Психоаналитические подходы к алекситимии
Мы обязаны группе французских психоаналитиков много больше, чем просто описанием операциональ ного мышления у психосоматических пациентов. Они были преданны одному из лучших психоана литических принципов, а именно, что исследова ние и попытки понимания должны идти параллель но с терапией. Де М'юзан (1974а), например, при описании серьезных препятствий "аналитическому процессу", представляемых операциональным мыш лением, утверждал: "Конечно, может быть прове дена определенная работа, от которой пациент в конечном счете получит пользу, но она остается разделенной на части и ограниченной, как если бы она проводилась вдали от той области, где глав ным образом размещены конфликты, то есть от со матического уровня" (р.465). Оригинальная груп па парижских психосоматически ориентированных психоаналитиков (Marty, de M'Uzan, and David, 1963) пыталась объяснить свои наблюдения опера ционального мышления с экономической точки зре ния психоанализа. Они постулировали, что клю чевое расстройство было "текущим неврозом", что блокированное инстинктивное влечение разряжа ется непосредственно через физиологический ком-
— алекситимия и. 529
понент аффекта (так называемый экспрессивный элемент) и что поэтому наблюдается ухудшение фантазийной выработки. Другими словами, психи ческая энергия обходит психику и стимулирует внут ренние органы, порождая психосоматическое забо левание. Так как фантазии не разрабатываются де тальным образом, получаемые в ходе психоанали за наблюдения в отношении характера пациента являются, главным образом, негативного рода: сви детельствуя об отсутствующем элементе. Стефанос (1975), который психоаналитически, хотя не гео графически, связан с парижской группой, объяс нял, что так как психосоматические пациенты по казывают архаическое, автоматоподобное и меха ническое мышление, аналитическая терапия долж на сдвигать "все, кроме недоступного психосомати ческого процесса, в историческую перспективу (р. 178). Под этим он имел в виду, что операцио нальное мышление представляло собой специфи ческую нехватку (р. 179), что, в силу отсутствия фантазий, наблюдается неспособность развивать привязанности и имеет место "психическая дыра", которую он сравнил с "базисным повреждением" (1968) и с "провалом окружающей среды" Винникотта (1965). Стефанос постулировал, что его пациенты страдали от "расстройства в интеграции
телесной схемы и соответственно от
отношений к своим физическим симптомам: их сим птомы остаются изолированными, не связанными с их телом как с целым и с их психосоциальным кон текстом" (р. 186). Опираясь на эту идею, Стефанос пытался осуществить "факультативную степень удерживания" в соответствии со "способностью индивидуального пациента выносить напряжение, которая является первым условием для начала те-
530 Г
рапевтической регрессии..." (р. 186). Он активно содействовал тому, что мы рассматриваем как - ферентное отношение идеализируемой зависимос ти (от матери) и призывал к тому, чтобы у терапев та не было намерения оставаться нейтральным, а напротив, чтобы он "всегда был здесь в качестве "матерински заботливого готового помогать и заботиться о пациенте.
Но намного более значимой фигурой, в наиболь шей степени способствующей пониманию аффектив ных расстройств и их смысла, является Джойс МакДугалл. За свою более чем 25-летнюю психо аналитическую практику она была особенно чув ствительна к глубинным расстройствам у своих па циентов, с которыми обращались жестоким обра зом, что привело к замораживанию их Я. Напри мер, она проделала огромную работу по лечению пациентов с перверсиями и в ретроспективе была поражена осознанием того, что вдобавок ко мно гим своим "динамическим" проблемам ее пациенты утратили любовь к своей сексуальной жизни. Она суммировала это следующим образом (1984): "Сек суальные перверсии, вероятно, являются самой крайней формой
го выражения, которая существует!" — и пришла к
мысли о том, что "многие анализанды, чья психи ческая экономика и равновесие, по-видимому, за висят от их сексуальных вымыслов, страдали, вдо бавок, от психосоматических расстройств" (р.82).
В своем классическом вкладе в психоаналити ческие концепции алекситимии МакДугалл (1974а) тщательно исследовала фантазии и реконструкции, которые придавали психоаналитический смысл опи-
* Данный термин и техника предложены Марти и Паратом
саниям операционального мышления ее коллегами. МакДугалл постулировала, что проблемы психосос- матического/алекситимического пациента восходи ли к ранним довербальным трудностям. Эти про блемы были связаны с необходимостью для ребенка использовать очень ранние формы связанности (relatedness) для настроя на бессознательную пси хику матери — и здесь вопрос вращался вокруг того, позволит ли мать утрату магического единства. Тра гедия маленького Нарцисса начиналась, когда он не мог видеть своего отражения в глазах своей ма тери.
