Медико-социальной реабилитации

· Международные правовые документы по проблемам людей с ограниченными возможностями

· Обеспечение равных возможностей для людей с ограниченными возможностями на государственном уровне

Международные правовые документы по проблемам людей с ограниченными возможностями. Формирование политики в отношении инвалидов имеет свою мировую историю. Длительное время права инвалидов являются объектом пристального внимания ООН и других международных организаций (МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИС и др.). Основное направле­ние, которое прослеживается в развитии политики,- это переход от социальной защищенности к гражданскому равенству инвалидов.

В Рекомендациях к реабилитационным программам Парламент­ской ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. отмечается, что инвалидность- это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культур­ными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на та­ких же основаниях, как и другие члены общества.В этом определе­нии инвалидность имеет не столько медицинское, сколько соци­альное понятие и рассматривается как одна из форм социального неравенства.

Все международные документы условно можно разделить на двебольшие группы: касающиеся прав человека вообще, а зна­чит, и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и отдель­но касающиеся прав инвалидов. Любой из этих документов не со­держит положений, ограничивающих инвалидов с физическими или умственными недостатками в каких бы то ни было правах, предназначенных для людей других социальных категорий.

К основополагающим документам мирового сообщества в отно­шении прав инвалидов относятся Всеобщая декларация прав чело­века, принятая в 1948 г., и Декларация социального прогресса и развития, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН в 1969 г. Всеобщая декларация прав человекауказывает, что «все люди рожда­ются свободными и равными в правах и достоинстве», «всякий может располагать всеми правами и свободами без различий любого свой­ства», «каждый имеет право на жизнь без всяких условий и ограни­чений», «все равны перед законом и имеют право на защиту про­тив любой дискриминации», «каждый имеет право на нормальную жизнь в случае безработицы, болезни, инвалидности».

Декларация социального прогрессаи развития также содержит положения, направленные на защиту инвалидов, на предотвра­щение какой бы то ни было дискриминации. Среди актов Совета Европы необходимо назвать Европейскую конвенцию о социальном обеспечении и Европейскую конвенцию о со­циальной и медицинской помощи.Они содержат положения о праве каждого человека на медицинскую помощь, социальную защиту, профессиональную подготовку, труд, жилье, благосостояние. Рас­пространяясь на всех людей, эти права относятся в равной мере и к инвалидам.

Конвенция о правах ребенкавключает статью о защите ребенка от всех форм физического и психологического насилия. В ней от­мечается, что «неполноценный в умственном и физическом от­ношении ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверен­ности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества». Таким детям должен быть обеспечен доступ к услугам в области медицинского обслуживания, образования, профессиональной подготовки, улучшения здоровья, подготовки к трудовой деятель­ности, а также доступ к средствам отдыха.

Признание международным сообществом за инвалидами рав­ных прав, однако, не позволяет отрицать, что объективно инва­лиды представляют собой социальную группу, имеющую опре­деленные особенности, заключающиеся в наличии ограничений жизнедеятельности. Именно этому посвящена вто­рая группа международных документов, нацеливающих государ­ства на деятельность по удовлетворению особых потребностей инвалидов и созданию реальных условий для их медико-социаль­ной реабилитации.

Место программного документа в этой группе занимает Декла­рация о правах инвалидов,принятая в 1975 г. В данном международ­ном документе подчеркивается, что инвалиды должны быть защи­щены от какой бы то ни было эксплуатации, они имеют право на уважение их человеческого достоинства, на меры, предназначен­ные для того, чтобы получить возможность приобрести как можно большую самостоятельность. По мнению экспертов ООН, основ­ные права, которые должны быть гарантированы инвалиду и на основе которых определяется степень соответствия национальной политики государства международным стандартам, - это права на образование и труд, на вступление в брак, на родительство, право обращения в суд, право на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политические права.

