Особенности медико-социальной реабилитации больных с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью

· Актуальность развития системы медико-социальной реабилитации людей, страдающих психическими расстройствами

· Общая характеристика нарушений жизнедеятельности в результате психических расстройств

· Программы реабилитационных мероприятий при психических расстройствах

· Перспективные направления развития психиатрической помощи

Актуальность развития системы медико-социальной реабилитации людей, страдающих психическими расстройствами. Инвалиды с психическими расстройствами относятся к наи­более социально дезадаптированным группам населения. В об­щей структуре инвалидности по классам болезни психические заболевания занимают третье ранговое место и составляют 10 %. В структуре детской инвалидности по ее причинам умственная отсталость и нервно-психические заболевания составляют около трети.

По длительности сроков инвалидности психические заболева­ния занимают первое место. Почти 95 % инвалидов, признанных нетрудоспособными в связи с психическим заболеванием и ум­ственной отсталостью, остаются на пенсионном обеспечении по­жизненно.

Инвалидность по психическим заболева­ниям характеризуется значительной тяжестью: 93,2 % психически больных инвалидов имеют I или II группу. Число работающих пси­хически больных-инвалидов крайне низкое - 4,8 % от общего их числа (менее 50 тыс. человек). При этом 540 тыс. психически боль­ных, находящихся в трудоспособном возрасте и не имеющих ин­валидности, не работают. Общее число пси­хически больных, не занятых трудом, составляет более 1 млн. че­ловек.

Общая характеристика нарушений жизнедеятельности в результате психических расстройств. Психические расстройства отличаются большой вариабельно­стью как по клиническим особенностям, тем или иным проявле­ниям психической дезорганизации, так и по степени ее выражен­ности. К наиболее серьезным заболеваниям, вызывающим выраженные нарушения жизнедеятельности, отно­сятся шизофрения, умственная отсталость, старческое слабоумие, расстройства настроения, личности и некоторые другие.

При психических заболеваниях в той или иной мере страдают все психические функции (мышление, память, восприятие, эмо­ции и пр.), претерпевает изменение сама структура личности. Дис­гармония психической деятельности неизменно влечет за собой нарушения во всех сферах жизнедеятельности - самообслужива­нии, общении, обучении, трудовой деятельности, ориентации, нарушается критическое восприятие окружающего и собственной личности, нередко появляются ограничения в передвижении.

Степень выраженности ограничений жизнедеятельности за­висит от многих факторов - причины заболевания, характера и тяжести повреждения головного мозга, возраста, в котором на­чалось заболевание, и злокачественности его течения. Ограниче­ния в любой сфере жизнедеятельности могут колебаться от не­значительных до полной дезадаптации в бытовой и социальной сфере.

При хронических психических заболеваниях заметно наруша­ются мотивационно-волевые компоненты личности, ухудшаются аналитические способности к оценке ситуации и моделированию адекватного поведения, снижаются возможности самостоятельного жизнеобеспечения, создания и сохранения семьи, проявляются эмоциональная неустойчивость, неадекватность. Часто страдает способность к общению, что приводит к сужению круга обще­ния, разрушению социальных связей, иногда до полной утраты способности общаться с близкими.

Нередко возникают двигательные нарушения, которые проявля­ются в мышечной скованности, заторможенности, замедленно­сти движений, вплоть до полной обездвиженности, или, наобо­рот, моторном возбуждении, хаотичности движений. Возможно развитие судорожных пароксизмов. Эти расстройства приводят к ограничению передвижения.

Нарушения самообслуживания могут доходить до полной утра­ты навыков личной гигиены и самостоятельных физиологических отправлений. При нарушениях памяти, старческом слабоумии могут возникать ситуации, опасные для жизни, - больные забывают выключить газ, утрачивают навыки обращения с электрическими приборами, не ориентируются в знакомой местности, не помнят дорогу домой. При выраженном слабоумии нарушается ориента­ция не только в окружающем, во времени, но и в собственной личности.