У психосоматиков/алекситимиков проблемы бо лее глобальны, чем у невротиков. Проблема здесь состоит в том, можно ли позволить ребенку быть отдельным индивидом. Хотя психоз является аль тернативой, отрицание собственной идентичности незаметно разъедает связующую нить между соб ственной саморепрезентацией и репрезентацией по тенциального объекта любви.
Однако первоначальная гуманизация, в процессе которой мать соблазняет ребенка на жизнь, являет ся краеугольным камнем, на котором основывается "творческий процесс, предназначенный для прида ния каждому индивиду его идентичности" (р.438). Большое число наблюдений посвящено отсутству ющим связям и фантазиям, однако можно видеть тщательную разработку психосоматических проблем, вовлекающих творчество, проблем, которые были спасающими жизнь при тех обстоятельствах, при которых они развились. МакДугалл сфокусировала внимание на различии между алекситимическими пациентами и невротиками: алекситимики "часто показывают малое количество спонтанного фанта зирования, что связано либо с их соматическим не-
дутом, либо с другими аспектами их жизни. Это важ ная нота для настроенного уха аналитика. Можно придти к осознанию того, что ты как бы слушаешь песню, в которой присутствуют слова, однако от сутствует мелодия" (р.444).
В отличие от невротиков, которые способны раз вивать подробные фантазии о себе и своих объек тах и которым затем приходится бороться с аффек тивными откликами на конфликт, порожденный их конфликтами, алекситимическим/психосоматичес- ким пациентам удается расщеплять свои самореп резентации и исключать обширные области своих тел от их психической саморепрезентации. Как это виделось МакДугалл (1974а), этим пациентам уда ется полностью разрушать ментальные репрезента ции своих собственных частей и частей своих объек тных репрезентаций. Результатом является робо топодобное существование с тем, что представля ется сверхадаптацией к реальности, после того как был уничтожен мир воображения и чувств. Сверх нормальный робот является будущим психосома тическим пациентом.
Файн (1971) считала, что как результат срыва материнского ухода имеет место символический раз рыв между ментальной репрезентацией себя и ма теринского объекта; по этой причине для ребенка невозможно сформировать матрицу ментального ме ханизма, посредством которой телесные потребно сти могут быть удовлетворены через деятельность его Я. Как мы склонны говорить, имеет место "блок к установлению милосердного интроекта". МакДу галл (1974а) справедливо заключает, что "необыч но жестокое запрещение каждой попытки со сторо ны младенца создать аутоэротические заменители материнского взаимоотношения... подрывает узло
вую точку для создания внутренних объектных реп резентаций и нарождающихся элементов фантазий ной жизни" (р.447). Повторяя базисную формули ровку, МакДугалл объясняет, что "имеет место по ломка в объектных отношениях вследствие попыт ки заставить внешний объект вести себя подобно символическому объекту и таким образом починить психический провал" (р.455). Она заимствует идею Биона о "нападениях на связи" для объяснения, что здесь также мы видим "нападения на фантазий ную жизнь и на способность репрезентации аффек тов. Отсутствие невротических, перверсных и пси хотических механизмов является сигналом
сти для сомы" (р.655). Таким образом, МакДугалл видит "базисную нехватку" как отсутствие иденти фикации с осуществляющей уход матерью.
В своей работе 1978 года МакДугалл сообщила о важном открытии — о том же самом открытии, ко торое было описано здесь в девятой главе, — что тяжелая психическая травма в младенчестве не мо жет быть рассказана пациентом или реконструиро вана аналитиком "обычным образом", то есть ме тодом, предназначенным для работы с неврозами. Вместо этого "психическое страдание на этой пре- символической стадии неотличимо от физического страдания" (р. 177). Следовательно, пациент неспо собен рассказать нам о нем прямо или символичес ким образом, так как не вербализованы никакие следы памяти.
Хотя такие пациенты могут высказывать некото рые сексуальные жалобы, не здесь лежат их глав ные проблемы. Их реальная трудность проявит себя в виде неспособности преодолевать или даже по нимать боль или лишение в связи с утратой мате ринских трансферентных объектов. Эти проблемы
в действительности связаны с интеграцией и чув ством собственного Я, включая собственные физи ческие ощущения и границы. "Произошел отказ от девиантных сексуальных желаний без компенсации какого-либо вида. Вместо этого имеет место дест рукция аффекта и утрата символической репрезен тации сексуальных желаний" (McDougall, 1978, р.453).
Так как МакДугалл воспринимала ког нитивное расстройство у алекситимиков как отсут ствие или неудачу сформировать сущностно важ ные и объектные репрезентации и фун кции, она объясняла алекситимию как отсутствие символических структур, посредством которых ин дивид может представлять свои желания и аффек тивные состояния. При отсутствии символической и фантазийной конструкции для обработки и пере дачи послания все, что испытывается, является чув ством "затопления и потери собственной идентич ности"
Для терапевта является шокирующим открытие того, что некоторые пациенты стремятся к союзу слияния и не понимают и не приемлют коммуника цию как символическое средство сделать свои по требности известными.