Инвалиды имеют право на социально-медицинскую помощь и реабилитацию, позволяющие им полностью интегрироваться в общество. Для этого декларация впервые за всю историю человечества рекомендует государствам обеспечить инвалидам важнейшие пра­ва:

- на медицинскую, психологическую и социальную реабилита­цию, протезно-ортопедическую помощь;

- на профессиональную подготовку и трудоустройство;

- на различные виды социального обслуживания;

- на экономическое и социальное обеспечение;

- право на то, чтобы особые нужды инвалидов учитывались на всех стадиях экономического и социального планирования;

- право на квалифицированную юридическую помощь;

- право инвалидов, их семей и общин на свободный доступ к информации, содержащейся в настоящей декларации.

Права инвалидов с умственными недостатками на медико-социальную реабилитацию отражены в Декларации о правах умственно отсталых лиц,принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г. Согласно декларации умственно отсталое лицо имеет право на медицинское обслуживание и лечение, удовлетворительный жизненный уровень, на образование, обучение и восстановление способности к труду в равной степени с другими людьми.

1981 г. был объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом инвалидов под лозунгом «Полное участие и равенство». С целью привлечения внимания правительств и общественности к проблеме инвалидов в 1982 г. Генеральной Ассамблеей ООН принята Всемирная программа действийпо предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов. Она нацеливает страны на полное участие инвалидов в общественной жизни, на их развитие и равенство. Три рабочие задачи программы посвящены профилактике инвалидности, медико-социальной реабилитации инвалидов и расширению их прав на равные возможности и повышение качества жизни.

В 1983 г. принята резолюция о мерах по осуществлению всемирной программы действия защиты инвалидов. 1984-1993 гг. были объявлены Десятилетием инвалидов, в течение которого предусматривалось осуществить положения этой программы. В 1987 г. состоялось глобальное совещание экспертов в Стокгольме по оцен­ке хода осуществления Всемирной программы действий и внесе­ны важные замечания по ее реализации. В 1990 г. принята Всемирная декларация по обеспечению выживания, защиты и развития де­тей.

На основе опыта, приобретенного в течение Десятилетия ин­валидов, и ряда международных документов, касающихся прав инвалидов, в 1993 г. Генеральной Ассамблеей ООН были сформу­лированы Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.Хотя правила и не вводятся принудительно, они могут стать общими международными стандартами, если их примет большинство государств, стремящихся уважать международ­ные законы. Правила предполагают наличие глубокой моральной и политической мотивации со стороны государства к созданию равных возможностей для инвалидов.

Стандартные правила стали основным международным доку­ментом, фиксирующим базовые принципы медико-социальной реабилитации инвалидов. В них даны конкретные рекомендации государствам по принятию необходимых мер для полного участия инвалидов в общественной жизни.

Стандартные правила включают современные понятия инва­лидности, профилактики инвалидности, медико-социальной ре­абилитации и обеспечения равных возможностей. В них обращает­ся внимание на то, что «процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи», он «включает в себя ши­рокий круг мер и деятельности по реабилитации». Реабилитация понимается как достижение инвалидами оптимального физиче­ского, психического и социального уровня деятельности, а также обеспечение равных возможностей. Это означает «процесс, благо­даря которому различные системы общества и окружающей сре­ды, такие как обслуживание, трудовая деятельность, информа­ция, становятся доступными инвалидам».

В 1994 г. была разработана долгосрочная Стратегия осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов до 2000 года и далее,которая предусматривает механизм реализации целей, отраженных в резолюции «Общество для всех к 2010 году». В про­грамме затронуты вопросы искоренения нищеты инвалидов, рас­ширения их полезной занятости и сокращения безработицы, со­циальной интеграции инвалидов.