Нередко у психически больных снижаются способности к обу­чению, усвоению информации, приобретению навыков ведения домашнего хозяйства, трудовых и социальных навыков. При глу­бокой умственной отсталости ребенок не в состоянии овладеть речью, усвоение языка сводится в лучшем случае к пониманию простых команд.

Степень ограничения способности к трудовой деятельности ко­леблется от снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности до неспособности выполнять про­стейшие трудовые процессы.

Программы реабилитационных мероприятий при психических расстройствах определяются как характером ограничения жизне­деятельности и способностью к компенсации нарушенных психи­ческих функций, так и местом их проведения. Но в любом случае предусматриваются две стратегии вмешательств: 1) развитие на­выков инвалида; 2) расширение внешних ресурсов.

На протяжении многих десятилетий основными организа­ционными формами психиатрической помощи в системе со­циальной защиты населения считались учреждения стационарного типа - психоневрологические интернатыдля взрос­лых и детей. Интернаты предназначены для оказания помощи ли­цам с довольно тяжелыми формами психических заболеваний и расстройствами социальной адаптации. В психоневрологические ин­тернаты принимаются инвалиды I и II групп, страдающие хрони­ческим психическим заболеванием или старческим слабоумием. В детские дома-интернаты направляются дети с выраженной ум­ственной отсталостью.

В 1970-1980-е гг. число психоневрологических интернатов постоянно увеличивалось, производилось перепрофилирование интернатов общего типа в психоневрологические. В психоневрологических интернатах находятся лица с тяжелой умственной отсталостью и слабоумием разного генеза (шизофре­нии, эпилепсии, деменции позднего возраста и пр.).

Основными задачами психоневрологических интернатов слу­жат:

- материально-бытовое обеспечение инвалидов и создание наи­более адекватных по возрасту и состоянию здоровья условий жиз­недеятельности;

- организация ухода и надзора за пациентами, оказание меди­цинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и про­филактических мероприятий;

- осуществление реабилитационных мероприятий медицин­ского, социального и лечебно-трудового характера;

- организация отдыха и досуга лиц, проживающих в интернате.

С учетом степени интеллектуального недоразвития или приоб­ретенного дефекта у инвалидов любого возраста планируются формы и методы реабилитации, прогнозируются результаты ее зависимости от уровня интеллектуальной недостаточности, со­хранности способности к обучению или восстановлению утрачен­ных навыков, с одной стороны, и используемых форм и методов реабилитации - с другой.

Учитывая, что в большинстве случаев больные поступают в психоневрологические учреждения, чтобы остаться в них навсегда, до естественного конца, в организации работы этих учреждений значительное место занимают вопросы социального и бы­тового устройства пациентов, создание терапевтической среды.

С целью активизации психической деятельности больных спе­циалистами предлагается использовать следующие реабилитационно-восстановительные режимы содержания пациентов:

- режим постоянного наблюдения, когда больной постоянно находится в поле зрения персонала;

- режим общего наблюдения, который предполагает возмож­ность перемещения пациента по территории при условии, что персоналу в каждый момент времени известно его местонахож­дение;

- ограниченно-свободный режим (в пределах учреждения). Он охватывает пациентов с упорядоченным поведением; больные, на­ходящиеся на этом режиме, могут свободно перемещаться по тер­ритории, пользоваться разовыми отпусками, активно участвовать в трудовых процессах, быть относительно независимыми в соци­ально-бытовом отношении;

- собственно свободный режим содержания - для наиболее сохранных больных, хорошо ориентирующихся на местности за пределами интерната, пользующихся транспортом, работающих вне стен учреждения, имеющих постоянный пропуск.

Трудовая терапия приобретает особое значение для реабилита­ции психически больных с выраженными психическими расстрой­ствами, которые надолго изолируются от общества и близких. Тру­довая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая со­стояние напряженности и беспокойства.

Материально-технической базой реабилитации инвалидов, на­ходящихся в домах-интернатах, служат лечебно-трудовые мастер­ские, подсобные хозяйства, спеццехи. Лечебно-трудовые мастер­ские представлены различными профилями: швейным, столяр­ным, картонажным, сборочным, галантерейным и др. Подсобные хозяйства включают полеводство, огородничество, садоводство, цветоводство, животноводство и др.