МакДугалл указывает на еще один чрезвычайно важный момент: ориентация, требующая, чтобы индивид воспринимался как доказательство люб ви — требование быть понимаемым без слов — делает каждый отказ или каждую неспособность до стигать осуществления желания приводящим в ужас событием. Поэтому эти пациенты неспособны смот реть в лицо болезненным реалиям жизни. (Я под черкиваю в особенности их неспособность прини пределы силы любви.) Но также, поскольку
третья — алекситимия и. 535
все негативные моменты становятся нарциссичес- кой раной, которая не может быть психически пе реработана — то у них нет мотивации развивать аффективную толерантность. Поэтому эти пациен ты неспособны принимать болезненное беспомощности, связанной с "непохожестью, сек суальным отличием, невозможностью магического осуществления желаний или неизбежностью смер ти... Следовательно, жизнь становится бессмыслен ной и тяжелой... Другие люди склонны восприни маться как средства для этой бо лезненной внутренней драмы жизни" (McDougall, 1978,
Трудности, возникающие в связи с формулиров ками МакДугалл, главным образом связаны с ее акцентом на отсутствии или тотальной деструкции базисных и существенно важных элементов само репрезентаций и объектных репрезентаций. Исполь зование ею мыслей Биона привело в резуль тате к точке зрения, что нападения на связи реаль но разрушают возможность объектных отношений. При широко распространившейся деструкции, ис ключении и устранении значительных частей объек тной репрезентации и саморепрезентации, включая образ собственного тела, индивид испытывает чув ство, как если бы была утрачена психическая мат рица, по которой могут быть реконструированы лю бые символы, желания или воспоминания.
Мне кажется, что нечто психическое должно было сохраниться у этих пациентов, если мы собираемся помогать им в психическом отношении. В этой свя зи материал собственных случаев МакДугалл, по- видимому, находится в противоречии с ее теорети ческими формулировками. Во многих своих крат ких обрисовках случаев лечения, когда давалась
точная (хотя и очень "глубинная") интерпретация, пациенты реагировали с пониманием и проработ кой предполагаемых тем и конфликтов. Мне ка жется, что МакДугалл хорошо осознает эту про блему, вот почему она находится в поиске некоего термина, такого как "отвержение" или "исключе ние" для указания на то, что она иногда называет "дырой". Иногда она отмечает, что имела место деструкция психического материала без замены его чем-либо. Временами она, по-видимому, говорит о том, что определенная психическая репрезентация отсутствует, однако в другое время она, по всей видимости, говорит об идеях, которые некоторым образом связаны с более глубокой защитой, чем в случае вытеснения. Они, возможно, более глубоко вытеснены, чем она предполагает. МакДугалл, по- видимому, осознает неявно выраженный парадокс, когда описывает своих пациентов, которые "умыш ленно устранили всякий след (ее) слов и их глу бинное аффективное воздействие". Она замечает: "Такая разновидность психического отвержения или исключения является деятельностью совершенно иного порядка, чем это имеет место при вытесне нии или отрицании аффективно окрашенных идей и переживаний" (1984, р.395). Интересно отметить, что она сохраняет эти формулировки своей рабо те, однако для более удобного продвижения впе ред избавляется от некоторого балласта — от тер мина алекситимия. Вместо этого она называет сво их пациентов "нелояльными", хотя они остаются теми же самыми, что и ранее. В действительности, МакДугалл отмечает, что это те же самые пациен ты, которых она ранее описывала как "антианали- зандов в анализе" (1972, 1984, р.387).
Часть третья — алекситимия и. 537
И все же проблема остается. Если пациенты дей ствительно преуспели в разрушении большей час ти областей своей психической репрезентации и
зачем тогда мы должны даже пы таться лечить их психоаналитически? Ответ на нее очень сложен и связан с интеграцией соматичес ких, эвристических и церемониальных аспектов са- мостного опыта. Проблема в связи с формулиров кой МакДугалл заключается в том, что такие тер мины как исключение, деструкция и крушение свя зи, подразумевают, что теперь мы имеем дело ис ключительно с дефицитом. Однако имеются дан ные, даже в работе МакДугалл, что принятие на себя всецело осознаваемой и понимаемой, открыто признаваемой ответственности и заботы о себе все еще является конфликтом, все еще подвержено ва риациям в степени и все еще вовлекает в себя вы теснение. Однако прежде чем я смогу заново рас смотреть эту дилемму, мне требуется привести еще ряд моментов наблюдений и точек отхода.