Антропометрические стандарты
Антропометрические стандарты – средние значения показателейфизического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (по возрасту, полу, профессии и т. д.).
Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину и среднее квадратическое отклонение (сигма), которое определяетграницы нормы. Так, средний рост студентов 173 см + 6,0 (сигма), поэтому большинство студентов (68-75%) будут иметь рост в пределах от167 см (173-6,0) до 179 см (173+ 6,0).
Например, Ваш рост 181,5 см, а показатель по стандартам 173 см(при сигме + 6,0), значит, Ваш рост на 8,5 см больше среднего. Затемполученная разница делится на сигму. Оценка определяется от величиныполученного частного:меньше – 2,0 – очень низкое; от + 0,6 до + 1,0 – выше среднего;от – 1,0 до – 2,0 – низкое; от + 1,0 до + 2,0 – высокое; от – 0,6 до – 1,0 –ниже среднего; больше + 2,0 – очень высокое; от – 0,5 до + 0,5 – среднее.
Метод корреляции. Метод основан на том, что физическое развитие различных частейтела взаимосвязано между собой. Для оценки методом корреляцииразрабатываются специальные номограммы, позволяющие оценить поодному показателю другой.
Метод индексов. Индексы физического развития– показатели, представляющие собой соотношение различных антропометрических параметров, выраженных в априорных математических формулах.Метод индексов позволяет делать оценки пропорциональностифизического развития. Индекс – величина соотношения двух или нескольких параметров. Приводим наиболее часто встречающиеся индексы.Ростовой индекс Брока-Бругшаопределяет соотношение между весом тела и ростом. Для получения должной величины веса тела необходимовычесть:
100 при росте до 165 см;
105 при росте от 165 до 175 см,
110 при росте 175 см и выше.
Полученная разность и считается должным весом.Силовой индекс получают от деления показателя силы на вес тела ивыражают в процентах. Средними величинами силы кисти считаются: умужчин – 70-75% веса тела, у женщин – 50-60%,у спортсменов – 75-81%, у спортсменок – 60-70%.
Функциональная подготовленность, оценка. Функциональная подготовленность организма к физическойнагрузке – это состояние систем организма, их реакция на испытываемуюфизическую нагрузку.При изучении функциональной подготовленности организма кфизическим нагрузкам наиболее важно состояние сердечно-сосудистой идыхательной систем. Изучение данных систем проводится с помощьюразличных физиологических и функциональных проб.
Пульс покоя (ЧСС). Пульс покоя измеряется при прощупывании височной, сонной,лучевой артерий или по сердечному толчку по 15 секундным отрезкам
2-3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делаетсяперерасчет на 1 минуту (число ударов в минуту). ЧСС в покое в среднем:у мужчин – 55-70 уд./мин, у женщин – 60-75 уд./мин. При частоте свышеэтих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшейчастоте – редким (брадикардия).
Артериальное давление.Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) артериальное давление. Нормальными величинами артериальногодавления для молодых людей считаются: для максимального – от 100 до129 мм рт.ст., для минимального – от 60 до 79 мм рт.ст.Артериальное давление от 130 мм рт.ст. и выше для максимальногои от 80 мм рт.ст. и выше для минимального называется гипертоническимсостоянием, соответственно, ниже 100 и 60 мм рт.ст. – гипотоническим.
Ортостатическая проба. При проведении ортостатической пробы выявляется разница ЧСС вположении лежа и через 1 минуту после спокойного вставания. Пробапроводится следующим образом. Занимающийся лежит на спине, и у негоопределяют ЧСС (до получения стабильных значений). После этогозанимающийся плавно встает и вновь измеряется ЧСС.В норме при переходе из положения лежа в положение стояотмечается учащение пульса на 10-12 уд/мин. Считается, что учащениеего более 20 уд./мин. – неудовлетворительная реакция и такое увеличениепульса указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы. Далее выполняется 20 приседаний за 40 секунд.Занимающийся отдыхает, стоя в основной стойке 3 мин. Затем подсчитывается ЧСС за 15 сек с пересчетом на 1 мин. (исходная частота). Далеевыполняется 20 глубоких приседаний за 40 сек, поднимая руки вперед прикаждом приседании, разводя колени в стороны, сохраняя туловище ввертикальном положении. Сразу после приседаний в положении стоявновь подсчитывается ЧСС в течение первых 15 сек с пересчетом на1 мин. Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно сисходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично – 20 именее, хорошо – 21-40, удовлетворительно – 41-65, плохо 66-75, оченьплохо – 76 и более.
Гарвардский степ-тест. Проведение Гарвардского степ-теста заключается в восхождении испуске со ступеньки стандартной высоты (50 см для мужчин и 43 см дляженщин) в течение 5 минут с частотой 30 восхождений в минуту. Результаты пробы определяются по формуле:
ИГСТ = 50 . t : (f1 +f 2 +f 3 ),
где t – фактическое время выполнения нагрузки в сек.; f1, f2, f3 – ЧСС за30 с соответственно в начале 2, 3 и 4-й минут отдыха. Оценка по степ-тесту: менее 50 – очень плохая, 50-54 – плохая, 55-64 – ниже средней,65-79 – средняя, 80–89 – хорошая, более 89 – отличная.
Тест РWС-170 позволяет оценить физическую работоспособностьпри ЧСС 170 уд./мин. Тест основан на линейной зависимости между ЧССи мощностью выполняемой работы. По этому методу можно определитьвозможную физическую работоспособность при пульсе 170 ударов в1 мин. Эта частота пульса является оптимальной, т.к. при пульсе выше170 уд./мин. ударный объем крови снижается. Мы не приводим методикупроведения теста РWС-170, т. к. она достаточно сложна и требуетспециальных знаний, подготовки, оборудования.