Психическая подготовленность
В структуре психической подготовленности выделяют две относительно самостоятельных и одновременно взаимосвязанных стороны:
волевая и специальная психическая подготовленность:
· устойчивость к стрессу на тренировках и соревнованиях;
· совершенство восприятий параметров движений, окружающей среды;
· обеспечение эффективной мышечной координации;
· способность перерабатывать информацию при дефиците времени;
· способность предвидеть реальные действия.
Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности занимающихся
Факторы, влияющие на спортивный результат – это талант спортсмена и спортивная подготовка.
Высокие результаты достигаются интенсификацией учебно-тренировочного процесса. Спортивный успех – это талант – помноженный на труд, труд до самоотречения, до самопожертвования. Действительно, нагрузка ведущих спортсменов мира в подготовительном периоде у бегунов доходит до 500 км в месяц. Спортивная подготовка осуществляется в основном в трёх взаимосвязанных направлениях:
· в воспитании,
· обучении,
· развитии.
Воспитание – педагогический процесс целеустремлённого воздействия на психическую сферу спортсмена в целях привития необходимых качеств, высокой нравственности, трудолюбия, настойчивости, воли, упорства и т.д.
Обучение – процесс, обеспечивающий образование двигательных навыков, приобретение теоретических знаний, овладение техникой и тактикой, развитие ловкости и точности движений, умения проявлять силу, быстроту и выносливость, проводить восстановительные мероприятия, самомассаж, самоконтроль и участие в соревнованиях.
Развитие– процесс направленного воздействия на органы и системы спортсмена с целью укрепления и повышения их функциональных возможностей. Под влиянием тренировки в организме спортсмена происходят морфологические, физиологические и биохимические изменения (увеличивается жизненная ёмкость лёгких, масса сердечной мышцы, улучшается эластичность мышечной ткани и связок, повышаются функциональные возможности анаэробных механизмов и т.д.).
Спортивная тренировка направлена на достижение наивысших результатов в избранном виде спорта.
Достигнуть высот спортивного мастерства можно только в процессе круглогодичной тренировки, осуществляемой на протяжении многих лет.
Спортивная подготовка включает в себя следующие основные разделы:
· теоретическая подготовка,
· техническая подготовка,
· тактическая подготовка,
· морально-волевая и психологическая подготовка,
· физическая подготовка.
Теоретическая подготовка – это знания по теории и методике спортивной тренировки, в области гигиены, физиологии, биохимии, биологии и т.д.
Техническая подготовка – это овладение рациональной техникой выполнения физического упражнения с учётом индивидуальных особенностей занимающегося.
Тактическая подготовка – искусство ведения спортивного поединка с соперником, используя основы спортивной тактики, изучая возможности спортивных соперников, развивая тактическое мышление.
Морально-волевая и психологическая подготовка – воспитание воли, мужественного характера, высокой нравственности, психических качеств, психической и психофизической устойчивости.
Физическая подготовка заключается в развитии физических качеств, направленных на повышение функциональной готовности организма, улучшение физического развития.
Методы спортивной тренировки
Метод — способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методические приемы часть того или иного метода, элементы, выражающие отдельные действия тренера и обучающихся в процессе их взаимной деятельности.
Основные методы СТ можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические (упражнения). Как правило, все эти методы и методические приемы применяются в физической, технической и тактической подготовке спортсмена. Выбор метода определяется задачей, возрастом, состоянием здоровья, подготовленностью, квалификацией спортсмена, применяемыми средствами, условиями занятий профессиональной подготовленностью педагога-тренера и др. факторами.
Развитие физических качеств
Физическими качествамипринято называть те функциональные
свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека.
1. Быстрота– способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени.
Формы быстроты (при оценке быстроты различают):
время реакции;
скорость одиночного движения;
частота движений.
Быстрота простой и сложной реакции.
Простая реакция– это ответ определенным движением на заранее
известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета).
Сложная реакция– это реакция выбора, связанная с подбором нужного ответа из ряда возможных.
