Основы современнойспортивной
Тренировки» – 2 часа
По дисциплине: «Физическая культура»
Факультет:Педиатрический
Курс, семестр:IIIсеместр
г. Владикавказ, 2011 г.
Цель лекции:создать у студентов-медиков представление о спорте высших достижений, физиологических механизмах роста тренированности, закономерностях планирования тренировочного процесса.
План лекции:
1. Классификация видов спорта.
2. Определение цели и задач спортивной подготовки в условиях ВУЗа.
3. Формы организации спортивной тренировки в вузе.
4. Цель, задачи, основное содержание СТ.
5. Средства спортивной тренировки.
6. Построение и структура учебно-тренировочного занятия.
7. Особенности планирования периодов тренировок.
8. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности занимающихся.
9. Методы спортивной тренировки.
10. Развитие физических качеств.
11. Спортивная форма.
12. Контроль за эффективностью учебно-тренировочных занятий.
13.Использование отдельных методов контроля при регулярных занятиях
физическими упражнениями и спортом.
14.Самоконтроль занимающихся за состоянием своего здоровья. Показатели
самоконтроля.
Контрольные вопросы для самоподготовки студентов:
1. Цели и задачи современной спортивной тренировки.
2. Особенности современной спортивной тренировки.
3. Раскрыть проявления особенностей современной спортивной тренировки.
4. Классификация спортивных упражнений.
5. Характеристика развития качеств (по выбору).
6. Виды планирования тренировочного процесса.
7. Раскрыть построение одного тренировочного занятия, тренировочного дня (по выбору).
8. Контроль за эффективностью учебно-тренировочных занятий.
9. Методы контроля при регулярных занятиях физическими упражнениями и
спортом.
Список использованной литературы:
1. Физическая культура студента : учебник для студентов вузов/ под общ.ред.
В. И. Ильинича. – М. :Гардарики, 2007.
2. Физическая культура студента: учебник для студентов вузов./Под общ.ред.
В.И.Ильинича.-М.:Гардарики, 2003.
3. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Учебное пособие для студентов вузов.
Ростов-на-Дону: Феникс 2003.
4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.для ин-товфизич. культуры / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2003.
5. Физическая культура: Учебник / Под.ред. Ю. И. Евсеева. Ростов-на -Дону:
Феникс, 2003.
6. Макарова Г.А. Спортивная медицина: Учебник для вузов. – М.: Сов.спорт,
2002.
7. Физическая культура и здоровье : учебник / под ред. В. В. Пономаревой. –
М. : ГОУ ВУНМЦ, 2001.
Спорт– составная часть физической культуры, специфической особенностью которой является собственно-соревновательная деятельность и подготовка к ней со стремлением занимающихся к достижению возможно более высокого результата.
Массовый спорт– составная часть спорта, охватывающая широкие массы людей, практически занимающихся спортом. Уровень результатов, достигаемых здесь, сравнительно невысок. Перед занимающимисяздесь ставятся задачи укрепления здоровья, повышения работоспособности, коррекции телосложения. Это направление спортивного движения является базовым для спорта высших достижений.
Спорт высших достижений– составная часть спорта, охватывающая избранную часть людей, спортивная деятельность которых превращается в основную, занимающую доминирующее положение в определенном периоде жизни. Перед спортсменами здесь ставится цель достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.
Системы физических упражнений– совокупность специально подобранных физических упражнений, регулярные занятия которыми могут содействовать укреплению здоровья, коррекции телосложения, обеспечению двигательной активности.
Классификация видов спорта.
Виды спорта, в зависимости от характера соревновательной деятельности, делятся на 4 группы:
1-я группа – циклические виды спорта (бег, коньки, лыжи, плавание, гребля, велоспорт и т.д.).
2-я группа – ациклические виды спорта (прыжки, метания, тяжёлая атлетика и др.)
3-я группа – скоростно-силовые виды спорта (баскетбол, футбол, волейбол, регби, бокс, борьба и т.д.)
4-я группа – сложно-координационные виды спорта (гимнастика, акробатика, фигурное катание, прыжки в воду и др.)
В настоящее время почти во всех видах спорта, особенно в циклических, планируют и анализируют тренировочные нагрузки с учётом физиологического воздействия тренировочных упражнений.
Определение цели и задач спортивной подготовки в условиях ВУЗа
Цель – достижение физического совершенства и высоких спортивных результатов, воспитать всесторонне физически подготовленных студентов к творческому труду и защите Родины.
Задачи:
1. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных возможностей.
2. Укрепление здоровья и всесторонне физическое развитие, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.
3. Воспитание психической устойчивости, морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.
4. Развитие инициативности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
5. Воспитание привычек здорового образа жизни.
6. Совершенствование двигательных умений и навыков.
7. Приобретение специальных знаний по теории и методике спортивной тренировки, гигиене, восстановлению и др.