В 1999 г. на Ассамблее Международной реабилитации в Лондо­не принята Хартия третьего тысячелетия, отражающая стремле­ние создать «мир с равными возможностями для инвалидов и обес­печить полноценную включенность этой категории населения во все сферы жизни общества». Хартия предлагает рассматривать «ин­валидность как одно из многообразных проявлений человеческой жизни, так как 10 % жителей планеты имеют врожденные или приобретенные ограничения жизнедеятельности». Она нацеливает на то, «чтобы каждый инвалид получал реабилитационное обслуживание для оптимизации психического, физического и функционального состояния с целью достижения возможности ведения самостоятельного образа жизни».

Европейский союз в декабре 2000 г. провозгласил Хартию ос­новных прав,которая запрещает дискриминацию на любых основаниях, включая инвалидность. В ней говорится о том, что «Европейский союз признает и уважает права инвалидов пользоваться плодами мер, предназначенных для обеспечения их самостоятельности, социальной и профессиональной интеграции и участия в жизни общества».

В Европе в мае 2001 г. Европейская комиссия приняла предложение провозгласить 2003 г. годом инвалидов для того, чтобы повысить информированность общественности о правах инвалидом на защиту от дискриминации и на полное и равное пользования своими правами.

Изменившиеся социально-политические условия создают предпосылки для осмысления и понимания, что социальная защите инвалидов является не узковедомственной, а общегосударственной проблемой, затрагивающей интересы всего общества.

Основные принципы политики в решении проблемы инвалидности, разработанные международным сообществом, сводятся к следующим положениям:

1. правительство ответственно за внедрение системы, которая работает на устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности;

2. государство должно обеспечивать инвалидам возможность достигнуть одинакового по сравнению с согражданами уровня жизни, в том числе и в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участии в общественной жизни;

3. за инвалидами должны быть признаны права и обязанности граждан данного общества.

В настоящее время ООН разработаны стандарты, которые по­зволяют оценивать политику каждой страны в отношении инва­лидов. Основными формализованными критериями такой оценки выступают:

- наличие официально принятой политики в отношении инва­лидов;

- наличие специального антидискриминационного законода­тельства в отношении инвалидов;

- координация национальной политики по отношению к ин­валидам;

- наличие судебных и административных механизмов реализа­ции прав инвалидов;

- наличие неправительственных организаций инвалидов;

- доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, образование, создание семьи, неприкосно­венность частной жизни, собственности, а также политических прав;

- наличие системы льгот и компенсаций для инвалидов;

- доступность для инвалидов физической и информационной среды.

Обеспечение равных возможностей для людей с ограниченными возможностями на государственном уровне.В компетенции государства находятся способы признания, обес­печения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

Государство и общество должны стремиться к равнодоступно­сти в отношении инвалидов на всей территории страны независи­мо от места их проживания. Общество обязано адаптировать суще­ствующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жиз­нью. Государство, обеспечивая социальную защищенность инва­лидов, призвано создавать им необходимые условия для индиви­дуального развития, получения общего и профессионального об­разования, реализации творческих и производственных возмож­ностей и способностей путем учета реальных потребностей. Инва­лиды и их организации должны быть активными партнерами в этом процессе.

Социальная политика в отношении инвалидов осуществляется на разных уровнях. Первый уровень- это учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции меж­дународных организаций.

Второй уровень - государственный: юридические акты федерального значения, включая федеральные законы, указы Президента и Правительства Российской Федерации. Сюда отно­сится также деятельность Министерство социального развития и здравоохранения, Министерства образования и науки и т.д., а также подведомственных учреждений.

Третий уровень - деятельность региональных и муници­пальных учреждений, которые руководствуются законодательны­ми актами высшего уровня и нормативно-правовыми документа­ми субъектов федерации. На этом уровне в зависимости от по­требностей формируется организационная структура службы и осуществляется непосредственное медико-социальное обслужива­ние инвалидов.

Кроме государственных учреждений в формировании и реали­зации социальной политики в отношении инвалидов участвует неправительственный сектор. К нему относятся различные ком­мерческие и общественные организации, например Всероссий­ское общество инвалидов, Всероссийское общество глухих, раз­личные благотворительные фонды и ассоциации, группы само­помощи и другие гражданские инициативы.