Существенной формой занятости инвалидов трудом в психо­неврологических интернатах является зачисление их на штатные должности, что особенно важно для молодых инвалидов, так как это повышает их самоуважение.

В системе здравоохранения стационарная психиатри­ческая служба предназначена для оказания помощи лицам с вы­раженной декомпенсацией психического состояния. Социальная реабилитация для таких пациентов заключается в стимуляции по­тенциальных психических возможностей и привитии навыков по самообслуживанию и социальному функционированию с целью подготовки больного к жизни и во внебольничных условиях.

Для больных с менее выраженными формами нарушений жиз­необеспечения особое значение имеет психотерапевтическое и психосоциальное воздействие с целью преодоления болезненных изменений, повышения социальной активности и самооценки личности.

Основной организационной формой амбулаторной психиатри­ческой помощи являются психоневрологические диспансеры(ПНД). Главные организационные задачи социальной помощи в усло­виях ПНД:

- организация различных форм социальной поддержки паци­ентов (материальной, в виде льгот);

- обеспечение социальной помощи больным и их семьям (помощи по хозяйству, в воспитании детей, патронажа, трудо­устройства, социальной и правовой защиты); оформление доку­ментов и госпитализация пациентов при наличии показаний в учреждения органов социального обслуживания; решение воп­росов опеки;

- проведение социально-реабилитационных программ - обра­зовательных курсов по основам психиатрических знаний, различ­ных видов индивидуальной и групповой психотерапии и тренин­гов социальных навыков; восстановление профессионального функционирования или обеспечение трудовой занятости;

- оказание психологической поддержки семьям, имеющим пси­хически больного;

- организация общественных форм помощи потребителей - самих больных, их родственников и ближайшего окружения;

- реализация программ по антистигме: обеспечение психоло­гической коррекции с целью дестигматизации самих больных и их родственников, проведение информационно-образовательных школ среди отдельных социальных групп населения, работы со средствами массовой информации;

- установление связей и взаимодействия психоневрологического диспансера с территориальными социальными и другими учреж­дениями, имеющими отношение к социальным проблемам пси­хически больных людей.

Лечебно-трудовые мастерские (ЛТМ) и специализированные цехив системе органов здравоохранения представляют основную базу для организации трудовой деятельности инвалидов по психиче­скому заболеванию. Они развернуты в структуре психоневрологи­ческих диспансеров и психиатрических больниц.

С реабилитационной целью в стационарах создаются терапев­тические сообщества пациентов. Они базируются на функциони­ровании разных небольших групп пациентов - психотерапевти­ческих, работающих в трудовых мастерских, выписывающихся больных. Групповая психосоциальная работа помогает тяжелым больным преодолеть явления дефекта, служит полем для отработ­ки планов и действий, отвечающих реальности.

Немаловажное значение в предотвращении явлений «госпитализма» и социальной дезадаптации имеет применение дифференцированных в зависимости от психи­ческого состояния, реабилитационных режимов, внедрение социоориентированных методов в лечение больных.

Перспективные направления развития психиатрической помощи во всем мире, в том числе и в России, - деинституционализация и перенос терапевтических и реабилитационных воздействий в сообщество. В общинах создаются центры психосоциальной ре­абилитации, службы социальной поддержки и ухода, профессио­нальной подготовки и занятости, обеспечения пищи, одежды и крова. В развитых странах в учреждениях постоянного проживания находятся только больные с тяжелыми формами интеллектуаль­ной недостаточности и неспособностью к самообслуживанию. При этом делается все возможное, чтобы научить таких людей и по­мочь им жить дома. В воспитательно-образовательных программах детей с умственной патологией широко используются тренинги социальных навыков. Проводятся обучение навыкам гигиены, са­мообслуживания и взаимопомощи, правильному поведению в усло­виях интерната и вне его, привитие навыков самостоятельной жиз­ни и обучение доступным профессиям. Реабилитационные про­граммы для взрослых также направлены на освоение больными навыков ведения домашнего хозяйства, привлечение к труду, их ориентацию в условиях социума.

