетливости тоже очень отравляет жизнь.
Мать ребенку: «Ты почему не сходил в магазин?»
Ребенок: «Я собирался сходить в магазин завтра. Это как раз будет мне по пути, когда я пойду домой с тренировки».
Мать: «Если в доме кончилась крупа, надо идти в магазин немедленно!»
Ребенок: «Но у нас же сегодня на ужин картошка!»
Мать: «Ты ищешь отговорки, чтобы в магазин пошла я!»
Ребенок: «Но я действительно планировал пойти в магазин завтра!»
Часть людей живет по принципу: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Другая часть проповедует принцип: «Утро вечера мудренее», а другими словами: «Не стоит делать сегодня то, что можно отложить на завтра». Первые восклицают: «А вдруг завтра навалится еще куча дел, а у меня сегодняшние не сделаны?» Зато вторые рассуждают: «Вероятно, завтра проблема решится сама собой, так зачем я буду суетиться сегодня?» И те, и другие правы – каждый делает так, как ему удобно. Однако эти люди несовместимы в одной семье или на одной работе. Единственным решением конфликта рассудительности и суетливости является наличие мудрости, чтобы принять другого человека таким, какой он есть. Рассудительным и суетливым людям желательно не вмешиваться друг к другу в жизнь, не критиковать и не давать советы.
КОНФЛИКТ «РАСТВОРИМОСТИ» И «НЕРАСТВОРИМОСТИ»
Когда кристаллик какой‑нибудь соли опускаешь в раствор, его поведение может быть разным. Он может раствориться, может частично раствориться, а может не раствориться вовсе. То же самое происходит с поведением людей, попадающих в новый коллектив. Один человек там быстро «растворяется», становится таким, как все, другой «растворяется» частично, третий не растворяется вовсе, как бы вокруг него ни кипел «раствор».
«Растворимые» люди обладают определенным свойством – они растворяются в любом коллективе. Они не могут находиться в обществе, сохраняя свою целостность: им надо влиться, вписаться, объединиться – такова их психология. «Нерастворимые» же люди сохраняют свою целостность всегда, что бы ни происходило вокруг, и существуют в коллективе как устойчивые кристаллы в растворе.
«Растворимые» люди, конечно, вносят свою лепту в «раствор», как и любое добавленное вещество, однако прежде всего они сами принимают в себя свойства «раствора». «Нерастворимый» человек способен не только противостоять разрушающему действию «раствора», но и стать «центром кристаллизации», другими словами, начать разрушать сплоченный коллектив, стать лидером неформальной группировки.
«Растворимые» ненавидят «нерастворимых» за их свободолюбивый нрав, «нерастворимые» презирают «растворимых» за их желание сплетничать и «жить не своей жизнью».
У одних чувство коллективизма развито, у других – нет. «Растворимые» терпеть не могут менять работу, поскольку они знают, что им придется «выкристаллизовываться» из одного коллектива и «растворяться» в другом, а это для них очень трудно. «Нерастворимые» меняют работу без каких‑либо проблем.
«Растворимость» и «нерастворимость» тоже нельзя считать чьей‑то виной или достоинством: это физиологические особенности людей. Животные тоже бывают стадными и одиночками, и изменить их невозможно.
КОНФЛИКТ РАЗНОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ
Эту тему хочется начать с афоризма:
ОДИН ЧЕЛОВЕК БОИТСЯ, ЧТО ВСЕ
ОТ НЕГО УЙДУТ,
ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК БОИТСЯ, ЧТО ВСЕ К НЕМУ ПРИДУТ.
Человек, который боится, что все от него уйдут, сам ко всем ходит, проявляет внимание и думает, что дарит им высшее благо, ибо, по его мнению, все также боятся остаться в одиночестве. Человек, который боится, что все к нему придут, сам старается ни к кому не ходить, чтобы не беспокоить и не надоедать, и делает это из лучших побуждений.
А теперь оцените:
а) степень своей активности;
б) степень своей рассудительности;
в) степень своей «растворимости»;
г) свою потребность в общении.
Если хотя бы один из этих показателей у вас слишком высок или слишком низок, то вы можете стать участником статического конфликта.