Современная социальная политика по отношению к лицам, имеющим инвалидность, предусматривает два основных направ­ления:

1. С точки зрения общественных, государственных проблем - изменение общественного мнения к проблеме инвалидности, формирование среды жизнедеятелвности, создание системы ме­дико-социальной реабилитации и рационального трудоустройства, обеспечение гражданского равенства.

2. С точки зрения отдельного индивида - обеспечение инди­видуальных потребностей в медицинских, психологических, со­циальных и других реабилитационных мероприятиях, направлен­ных на достижение максимально возможного личного и социаль­ного статуса.

Для эффективного решения многочисленных проблем инвали­дов необходимо формирование системы реабилитации инвалидов на федеральном и региональном уровнях, оптимальное функцио­нирование которой может осуществляться лишь на базе единых организационно-правовых и методических основ.

В России к законодательным документам, имеющим особое зна­чение для определения прав и обязанностей инвалидов и каса­ющихся правовой защиты интересов, относятся Конституция РФ, принятая в 1991 г., и федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О социальном обслужива­нии граждан пожилого возраста и инвалидов», принятые в 1995 г.

Конституция РФ и нормативно-правовые акты, конкретизиру­ющие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности, составляют то правовое простран­ство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Конституция служит основным законом госу­дарства, регламентирующим основы общественного и государствен­ного устройства, основные права и обязанности граждан.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Россий­ской Федерации»стал важным документом, направленным на уси­ление социальной защиты инвалидов с позиций современной кон­цепции инвалидности. Согласно закону под социальной защитой понимается система гарантированных государством экономиче­ских, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия их компенсации ограниченной жизнедеятельности и на­правленных на создание им равных возможностей для участия в жизни общества.

Законом определены основные направления государственной политики в области социальной защиты инвалидов и органы, от­ветственные за ее исполнение; разработаны меры по совершенст­вованию медико-социальной экспертизы и созданию государствен­ной службы реабилитации инвалидов, обеспечению гарантий по предоставлению льгот инвалидам и созданию оптимальных усло­вий жизнедеятельности, соблюдению прав на образование, труд, отдых и медико-социальную помощь. Определены также права и льготы общественных организаций инвалидов. В результате работы, прове­денной федеральными органами исполнительной власти при уча­стии общественных организаций инвалидов, во исполнение зако­на к настоящему времени принят ряд постановлений и распоря­жений Правительства Российской Федерации. К наиболее важ­ным постановлениям, защищающим инвалидов с социально-эко­номической точки зрения, можно отнести следующие:

· о порядке признания граждан инвалидами;

· о предоставлении льгот инвали­дам и семьям, имеющим детей-инвалидов;

· об утверждении пе­речня заболеваний, дающих право на получение дополнительной жилой площади;

· об обеспечении жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг;

· о предоставлении инвалидам авто­транспортных средств.

Ряд документов касается развития медико-социальной помо­щи инвалидам:

· о государственной службе медико-социальной экспертизы;

· о классификации критериев, используемых при осуще­ствлении медико-социальной экспертизы;

· об образовании меж­ведомственной комиссии по координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов;

· примерное положение о реабилитаци­онном учреждении;

· об обеспечении инвалидов техническими и иными средствами реабилитации.

Разработаны нормативно-правовые документы, закрепляющие права инвалидов на обучение, досуг и получение информации:

· о порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и вне государственных образовательных учреждений;

· о мерах по обес­печению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры и др.

Согласно закону осо­бые права инвалидам предоставляются во всех жизненно важных областях: здравоохранении, социальном обеспечении, реабили­тации, образовании, занятости.

В настоящее время Россия проходит путь от принятия полной государственной ответственности за социально-экономическое обеспечение инвалидов к признанию инвалида политическим и полноценным гражданином страны.

ЛЕКЦИЯ 5

Наши рекомендации