В России в интернатах для детей внедряются новые методы коррекционной и развивающей педагогики, обучения социальным и трудовым навыкам. Накопленный опыт, главным образом зарубежный, свидетель­ствует о целесообразности организации для психически больных, утративших родственные связи и не нуждающихся в постоянном содержании в стационарных учреждениях, различных форм за­щищенного жилья: отделений-общежитий промежуточного типа, реабилитационных центров или квартир, кемпингов, пансиона­тов. Это значительно повышает шансы больного на восстановле­ние трудового статуса и приобретение способности жить в есте­ственных условиях при минимальной поддержке и патронаже со­циальными работниками.

В России существуют общежития для психически больных, но их число составляет меньше полусотни. Общежития входят в струк­туру психиатрических больниц для длительного (многолетнего) пребывания больных. Они рассчитаны на тех пациентов, которые только что выписались из психиатрического стационара, получа­ют медикаментозную терапию антипсихотическими средствами и нуждаются лишь в небольшой степени участия медицинского пер­сонала и минимальном врачебном контроле.

Задачами социальной службы в условиях защищенных форм жилья служат формирование адекватных установок на новую сре­ду обитания, проведение реабилитационной работы. Эта работа главным образом направлена на восстановление трудового стату­са и приобретение способности жить в естественных условиях. С помощью психосоциального тренинга больные также учатся справляться с конфликтами, отстаивать свои интересы, опреде­лять реальные перспективы, действовать в соответствии с ожида­ниями общества.

Социальная реабилитация инвалидов по психическому заболе­ванию в учреждениях полустационарного и амбулаторного типа в нашей стране в последние годы получила новое звучание и при­знается наиболее перспективной.

Заметную роль в реабилитации инвалидов по психическому заболеванию играют общественные объединения.Общественное дви­жение в психиатрии в мировой практике зародилось в начале и бурно развивалось в середине прошлого века. Используя передо­вой зарубежный опыт, в России с начала 1990-х гг. также апро­бируются и получают развитие негосударственные формы орга­низации социально-реабилитационной помощи. Общественные объединения условно можно разделить на два вида: 1) професси­ональные общественные объединения, в состав которых входят психиатры, психологи, социальные работники и другие специа­листы; 2) общественные организации, которые представлены са­мими пациентами, их родственниками, лицами, им сочувствую­щими.

Инициаторами общественного и благотворительного движения были профессионалы в области психического здоровья. С их по­мощью создавались реабилитационные центры, различного рода общественные объединения родственников психически больных, образовательные «школы» и группы самоподдержки психически больных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подготовка спе­циалистов, владеющих знаниями в области реабилитации, спосо­бами решения социальных проблем, связанных со здоровьем, ме­тодами восстановления способностей больных и инвалидов к бытовой, об­щественной, профессиональной деятельности, навыками форми­рования механизмов взаимодействия социального окружения с лицами с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение для обеспечения социальной за­щищенности уязвимых категорий населения.

Задача государства - создание лицам с ограниченными возможностями необ­ходимых условий для достижения одинакового со своими сограж­данами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни. Этому, в первую очередь способствует нормативно-правовая база социальной защиты и реабилитации инвалидов, основные положения которой освещены в курсе лекций.

Восстановлению спо­собности лиц с ограниченными возможностями к социальному функционированию, незави­симому образу жизни призвана помочь система многопрофиль­ной комплексной реабилитации как самостоятельная область на­учной и практической деятельности, в связи с чем в курсе лекций особое внимание уделено содержанию и понятийному аппа­рату медико-социальной реабилитации, принци­пам организации реабилитационного процесса и реабилитационно-экспертной диагностике.

Представленные в лекциях организационная струк­тура системы реабилитации; направления деятельности отдельных учреждений, технологии социально-средовой, социально-бытовой и профессиональной реабилитации; методы психосоциальной и психокоррекционной помощи способствуют формированию навыков комплексного подхода при организации медико-социальной реабилитации, что способствует наиболее полной интеграции в общество разных категорий лиц с ограниченными возможностями.

Наши рекомендации