Развитие быстроты (требования для развития быстроты):
упражнения выполнять на предельных скоростях;
усилия направлять не на технику, а на скорость;
скорость выполнения не должна снижаться из-за утомления;
паузы отдыха до полного восстановления.
1. Гибкость– способность выполнять движения с большой амплитудой.
Различают гибкость:
· динамическую (проявляемую в движениях);
· статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела);
· активную (проявляемую благодаря собственным усилиям);
· пассивную (проявляемую за счет внешних сил).
Условия проявления гибкости (гибкость зависит от многих условий):
· эластичности мышц, связок;
· эмоционального состояния (во время соревнований гибкость увеличивается);
· разминки, массажа;
· внешней температуры (низкая уменьшает гибкость);
· времени суток (наивысшие показатели с 12 до 17 часов);
· возраста;
· уровня развития силы (физически более сильные люди менее гибки);
· пола (у девушек гибкость на 20-30% выше, чем у юношей).
Корректность оценки уровня развития гибкости зависит от учета особенностей телосложения человека
Развитие гибкости
Для развития гибкости применяют упражнения на растягивание с
постепенно возрастающей амплитудой движений. Движения могут быть
простыми, маховыми, пружинистыми, с внешней помощью, с отягощениями.
Правила развития гибкости:
вводить обязательную разминку;
упражнения выполнять по максимальной амплитуде;
амплитуду движений увеличивать постепенно;
между упражнениями на гибкость выполнять упражнения на расслабление;
при упражнениях махового характера максимально расслаблять мышцы;
· многократно повторять упражнения;
выполнять упражнения на растягивание различных мышц(показатели гибкости не
взаимосвязаны – можно показывать
Хорошуюгибкость в одном суставе и плохую – в другом);
регулярно оценивать уровень развития гибкости.
2. Ловкость– способность быстро, точно, целесообразно, экономно
решать двигательные задачи. Ловкость выражается:
в умениях быстро овладевать новыми движениями,
точно дифференцировать движения и управлять ими,
импровизировать в соответствии с меняющейся обстановкой.
Развитие ловкости
осваивать новые, координационно сложные двигательные задания;
быстро перестраивать действия в соответствии с меняющейся обстановкой (например, в
играх);
повышать точность воспроизведения действий по параметрам времени, пространства и
усилия;
уметь расслабить мышцы в необходимый момент;
повышать способность поддерживать равновесие тела.
Оценка ловкости
Наиболее информативным тестом для оценки ловкости являетсябыстрое и точное выполнение комбинации, состоящей из разнообразныхупражнений.
3. Выносливость– способность человека длительно выполнять работубез снижения ее интенсивности. Проблема выносливости тесно связана с утомлением, поэтому выносливость определяют и как способность противостоять утомлению.
Виды выносливости
Общая выносливость– способность выполнять работу относительно средней интенсивности в течение продолжительного времени засчет аэробных (с участием кислорода) источников энергообеспечения.При развитии общей выносливости в наибольшей мере повышаютсяфункциональные возможности вегетативной, сердечно-сосудистой,дыхательной и других систем.
Специальная выносливость– это способность эффективно выполнять работу в определенной (трудовой, спортивной) деятельности,несмотря на возникающее утомление.
Механизмы обеспечения выносливости.
Уровень выносливости зависит от состояния сердца, легких, печении мышц. От мощности работы сердца и легких зависит количество поставляемого кислорода.Печень содержит гликоген, от распада которого зависит величинавыделяемой энергии. В мышцах основной источник энергии – аденозинтрифосфорная кислота (АТФ).
Восстановление АТФ идет двумя путями:
аэробным (с участием кислорода);
анаэробным (без участия кислорода).
Правила развития выносливости
Спортсмен продолжает выполнять упражнение на фоне сильногоутомления.
Сила.
Виды силы
абсолютная сила – суммарная сила всех мышечных групп, участвующая в данном движении;
относительная сила – величина абсолютной силы, приходящаяся накг массы тела человека;
статическая сила (без изменения длины мышцы) преобладает при удержании поз;
динамическая сила проявляется при изменении длины мышц.
Динамический режим делится на преодолевающий и уступающий.
При первом – уменьшается длина мышцы, при втором, наоборот, мышцаудлиняется, растягивается.
Сила может измеряется с помощью динамометра.
Сила развивается посредством упражнений с отягощениями: собственного тела (подтягивание и др.) и с применением снарядов (штанга, гири).
Правила развития силы
Для развития силы основным является метод максимальныхусилий, но его использование возможно только после многомесячнойтренировки с применением методов повторных и динамических усилий.Эти методы готовят костно-мышечную систему к максимальнымнагрузкам.
Методы развития силы:
отягощение 90% от рекордного;
1-3 повторенияв 1 подходе;
5-6 подходов за занятие;
отдых между сериями 4-8 мин (до восстановления).
Спортивная форма
Объективной основой спортивной тренировки являются закономерности развития спортивной формы. Под спортивной формой подразумевают состояние оптимальной (наилучшей) готовности спортсмена к достижению спортивного результата которое приобретается в процессе соответствующей подготовки в каждом большом (годичном) цикле тренировки. Понятие оптимальной готовности условно. По мере роста мастерства спортивная форма становится иной как по количественным, так и по качественным показателям.
С физиологической точки зрения состояние спортивной формы характеризуется наиболее высокими функциональными возможностями отдельных органов и систем, совершенной координацией, снижением энергетических затрат, ускорением врабатываемости и восстановления работоспособности после утомления, высокой автоматизацией двигательных навыков.
С психологической точки зрения состояние спортивной формы характеризуется активизацией эмоционально-волевых усилий. При этом психические процессы протекают быстрее, расширяется объем внимания, уверенность в своих силах, проявляется воля к победе. В состоянии спортивной формы спортсмены тренируются с удовольствием.
Наиболее общим критерием развития состояния спортивной формы является спортивный результат, показанный в соревнованиях. Часто в отдельных видах спорта состояние спортивной формы оценивается на основе данных педагогического тестирования уровня физической, технической подготовленности, диагностики функционального и психического состояния спортсмена с помощью врачебно-медицинских и психологических методов исследования и др.
Контроль за эффективностью учебно-тренировочных занятий
Педагогический контроль за ходом подготовки спортсменов осуществляется в следующих направлениях:
1. Фиксация фактического выполнения индивидуального плана по объёму, интенсивности, координационной сложности упражнений и т.д.
2. Ежедневное определение состояния спортсмена (работоспособность, восстановление, настроение) на основе данных самоконтроля, наблюдений тренера.
3. Определение уровня отдельных компонентов подготовленности.
Для этого используются контрольные упражнения в процессе учебно-тренировочных занятий.
· научный контроль за состоянием, за изменениями функций его органов и систем, определение максимального потребления кислорода, устойчивости вестибулярного аппарата, состава крови. Научный контроль под силу только на тренировочных сборах.
· врачебный контроль осуществляется перед началом годичной тренировки и в её процессе проводится текущий. Данные врачебного контроля позволяют судить о состоянии здоровья, работоспособности и функциональных изменениях.
· анализ динамики показателей и регулирование нагрузки.
Этот раздел управления тренировочным процессом осуществляет тренер, для этого устанавливается уровень показателей в норме. Для анализа динамики показателей необходимо измерять частоту пульса, кистевую динамометрию (состояние возбудимости Ц.Н,С. и её работоспособности ), контроль за весом тела, различать желание тренироваться по степеням и по направленности.
Невозможно достигнуть высоких спортивных результатов, не соблюдая строго гигиенического режима. После тренировки необходим душ, раз в неделю после тренировки с небольшой нагрузкой следует парная баня, желательно и сухой пар. Важное значение имеет регулярный массаж, обязателен ежедневный самомассаж. В процессе тренировки полезно принимать кратковременные солнечные ванны, очень важно уметь отдыхать. С тренировкой тесно связан вопрос питания, полный комплекс витаминов и нормальный водно-солевой обмен. Курение и алкогольные напитки не совместимы со спортом.